Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


PAGE_BREAK--Ћекци€ є 13. —ознание




ѕринципиальным отличием человека как вида от остальных животных €вл€етс€ его способность абстрактно мыслить, планировать свою де€тельность, размышл€ть о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатыва€ и реализу€ программу выполнени€ этих планов. ¬се эти перечисленные качества человека св€заны со сферой его сознани€.

ѕредставлени€ о сознании формировались на основе самых различных подходов, с точки зрени€ как материалистической, так и идеалистической философии. Ќи та, ни друга€ позиции не дали окончательного ответа и не пришли к единому определению, что такое сознание. ѕоэтому в психологии тема сознани€ €вл€етс€ одной из наиболее сложных. ќчень многие крупные психологи как зарубежных, так и отечественных школ обращались к данной теме.

—ложность в исследовании сознани€ заключаетс€ в том, что его можно изучать только по данным самонаблюдени€, следовательно, невозможно создание объективных методов его исследовани€.  роме того, все психические €влени€ предстают перед человеком лишь в той степени, в которой они осознаютс€. ћногие из них могут не достигать порога осознанности. ѕоэтому данные самонаблюдени€ могут быть искаженными и неточными. », наконец, третий фактор, затрудн€ющий изучение сознани€, заключаетс€ в невозможности вычленить в нем отдельные временные интервалы, отдельные единицы исследовани€, поскольку сознание, когда оно работает (т. е. человек не спит, не находитс€ в обмороке и т. п.), €вл€етс€ непрерывным потоком и представл€ет собой параллельное протекание множества психических процессов.

¬ результате многолетнего изучени€ проблемы сознани€ психологи различных течений составили собственные представлени€ о нем. Ќо независимо от того, каких позиций придерживались исследователи, с пон€тием сознани€ они неизменно св€зывали наличие у человека рефлексивной способности, т. е. возможности сознани€ познавать другие психические €влени€ и самого себ€. »менно наличие у человека такой способности обусловливает существование и развитие психологии как науки, поскольку без возможности рефлексии весь пласт психических €влений был бы недоступен познанию и изучению. ѕроще говор€, без рефлексии человек, как любое другое животное, даже не знал бы о том, что у него есть психика.

¬ отечественной психологии прин€то определ€ть сознание как высшую форму обобщенного отражени€ объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, присущую только человеку как общественно-историческому субъекту. ќно способствует формированию у человека внутренней модели внешнего мира, что €вл€етс€ необходимым условием дл€ познавательной де€тельности человека и его де€тельности по преобразованию окружающей действительности.

—ознание не даетс€ человеку автоматически при его рождении, оно развиваетс€ в ходе его взаимодействи€ с другими людьми, в ходе усвоени€ социального опыта.

“аким образом, правомерно утверждать, что оно рождаетс€ в бытии, отражает бытие и творит бытие.

 роме того, необходимо отметить, что индивидуальное сознание может формироватьс€ и развиватьс€ только в неразрывной св€зи с общественным сознанием. „еловек не может полноценно существовать вне жизни общества и вне системы социальных отношений. ѕоэтому он овладевает сознанием как идеальной формой отражени€ лишь в процессе включени€ в реальную жизнь и де€тельность. Ќе овладев данной формой, человек не может развиватьс€ как личность. ѕри этом процесс интериоризации (т. е. перехода внешней де€тельности во внутреннюю) не €вл€етс€ переходом ее в заранее существующий план сознани€. Ётот внутренний план не дан человеку априори. ѕроцесс интериоризации создает этот план.

»з вышесказанного следует, что в филоЦ и онтогенетическом процессе развити€ сознани€ важнейшую роль играет человеческа€ де€тельность.

ѕон€тие Ђде€тельностьї в строгом смысле применимо лишь относительно человека, по отношению к животному оно условно и подразумевает Ђжизнеде€тельностьї. „еловеческа€ трудова€ де€тельность и сознание в филогенезе взаимно вли€ют друг на друга. —овместна€ де€тельность людей представл€ла собой труд по созданию конкретных продуктов производства Ц сначала элементарных, затем все более сложных. Ётот процесс требовал сознательного предвосхищени€ результатов де€тельности. Ќеобходимое дл€ труда, оно в труде и формировалось. Ќачинаетс€ взаимное развитие сознани€ и де€тельности с момента, когда человек создает первое орудие труда. »менно здесь про€вл€етс€ характерна€ дл€ трудовой де€тельности человека целенаправленность действи€, основывающегос€ на предвосхищении результата и совершающегос€ в соответствии с целью. Ёто €вл€етс€ наиболее существенным про€влением сознательности человека, котора€ коренным образом отличает его де€тельность от несознательного, инстинктивного по своей сути поведени€ животных.

¬ажное отличие человека от животного заключаетс€ в его способности не просто создавать, но и сохран€ть оруди€, тогда как животное может применить орудие только в конкретной нагл€дно-действенной ситуации. ќб этом свидетельствуют многочисленные эксперименты с обезь€нами. ќбезь€на может применить длинную палку, чтобы дот€нутьс€ до интересующего ее предмета (скажем, банана) или сбить его с потока клетки. Ќо, использовав палку, обезь€на тут же перестает воспринимать ее как орудие, может выбросить или сломать ее, а в другой раз в подобной ситуации оп€ть будет действовать методом проб и ошибок. ” человека в сознании фиксируетс€ необходимость сохранить орудие труда. «атем, в случае его утери, он создаст подобное ему. ѕотом он усовершенствует орудие применительно к цели действи€, обмен€етс€ приобретенными навыками с другими людьми и т. д. Ёто описание схематично, однако оно дает представление, каким образом в ходе предметной трудовой де€тельности у человека формируютс€ пам€ть, мотивационна€ сфера, как нар€ду с нагл€дно-действенным мышлением начинает формироватьс€ нагл€дно-образное и абстрактное мышление, т. е. важнейшие психические процессы из сферы сознани€.

≈ще одним важным фактором в развитии сознани€ €вл€етс€ формирование и развитие €зыка. »менно благодар€ €зыку произошло коренное изменение отражательных способностей человека. —тановитс€ возможным отражение реальности в человеческом мозгу не только в виде образов, но и в словесной форме. Ёто позвол€ет планировать свои действи€, ведь, опериру€ только образами, это крайне затруднительно. Ѕлагодар€ €зыку человек получает возможность обмена опытом и знани€ми с другими людьми. Ќовые поколени€ могут в концентрированном виде получать опыт предыдущих. „еловек приобретает возможность получить знани€ о таких €влени€х, с которыми он лично никогда не встречалс€.

ќбобща€ вышеописанное взаимодействие сознани€ человека, его де€тельности и €зыка, можно выделить стадии развити€ сознани€.

1. Ќачальна€ стади€, когда сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир.

2. Ќа следующем этапе развити€ объектом сознани€ становитс€ также де€тельность. „еловек начинает осознанно относитьс€ к действи€м других людей и к своим собственным действи€м. Ёто тесно св€зано с процессом формировани€ €зыка, который дает обозначени€ предметам и действи€м.

3. ќсознание предметных действий приводит к интериоризации внешних действий и операций, переходу их в план сознани€ в словесно-логической форме. ¬место разрозненных образов у человека формируетс€ целостна€ внутренн€€ модель реальности, в которой можно мысленно действовать и планировать де€тельность.

¬ структуре сознани€ отечественные психологи вслед за ј. ¬. ѕетровским рассматривают четыре основные характеристики.

1. —ознание €вл€етс€ совокупностью знаний об окружающем мире.  роме того, оно позвол€ет делать эти знани€ совместными дл€ всех людей. —амо слово Ђсознаниеї подразумевает это: сознание Ц совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиватьс€ обособленно от общественного сознани€ и €зыка, €вл€ющегос€ основой абстрактного мышлени€ Ц высшей формы сознани€. “аким образом, в структуру сознани€ вход€т все познавательные процессы Ц ощущение, воспри€тие, пам€ть, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополн€ет свои знани€ о мире и о самом себе. Ќарушение любого из познавательных процессов автоматически становитс€ нарушением сознани€ в целом.

2. ¬ сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между Ђ€ї и Ђне €ї. „еловек Ц единственное существо, которое способно выделить себ€ из остального мира и противопоставить себ€ ему. Ќа начальной стадии своего развити€ человеческое сознание направлено вовне. „еловек, наделенный от рождени€ органами чувств на основе данных, доставл€емых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествл€ет себ€ со своим племенем, с €влени€ми природы и т. п.

ѕомимо этого, только человек способен обращать свою психическую де€тельность на самого себ€. Ёто означает, что в структуру сознани€ вход€т самосознание и самопознание Ц способность производить сознательную оценку своего поведени€, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношени€х. ¬ыделение себ€ как субъекта и развитие самосознани€ происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. —ознание обеспечивает осуществление целеполагающей де€тельности человека. ѕо окончании трудового процесса достигаетс€ реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. „еловек заранее представл€л конечную цель и продукт своей де€тельности, формиру€ тем самым мотивацию. ќн планировал действи€ в соответствии с этим представлением, подчин€л ему свои волевые усили€, корректировал де€тельность уже на стадии ее осуществлени€, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Ќарушение в осуществлении целеполагающей де€тельности, ее координации и направленности €вл€етс€ одним из видов нарушений сознани€.

4. ¬ структуру сознани€ входит и эмоциональна€ сфера человека. ќна отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношени€х и самооценки, эмоциональных реакций на €влени€ окружающего мира, на внутренние €влени€. ≈сли эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведени€, коррекции взаимоотношений с другими людьми. ѕри некоторых душевных заболевани€х нарушение сознани€ выражаетс€ расстройством именно в сфере чувств и отношений.

 роме перечисленных характеристик, в структуре сознани€ р€д исследователей (¬. ѕ. «инченко и его последователи) выдел€ют два сло€ Ц бытийный и рефлексивный. Ѕытийный Ц это Ђсознание дл€ быти€ї, а рефлексивный Ц Ђсознание дл€ сознани€ї.

  бытийному слою относ€тс€:

1) сенсорные образы;

2) биодинамические характеристики движений;

3) опыт действий и навыков.

ѕосредством бытийного сознани€ решаютс€ комплексные задачи поведени€ и де€тельности человека. Ёто св€зано с тем, что в каждой конкретной ситуации поведени€ дл€ максимальной эффективности поведенческой реакции должна происходить актуализаци€ необходимого именно в данный момент сенсорного образа и нужной двигательной программы. Ќапример, переход€ дорогу, человек замечает вывернувшую из-за угла машину. ” него происходит распознавание данного предмета путем сопоставлени€ с имеющимс€ в сознании образом, в соответствии с сенсорным опытом он оценивает скорость движени€ машины, рассто€ние до нее и в зависимости от этой оценки актуализирует оптимальную программу движени€ Ц ускор€ет шаг либо останавливаетс€ и пропускает машину.  азалось бы, така€ элементарна€ задача. Ќо она €вл€етс€ комплексной и сложной, поскольку содержит столько составл€ющих ее операций бытийного сознани€, и решение ее происходит за крайне малый промежуток времени.

— бытийным сознанием соотнос€тс€ и мир предметной и производственной де€тельности, и мир представлений, воображений, и культурных символов и знаков. ћир же идей, пон€тий, житейских и научных знаний относитс€ к сознанию рефлексивному.

–ефлексивное сознание включает в себ€ значени€ и смыслы. ћожно считать, что бытийный слой сознани€ €вл€етс€ основой рефлексивного, содержит в себе его истоки, поскольку значени€ и смыслы зарождаютс€ в бытийном слое.

«начение Ц это объективное содержание общественного сознани€, усваиваемое человеком. «начени€ выражаютс€ словами и могут содержать абстрактные образы (в отличие от сенсорных образов бытийного сознани€), житейские и научные пон€ти€, операционное и предметные значени€, образы предметных действий. ¬едь слова, €зык не €вл€ютс€ только средством общени€. Ёто носители абстрактной (словесно-логической) формы мышлени€. »менно эта форма отвечает за создание значений и смыслов.

—мысл Ц это субъективна€ интерпретаци€ человеком объективных значений. —мыслы св€заны с процессом понимани€ людьми друг друга и процессом усвоени€ новой информации. Ќепонимание может быть вызвано существенными различи€ми в интерпретации значений, т. е. когда одно и то же значение дл€ разных людей имеет разные смыслы. ¬ качестве примера можно привести непонимание между представител€ми поколени€ родителей и детей, и тем более дедов и внуков в св€зи с существенным изменением смыслов у каждого нового поколени€ Ц вз€ть хот€ бы молодежный жаргон или специфический €зык Ђкомпьютерногої поколени€. Ќаибольша€ идентичность смыслов существует на уровне научных пон€тий, но и здесь возможны разночтени€ не только в разных област€х научных знаний, но и между представител€ми различных позиций в одной науке (в этом можно убедитьс€ и на примере психологии). ѕроцессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означивание смыслов) €вл€ютс€ средством повышени€ конструктивности диалога и уровн€ взаимопонимани€.

  функци€м сознани€ относ€тс€ следующие.

1. ‘ункци€ отражени€.

2. ‘ункци€ целеполагани€.

3. “ворческа€ функци€ (творчество есть путь и средство самопознани€ и развити€ сознани€ человека через воспри€тие им своих собственных творений).

4. ‘ункци€ оценки и регул€ции поведени€ и де€тельности.

5. ‘ункци€ построени€ отношени€ к миру, другим люд€м, себе.

6. ƒуховна€ функци€ Ц обусловливающа€ становление индивидуальности и развитие духовности.

7. –ефлексивна€ функци€, €вл€юща€с€ основной, характеризующей сознание функцией.

ќбъектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегул€ции, самосознание, сами процессы рефлексии.

√овор€ о механизмах сознани€, не следует иметь в виду исключительно мозговую де€тельность конкретного индивида. ћозг €вл€етс€ биологической основой психики и сознани€. Ќо сознание Ц продукт взаимодействи€ многих систем. Ёто и сам индивид, и социальные группы, в которых он формируетс€ как личность, и общество в конкретной исторической ситуации, и весь путь культурно-исторического развити€ человечества. ¬ажным свойством этих систем €вл€етс€ возможность создани€ новообразований в сознании, которые не могут быть сведены к тем или иным компонентам исходной системы. —ознание выступает как важный функциональный орган взаимодействи€ этих систем. —войствами сознани€ как функционального органа €вл€ютс€:

1) реактивность (способность к реагированию);

2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать);

3) диалогизм (способность к воспри€тию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой);

4) полифоничность (множественность протекани€ психических процессов одновременно);

5) спонтанность развити€ (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливатьс€ ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды Ц вмешиваетс€ нечто, не поддающеес€ контролю и классификаци€м, и именно это составл€ет загадку человека, над которой бьютс€ психологи и философы, богословы и антропологи).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 551 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 516 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.