Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Живопись, архитектура и скульптура




В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII—XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746—1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791—1824), Эжен Делакруа

и Оноре Домье (1808—1879). Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819—1877). Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике — широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины — печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила

керосиновая. С конца 50х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение. Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические

архитектурные формы рококо и классицизма. Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура ХХ в.

Общая характеристика культуры

Культура ХХ в. отличается разноплановостью и разностильем.Появляются новые виды искусства — бодиарт, граффити и др.Распространяются современные способы трансляции культуры —телевидение, «всемирная паутина» Интернет. Происходят массовые миграции жителей всего земного шара, и наблюдается всемирная интеграция культуры. При этом наглядными являются две тенденции — унификация культуры и развитие национальных традиций.

Образование и наука

В современном мире существуют разные системы образования — от традиционных (с широким спектром изучаемых дисциплин и классическими методами преподавания) до специализированных (с определенным набором предметов и новаторскими методами). Большой популярностью на Западе пользуются частные школы. В области высшего образования выделяются самые престижные университеты:

1) Оксфорд;

2) Гарвард;

3) Сорбонна и др.

На рынке труда появляется спрос на новые профессии — программист, специалист по торговле и другие, что требует их подготовки и обучения. Развиваются новые отрасли науки:

1) космонавтика;

2) генетика;

3) химия;

4) пластическая хирургия;

5) пересадка органов;

6) клонирование и др.

Музеи. Кино

Большие изменения произошли в области кинематографа. Настоящим кумиром миллионов людей стала такая звезда Голливуда, как Мерилин Монро. Во второй половине столетия рождается поп-культура, появилось домашнее видео, произошла «магнитофонная революция». Кумирами молодежи всего мира становятся Элвис Пресли, группа «Beatles».

Живопись

Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:

1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);

2) реализм;

3) попарт;

4) пабликарт и др.

Термин «попарт» (англ. «популярное, общедоступное искусство») родился в Англии в середине 1950х гг. На первых выставках представителей этого направления обнаружились основные мотивы и истоки попарта, такие как комиксы с их серийностью и упрощенным рисунком, броская и яркая коммерческая реклама. В экспозициях попарта мог быть выставлен любой знакомый зрителю предмет в самом немыслимом сочетании. Художник

пользовался узнаваемыми понятиями, предметами. Своего рода визитной карточкой попарта стала натуральная консервная банка с томатным соусом (автор Э. Уорхолл). Попарт сразу же получил известность за океаном и очень скоро стал символом американского искусства. Термин «бедное искусство» ввел в 1967 г. итальянский критик

Д. Челант. Произведения мастеров этого течения внешне напоминают абстрактные скульптуры, но здесь главный акцент делается не на формах, а на материалах. Зритель видит образ, а мастер обыгрывает чисто физические качества вещей. На выставке гиперреалистов («сверхреалистов») зритель может растеряться: написанные краской картины выглядят точь в точь как фотографии большого формата. Первоначально это течение и называлось фотореализмом. Термин «гиперреализм» появился лишь некоторое время спустя (впервые — в статье С. Дали). Бодиарт (англ. «искусство тела») — художественная практика, в которой материалом служит тело человека. У истоков бодиарта стоял Ив Кляйн, выставлявший в 1950х гг. свои «антропы» —холсты с отпечатками тел раскрашенных им натурщиков. Человек в контексте этого искусства лишен не просто индивидуальности, но и статуса живого существа.

Архитектура

После 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре стали США, куда в 1920—30х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, такие как В. Гропиус и Л. Роэ. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с между

народным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии. Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (Роттердам, Гавр, Ганновер и другие города) дали архитекторам возможность создать принципиально новый тип города. Восстановительные работы велись по единому плану: с разграничением жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах. Исключением является Гавр, восстановленный в 1945—1950 гг. под руководством О. Перре (1874—1954 гг.) по традиционной градостроительной схеме XIX в. В середине 1950х гг. строительная техника переживала настоящую революцию. Все более широко использовались возможности современных материалов:

1) тонкостенного бетона;

2) алюминия;

3) пластмасс;

4) синтетических пленок и др.

С середины 1950х гг. архитектура Запада — это пестрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления — брутализма (итал. brutale — «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ

конструктивную основу сооружения. В 1954 г. власти Сиднея, крупнейшего города Австралии, предложили премию за проект здания Оперного театра, местом для

которого был избран мыс в сиднейской гавани. В конкурсе приняли участие более 200 специалистов из разных стран, а победу одержал малоизвестный в то время датчанин Йорн Утион (род. в 1918 г.). В 1966 г. Утион, пережив ряд технических и финансовых неудач, отказался от выполнения проекта. Но здание все-таки удалось завершить — помогли изобретательность австралийских инженеров и общественная лотерея, собравшая около 100 млн. долларов на строительство. 20 октября 1973 г. театр был торжественно открыт.

Скульптура

Скульптура развивается в глубоко индивидуальной манере, многие мастера продолжают воплощать опыт великих мастеров античности. Широкую известность получило творчество Альберто Джакометти (1901—1966). Его непомерно вытянутые, истонченные,

хрупкие фигурки лишены силы и страстности. Это люди-призраки, обескровленные трагическим временем («Идущий человек»,1960). Особую роль в искусстве XX в. сыграли так называемые виталисты (от лат. vitalis — «жизненный») — художники, которые в условных, символических, а подчас и абстрактных образах стремились передать ритм и поэзию жизни. Самые яркие примеры — произведения английского скульптора Генри Мура и румынского мастера Константина Брынкуши (Бранкузи, 1876—1957). До предела обобщенные формы скульптур последнего отличаются ясностью и трепетной чистотой («Уснувшая муза», 1909 г., «Стол молчания» — посвящена жертвам Первой мировой войны). Обращение к скульптуре было естественным и для кубистов. В статуях Осипа Цадкина (1890—1967) — выходца из России, форма живет своей жизнью. Фигуры составлены из разнонаправленных поверхностей: то выпуклых, то вогнутых.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.