В чем заключается разница между тем, чтобы вынашивать отличную идею, участвовать в «мозговом штурме», заниматься чем-то для себя, и тем, чтобы действительно что-то начать?
Если вы что-то начали – значит, когда-нибудь закончите. Если идея не сработает, вы проиграли. Эксперимент должен к чему-то привести, в противном случае все ваши усилия были напрасны.
Просто начать какое-то дело, не закончив его, – это бахвальство, топтание на месте, пустая трата времени. Я терпеть не могу людей, которые считают, что они прекрасно делают свою работу, но при этом скрывают ее результаты от рынка. Если вы не продвигаетесь вперед, можно считать, что вы ничего не начинали. В какой-то момент ваша работа должна выйти на рынок. В какой-то момент вам понадобится отзыв о том, сработала ваша идея или нет. Иначе это просто хобби.
Запасы нужны на складе, а не в вашей работе
У всех есть в запасе разные задумки, предположения и даже веские догадки. Проверять их – совсем не одно и то же, что экспериментировать, решая реальную проблему.
Если вы ни с кем не поделитесь своим замыслом, то будете развивать его только теоретически, мысленно тестировать на рынке, и все равно он останется лишь на уровне идеи.
Если вы ничего не заканчиваете, значит, вы ничего толком и не начинали, а раз ничего не начинали, значит, нисколько не продвинулись.
Страх большой воды
В мире, где особенно высоко ценятся представление своих достижений на всеобщее обозрение и самостоятельные свершения, некоторым людям, как ни странно, бывает особенно сложно что-то начать. Причина кроется в том, что, если вы приступили к работе над каким-то продуктом, у вас есть реальный шанс ее завершить и вывести товар на рынок, а это увеличивает драматизм ситуации.
Одно дело – развлекаться обменом гениальными идеями с кем-то, кто никогда не начнет действовать, и совсем другое – поговорить с человеком, у которого за плечами реальный практический опыт. Авторы и гости передачи «Субботним вечером в прямом эфире»[20]быстро поняли, что сказанное ими в среду может всего лишь через несколько дней стать достоянием 10-миллионной аудитории. В результате некоторые начали меньше говорить, цензурировать свою речь, ограничивать себя. А некоторые рассматривали эту ситуацию как самую привлекательную возможность в жизни.
Писать этот манифест порой невыносимо сложно. Я знаю, что его прочитают по меньшей мере несколько человек. Если я сосредоточусь на этом – на том, что мою работу увидят, будут критиковать, использовать и неверно истолковывать, принимать на вооружение и распространять, я неизбежно начну сдерживаться. Главная сложность состоит в том, чтобы сосредоточиться на работе, а не на страхе, связанном с ее выполнением.
Когда вы научитесь представлять на всеобщее обозрение свои достижения, то, возможно, заметите, что ваша способность побуждать к действиям снижается. Понимание того, что ваша идея может во что-то превратиться, парализует. Это означает, что ваши представления и догадки будут подвергаться еще большему самоконтролю. И новый менеджер говорит себе: «Пожалуй, не буду я говорить сотрудникам, что на закуску стало модно подавать маринованные огурцы, а то они тут же появятся в меню, а потом мода пройдет и я останусь крайним».
Инициатор – это аутсайдер
Общество жестоко к тем, кто в него не вписывается. Таких людей мы изгоняем, обзываем, преследуем.
Частично доктрина единообразия обусловлена социальным давлением. Комиксы «Дилберт»[21]служат ежедневным напоминанием о том, сколько усилий прикладывают организации для поддержания установленного порядка.
В сильных организациях стандарты, основанные на ожидании, что ничто не будет меняться, поставлены с ног на голову. В быстро развивающихся компаниях лучший способ стать инсайдером, лидером, значимым человеком – стать инициатором.
Во всех организациях, работа в которых была мне по душе, ценилась инициативность. К сожалению, слишком много компаний погрязло в культуре застоя.