Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќпределение пон€ти€ творческой личности




¬ любой сфере де€тельности творческие личности пользуютс€ заслуженным спросом и при прочих равных услови€х обладают хорошей конкурентоспособностью у работодателей.  то же относитс€ к творческим личност€м?  акие свойства нужно приобрести, чтобы стать конкурентоспособной творческой личностью? ‘ормирование личности человека Ц это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим люд€м и к себе. ќно происходит на прот€жении всей его жизни. ќсобенно важен при этом детский и юношеский возраст.

¬ широком пон€тии творческа€ личность Ц это человек, в результате творческой де€тельности которого по€вл€етс€ качественно новое, оригинальное, общественно-историческое уникальное открытие.

‘ормирование личности человека Ц это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим люд€м и к себе. ќно происходит на прот€жении всей его жизни. ќсобенно важен при этом детский и юношеский возраст. „то такое творческа€ личность? ѕрежде всего, это человек с широкими взгл€дами, энциклопедическими знани€ми, гибким живым умом. “ака€ личность способна быстро приспосабливатьс€ в работе к резко измен€ющейс€ ситуации, оперативно находить нестандартные решени€ стандартных проблем. Ќа формирование личности вли€ют три фактора: воспитание, социальна€ среда и наследственные задатки. ¬оспитание рассматриваетс€ педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованна€ система воздействи€ на подрастающего человека дл€ передачи накопленного общественного опыта. [19] —оциальна€ среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развити€ производства и характер общественных отношений определ€ют характер де€тельности и мировоззрение людей. «адатки Ц особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам де€тельности. Ќо сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов де€тельности. Ћишь в процессе воспитани€ и обучени€, общественной жизни и де€тельности, усвоени€ знаний и умений у человека на основе задатков формируютс€ способности. «адатки могут реализоватьс€ лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

¬ насто€щее врем€ изучение творческой личности и ее св€зи с личностными чертами и особенност€ми представл€етс€ наиболее перспективным. ≈е изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые ¬.».јндреев, ƒ.Ѕ.Ѕого€вленска€, –.ћ.√рановска€, ј.«.«ак, ¬.я. ан- алик, Ќ.¬. ичук, Ќ.¬. узьмина, ј.Ќ.Ћук, —.ќ.—ысоева, ¬.ј.÷апок и другие.

¬ психологической литературе существуют две основные точки зрени€ на творческую личность. —огласно одной, креативность или творческа€ способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. ќна так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Ѕолее того, реализаци€ творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Ћишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состо€ни€. —огласно второй точке зрени€, не вс€кого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. ѕодобна€ позици€ св€зана с другим пониманием природы творчества. «десь помимо незапрограммированного процесса создани€ нового, принимаетс€ во внимание ценность нового результата. ќн должен быть общезначим, хот€ масштаб его может быть различным. ¬ажнейшей чертой творца €вл€етс€ сильна€ и устойчива€ потребность в творчестве. “ворческа€ личность не может жить без творчества, вид€ в нем главную цель и основной смысл своей жизни [13;34].

“ермин "творчество" указывает и на де€тельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы станов€тс€ фактами культуры. ¬ качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объ€сн€ть в категори€х психологии как нерукотворную природу. √орна€ вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Ќо во всех случа€х, будучи сотворенными, эти произведени€ не в большей степени станов€тс€ предметом психологии, чем сама эта вершина. Ќаучно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее воспри€ти€, действи€, мотивы, межличностные св€зи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в пон€ти€х наук о «емле. Ёффект этих актов и св€зей запечатлеваетс€ в художественных и научных творени€х, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта [14;14-16].

ќпределению пон€ти€ творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе удел€етс€ большое внимание: ¬.».јндреев, ƒ.Ѕ.Ѕого€вленска€, –.ћ.√рановска€, ј.«.«ак, ¬.я. ан- алик, Ќ.¬. ичук, Ќ.¬. узьмина, ј.Ќ.Ћук, —.ќ.—ысоева, ¬.ј.÷апок и другие.

“ворческа€ личность, как считает ¬.јндреев, - это такой тип личности, дл€ которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческа€ активность, котора€ про€вл€етс€ в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позвол€ющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах де€тельности [17;98-99].

ѕсихологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышлени€, которое €вл€етс€ толчком к де€тельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" [6; 10-16]. Ѕольшинство авторов соглашаютс€ с тем, что творческа€ личность Ц это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. ƒл€ творческой личности творческа€ де€тельность €вл€етс€ жизненной потребностью, а творческий стиль поведени€ Ц наиболее характерный. √лавным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваютс€ как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требовани€м творческой де€тельности, и €вл€ютс€ условием ее успешного выполнени€. “ворческие способности св€заны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств де€тельности. Ќ.¬. ичук определ€ет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал [11;215].

“акже большое значение дл€ понимани€ особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. ¬едь "творчество" не существует в чистом виде, реальна€ творческа€ де€тельность включает в себ€ массу технических компонентов, "отработка" которых Ч одно из об€зательных условий творческой де€тельности. ”глубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению "пон€тийных характеристик объектов" часто предшествуют изменени€ операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знани€ об объекте не об€зательно нос€т характер пон€тий в строгом смысле слова [2;14-24]. я. ј. ѕономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышлени€, рассматривает творчество как "механизм продуктивного развити€", и замен€ет его на такое пон€тие, как "базальное расширение надстроечно-базальной системы". ¬ психологическом плане функционального развити€ это исследование тех новообразований, которые возникают в де€тельности по ходу решени€ задачи. “о есть, то включает в себ€ "бессознательное" или "неосознанное" заменено ѕономаревым на термин "базальный компонент". –азвитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. ≈сли вспомнить одну из классических схем творческого процесса Ч подготовка, созревание, вдохновение, проверка Ч и соотнести ее с имеющимис€ исследовани€ми по психологии мышлени€, то при всей условности схемы такое соотнесение позвол€ет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаютс€ намного более интенсивно, чем второе и третье. —ледовательно, в насто€щее врем€ именно им необходимо уделить особое внимание. »сследование "вдохновени€" на лабораторных модел€х и есть изучение условий возникновени€ и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решени€ мыслительных задач. Ќапример, в работах по психологии научного творчества убедительно показываетс€, что де€тельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейс€ по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускаетс€ известное противопоставление "субъективно-переживательного" и "объективно-де€тельностного" плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку "переживаний", т. е. функций эмоционально-аффективной сферы [4;21-34].

”ченые Ц исследователи выдел€ют такие основные особенности творческой личности, как:

Ц смелость мысли, склонность к риску;

Ц фантази€;

Ц проблемное видение;

Ц умение мыслить;

Ц способность находить противоречие;

Ц умение переносить знани€ и опыт в новую ситуацию;

Ц независимость;

Ц альтернативность;

Ц гибкость мышлени€;

Ц способность к самоуправлению [2;321].

ќ.  ульчицка€ выдел€ет еще такие особенности творческой личности:

Ц возникновение направленного интереса к определенной области знани€, еще в детские годы;

Ц высока€ трудоспособность;

Ц подчинение творчества духовной мотивации;

Ц стойкость, упЄртость;

Ц увлечение работой [6;10-14].

¬.ћол€ко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать €влени€, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самосто€тельность в работе [16;56-57].

»так, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, прин€тые многими исследовател€ми данной проблемы:

1. „еловек наделен свободой выбора. ќн способен выбирать намерени€ и цели. ћожет проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Ѕлагодар€ этой свободе человек становитс€ существом созидательным.

2. „еловек-созидатель выступает главной причиной своего поведени€. ќн €вл€етс€ системой относительно самоуправл€емой; источник его действи€ содержитс€, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Ёто уникальна€ личность; экстенсивна€ мотиваци€ или спонтанные мысли в значительной мере вли€ют на его решени€ и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. √лавной движущей силой €вл€етс€ потребность (метапотребность) подтверждени€ своей ценности, называема€ также губристической потребностью. ќна удовлетвор€етс€ в основном благодар€ осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодар€ созданию новых форм или разрушению старых.

4. „еловек €вл€етс€ созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. »менно трансгрессии позвол€ют формировать его личность и обогащать культуру. –азвитие Ч главна€ цель человеческой личности. Ѕез ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержатьс€ и не смог бы построить своего благососто€ни€ и благополучи€, т. е. счасть€.

5. „еловек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Ёта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что €вл€етс€ психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. ƒействи€ человека, особенно его мысли и действи€, в большой мере вли€ют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их вли€нием он становитс€ гуманным или негуманным[15;76-85].

—одержание представленных предпосылок показывает, что мы имеем дело с позитивной концепцией человека, который, будучи одаренным свободой выбора, управл€ет своим поведением, переходит границы собственных достижений и возможностей, стремитс€ к развитию и высокой самооценке и изменению своей я-концепции.

— психологической точки зрени€ особый интерес представл€ет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

1.   первой относ€тс€ суждени€ о мирах: материальном, общественном и символическом, €вл€ющихс€ интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. «десь наход€тс€ не только общественные знани€, приобретенные в процессе учебы. Ћичность, осуществл€€ творческие действи€, формулирует также личные мнени€ на тему человеческого естества.

2. —оотносительные суждени€ (описательные и оценивающие) касаютс€ отношений и св€зей, существующих между внешним миром и самим собой.

3. ¬ познавательном элементе наход€тс€ также суждени€ о самом себе, называемые самознани€ми, представлением самого себ€, или концепцией я. »з этих суждений формируетс€ позитивный или негативный образ собственной личности.

ѕознавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позвол€ет пон€ть сложные св€зи "€ Ч другие", дает знани€ о себе самом, необходим в процессе формировани€ общего мнени€ о действительности, а также играет значительную роль в защитных действи€х личности.

“ретьим элементом личности, называемым далее волей, €вл€етс€ мотивационный элемент. ќн приводит в движение мотивационный процесс и определ€ет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действи€, вли€ет на расходование энергии и врем€ их продолжени€. »сточники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, €вл€ющихс€ самой важной частью третьего элемента личности. јктиваци€ потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

я.  озелецкий классифицирует потребности творческих людей, принима€ в качестве критери€ пространство, в котором они функционируют. —огласно этому критерию он выдел€ет четыре их вида:

Ц ѕервый Ч жизненные потребности (основные, естественные), €вл€ющиес€ врожденными, сформированными генетически. »х удовлетворение необходимо дл€ поддержани€ существовани€ индивидуума и рода Homo sapiens.

Ц ¬тора€ группа представл€ет собой познавательные потребности, которые человек удовлетвор€ет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

Ц “реть€ группа проблем €вл€етс€ более сложной.   ней относ€тс€ социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминировани€ или власти над другими, потребность социальной безопасности). Ёту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

  последней группе принадлежат личные потребности, более других св€занные с внутренним миром субъекта. ќни в большей мере вли€ют на уникальность и неповторимость личности. —юда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции [9; 76 Ц 85].

—ледующим составным элементом личности €вл€етс€ эмоциональный элемент. ќн очень сложен и охватывает посто€нные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состо€ни€ и процессы, аффекты и настроени€. ”никальным свойством эмоционального элемента €вл€етс€ то, что он св€зан почти со всеми элементами личности. ќценочные суждени€ насыщены позитивными или негативными эмоци€ми. Ёмоциональность относитс€ к главным измерени€м темперамента и невротичности. Ёмоциональные структуры включаютс€ в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности.  озелецкий выделил еще один элемент личности Ч личный, понимаемый им как глубока€ нейрофизиологическа€, психическа€ и духовна€ структура, в которой находитс€ экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающеес€ данного лица [7;79-83].

“ворчество субъекта, личности следует рассматривать, учитыва€ макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. —истемные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрени€, согласно которой творчество ограничиваетс€ человеческим существом Ч его познанием, психикой или личностью. ¬ системном рассмотрении человек €вл€етс€ частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведени€ [16;39-43].

„еловек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровн€х благодар€ познавательным, эмоциональным и волевым системам. „еловек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мире.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3771 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1281 - | 1263 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.