Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќаука как социальный институт. Ќаука - социальное €вление




Ќаука - социальное €вление. ќна создаетс€ сообществом ученых и представл€ет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосв€зей между членами научного сообщества. ¬ науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, сво€ система ценностей. ¬ насто€щее врем€ растет внимание исследователей к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складываетс€ особа€ дисциплина - этика науки - совокупность моральных норм, нравственных и ценностных принципов, прин€тых учеными и определ€ющих их поведение в научном сообществе.

Ќаука возникает, существует и развиваетс€ в обществе, представл€€ собой один из важнейших социальных институтов. —оциальный институт - это специфическа€ сфера упор€доченных отношений между людьми, а также устойчивой организации их де€тельности. Ёта упор€доченность и организованность достигаетс€ путем нормативно-ценностного регулировани€ межличностных взаимодействий. ¬нутреннее устройство социального института определ€етс€ системой норм и ценностей, в св€зи с чем люд€м, вступающим в контакт в рамках социального института, нет надобности вс€кий раз договариватьс€ о том, на каких услови€х они будут взаимодействовать между собой. —истема норм очерчивает круг допустимого, возможного, приемлемость поведени€ в рамках социального института. —истема ценностей определ€ет, что €вл€етс€ должным, т.е. во им€ чего люди следуют прин€тым нормам и вообще действуют.

 аждый социальный институт располагает механизмами внешнего контрол€ за поведением и действи€ми людей, а именно набором позитивных и негативных санкций, которыми поощр€етс€ ожидаемое поведение и наказываетс€ отклон€ющеес€. ≈сли говорить о социальном институте науки, то здесь главной позитивной санкцией €вл€етс€ признание коллег, как современных, так и ученых последующих поколений. ѕризнание может выражатьс€ в разных формах - от цитировани€ в научных трудах до увенчани€ престижной научной премией (например, Ќобелевской) и даже до увековечени€ имени ученого в названии закона или теории: законы механики ». Ќьютона, ѕериодическа€ система элементов ƒ.». ћенделеева, теори€ относительности ј. Ёйнштейна и т.п. “ого, кто допускает отклонение от прин€тых в науке норм (фальсификаци€ результатов эксперимента, приписывание себе чужих достижений, плагиат - воспроизведение того, что сделано другими, без ссылки на них), ожидают негативные санкции - игнорирование научным сообществом того, что делает данный ученый, а если в научной литературе нет упоминаний - цитат или ссылок на работы, то это значит, что дл€ науки он попросту не существует.

Ёти механизмы нормативного контрол€ не всегда срабатывают должным образом. — одной стороны, коллеги-современники подчас не обладают достаточной компетенцией дл€ того, чтобы правильно оценить новый, революционный результат, а с другой - признание, пусть временное, иногда получают идеи, не имеющие должного обосновани€ и не заслуживающие признани€.

Ќар€ду с внешним нормативным контролем действует и внутренний контроль, когда нормативные ожидани€ станов€тс€ досто€нием личности, превращаютс€ в мотивы действи€, определ€емого не извне, не страхом наказани€ или стремлением к вознаграждению, а побуждением и желанием, идущим изнутри личности.

«арождение науки как социального института прин€то относить к «ападной ≈вропе XVI-XVII вв. ѕроцесс институционализации науки включает в себ€ два аспекта: формируетс€ социальный институт науки со специфической системой ценностей и норм; устанавливаетс€ соответствие между этой системой и нормативно-ценностной системой, характерной дл€ общества в целом, дл€ всей сети социальных институтов. Ќо как показывает исторический опыт, это соответствие никогда не было полным и отношени€ между наукой и обществом всегда были более или менее напр€женными. Ёто выражаетс€, например, в том, что господствующие в обществе ценности не позвол€ют развивать некоторые направлени€ исследований, осуществимые с точки зрени€ имеющихс€ у ученых возможностей, знаний, средств и методов. “ак, довольно долго ценности общества преп€тствовали использованию такого средства изучени€ анатомии человека (при подготовке врачей), как вскрытие трупов; лишь в XVI в. ј. ¬езалий стал проводить вскрыти€. ј два столети€ спуст€ вскрытие трупов превратилось в модное зан€тие, производились даже частные вскрыти€, более того, некоторые семьи использовали трупы своих умерших дл€ собственного просвещени€ или удовлетворени€ любопытства.

¬ общем случае взаимоотношени€ между обществом и социальным институтом науки можно представить как взаимообмен. ќт науки общество получает прежде всего научные знани€, которые участвуют в формировании культуры и мировоззрени€ людей, открывают новые промышленные, сельскохоз€йственные, медицинские технологии, новые источники сырь€ и энергии, средства св€зи и транспорта, даже новые сферы человеческой де€тельности. ќсобый вид знаний, вырабатываемых наукой и важных дл€ общества, - знани€ о пут€х и методах использовани€ научных знаний в практических цел€х.  роме того, ученые, занима€сь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества. ¬ысока€ квалификаци€ и опыт ученых позвол€ют выступать им в роли экспертов при подготовке и реализации различных проектов: социальных, экономических, культурных, политических и т.п.

Ќаука получает поддержку со стороны общества, в свою очередь дава€ обществу то, что общество считает важным, полезным и даже необходимым. ѕри этом общественна€ поддержка науки осуществл€етс€ в разных формах. Ќаука получает ресурсы, нужные дл€ своего воспроизводства и развити€: финансовые; материальные (земл€, здани€, оборудование, материалы, энерги€); интеллектуальные и такой важный ресурс, как общественный статус, престиж науки, убеждение общества и государства в том, что зан€ти€ наукой полезны, т.е. общество должно верить в ценность науки как таковой.'

»деалы и ценности науки

¬оспроизводство научного сообщества, т.е. подготовка новых поколений ученых, св€зано не только с передачей определенной суммы знаний и умений, но и с усвоением ими идеалов и ценностей науки. ¬озможны два способа преемственности в усвоении принципов нормативно-ценностной системы.

¬о-первых, идеалы и ценности зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса и новый член сообщества, удостоверив свою приверженность основополагающим идеалам и ценност€м, получает право самосто€тельно заниматьс€ соответствующим видом де€тельности. Ќапример, каждый выпускник медицинского вуза должен дать Ђкл€тву √иппократаї, чтобы получить право заниматьс€ профессиональной де€тельностью.

¬о-вторых, в ходе неформального личностного общени€ учитель своим поведением демонстрирует образцы следовани€ ценност€м и нормам научного сообщества, которые непосредственно усваивает ученик. —ходную роль играет обращение в процессе преподавани€ к конкретным эпизодам из истории науки, повествующим об образцах поведени€ лидеров научного сообщества в критических ситуаци€х.

Ќо выбор этих исторических образцов во многом определ€етс€ существующими в данное врем€ нормами и ценност€ми. ¬ качестве примера рассмотрим два высказывани€ ». Ќьютона. ¬ одном из них Ќьютон говорит о том, что всеми своими достижени€ми он об€зан тому, что он сто€л на Ђплечах гигантовї Ч своих предшественников. «десь зафиксирована необходимость с должным уважением относитьс€ к творцам науки' прошлого и опиратьс€ в своей де€тельности на полученные ими результаты. Ёта норма сохран€етс€ в науке по сей день. ƒругое высказывание Ќьютона Ч Ђгипотез не измышл€юї - фиксирует норму научной де€тельности, требующую руководствоватьс€ не спекул€тивными умозрени€ми, а достоверными фактами. ћногие поколени€ ученых стремились следовать этой норме.

ќднако в XX в. она была поставлена под сомнение, а попул€рным стало высказывание Ќ. Ѕора о том, что дл€ прогресса физики необходимы Ђсумасшедшиеї идеи, позвол€ющие по-новому осмыслить и св€зать имеющиес€ в распор€жении ученых факты. ¬ таком случае Ђизмышление гипотезї должно быть реабилитировано, хот€ все же не отмен€етс€ необходимость искать фактическое подтверждение идей и гипотез.

∆изнь науки Ч посто€нна€ борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а также борьба за приоритет в полученном результате. Ќормативно - ценностна€ система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учеными, благодар€ чему достигаетс€ прогресс научного познани€. Ёта система устанавливает и правила честной конкурентной борьбы, обеспечива€ единство научного сообщества, поскольку каждый ученый может реализовать свои научные интересы лишь в рамках научного сообщества, что побуждает его относитьс€ с уважением к коллегам.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

680 - | 687 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.