Дни памяти: 4 / 17 Марта, 28 Сентября / 11 Октября
Святой благоверный князь Вячеслав[56] Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память 16 /
Благоверный Святой князь Вячеслав Чешский |
Современный католический собор Святого Вита – место нахождения мощей святого князя |
29 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава (+ 920)убитого в битве с венграми. До 924-925 был под опекой матери, Драгомиры, убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им. Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив (например, он отменил пытки и смертную казнь), строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита[57] и почитал духовенство. Завистливые вельможи (недовольство вызывало многое в его политике, например, то, что он признал себя вассалом Фосточно-Франкского короля Генриха I Птицелова (нем. Heinrich der Vogeler; ок. 876 — 2 / 15 июля 936, Мемлебен) решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви в город Старый Болеслав, а затем просил его задержаться, погостить еще один день. Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 28 сентября / 11 октября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Под давлением народа братоубийца с почестями похоронил убитого в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама. Позже Болеслав перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 / 17 марта). Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году). Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.
Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,– позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев.