По семантике безличные предложения очень разнообразны. Одни значения свойственны только глагольным или только именным предложениям, другие же могут обнаруживаться и у тех, и у других.
Рассмотрим наиболее распространенные семантические группы безличных предложений.
1. Предложения со значением состояния природы, окружающей среды могут быть и глагольными, и именными: Темнело поразительно быстро (Куприн); Веет близкою зимой (Луговской); Вот уже жарко стало (Тургенев); Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно (Чехов).
В предложениях этой семантики обычны обстоятельства с пространственным значением, которые указывают на сферу, область проявления состояния: В лесу все темней да темней (Тургенев); З а окнами посинело (Бунин); В квартире стихло (Булгаков); В салоне было чисто и холодно (Паустовский); На трибунах становится тише… (Добронравов). Эти обстоятельства позволяют разграничивать предложения, обозначающие состояние природы (На солнечной стороне жарко) и состояние среды (В комнате жарко). Отсутствие обстоятельства места в полном предложении свидетельствует о том, что состояние мыслится как «всеобщее», т.е. состояние природы: Жарко, безветренно и тихо (А.Н. Толстой); С каждым часом становилось все теплее (Паустовский).
К этой же группе можно отнести предложения с именным главным членом, обозначающие состояние пространственных или временных отношений: Уж поздно. [Вечереет день] (Тютчев); До заката было еще далеко (Бунин); До бога высоко, до царя далеко. В них часто используются обстоятельства, называющие пространственные или временные пределы.
2. Предложения со значением физического или психического состояния живого существа также могут быть и именными, и глагольными: Илье Платоновичу не сиделось на месте (Куприн); Просто, я думаю, в сумерки тебе взгрустнулось (А.Н. Толстой); Горько мне было (Лермонтов); Синцову стало не по себе (Симонов).
В них обязательны второстепенные члены, называющие субъект, испытывающий состояние. Это могут быть: 1) субъектные дополнения, которые чаще имеют форму дательного, винительного падежа, родительного падежа с предлогом у; 2) второстепенные члены типа на душе, на сердце, включающие указание на лицо (у меня на душе, на сердце у него и т.п.): Но нам обоим не спится (Тургенев); У Волынцева потемнело в глазах (Тургенев); Нас жадно тянуло к новым местам и новым впечатлениям (Куприн); Все же в сердце каждого было смутно и тревожно (А.Н. Толстой).
Отсутствие второстепенных членов с субъектным значением свидетельствует или о неполноте предложения (1), или о том, что состояние мыслится как относящееся к каждому человеку (2). См. примеры: 1) Позеленело в глазах (Чехов), Хотелось тепла, покоя, ясности, твердости мысли (Бунин); [ На сердце у Григория сладостная пустота. ] Хорошо и бездумно (Шолохов); 2) При ней и говорится лучше и молчится легче (Тургенев); Легко на сердце от песни веселой, [ она скучать не дает никогда ] (Лебедев-Кумач).
Указанные второстепенные члены позволяют отличить рассматриваемые предложения от предложений предыдущей группы. Ср.: Здесь душно и Мне душно; В коридоре холодно и Старику и в жару холодно; Теперь у вас здесь очень хорошо (Тургенев) и Обоим было нехорошо (Тургенев).
К этой группе можно отнести и предложения, сообщающие о положении дел у кого-либо: Но и в деревне ему не посчастливилось (Бунин); Настоятелю решительно не везло (Пришвин); Отчего-то мне весь год не везет и не везет! (Заходер).
3. Глагольные предложения со значением действия стихийной силы, природной силы. Главный член в них выражается переходным глаголом. При нем обычно используются два дополнения: прямое, называющее объект, на который направлено действие силы, и косвенное в форме творительного падежа, обозначающее саму действующую силу: То солнцемдерево печет, то градом, то дождем сечет, и ветром, наконец, то дерево свалило (Крылов); Избу застилало теплым пресным паром, валившим из чугуна от картошек (Бунин); Ветряным холодом давно выдуло остатки вчерашнего похмелья (Белов). Вместо косвенного дополнения в творительном падеже может использоваться обстоятельство времени, причины и т.д.: Лужи на дворе рябило и морщило от дождя (Куприн); Баржу то и дело кренило от близких разрывов бомб, хлестало крутой волной (Коптяева).
Дополнение в творительном падеже или его эквивалент может отсутствовать. В этом случае в предложении нет никаких указаний на производителя действия и акцентируется само бессубъектное действие: На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы (А.Н. Толстой); Вчера здорово подсыпало снегу (Пришвин); Ранило Тихона под Петергофом (Паустовский).
Возможно и отсутствие прямого дополнения: Через пять минут душило дымом (Булгаков). Однако представляется, что подобные предложения обозначают скорее состояние, нежели действие какой-либо силы.
По структуре предложениям со значением действия стихийной силы аналогичны предложения, обозначающие действие жизненных обстоятельств, социальных явлений: И пошло писать! Подхватило меня, как соломинку ураганом, и понесло (Куприн); Как нас в жизни трепало, мотало, мело! (Луговской).
4. К предложениям, обозначающим действие природной силы, близки по значению предложения, главный член которых выражен глаголами веять, пахнуть, тянуть и т.п.: Сквозь открытые окна из саду веяло осенней свежестью и запахом яблоков (Тургенев); Пахнуло полынным ветерком с юга. Из степи тянуло прохладой (Шолохов). В них дополнение в творительном падеже называет источник запаха, т.е. тот предмет, который «обнаруживает» себя посредством запаха. Однако по структуре подобные предложения отличаются от предложений предыдущей группы: прямое дополнение в них отсутствует, так как их главный член выражается непереходным глаголом.
5. Именные предложения со значением состояния как результата совершившегося действия: В мезонине было уже натоплено, прибрано (Паустовский); В доме сразу как нетоплено стало (Белов). В них также обычно употребляется обстоятельство места.
6. Предложения со значением модальной, морально-этической, эмоциональной оценки действия всегда имеют составной или сложный главный член, который обязательно включает инфинитив, называющий оцениваемое действие. Приведем примеры:
а) модальная оценка: Нельзя с дороги сбиться (Фет); Тебе придется выбирать между мной и бабушкой (Куприн); Пора расстаться с озорной и непокорною отвагой (Есенин); Но книге охота прильнуть к человеческой теплой руке (Светлов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Окуджава);
б) морально-этическая оценка: Помилуй! И тебе не трудно там каждый вечер убивать? (Пушкин); Очень жалко мне вас будить! (Паустовский); Просто стыдно по пути не зайти туда (Окуджава);
в) эмоциональная оценка: Странно было видеть их вдвоем (Тургенев); Разонравилось петь и плясать и терять свою жизнь без оглядки (Есенин); И так прекрасно возвращаться под крышу дома своего! (Пляцковский).
Значение модальной оценки действия может быть представлено как результат действия объективных обстоятельств или чьей-либо воли: Обоим велено на суд явиться (Крылов); Речью неискусной занять ваш ум мне не дано… (Лермонтов); Спустя год после моей встречи с Каратаевым случилось мне заехать в Москву (Тургенев); Пришлось сходить в больницу (Бунин); Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда (Окуджава).
В предложениях данной семантики обязательно дополнение с субъектным значением, называющее лицо, от которого исходит или к которому приложима оценка действия. О формах субъектного дополнения и о случаях его отсутствия сказано выше.
7. Предложения со значением пассивного восприятия. В главный член входят слова категории состояния видно, слышно, заметно или глаголы той же семантики. Объект восприятия называется прямым дополнением, обязательным в структуре предложения; в утвердительных предложениях он имеет форму сущ.4, в отрицательных – сущ.2:. Через проломы в стене было видно мутноватое зеленое море и скалы (Паустовский); Ночью ям не видно (Паустовский); Кругом не слышалось почти никакого шума … (Тургенев).
8. Предложения со значением отсутствия или недостатка кого-, чего-либо всегда отрицательные. Их главный член выражается следующими способами: 1) словом нет; 2) сочетанием не + бытийный глагол быть, стать, оказаться, найтись, случиться, хватать, недоставать и др. в безличной форме. Отрицание может быть усилено частицей ни или союзом ни… ни. Обязательным в предложении является дополнение в родительном падеже: Ужель ни клятв, ни обещаний ненарушимых больше нет?.. (Лермонтов); Идеи у нас нет и не может быть (Вересаев); В описаниях его недоставало красок (Тургенев); От приваловских миллионов даже дыму не осталось… (Мамин-Сибиряк); Но выстрела не последовало (Пришвин).
Реже употребляются предложения со значением достаточности: [ На деле же оказалось, что ] способностей его чуть-чуть хватало на сносные портретики (Тургенев); Мне и так хватает этой борьбы (Гранин).
9. Предложения со значением бытия, наличия определенного состояния, где это состояние называется обязательным обстоятельством образа действия: Дня не проходило без войны! (Бунин); Дальше пошло хуже (Булгаков); Так дальше продолжаться не может (Гранин).
Инфинитивные предложения
Инфинитивными называют предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом.
Эти предложения выделены в самостоятельный тип сравнительно недавно. Долгое время они рассматривались (а в школе и сейчас рассматриваются) в числе безличных. Однако между инфинитивными и безличными предложениями есть существенные различия.
1. В инфинитивных предложениях инфинитив абсолютно независим, а в безличных он подчинен глаголу (в том числе в форме причастия) или слову категории состояния по способу примыкания. Ср.: Нам сегодня не уехать! и Нам сегодня не удастся (что сделать?) уехать.
2. В инфинитивных предложениях действие представлено как потенциальное, т.е. как возможное, желательное, целесообразное и т.п. При этом действие только названо, а не представлено как процесс, поскольку независимый инфинитив не может указывать на отношение действия к моменту речи. Инфинитивным предложениям поэтому свойственна вневременность, тогда как в безличных с помощью спрягаемых глагольных форм синтаксическое время выражается последовательно.
3. Инфинитивные предложения принципиально отличаются от безличных по средствам выражения модальности: в безличных главным средством выражения объективной модальности являются формы наклонений глагола, а в инфинитивных – интонация и различные частицы. Причем потенциальность действия препятствует выражению «чистой» реальности / ирреальности, и оба эти значения сопровождаются частными модальными наслоениями.
Главный член инфинитивного предложения выражается:
а) независимым инфинитивом или независимым инфинитивом с частицами: Как же быть теперь без нее? Как мне жить теперь без нее? (Сельвинский); Не перейти ли мне во флигель, Николай Петрович? (Тургенев); Мне б сейчас возиться с голубями … (Светлов);
б) сочетанием инфинитива глагола-связки с именной частью: Не мне в делах семейных быть судьей! (Лермонтов); Той женщине не быть ни ветром и ни морем (Луговской).
Инфинитивным предложениям могут иметь разнообразные модальные значения. Поскольку средства их выражения (интонация и частицы) многозначны, то не всегда просто определить значение конкретного предложения и провести четкую границу между семантическими группами. Сложность вопроса связана и с тем, что в разных источниках перечисляются разные семантические группы инфинитивных предложений. Мы рассмотрим те из них, которые называются чаще всего.
1. Предложения со значением побуждения к действию. В форме инфинитивных предложений выражается обычно категорическое волеизъявление: приказ, наставление: Молчать, бездельник! (Тургенев); Сову чучельнику отправить сегодня же (Булгаков); Пехоту от танков отсекать дружным огнем! Бронебойные ружья и пулеметы рассредоточить по линии! (Коптяева). Инфинитивное предложение – стандартная форма приказов: Перевести на следующий курс…; Принять на работу… и т.п.
2. Предложения со значением неизбежности действия: А завтра быть грозе большой! (Лермонтов); Лежать и мне в земле сырой! (Козлов); Быть ребенку счастливым, и матери радостной быть! (Светлов).
3. Предложения со значением долженствования: – Какую же мне песню петь? – спросил рядчик, приходя в волнение (Тургенев); Мне атаку начинать, [ а вы где? ] (Симонов).
4. Предложения со значением невозможности действия[3]. В них обязательны отрицательные частицы: Ввек мне не забыть выражения ее лица (Тургенев); Лицом к лицу лица не увидать (Есенин); Нам не выдержать огня (Светлов).
Реже употребляются предложения, обозначающие действие возможное: А той, скажите бога ради, кому на плечи руки класть? (Евтушенко).
5. Предложения со значением желательности действия. В них обязательна частица бы или ее аналоги: Узнать бы мне прохожих имена! (Софронов); Мне б до старости славу догнать! (Светлов); Господин генерал, перед рукопашной золотые деньки помянуть хотя б! (Окуджава).
6. Предложения со значением целесообразности действия. В главном члене обязательна частица бы: Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове (Тургенев); – Что бы вам такое показать? – задумалась она (Куприн).
7. Предложения со значением нежелательности действия, опасения. В них обязательны частицы не и бы: Не забыть бы вечер, проведенный мной у реки (Пришвин); Как бы мне от смеха с ветки не свалиться! (Заходер).
К этим предложениям близки предложения со значением действия отвергаемого, представляющегося нелепым. В их главном члене используются частицы не и же: Не расстаться же нам с вами так! (Тургенев); Не ноги ж тебе целовать! (Есенин).
8. Предложения со значением сомнения, неуверенности, нерешительного предположения. В них обычны союз или, частица ли и ее аналоги. В такой форме обычно передаются размышления, раздумья (вспомните «гамлетовский» вопрос!): Не перевезти ли ее ко мне в больницу? (Тургенев); Самовар, что ль, поставить? (Бунин); Что же делать? Ждать здесь Елкина, идти искать Юферева или возвратиться работать на Крымскую площадь? (Симонов). Такие конструкции могут быть использованы для выражения просьбы: – А что, дядя, – спросил я, – не подвезешь ли меня до Борок? (Зощенко).
Хотя в инфинитивных предложениях называется действие, не соотнесенное с деятелем, во многих их разновидностях обязательным является дополнение в форме дательного падежа, обозначающее потенциального деятеля, т.е. лицо (предмет), которое, с точки зрения говорящего, может или должно совершить названное в предложении действие: – А почему же Александре Павловне не поехать с нами? (Тургенев); И с этой болью ему не скоро расстаться (Шолохов); – Тебе, дружище, шагать до министра (Гранин).
П.А. Лекант отмечает, что отсутствие дательного субъекта модифицирует значение синтаксического лица. С помощью конситуации может выражаться значение (а) определенного, (б) неопределенного лица, а также (в) обобщенно-личное значение. Ср.: а) Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? (Гоголь); б) – Боровое? – спросил я. – Нет. До Борового еще шагать и шагать (Паустовский); в) На булате ни написать, ни стереть (посл.)[4].
В.В. Бабайцева также указывает, что наличие / отсутствие дательного субъекта играет существенную роль в семантике инфинитивных предложений и что без дательного субъекта предложение имеет значение обобщенного действия[5].