Тема 4. Древнерусская культура
Ancient Russian culture
Авторы: Степан Шамин
Ссылка для цитирования:
Шамин С. М. Тема 4. Древнерусская культура // История: научно-образовательный журнал, 2016. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001482-9-1 (дата обращения: 19.11.2016). DOI: 10.18254/S0001482-9-1
Ключевые слова:
Ключевые слова (англ):
Аннотация (рус):
Аннотация (англ):
Дата публикации: 05.09.2016
№ Текст Примечания
1 При изучении отечественной культуры специалисты обычно относят к древнерусскому периоду всю историю до начала преобразований Петра Великого. Петровское время стало условной границей между средневековой культурой и культурой Нового времени. Эта граница не была четкой, поскольку столь глобальные изменения происходят медленно и в разной степени затрагивают различные слои общества.
Культура до принятия христианства
За столетия, протекшие до начала XVIII в., русская культура неоднократно претерпевала различные изменения. Самым значительным из них было принятие христианства в 988 г. Сведений о дохристианской культуре сохранилось крайне мало. В нашем распоряжении есть лишь отрывочные известия летописцев, которые осуждали языческое прошлое, не стремясь рассказать о нем потомкам.
3 Объектом критики летописей оказывался весь строй повседневной жизни славян дохристианской эпохи. Повесть временных лет говорит о нем так: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
4 Всех языческих богов автор «Повести временных лет» называл бесами. Отношения язычников со своими «ложными богами» летописца просто не интересовали. Из-за этого сведения о древних богах отрывочны. В
рассказе о сооружении князем Владимиром языческого капища в Киеве в 980 г., летописец перечислил поставленных «кумиров»: Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Почему-то вне пантеона Владимира остался Сварог, которого летописец называл отцом Дажбога и сравнивал с греческим Гефестом. Не почтил князь и Волоса.
5 По обрывочным данным историки смогли установить, что Перун — бог грома и молнии, Дажбог олицетворял солнце, а Волос имел какое-то отношение к животноводству. Однако это не позволяет воссоздать полную картину верований. Упоминают летописи и языческих священнослужителей — волхвов. Они выступают как обманщики, смущающие народ ложными пророчествами и чудесами. Волхвы могли посеять смуту и даже погубить множество людей, но в итоге всегда оказывались посрамленными. Отсутствие позитивных сведений о жизни славян в письменных источниках стало причиной появления целого ряда поддельных «документов», из которых наиболее известна «Велесова книга».
6 Для того, чтобы получить объективную картину дохристианского прошлого, приходится обращаться данным смежных с историей наук, к примеру, лингвистике. Так лингвистические данные показывают, что русский язык долгое время сохранял дохристианские названия созвездий. Это свидетельствует о неплохом знании славянами астрономии. В документах упоминаются Волосыни или Власежелищи (созвездие Плеяды), Кружилие или Коло (созвездие Орион), Лось (созвездие Большая медведица). Для планеты Венеры зафиксировано сразу два древнерусских названия: Деньница и Заходьняя (Переходница) — славяне думали, что утром и вечером в небе над линией горизонта появляются две разные «звезды».
7 Большой объем сведений о культуре дохристианской эпохи дает археология. Археологи опровергли утверждение летописца о том, что славяне жили «звериным обычаем». Они хорошо освоили технологии выплавки черного металла в сыродутных горнах и их кузнечной переработки. Вертикальный ткацкий стан позволял им производить различные ткани. Ювелиры знали техники зерни и скани. Незадолго до принятия христианства широкое распространение получил гончарный круг.
8 Культура Древней Руси — это не только культура славян. Как археологические, так и летописные источники однозначно свидетельствуют о том, что формирование древнерусской культуры изначально проходило на основе слияния культур разных этносов — славянских, балтских и финно-угорских племен. Вносили свою лепту и контакты со степными народами. Начиная с IX в. заметным стало влияние скандинавов, которые осваивали торговые пути по Волге и Днепру. Под скандинавским воздействием сложилась специфическая дружинная культура, носители которой собрали в своих руках значительные богатства, полученные за счет международной торговли и эксплуатации широких слоев местного населения. Скандинавы растворились в славянском населении, однако своими привычками
русские дружинники и их вожди оставались похожими на викингов. Их религиозные обряды могли сопровождаться жестокими человеческими жертвоприношениями. Их любимыми занятиями были пиры,
сопровождаемые песнями сказителей, а также война. Памятниками этим людям стали так называемые дружинные курганы такие, как Черная могила под Черниговом, курганы в Старой Ладоге, Гнёздове, хранящие соответствующее социальному статусу покойного имущество, необходимое ему в загробном мире — оружие, драгоценные сосуды, украшения и прочее. Зачастую такие захоронения совершались в ладье, бывшей для дружинников вторым домом. В этой среде пробивались первые ростки христианской культуры. Из нее вышел и князь Владимир, крестивший Русь.