Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”ровни научного знани€ и их соотношение




Ќаучное знание включает в себ€ два основных взаимосв€занных, но качественно различных уровн€ - эмпирический и теоретический.  аждый из них выполн€ет определенные функции и располагает специфическими методами исследовани€. ‘ундаментом науки €вл€ютс€ твердо установленные факты, полученные эмпирическим, т.е. опытным, путем, например совокупность эмпирических данных, полученных в результате астрономических наблюдений за перемещени€ми небесных тел.

Ёмпирические знани€ €вл€ютс€ результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Ќа эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первична€ систематизаци€ и классификаци€, что позвол€ет вы€вл€ть эмпирические законы и правила, которым подчин€ютс€ наблюдаемые €влени€. Ќа этом уровне исследуемый объект отражаетс€ преимущественно в своих внешних св€з€х и про€влени€х, в которых выражаютс€ внутренние отношени€.

—реди эмпирических методов выдел€ют несколько основных:

◊ наблюдение - целенаправленное воспри€тие €влений объективной действительности; необходимо, чтобы наблюдение не вносило какие-либо изменени€ в изучаемую реальность;

◊ эксперимент - наблюдение за объектами и €влени€ми в специально созданных и контролируемых услови€х, когда изучаемый объект ставитс€ в особые, специфические и варьируемые услови€, чтобы вы€вить его существенные характеристики и возможности их изменени€ под вли€нием внешних факторов;

◊ измерение - вы€вление количественных характеристик изучаемой реальности. ¬ результате измерени€ происходит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

◊ описание - фиксаци€ средствами естественного или искусственного €зыка сведений об объектах и €влени€х;

◊ сравнение - одновременное вы€вление соотношени€ и оценка общих дл€ двух или более объектов свойств или признаков.

»нформаци€, полученна€ в результате применени€ такого рода процедур, подвергаетс€ статистической обработке. ѕри этом источники научной информации и способы ее анализа и обобщени€ детально описываютс€, что позволит впоследствии проверить эти результаты.

«акономерности, полученные на эмпирическом уровне, обычно мало что объ€сн€ют. Ѕолее того, чаще всего они не открывают направлений дальнейшего научного поиска, т.е., как говор€т, они малоэвристичны.

ѕоэтому над эмпирическим уровнем науки надстраиваетс€ теоретический уровень. Ѕез определенной теоретической установки не может начатьс€ эмпирическое исследование. “еоретический уровень обеспечивает целостное воспри€тие действительности, в рамках которого многообразные факты укладываютс€ в некоторую единую систему. —ущностью теоретического познани€ €вл€етс€ не только описание и объ€снение многообразных фактов и закономерностей, вы€вленных в процессе эмпирических исследований в определенной предметной области, на основе немногих законов и принципов; она выражаетс€ также в стремлении ученых раскрыть гармонию мироздани€.

“еоретический уровень подразумевает использование таких методов познани€, как формализаци€, когда происходит построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; аксиоматизаци€, с помощью которой стро€т теории на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуетс€; гипотетико-дедуктивный метод, в рамках которого создаютс€ системы дедуктивно св€занных между собой гипотез, из которых вывод€тс€ утверждени€ об эмпирических фактах.

  числу основных компонентов теоретического уровн€ знани€ относ€тс€ проблема, гипотеза и теори€.

ѕроблема - форма знани€, содержанием которого €вл€етс€ то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познани€ и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движени€ познани€ - постановку и решение.

√ипотеза - это знание в форме предположени€, сформулированного на основе р€да фактов. √ипотетическое знание носит веро€тностный, а не достоверный характер и требует проверки, обосновани€. ¬ результате доказательства одни из выдвинутых гипотез станов€тс€ теорией, другие видоизмен€ютс€, уточн€ютс€ и конкретизируютс€, третьи отбрасываютс€ как заблуждени€, если проверка дает отрицательный результат. –ешающей проверкой истинности гипотезы €вл€етс€ практика во всех своих формах, а вспомогательную роль играет логический (теоретический) критерий истины.

Ќаиболее развитой формой научного знани€ €вл€етс€ теори€ - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных св€зей в определенной области действительности. “еори€ строитс€ дл€ целей объ€снени€ объективной реальности. √лавна€ задача теории заключаетс€ в том, чтобы описать, систематизировать и объ€снить все множество данных эмпирического уровн€. ѕри этом следует иметь в виду, что теори€ описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных характеризуютс€ не бесконечным, а вполне определенным количеством свойств. ѕомимо идеальных объектов в теории задаютс€ взаимоотношени€ между ними, которые описываютс€ законами.  роме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производные объекты. ¬ итоге теори€, котора€ описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношени€ между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то многообразие данных, которые получены на эмпирическом уровне. ƒл€ этого на основе исходных идеальных объектов строитс€ теоретическа€ модель конкретного €влени€ и предполагаетс€, что эта модель в существенных своих сторонах, в определенных отношени€х соответствует тому, что есть в действительности.

“еоретический уровень знани€ обычно расчлен€етс€ на две составл€ющие - фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности, базиру€сь на этих фундаментальных теори€х. –оль теории в науке, определ€етс€ тем, что здесь объект умственно контролируетс€, поэтому, вообще говор€, теоретический объект можно описать как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следстви€ из теоретических представлений. ≈сли исходные абстракции верны, можно быть уверенным, что и следстви€ из них будут верны. —ила теории состоит в том, что она может развиватьс€ без пр€мого контакта с действительностью, но при условии, что исходные принципы соотнос€тс€ с действительностью.

Ќаучна€ теори€ Ч это развивающа€с€ система знани€ (включающа€ и элементы заблуждени€), котора€ имеет сложную структуру:

◊ исходные основани€ (первичные фундаментальные пон€ти€, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т.п.);

◊ идеализированный объект данной теории - абстрактна€ модель существенных свойств и св€зей изучаемых предметов (например, идеальный газ);

◊ логика теории, нацеленна€ на про€снение структуры и развитие знани€, содержаща€ определенные правила вывода и способы доказательства;

◊ совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений теории;

◊ философско-методологические установки и ценностные факторы.

Ћюба€ теори€ выполн€ет большое количество функций. Ќазовем основные из них.

—интетическа€ функци€ объедин€ет отдельные научные знани€ в единую систему.

ќбъ€снительна€ функци€ вы€вл€ет причинные и иные св€зи конкретного €влени€, его существенные характеристики, законы его происхождени€ и развити€.

ћетодологическа€ функци€ отвечает за разработку на базе теории разнообразных методов, способов и приемов исследовательской де€тельности.

ѕредсказательна€ функци€, или функци€ предвидени€, формулирует представлени€ о неизвестных ранее фактах, объектах и их свойствах или о тех, о существовании которых известно, но они пока еще не вы€влены.

ѕрактическа€ функци€ заключаетс€ в стремлении теории быть воплощенной в практику, стать инструментом изменени€ действительности.

“еории излагаютс€ различными способами:

◊ аксиоматическое построение теорий, когда научна€ теори€ строитс€ в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позвол€ющих путем логических выводов получать утверждени€ (теоремы) данной теории;

◊ генетическое построение, когда предмет вводитс€ постепенно и последовательно раскрываетс€ от простейших до все более и более сложных аспектов.

“еории возникают во взаимодействии теоретического и эмпирического уровней познани€ реальности на основе, например, процедур моделировани€ реальных процессов, когда на базе анализа построенных моделей вывод€тс€ провер€емые эмпирически следстви€, и мысленных экспериментов, в которых теоретик Ђпрогон€етї возможные варианты поведени€ идеализированных объектов. –азвитием этого метода теоретического мышлени€, который впервые применил √. √алилей, €вл€етс€ математический эксперимент, когда возможные последстви€ варьировани€ условий в математической модели просчитываютс€ на современных компьютерах.

ќсобо следует подчеркнуть, что граница между эмпирическим и теоретическим уровн€ми условна и подвижна: теоретический уровень опираетс€ на данные эмпирического уровн€, а эмпирическое знание не свободно от теоретических представлений, оно об€зательно погружено в определенный теоретический контекст. Ќапример, на экспериментальной фотографии, сделанной в магнитном поле, по€вились спиральные линии. »з теории известно, что в магнитном поле зар€женные частицы движутс€ по спирали, причем электроны - в одну сторону, а позитроны - в другую, поэтому делаетс€ вывод, что на фотографии - след движущегос€ электрона или позитрона. ≈сли теоретических представлений в исследуемой области нет, эти траектории ничего не скажут. “аким образом, не следует абсолютизировать один уровень в ущерб другому, свод€ все научное знание в целом к эмпирическому его уровню либо игнориру€ эмпирические данные.
 огда дл€ адекватного описани€ некоторой области знани€ недостаточно эмпирического и теоретического уровней, выдел€ют уровень философских предпосылок, содержащий общие представлени€ о действительности и процессе познани€. —уществует немало естественнонаучных теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они близки к общеприн€тым и поэтому не выступают предметом специального анализа, а воспринимаютс€ как нечто само собой разумеющеес€. ќднако это случаетс€ далеко не всегда. “ак, философские дискуссии до насто€щего времени ведутс€ по проблемам интерпретации математического аппарата в квантовой механике, относительно различных аспектов учени€ об эволюции живой природы и т.п.

ќсновани€ науки

Ќаука, с одной стороны, автономна, но с другой - включена в систему культуры. Ёти ее качества обусловлены ее основани€ми. ¬ыдел€ют следующие компоненты оснований науки:

Ј методологические,

Ј идеалы и нормы научной де€тельности,

Ј научные картины мира,

Ј философские основани€,

Ј социокультурные основани€.

≈сли первые три компонента оснований характеризуют автономность науки и ее специфику по сравнению с другими формами духовной культуры, то два последних компонента оснований раскрывают включенность науки в систему культуры.

Ќаука приобретает качество автономности лишь тогда, когда ее развитие начинает базироватьс€ на собственных методологических основани€х. Ќа ранних стади€х формировани€ науки в качестве оснований выступают философские положени€. Ёто было характерно, к примеру, дл€ науки ƒревней √реции. ¬ античной культуре научна€ де€тельность была органично включена в систему натурфилософских представлений. ¬ Ќовое врем€ оформл€ютс€ собственные методологические основани€, позволившие науке приобрести самосто€тельность как в постановке задач научного исследовани€, так и в способах их решени€.

ћетодологические основани€ - это система принципов и методов научного исследовани€, на основе которых осуществл€етс€ процесс получени€ научного знани€. ќдним из первых обратил внимание на "руковод€щие принципы" научной де€тельности –. ƒекарт. ¬ работе "–ассуждение о методе" он вводит четыре основных принципа научной де€тельности: никогда не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен; раздел€ть каждую проблему, избранную дл€ изучени€, на столько частей, сколько возможно и необходимо дл€ наилучшего ее разрешени€; начинать с предметов простейших и легко познаваемых и восходить постепенно до познани€ наиболее сложных; делать всюду перечни, наиболее полные, и обзоры, столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. ¬ этих принципах была выражена суть научного подхода к изучению €влений природы. ѕри этом дл€ ƒекарта основополагающее значение имела интеллектуальна€ очевидность, вытекающа€ из аргументаций разума.

√. √алилей видел существенную особенность науки в том, что она опираетс€ не только на чувственный опыт, но и на "необходимые" доказательства. ≈сли первое приобретаетс€ на основе наблюдени€, то второе - это аргументы теоретического рассуждени€, из которого выводимы те или иные следстви€, подлежащие опытной проверке.

Ќеобходимость методологической рефлексии, обосновани€ и введени€ методологических правил четко осознавал ». Ќьютон. ¬ начале третьей книги "ћатематические начала натуральной философии" он устанавливает р€д правил.

ѕервое правило выражает онтологическое допущение о простоте природы: не следует допускать причин больше, чем достаточно дл€ объ€снени€ видимых природных €влений. Ёто правило развивает принцип простоты ”. ќккама, указыва€ на необходимость поиска простых объ€снений.

¬торое правило выражает онтологическую идею единообрази€ природы: одни и те же €влени€ следует, насколько возможно, объ€сн€ть одними и теми же причинами.

“ретье правило развивает онтологическое допущение о единообразии природы: свойства тел, не допускающие постепенного уменьшени€ и про€вл€ющиес€ во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриватьс€ как универсальные.

„етвертое правило: в экспериментальной философии суждени€, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотр€ на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, до тех пор, пока не будут обнаружены другие €влени€, благодар€ которым эти суждени€ или уточн€т, или отнесут к исключени€м. ƒанное методологическое правило в XX веке существенно уточнил ¬.». ¬ернадский, введ€ пон€тие "научного аппарата", состо€щего, прежде всего, из эмпирических обобщений. Ёмпирические обобщени€, основанные на научных фактах, выражают исследуемое €вление в его целостности и выступают незыблемой основой науки. ќни по мере развити€ науки могут лишь уточн€тьс€, обогащатьс€, но не отбрасыватьс€.

“аким образом, наука развиваетс€ на основе методологических положений, принципов, правил, определ€ющих "технологию" получени€ научного знани€.

»деалы и нормы научной де€тельности

»деалы и нормы научного исследовани€ €вл€ютс€ общими регул€тивными принципами, выражающими ценностные и методологические установки науки: какова цель познавательной де€тельности и каковы нормы ее осуществлени€?

ѕо своей структуре идеалы и нормы исследовани€ €вл€ютс€ системным образованием и включают в себ€ р€д составл€ющих.

»деалы и нормы доказательности и обосновани€ знани€

Ќаука существенно отличаетс€ от донаучных форм мышлени€ доказательностью и обоснованностью, которые в разные периоды развити€ науки принимали различные формы выражени€. ¬ античной культуре доказательность и обоснованность вытекали из натурфилософских представлений и логического критери€ непротиворечивости.  ак известно, јристотель относил закон логического непротиворечи€ к высшему началу познани€.

¬ Ќовое врем€, начина€ с √алиле€, вводитс€ критерий опытной проверки. »деалы и нормы объ€снени€ и описани€ научных фактов закрепл€ют услови€ описани€ и введени€ фактов в науку. ≈сли, к примеру, классическа€ наука в качестве ведущего услови€ выдвигала требование объективности описани€, исключени€ вли€ний субъекта, то в неклассической науке учитываютс€ экспериментальные услови€ получени€ опытных данных, логические услови€ их интерпретации (принципы дополнительности, непосредственности и т.д.). ¬ квантовой механике было осознано, что как бы далеко ни выходили €влени€ за рамки классического физического объ€снени€, все опытные данные должны описыватьс€ с помощью классических пон€тий. ѕри этом учитывалось и то обсто€тельство, что при анализе квантовых эффектов нельз€ провести резкую границу между поведением атомных объектов "самих по себе" и их взаимодействием с измерительными приборами, которые определ€ют услови€ возникновени€ €влений.

»деалы и нормы построени€ и организации знаний. ¬ истории развити€ науки можно видеть применение аксиоматического метода построени€ организации знаний, что было характерно, прежде всего, дл€ античной науки. ƒл€ современной науки характерно гипотетико-дедуктивное построение знани€.

¬ целом систему и нормы исследовани€ можно рассматривать как методологическую "сеть", которую научное сообщество "набрасывает" на €влени€ природы с целью получени€ нового знани€. »деалы и нормы регулируют услови€ получени€ нового знани€, его описани€ и представлени€. ќни закрепл€ютс€ в тех или иных формах построени€ и организации знани€, которые могут выступать дл€ последующих исследователей в качестве эталона (к примеру, дл€ Ќьютона идеалы и нормы построени€ знани€ были выражены евклидовой геометрией). Ќо как методологические основани€, так и идеалы и нормы научного исследовани€ претерпевают изменени€ по мере развити€ науки.

Ќаучна€ картина мира

Ќаучные картины мира представл€ют собой синтез научных знаний, на основе которого вырабатываетс€ определенна€ модель мироздани€. ÷ель научной картины мира - дать обобщенное представление о предмете исследовани€. ¬ св€зи с тем, что многие науки изучают один и тот же объект, различают общую картину мира, вырабатываемую лидером естествознани€, и специальные научные картины мира, формируемые специальными науками, например, физической, биологической, химической и т.д.

ƒл€ формировани€ научной картины мира ключевое значение имеют: вычленение фундаментальных объектов исследовани€ и формы их движени€; вы€вление типологии фундаментальных объектов и законов их взаимодействи€; определение пространственно-временных структур исследуемой реальности. ѕри этом учитываетс€ тенденци€ перехода от атомарных объектов к системным и то, что принцип редукции смен€етс€ принципом целостности, на основе которого проводитс€ классификаци€ фундаментальных объектов. “ак, если объектом исследовани€ €вл€етс€ биосфера, то исходным фундаментальным объектом выступает биогеоценоз как элементарна€ неделима€ целостность биосферы. —оответственно в качестве ведущих форм движени€ элементарных объектов выступают эволюционные процессы. јналогичные изменени€ отмечаютс€ и в изучении законов взаимодействи€ фундаментальных объектов. ƒл€ современного научного понимани€ таковыми €вл€ютс€ законы организованности, в св€зи с чем возрастает значимость синергетических представлений. —ущественные изменени€ происход€т в понимании пространственно-временных структур исследуемой реальности. ≈сли классическа€ наука вводит представление об абсолютности пространства и времени, то современна€ наука указывает на многомерность пространственно-временных структур, их качественные различи€, обусловленность природой того или иного объекта.

‘ундаментальна€ значимость научных картин мира про€вл€етс€, прежде всего, в том, что их смена выражает коренные преобразовани€ науки и ее можно рассматривать как качественные этапы развити€ науки. ¬ этом аспекте выдел€ют механистическую научную картину мира, выражающую идеалы и нормы механистического миропонимани€, и квантово-рел€тивистскую, в которой представлены системное видение мира и включенность в него человека в качестве наблюдател€, исследовател€. Ќовые научные представлени€ о мире внос€т антропный принцип, синергетика, учение ¬ернадского о переходе биосферы в ноосферу.

Ќаучна€ картина мира ориентирует научное сообщество на ключевые проблемы; определ€ет, с какими объектами имеет дело наука. “ак, в механистической картине мира ключевой была проблема механического движени€, элементарным носителем которого выступало материальное тело, а в современной картине мира ключевыми станов€тс€ проблемы самоорганизации. ѕри этом, если механистическа€ картина мира и ее парадигма строились на базе принципа редукционизма, свод€щего сложное к простому, то современна€ научна€ картина мира стремитс€ включить принципы целостности и системности в арсенал парадигмальных принципов.

‘ормирование научной картины мира осуществл€етс€ не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими формами мировоззрени€, культуры. Ќаука не может оставатьс€ только в своих собственных пределах, ибо дл€ ее развити€ необходима включенность в культуру. ‘илософские размышлени€, религиозно-мистические откровени€, художественные интуиции, несомненно, оказывают благотворное вли€ние на развитие науки, €вл€ютс€ ее питательной основой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1614 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

761 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.