Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство Ч тоска по идеалу 11 страница




’удожник, его произведение и зритель Ч представл€ют собою единое и неделимое целое: организм, объединенный единой кровеносной системой. » если происходит конфликт между част€ми этого организма, то он требует весьма компетентного врачевани€ и внимательного к себе отношени€.

¬о вс€ком случае, можно с уверенностью сказать, что усредненные коммерческие стандарты фильмов, поточна€ телевизионна€ продукци€ непростительно развращают публику, отнима€ у нее возможность контакта с насто€щим искусством.

ѕроизошла почти полна€ утрата такого важнейшего критери€ искусства, как критерий прекрасного, означающий дл€ мен€ стремление выразить идеал. ¬с€кое врем€ отмечено поисками истины и правды. » какой бы суровой эта правда ни была, она способствует оздоровлению нации. ≈е осознание €вл€етс€ признаком здорового времени и никогда не может стать противоречием нравственному идеалу.

≈сли же правду стараютс€ скрыть, спр€тать, утаить, искусственно противопоставл€€ ее в этом случае ложно истолковываемому нравственному идеалу, полага€, что нелицепри€тна€ правда способна дезавуировать идеал в глазах большинства, то это означает, что эстетические критерии в оценке искусства подмен€ютс€ чисто идеологическими задачами. Ћишь высока€ правда о своем времени способна выразить действительный, а не искусственно пропагандируемый нравственный идеал.

ќб этом шла речь в Ђјндрее –ублевеї: поначалу кажетс€, что наблюдаема€ им жестока€ правда жизни входит в кричащее противоречие с гармоническим идеалом его творчества. ќднако суть вопроса состоит в том, что художник не может выразить нравственный идеал своего времени, не каса€сь его самых кровоточащих €зв, не изжива€ эти €звы в себе самом. ¬ этом преодолении осознанной в полной мере суровой и Ђнизкойї правды ради высокого духовного де€ни€ и состоит предназначение искусства. »скусство почти религиозно по своей сути, осв€щенное сознанием высокого духовного долга.

Ѕездуховное искусство несет в себе свою собственную трагедию. ƒаже констатаци€ бездуховности времени, в котором живет художник, требует от него самого определенной духовной высоты. Ќасто€щий художник всегда служит бессмертию Ч пытаетс€ обессмертить мир и человека в этом мире. ’удожник, не пытающийс€ отыскать абсолютную истину, пренебрегающий глобальными цел€ми ради частностей, Ч всего лишь временщик.

 огда € заканчиваю очередную свою работу и она, долго или коротко, большей или меньшей Ђкровьюї, но, наконец, выходит в прокат, то, признатьс€, € перестаю о ней думать. „то ж?  артина точно отделилась, отпочковалась от мен€ и начала свою самосто€тельную, Ђвзрослуюї жизнь, независимую от родител€. ∆изнь, на которую € уже не в состо€нии никак повли€ть.

ћне заранее известно, что не следует рассчитывать на однородную реакцию зрительного зала. » дело не только в том, что одним картина может понравитьс€, а у других вызвать негодование, но € вынужден еще считатьс€ с тем, что картина по-разному и в разном толковании воспринимаетс€ даже теми, кому она, кажетс€, небезразлична. ћен€ радует, если фильм действительно дает возможность дл€ неодинакового понимани€.

ћне кажетс€ сколь бессмысленным, столь и бесплодным при создании фильма ориентироватьс€ на Ђуспехї, подсчитываемый арифметически, числом кинопосещений. ќчевидно, что ничто не воспринимаетс€ одинаково и однозначно. —мысл художественного образа состоит в том, что он неожиданен, потому что в нем зафиксировалась человеческа€ индивидуальность, воспринимающа€ мир в соответствии со своими субъективными особенност€ми. Ёта индивидуальность, это воспри€тие Ч кому-то может быть близко, а кому-то бескрайне далеко. „то ж тут поделаешь? »скусство все равно независимо от чьей-то воли будет развиватьс€, как и развивалось прежде по своим собственным законам, а отстаиваемые ныне эстетические принципы будут вновь и вновь преодолеватьс€ самими же художниками.

»так, в определенном смысле будущий успех картины мен€ не занимает, потому что дело уже сделано, и € не в силах ничего изменить. » в то же врем€ € не верю режиссерам, которые говор€т, что их не интересует мнение зрител€.  аждый художник Ч смею утверждать это Ч в глубине думает о встрече его произведени€ со зрителем, думает, надеетс€ и верит, что именно его произведение окажетс€ созвучным ¬ремени и потому необходимым зрителю, затронет наиболее сокровенные струны его души. Ќет противоречи€ в том, что €, с одной стороны, не делаю ничего специально дл€ того, чтобы понравитьс€ зрителю, а с другой стороны, с трепетом душевным надеюсь, что мо€ картина будет прин€та и любима этим зрителем. ¬ двуединстве этого утверждени€ видитс€ мне суть проблемы отношени€ художника и зрител€. ќтношени€, исполненного глубокого драматизма!

“о, что режиссер не может быть одинаково понимаем всеми, то, что художник имеет право на свою большую или меньшую зрительскую аудиторию Ч нормальное условие существовани€ художественной индивидуальности и развити€ культурных традиций в обществе.  онечно, каждому из нас хочетс€ быть близким и нужным как можно большему числу людей, быть признанным Ч однако никакой художник не может вычислить свой успех, бессилен отбирать принципы своей работы, гарантирующие его в оптимальной степени. “ам, где речь идет о преднамеренной установке Ђна зрител€ї, там речь идет об индустрии развлечени€, о зрелище и массах Ч о чем угодно, но только не об искусстве, которое неизбежно подчинено своим внутренним, имманентным законам развити€, хотим мы того или нет.

” каждого художника творческий процесс осуществл€етс€ по-разному Ч но все одинаково, скрыва€ или пр€мо за€вл€€ об этом, надеютс€ и уповают на взаимопонимание и контакт с аудиторией, болезненно пережива€ вс€кий неуспех. »звестно ведь, что —езанн, признанный и превозносимый коллегами, был глубоко несчастен оттого, что его сосед не принимал его живопись, Ч однако он ничего не мог изменить в манере своего письма...

я могу себе представить, что художник может прин€ть заказ на какую-то тему. Ќо представить себе контроль за манерой исполнени€, за способом решени€ этой темы кажетс€ мне величайшей бессмыслицей и бестактностью. —уществуют объективные причины, не позвол€ющие художнику ступить на путь зависимости от аудитории или от кого бы то ни было еще: в этом случае его собственные проблемы, проблемы его души, его боль и страдани€ немедленно подмен€тс€ совершенно дл€ него чужеродными, извне привнесенными интонаци€ми.  ак раз сама€ сложна€, выматывающа€, изнур€юща€ задача художника возникает в плоскости чисто нравственной Ч от него требуетс€ предельна€ честность и искренность перед самим собою. Ёто означает Ч быть честным и ответственным перед зрителем.

–ежиссер не имеет права старатьс€ нравитьс€ кому бы то ни было. ќн не имеет права контролировать себ€ в процессе работы с точки зрени€ предсто€щего успеха Ч неизбежной расплатой за такого рода контроль станов€тс€ принципиально иные взаимоотношени€, в которые вступает режиссер в этом случае со своим замыслом, способом реализации этого замысла. Ёто уже игра в Ђподдавкиї. ’удожник даже может предполагать, что его произведение не вызовет широкого отклика в зрительном зале, Ч и тем не менее он бессилен что-либо изменить в своей художественной судьбе.

ѕоразительно писал ѕушкин по этому поводу:

 

 

“ы царь. ∆иви один. ƒорогою свободной

»ди, куда влечет теб€ свободный ум,

”совершенству€ плоды любимых дум,

Ќе требу€ наград за подвиг благородный.

ќни в самом тебе. “ы сам свой высший суд:

¬сех строже оценить умеешь ты свой труд.

“ы им доволен ли, взыскательный художник?

 

 огда € говорю, что не могу вли€ть на отношение зрителей к себе, то тем самым пытаюсь определить свою задачу профессионала. ќна, видимо, очень проста: делать свое дело на пределе возможного и судить себ€ самым беспощадным образом.  ак € могу думать при этом о том, чтобы Ђугодить зрителюї или заботитьс€ о том, чтобы Ђдать зрителю пример дл€ подражани€ї? Ќо кто этот зритель? јнонимна€ масса? –оботы?

ƒл€ воспри€ти€ искусства надо немного Ч иметь чуткую, тонкую, податливую душу, открытую красоте и добру, способную к непосредственному эстетическому переживанию. ¬ –оссии, например, среди моей аудитории, было много таких людей, часто не искушенных ни знани€ми, ни специальным образованием. ћне кажетс€, что способность воспринимать искусство даруетс€ человеку с рождением и зависит от его духовного уровн€.

ћен€ всегда до крайности возмущала эта формула Ч Ђнарод не поймет!ї „то это?  то берет на себ€ право изъ€сн€тьс€ от имени народа, вынос€ при этом себ€ за скобки народного большинства?  то это может знать, что поймет Ђнародї, а что нет, что ему надо, а чего он не хочет? »ли, может быть, хоть когда-нибудь кто-нибудь провел мало-мальски добросовестный опрос этого Ђнародаї, жела€ у€снить себе истинный круг его интересов, размышлений, ча€ний и надежд Ч так же как и разочарований? я сам часть своего народа: € жил в стране со своими согражданами, € пережил с ними соответственно своему возрасту ту же историю, € наблюдал и размышл€л над теми же жизненными процессами, € и теперь, наход€сь на «ападе, остаюсь сыном своего народа Ч а какого же еще? я его капелька, его частичка и надеюсь, что выражаю идеи своего народа, уход€щие в толщу его культурных и исторических традиций!

 огда снимаешь свой фильм, то, естественно, не сомневаешьс€ в том, что волнующее и забот€щее теб€ интересно также и другим. ѕоэтому ты предполагаешь найти отклик у зрител€, не стара€сь подольститьс€ к нему или заискивать перед ним. Ќасто€щее уважение к зрителю, к собеседнику покоитс€ на уверенности, что он не глупее теб€. ќднако дл€ того, чтобы разговаривать с человеком, нужно как минимум владеть общим €зыком, пон€тным тому и другому.  ак сказал √Єте, если ты хочешь получить умный ответ, то спрашивай умно. Ќасто€щий диалог художника со зрителем возникает только тогда, когда оба они сто€т на том же уровне понимани€ проблем или, во вс€ком случае, на уровне задач, которые ставил перед собою художник.

„то и говорить?.. –азвитие, скажем, литературы насчитывает около двух тыс€ч лет (!).  ино не только доказывало, но и доказывает до сих пор свою возможность встать вровень проблемам своего времени, как сто€ли им вровень другие почтенные искусства.

ƒо сих пор весьма сомнительно, существуют ли в кинематографе авторы, достойные встать вровень с создател€ми шедевров в мировой культуре. я-то думаю, что действительно нет таких имен. » даже нащупываю дл€ себ€ кое-какое тому объ€снение: кинематограф все еще только ищет свою специфику, свой €зык, может быть, лишь иногда приближа€сь к его постижению... ¬опрос специфики кино€зыка не решен до сих пор, и эта книга всего лишь еще одна попытка кое-что про€снить в этой области. ¬о вс€ком случае, состо€ние современного кино вопиет подумать на тему достоинства искусства кинематографа снова и снова.

ћы до сих пор еще нетвердо знаем Ђматериалї, из которого Ђлепитс€ї образ будущего фильма, как живописец знает, что его материал Ч краски, а писатель знает, что орудие его воздействи€ на аудиторию Ч слово.  инематограф в целом все еще ищет свою специфику, а внутри нашего общего движени€ еще каждый художник кино ищет свой индивидуальный голос Ч одними и теми же красками пользуютс€ все живописцы, а полотен создаетс€ великое множество. “ак что дл€ того, чтобы Ђсамое массовое искусствої стало на самом деле подлинным искусством, необходимо приложить еще множество усилий как самим художникам, так и зрител€м.

я специально сосредоточилс€ здесь на тех объективных трудност€х, которые встают сегодн€ не только перед зрител€ми, но и перед художниками кинематографа. »збирательное воздействие художественного образа на аудиторию совершенно естественно, но применительно к кинематографу эта проблема приобретает особую остроту, поскольку производство фильма Ч весьма дорогосто€щее удовольствие. ѕоэтому сегодн€ ситуаци€ складываетс€ таким образом, что зритель имеет право и возможность выбирать дл€ себ€ близкого по духу режиссера, а режиссер сплошь и р€дом лишен возможности откровенно за€вить о том, что ему, скажем, неинтересна та часть киноаудитории, котора€ воспринимает кинематограф как развлечение и отвлечение от гор€, нужд и забот повседневности.

«ритель, кстати, зачастую не виновен в своем дурном вкусе Ч жизнь не предоставл€ет нам равных возможностей дл€ совершенствовани€ своих эстетических критериев. ¬ этом действительный драматизм ситуации. Ќо только не надо при этом делать вид, что зритель €кобы Ђвысший суди€ї художника.  то именно?  акой зритель? ѕоэтому тем, кто вершит сегодн€ культурную политику, следует позаботитьс€ о создании определенного культурного климата, определенного уровн€ художественной продукции, а не пичкать зрител€ заведомыми эрзацами и подделками, развращающими его вкус безнадежно. ќднако такого рода задача не решаетс€ художниками. Ќе они, к сожалению, вершат культурную политику. ћы можем отвечать только за уровень своих собственных произведений. ’удожник честно и до конца говорит обо всем, что его волнует, если зритель сочтет, что предмет разговора действительно глубок и значителен.

Ќадо признатьс€, что после завершени€ работы над Ђ«еркаломї у мен€ возникла мысль вовсе бросить свое зан€тие, которому € отдал долгие годы нелегкого труда... Ќо после того как € получил огромное количество зрительских писем, часть из которых € цитировал вначале, мне показалось, что € не имею права на столь решительный шаг. ћне показалось тогда, что если существуют зрители, способные к такой откровенности и чистосердечию, нуждающиес€ по-насто€щему в моих фильмах, то € об€зан продолжать свою работу, чего бы мне это ни стоило.

≈сли существует зритель, которому важно и плодотворно вступить в диалог именно со мной, то что может быть большим стимулом дл€ работы? ≈сли существуют зрители, которые разговаривают на одном со мной €зыке, то почему € должен предать их интересы ради другой, чуждой и далекой мне группы людей? ” них свои Ђбоги и кумирыї, и мы не имеем друг к другу никакого отношени€.

’удожник имеет только одну возможность Ч предложить зрителю свою честность и искренность в единоборстве с материалом. «ритель оценит и поймет смысл наших усилий.

—таратьс€ понравитьс€ зрителю, некритически перенима€ его вкусы, означает не уважать этого зрител€. ћы просто хотим получить от этого зрител€ деньги, а воспитываем не зрител€ на высоких образцах искусства художника, чтобы он обеспечивал доход. «ритель же продолжает пребывать в сознании собственного довольства и правоты Ч правоты чаще всего весьма относительной. Ќе воспитыва€ в зрителе способности критического отношени€ к собственным суждени€м, мы тем самым в конечном итоге про€вл€ем к нему полное равнодушие...

 

√Ћј¬ј —≈ƒ№ћјя





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

514 - | 498 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.