Особенности культуры Возрождения
Возрождение (франц. renaissance — «ренесанс») — явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном
итальянским явлением. Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным
итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения — это эпоха больших экномических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения. В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества. Еще одна интересная черта: явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Средневековье еще влияло на образ жизни людей, поэтому городская
культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личностные особенности человека.
Наука, литература и общественная мысль
В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:
1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);
2) медицине (Ф. Парацельс и др.);
3) математике (Дж. Кардано и др.);
4) географии;
5) геологии;
6) зоологии;
7) ботанике и др.
Появились работы по истории (Бруни, Макиавелли и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются языки:
1) итальянский;
2) французский;
3) английский;
4) немецкий.
Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком. Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом.
Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте.
Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:
1) Данте Алигьери (1265—1321);
2) Джованни Боккаччо (1313—1375);
3) Франческо Петрарка (1304—1374).
По характеру творчества, тематике, жанрам все эти авторы абсолютно разные. В истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с конкретным произведением: Данте — с «Божественной комедией», Боккаччо — с «Декамероном», Петрарка —
со стихами, посвященными Лауре. Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469—1527) — политический деятель позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469—1536) — писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара и других писателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов. Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547—1616), Лопе де Вега (1562—1635) и другие были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564—1616). Уже в период Высокого Возрождения европейская литература переживала упадок. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском Реформации, выступавшей против «язычества» культуры Возрождения.
Живопись
Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким. В искусстве итальянского Возрождения господствующее место
занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрески — по сырой штукатурке писали красками (итал. fresco — «свежий»). Проторенессанс (XIII — начало XIV вв.) — преддверие Возрождения — дал миру Джотто да Бондоне (1266/76—1337) —
основоположника европейской живописи, родоначальника реализма.
Раннее Возрождение (конец XIV—XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:
1) Мазаччо (1401—1426);
2) Донателло (1386—1466);
3) Сандро Боттичелли (1445—1510) и десятками других выдающихся художников, полотна которых украшают музеи мира. Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением. Характерные черты реализма итальянского Возрождения:
1) классическая ясность;
2) человечность образов;
3) их пластическая сила;
4) гармоническая выразительность.
Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77—1576). Кисти Тициана принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета. Его картины: «Лежащая Венера», «Даная», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Себастьян», «Пьета».