Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усска€ культура после прин€ти€ христианства




 

ѕрин€тие христианства сделало доступной дл€ –уси культуру ¬изантии Ч наиболее развитого из европейских государств того времени. –азница в уровне развити€ не позвол€ла сразу восприн€ть культурные накоплени€ ¬изантии во всем их разнообразии. “ем не менее, некоторые перемены, затрагивающие основы человеческого мировоззрени€, произошли по историческим меркам очень быстро. »зменилс€ институт брака. ’ристианство сделало невозможными многоженство, развод, рождение детей вне брака. –азумеетс€, отступлени€ от христианских норм семейной жизни случались, но они стали исключением, преследуемым церковью и государством. ѕо€вилось новое представление о времени. ≈сли в традиционной культуре врем€ вслед за природными циклами двигалось как бы по кругу, то теперь оно шло линейно Ч от сотворени€ мира (за 5508 лет до –ождества ’ристова) к скрытому в неведомом будущем концу света и страшному суду. ¬озникло представление об истории как о некоей прот€женности. »зменились отношени€ между человеком и богом: €зыческие боги желали жертв, в первую очередь материальных, христианский же Ѕог требовал через соблюдение заповедей измен€ть себ€.

 

10 Ќекоторые из базовых христианских заповедей оказались труднореализуемыми в обществе того времени.   примеру, сам кн€зь ¬ладимир после крещени€ попыталс€ выполн€ть заповедь Ђне убийї, но это оказалось несовместимым с его об€занност€ми правител€. ќчень т€жело усваивалась христианска€ иде€ равенства. —в€щенное ѕисание говорило, что все люди происход€т от јдама и ≈вы. «нать же зачастую стремилась сохранить привилегированное положение, даже уйд€ в монастырь и посв€тив себ€ Ѕогу.

 

 

ѕисьменность

 

’ристианство привнесло в жизнь –уси принципиально новые культурные €влени€. ¬ числе наиболее важных новшеств были письменность и литература. ¬ дохристианскую эпоху на –уси могли эпизодически использовать скандинавские руны или греческие буквы, однако сведений об устойчивой письменной традиции нет. “еперь же письменность требовалась дл€ записи св€щенных текстов. ¬о вновь открытой  иевской епархии использовали кириллический алфавит, созданный дл€ слав€н еще в IX в. просветител€ми  ириллом и ћефодием.

 

12 ‘орма букв кириллического алфавита на прот€жении столетий мен€лась. ”став, наиболее древний тип письма, отличала строга€ геометричность и отсутствие наклона букв. —о второй половины XIV в.


его постепенно сменил полуустав, с менее строгой формой букв. — XVI в. в государственных приказах постепенно вырабатываетс€ скорописное письмо, характеризующеес€ св€занным написание букв и большим числом букв, вынесенных над строкой. “екст могли украшать художественно оформленными заставками, буквами инициалами или переплетать начальные строки текста в причудливую в€зь.

 

 

13 —в€щенные книги писали на церковнослав€нском €зыке, близком к южноболгарскому диалекту, родному дл€  ирилла и ћефоди€. Ётот €зык имел отличи€ от диалектов, распространенных на –уси. “ак в русской культуре возникло дву€зычие Ч письменна€ культура существовала на общем дл€ всех православных слав€н церковнослав€нском €зыке, а разговаривали на местных диалектах, которые могли существенно различатьс€ между собой. ÷ерковнослав€нский €зык делал все православные слав€нские земли общим культурным пространством.   примеру, в библиотеке удаленного —оловецкого монастыр€ в рукопис€х древнее XVII в. 75 % текстов составл€ли пам€тники, общие дл€ всех слав€нских литератур. “акое положение дел сохран€лось на прот€жении многих веков, вплоть до наступлени€ Ќового времени.

 

 

ќбучение

 

ƒл€ того, чтобы овладеть церковнослав€нским €зыком, требовалось учитьс€. —разу же после крещени€ кн€зь ¬ладимир вз€л в ученье детей Ђлучших людейї. ≈го сын ярослав ћудрый собрал в Ќовгороде дл€ обучени€ 300 детей. ¬озможно, что в некоторых русских городах какое-то врем€ существовали школы, однако чаще всего умение читать и писать передавалось от Ђмастераї к ученику, также как любое ремесло. ÷ентрами такого обучени€ были церкви и монастыри. ¬ажные сведени€ о распространении грамотности дала археологи€. ¬о всех древнерусских городах среди найденных в ходе раскопок вещей встречаютс€ писала Ч металлические или кост€ные стержни, при помощи которых выдавливали буквы на покрытых воском дощечках или бересте. Ѕерест€ные грамоты обнаружены в 12 городах. ѕодавл€ющее число находок было сделано в Ќовгороде. «десь умение читать и писать было делом обычным.

 

15 ”спехи образовани€ в ƒревней –уси нельз€ преувеличивать. ¬ рамках средневековой культуры грамотность оставалась уделом избранных. ƒаже в ћосковском государстве XVI в. абсолютное большинство населени€ грамоты не знало. ¬ 1551 г. в ћоскве на —тоглавом соборе решили, что по городам в домах лучших св€щенников и дь€конов должны быть созданы училища, где детей станут учить чтению, письму и церковной службе.

 

 

16 ¬ажной предпосылкой дл€ распространени€ грамотности и книжной культуры стало заимствование техники книгопечатани€. ¬ 1564 г. в ћоскве печатник »ван ‘едоров закончил работу над первой датированной печатной книгой Ђјпостолї. Ќеблагопри€тна€ внутриполитическа€ ситуаци€ вынудила ‘едорова бежать в –ечь ѕосполитую, однако технологи€ книжной печати не была утер€на. ¬ следующем столетии, после окончани€ —мутного времени, изготовление печатных учебных пособий стало нормой. ћосковский печатный двор выпускал азбуки, буквари, учебные „асословы и ѕсалтири.


17 ќбразование оставалось одинаковым дл€ представителей всех слоев русского общества. ÷аревич јлексей ћихайлович училс€ по Ѕукварю, вышедшему на ћосковском печатном дворе. »ллюстрированный Ѕукварь, написанный дл€ его внука царевича јлексе€ ѕетровича монахом  арионом (»стоминым) был издан дл€ общего пользовани€. ¬ 1648 г. в ћоскве переиздали Ђ√рамматикуї церковнослав€нского €зыка ћелети€ (—мотрицкого), монаха ¬иленского —в€то-ƒухова монастыр€. XVII в. стал рубежным в распространении грамотности. ≈сли в начале столети€ еще встречались неграмотные воеводы и малограмотные св€щенники, то к концу века больше половины жителей крупных городов –оссии умели читать и писать.

 

 нижна€ культура

 

—овременна€ литература Ч один из видов искусства. ѕисатели создают при помощи слова художественные образы. √лавна€ же цель древнерусского книжника Ч донести до будущих поколений слово Ѕожие. »з-за этого древнерусский читатель относилс€ к тексту иначе, чем современные люди. ѕисьменный текст воспринималс€ как нечто св€щенное. ƒискутировалс€ даже вопрос о том, не грех ли наступать на вал€ющиес€ обрывки с буквами?  нига не развлекала читател€, а назидала и внушала страх Ѕожий. —оответственно, в ней не было места шуткам, смеху и выдумкам. ќни лишь изредка проскальзывают в немногих произведени€х.

 

19 ¬ наше врем€ ценитс€ новизна литературного произведени€, в ƒревней же –уси, наоборот, предпочтение отдавалось древности, близости к божественному первоисточнику. —ейчас большое значение имеет авторство и оригинальность произведени€. ƒревнерусские авторы, наоборот, часто творили анонимно. ќни без колебаний вставл€ли в свои тексты фрагменты чужих произведений. јвторское право оказывалось бессмысленным там, где задача книжника Ч донести вневременную божественную истину или засвидетельствовать происход€щие по Ѕожьей воле событи€. «начимым им€ становилось только в том случае, если статус автора придавал произведению дополнительный авторитет.

 

 

20 »ным чем сегодн€ было даже представление о достоверности информации.   примеру, древнерусский автор жити€ св€того, не зна€ подробности о его жизни, без тени сомнени€ заимствовал фрагменты житий других св€тых. Ёто не воспринималось как подлог. ѕисатели исходили из того, что раз человек св€той, то значит и свой жизненный путь он проходил так, как положено св€тым.

 

 

21 √лавной задачей первых книжников  иевской митрополии было снабдить рукоположенных на –уси св€щенников богослужебными книгами и текстами, излагающими основу христианского вероучени€. Ќе случайно старейша€ из дошедших до нас древнерусских книг, это ≈вангелие 1056Ч1057 гг., которое чаще называют ќстромировым ≈вангелием по имени заказчика рукописи Ч новгородского посадника ќстромира.

 

 

22 ѕоскольку слав€не не могли сразу освоить весь корпус византийской литературы, то попул€рными стали различные подборки извлечений из сочинений наиболее значимых христианских авторов. ¬ 1073 г. дл€ киевского кн€з€ —в€тослава ярославича, сына ярослава ћудрого с


болгарской рукописи переписали Ђ»зборникї Ч самую старую из сохранившихс€ древнерусских четьих книг. »з этой рукописи (ее часто называют Ђ»зборник —в€тославаї) русский читатель мог узнать о 35 византийских авторах, в том числе таких значимых, как св€тители √ригорий Ѕогослов и ¬асилий ¬еликий. »мелс€ в тексте и перевод исторического сочинени€ Ч ЂЋетописецї патриарха Ќикифора. ѕон€тно, что глубоких знаний из такой книги почерпнуть было невозможно. ќднако дл€ целей просвещени€ Ђ»зборникї был незаменим. Ќедаром его копировали до XVIII в., а в старообр€дческой среде Ч до XIX в. ќт столети€ к столетию объем известных на –уси переводных текстов возрастал. ¬ виде исключени€ встречались даже произведени€, относ€щиес€ к античной культуре, такие, как Ђ»стори€ »удейской войныї римско-иудейского историка »осифа ‘лави€ (переведена не позднее XII в.).

 

23 ѕостепенно древнерусские книжники начали создавать и собственные литературные произведени€. Ќаиболее распространенными жанрами стали агиографические сочинени€ и летописные пам€тники. Ћетописи выполн€ли несколько функций. ќни свидетельствовали дл€ потомков, как на –уси распростран€лось христианство, сохран€ли пам€ть о славных де€ни€х кн€зей, а при необходимости могли выступать и в качестве документа в спорах с сосед€ми. ¬  иеве летописание велось уже в XI в., однако древнейшим из дошедших до нас летописных сводов €вл€етс€ Ђѕовесть временных летї, которую создал в начале XII в. монах  иево-ѕечерского монастыр€ Ќестор. Ћетописец встраивал историю –уси в контекст св€щенной истории, начина€ свой рассказ с ветхозаветного патриарха Ќо€.  ульминацией его рассказа стало прин€тие христианства кн€зем ¬ладимиром.

 

24 —о временем в разных земл€х –уси сложились местные летописные традиции. —ведени€ о них сохранились отрывочно. ќчень рано, не позднее XI в., возникло летописание в Ќовгороде. ¬ –остово-—уздальской земле свои летописи по€вились в XII в. ¬рем€ рождени€ московского летописани€ Ч XIV столетие. ѕосле объединени€ древнерусских земель вокруг ћосквы московское летописание стало общегосударственным.

 

25 ярчайшие летописные пам€тники оставила эпоха »вана √розного. ѕо инициативе митрополита ћакари€ в ћоскве составили Ђ—тепенную книгу царского родослови€ї. ¬ ней русска€ истори€ представала в виде ступеней, по которым –усь восходит к Ѕогу. —тупен€ми же были правлени€ предков »вана √розного, начина€ с прин€вшей христианство кн€гини ќльги. ¬енцом же этого пути перед читателем представал сам царь »ван. Ђ—тепенна€ книгаї пользовалась огромной попул€рностью. ќна дополн€лась и переписывалась до XVIII в.

 

 

26 Ќе менее грандиозной представл€етс€ иде€ составл€вшегос€ в јлександровской слободе ЂЋицевого летописного сводаї. ќн начиналс€ с библейской истории и заканчивалс€ царствованием »вана √розного. Ётот труд украшало более 16 тыс. миниатюр. –аботу над ним не удалось довести до конца. ¬ обстановке опричного террора вчерашние герои зачастую неожиданно превращались в государевых злодеев. ѕроцесс правки завершающей части текста становилс€ бесконечным.

 

 

27 ћножество летописных пам€тников породило —мутное врем€. Ћюди пытались осмыслить происход€щие со страной бедстви€. ќдним из


наиболее востребованных оказалось Ђ—казаниеї келар€ “роице-—ергиева монастыр€ јвраами€ ѕалицына. ѕо его мнению, причиной несчастий государства стало то, что люди Ђот своего чинуї захотели Ђвыше восходитиї. –азвитие летописани€ Ђвширьї стало одним из важных €влений XVII в. “еперь среди летописцев встречались двор€не средней руки, посадские люди и даже кресть€не. ¬ 1674 г. в типографии  иево-ѕечерской лавры вышел из печати Ђ—инопсисї (краткое изложение истории –уси). ќн оказал огромное вли€ние на подбор сведений в учебниках русской истории более позднего времени.

 

 

28 ≈ще один важнейший жанр древнерусской литературы Ч жити€ св€тых. ѕервые русские книжники продолжали традиции византийской агиографии. Ќаиболее ранний из сохранившихс€ древнерусских пам€тников Ч созданное в конце XI в. или начале XII в. Ђ∆итие ‘еодоси€ ѕечерскогої, написанное Ќестором, автором Ђѕовести временных летї. —очинение рассказывает о духовном подвиге ‘еодоси€, игумена  иево-ѕечерского монастыр€, одной из первых монашеских обителей на –уси. –абота€ над Ђ∆итием ‘еодоси€ї Ќестор опиралс€ на византийские тексты. ќднако основную канву пам€тника все же составл€ют реальные событи€ из жизни подвижника. »з-под пера Ќестора вышло также Ђ„тение о житии и о погублении... Ѕориса и √лебаї, наиболее ранний пам€тник агиографии, посв€щенный русским кн€зь€м. ¬ нем противопоставл€лись кн€зь —в€тополк ќка€нный, действи€ми которого руководила разжигаема€ бесом жажда власти, и его брать€ Ѕорис и √леб Ч угодные Ѕогу кротость и смирение, нежелание проливать кровь, заставили св€тых страстотерпцев прин€ть смерть от старшего брата.

 

29 ѕозднее корпус житий русских св€тых продолжал пополн€тьс€. ѕо€вл€лись местночтимые св€тые, имена которых оставались известны лишь в отдельных регионах. ƒл€ древнерусских книжников по€вление новых св€тых становилось свидетельством того, что √осподь не оставл€ет их землю и посылает ей новых заступников. ѕосле создани€ единого ћосковского государства началась работа по Ђсобиранию св€тыниї. ќгромную роль в этом деле сыграл митрополит ћакарий, который в 1547 и 1549 гг. созывал в ћоскве соборы дл€ официальной канонизации русских св€тых. Ёто подтолкнуло процесс создани€ новых житий. ѕод руководством ћакари€ были составлены Ђ¬еликие ћинеи „етьиї Ч свод древнерусских Ђчетьихї (то есть предназначенных не дл€ богослужений, а именно дл€ чтени€) пам€тников. ¬ него вошли не только слав€нские и переводные жити€, но и поучени€, творени€ отцов церкви, исторические произведени€ и др. “екст Ђ¬еликих ћиней „етьихї делилс€ на 12 томов в соответствии с мес€цами года. “ак накопленна€ древнерусской культурой книжна€ мудрость была представлена в виде годового круга чтени€. Ёта работа зат€нулась более, чем на 25 лет. ѕолное издание пам€тника ученые не смогли подготовить вплоть до нашего времени. ѕарадный список Ђћинейї находилс€ в царской библиотеке. ≈го читали государи от »вана √розного до ‘едора јлексеевича. ƒл€ обычных людей этот труд стал доступен только в начале XVIII столети€ в сокращении и переработке украинского монаха ƒимитри€ (“уптало), известного также как ƒимитрий –остовский (по месту его последней архиерейской службы).

 

30 ¬ременем наиболее интенсивного развити€ житийного жанра стал


период с начала XVII по начало XVIII вв., когда по€вилось больше сочинений, чем за весть предшествующий период развити€ древнерусской книжности. Ётому способствовало распространение грамотности. Ћюдей, чувствовавших в себе способность запечатлеть на бумаге жизнь духовных подвижников, становилось все большее. Ќекоторые из житий стали наполн€тьс€ фольклором, сомнительным с точки зрени€ христианского вероучени€.   примеру, в житии ¬арлаама ’утынского по€вились рассказы о том, как св€той вставал из могилы, брал со своего надгробь€ каменный посох и убивал им согрешивших монахов. Ћишь в XVIII столетии упорна€ борьба —инода с Ђложными чудесамиї позволила обуздать Ђнародное христианствої.

 

 

31 ≈ще одним направлением развити€ житийной литературы во второй половине XVII Ч первой половине XVIII вв. стали старообр€дческие жити€, распростран€вшиес€ подпольно. ѕо€влению новых мучеников за веру способствовали репрессии властей. ¬ числе наиболее ранних текстов Ч Ђ∆итие протопопа јввакума, им самим написанноеї. »дейный вождь раннего старообр€дчества описал свою борьбу за старую веру простым народным €зыком. «наком времени стало то, что бор€сь за старину јввакум, по сути, разрушал традиции жанра. “ворчество м€тежного протопопа стало одним из €рких свидетельств по€влени€ литературы Ќового времени.

 

 

јрхитектура

 

√лавным фактором, определившим развитие русской архитектуры, €вл€лись природно-климатические услови€ ¬осточной ≈вропы. ќни делали постройки из дерева экономически более эффективными, чем каменные.  амень использовалс€, в основном, дл€ статусных сооружений. —оответственно в дерев€нном строительстве активнее всего развивались национальные особенности, а в каменном чаще использовалс€ опыт тех стран, где этот материал широко представлен в архитектуре.   сожалению, целых построек из дерева ранее конца XV в. не сохранилось.

 

 

33  аменное строительство на –уси началось вскоре после прин€ти€ христианства.  н€зь ¬ладимир пригласил мастеров Ђот грекї, которые построили ƒес€тинную церковь в  иеве. ¬ традици€х византийской архитектуры по велению кн€з€ ярослава ћудрого построен собор св€той —офии в  иеве (начало XI в.). ќн представл€ет собой п€тинефный крестово-купольный храм. ѕервоначальный вид —офии  иевской сегодн€ скрыт под переделками более позднего времени. ¬ыстроенна€ же по ее образцу ¬ладимиром, сыном ярослава, —офи€ Ќовгородска€ (1045Ч 1050 гг.) дошла до нас почти в первозданном виде. ≈сть в архитектуре соборов и различи€. ќни присутствуют даже на уровне технологии строительства. ¬  иеве мастера использовали технику смешанной кладки, когда р€ды камн€ чередовались с р€дами широкого тонкого кирпича (плинфы). ¬ Ќовгороде же плинфа примен€лась, в основном, дл€ сооружени€ арок, сводов и так далее.

 

34   XII в. на –уси сложились собственные строительные традиции. ћестные мастера, хот€ и использовали достижени€ византийского строительного производства, однако приспосабливали их к русским услови€м.   примеру, в архитектуре ¬изантии широко примен€лись противосейсмические элементы при закладке фундаментов. ¬ местных


же природных услови€х в этом не было необходимости, русские строители упростили данный элемент конструкции, что удешевило строительство.

 

35 ¬ XII столетии в русском зодчестве становитс€ заметным вли€ние романской архитектуры. ¬ этом нет ни чего удивительного, поскольку артели строителей передвигались по всей ≈вропе в поисках заказов. ќсобенно €рко романский стиль про€вилс€ в архитектуре ¬ладимиро-—уздальского кн€жества. «десь стены многих храмов украшались каменной резьбой и декоративными по€сами из маленьких арок и колонн. Ўедеврами владимиро-суздальской архитектуры €вл€ютс€ ÷ерковь ѕокрова на Ќерли (середина XII в.) и ƒмитриевский собор во ¬ладимире (конец XII в.).

 

 

36 –азвитие древнерусской архитектуры было прервано монгольским нашествием.  аменное зодчество пострадало особенно сильно. ƒело в том, что оно требовало серьезных денежных затрат. ќграбление русской земли (как пр€мое, так и через наложенную дань) не оставл€ло средств на каменное строительство. ѕоскольку технологи€ строительства в —редние века передавалась, также, как и любое другое мастерство, из рук в руки от учител€ к ученику, разрыв хот€ бы в одно поколение приводил к безвозвратной утрате знаний. ¬ Ќовгороде, каменное строительство возобновилось только в конец XIII в., а в других земл€х лишь в XIV столетии. ¬ качестве одного из наиболее €рких пам€тников новгородского зодчество этого периода можно отметить церковь ‘едора —тратилата на ручью (1360 г.). ѕримером ранней московской архитектуры €вл€етс€ —пасский собор в јндрониковом монастыре (начало XV в.).

 

37 Ќовый этап развити€ архитектуры началс€ после создани€ великим кн€зем »ваном III единого ћосковского государства. „тобы подчеркнуть свой исключительный статус, »ван III начал масштабное каменное строительство. ƒл€ этого он пригласил италь€нских мастеров.  ремлевский ”спенский собор, главный собор московского государства, возведен (1479 г.) под руководством јристотел€ ‘иорованти, парадный зал великокн€жеского дворца, √рановитую палату, строили ћарко –уффо и ѕьетро јнтонио —олари, на месте белокаменного  ремл€ времен ƒмитри€ ƒонского по€вилась нова€ крепость, сохранивша€с€ до наших дней. »ностранные технологии дали новый импульс развитию русской архитектуры. “ак первый каменный шатровый храм (церковь ¬ознесени€ в  оломенском, 1532 г.) строилс€ при участи иноземцев, а возведенный в пам€ть о вз€тии  азани собор ѕокрова Ѕогородицы, что на –ву (собор ¬асили€ Ѕлаженного, 1561 г.), возводили уже русские мастера ѕостник и Ѕарма. “ак любимый русскими древодельцами шатер вошел в каменную архитектуру. —реди шатровых пам€тников XVII в. следует отметить церковь –ождества Ѕогородицы в ѕутинках (1652 г.). ƒаже  ремль постепенно потер€л вид европейской крепости благодар€ тому, что его башни при первых –омановых украшались каменными шатрами. ≈ще одной €ркой особенностью русской архитектуры XVII в. стало широкое использование глазурованных (поливных) изразцов. “ехнику их изготовлени€ заимствовали из –ечи ѕосполитой. ¬ итоге к середине столети€ в –оссии сложилс€ подлинно национальный архитектурный стиль, который исследователи иногда называют Ђрусским узорочьемї.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5357 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

528 - | 478 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.