Целесообразность применения института условного осуждения и системы испытания подлежала активному обсуждению в российских научных и общественных кругах.
Значительная роль пра вового регулирования «исправления, перевоспитания и приспособления человека к условиям социальной жизни» отводилась в советском уголовном праве, закрепившем в 1918 г. право осужденного на условное или досрочное освобождение. Вследствие этого наметился последовательный рост числа лиц, подлежащих условному осуждению. Так, только в течение первого полугодия 1918 г. назначение условного лишения свободы достигло 14,1%. В результате удельный вес осужденных к условному лишению свободы в 1919 - 1921 гг. составил 17,2%. Развитие отечественного законодательства в области уголовно-правового регулирования условного осуждения связано с принятием Основных начал уголовного законодательства Союза ССР 1924 г., исключивших условное осуждение из перечня мер социальной защиты. Вследствие этого каждому осужденному, «обнаружившему исправление», предоставлялось право на применение условного осуждения в качестве меры поощрительного характера.
Однако усиление роли суда при назначении условного осуждения предопределило ряд негативных тенденций, в частности, рецидив среди условно осужденных несовершеннолетних и впервые осужденных к лишению свободы составил соответственно 50% и 61%.
Положение о наблюдательных комиссиях и Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В результате в 1974 г. условное осуждение с обязательным привлечением к труду в отдельных регионах достигло 40% от общего числа осужденных к лишению свободы на срок от одного года до
трех лет[3]. При этом рецидив среди условно осужденных, находившихся на учете в специальных комендатурах органов внутренних дел, не превышал 3%. Уголовно-правовая политика, наметившаяся в 80-х гг. XX в., при общей устойчивой тенденции роста преступности привела к снижению удельного веса условно осужденных до 7%. Что касается общих показателей рецидива, то примерно каждый третий ранее судимый (31,8%) совершал новое преступление. Значительной вехой в правовом регулировании условного осуждения явилось принятие Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 № 45/119 «Типового договора о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены», направленного на достижение согласованных действий по возвращению лиц, отбывающих наказание, к нормальной жизни в обществе посредством более широко го использования альтернатив тюремному заключению. Заимствуя зарубежный правовой опыт, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. закрепили в ст. 47 «условное неприменение наказания», предусматривающееся взамен реальному отбыванию наказания при условии несовершения нового преступления и выполнения возложенных обязательств.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. расширил применение условного осуждения, увеличив с двух до пяти видов наказаний, которые могут исполняться условно. Следствием этого в 1997 г. наметилось увеличение удельного веса осужденных условно с испытательным сроком до 53,4%, среди несовершеннолетних - до 73,3%. Между тем значительный удельный вес условно осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления (70,8%) был сопряжен с нерешенностью на законодательном и правоприменительном уровнях ряда вопросов, возникших относительно деятельности специализированных государственных органов, осуществляющих контроль