Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”пражнение 15. јктер и режиссер




»нструкци€ ведущего: ЂЌайдите партнера. ќдин из вас будет ДрежиссеромУ, другой Ц ДактеромУ. –ежиссер может говорить только одно слово Ц ДсдвигУ.

јктер, когда вы слышите слово Ђсдвигї, вы измен€ете свое состо€ние, перестаете делать то, что вы делали до этого, и мгновенно начинаете делать что‑то совсем иное. ≈сли вы сто€ли на месте и медленно двигались, вы можете начать порывисто перемещатьс€ или лечь на пол. —двиг происходит неожиданно дл€ вас самих.  огда вы слышите слово Ђсдвигї, оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в насто€щий момент: на ощущение, которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или мысли. ¬ы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменени€х. Ѕудьте страстными, драматичными, обычными, экстраординарными.

–ежиссер, играйте со временем между командами. ¬ы можете сказать Ђсдвигї сразу же или немного подождать. ѕозвол€йте партнеру достаточно долго проживать материал, который к нему приходит, и заставл€йте его измен€тьс€ быстро и неожиданно.

«акончив упражнение, обсудите его друг с другом. –ежиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состо€ний актера. Ќасколько велики были контрасты? Ѕыли ли разные состо€ни€ св€заны друг с другом?

ѕомен€йтесь рол€ми и повторите это упражнение.

ѕомните, что вам не нужно думать!ї

–ежиссер в этом упражнении не должен чрезмерно заботитьс€ об актере. ќн не должен ограждать его от сложных ситуаций. Ќапротив, режиссер помогает увеличить Ђраст€жкуї актера, даже если это означает, что актер корчитс€ от дискомфорта.

ѕереход от неосознанного движени€, которое человек ощущает Ђплохимї, Ђнекомфортнымї, к другому без обдумывани€ требует практики. Ќеобходимо пробуждение осознани€. —ледует замечать ощущени€ и чувства, присутствующие в разных част€х тела и ума: если мен€ уже тр€сет от того, что € делаю, Ц на что это похоже? какое это движение? каков его ритм, уровень напр€жени€? ¬ присутствии осознани€ эта Ђтр€скаї становитс€ просто определенным состо€нием и качеством движени€, которое, может быть, не удастс€ назвать. Ќо зато его можно познать.

јктер может быть фрустрирован быстрой серией Ђсдвиговї. Ќо возможность оставатьс€ в том, что происходит, по€вл€етс€ вновь и вновь. ƒаже будучи фрустрированным, наход€сь под давлением, он может в конце концов что‑то отпустить и внутренне расслабитьс€. ≈сли режиссер позвол€ет актеру оставатьс€ в одном состо€нии в течение долгого времени, происходит то же самое. ћожет по€витьс€ замешательство. » вновь, чувству€ дискомфорт от того, что нужно придерживатьс€ определенного образа действи€, актер может найти способ расслабитьс€, внимательно наблюда€ за теми чувствами, ощущени€ми и действи€ми, которые происход€т в насто€щем. Ёта возможность по€вл€етс€ вновь и вновь. —фокусируйтесь, оставайтесь со своим опытомї.

”пражнение 16. Ђѕустой сосудї

»нструкци€ ведущего: Ђ–азделитесь на группы по четыре человека в каждой. ќдин из группы выходит и становитс€ лицом к остальным. »менно его называют пустым сосудом. “рое оставшихс€ по очереди предлагают Дпустому сосудуУ различные способы действи€ и состо€ни€.  то‑то один подходит к Дпустому сосудуУ с предложением, и последний мгновенно начинает воспроизводить состо€ние. ƒвое взаимодействуют, остава€сь внутри данного образа действи€. ќни никоим образом не мен€ют его, не расшир€ют, не делают ничего лишнего. ќни продолжают взаимодействие до тех пор, пока не вмешаетс€ следующий партнер. —ледующий партнер перехватывает внимание Дпустого сосудаУ и предлагает ему другой образ действи€. ќн занимает место предыдущего партнера, который в этот момент отступает и прекращает свои действи€. ѕроцесс повтор€етс€. Д—осудУ копирует форму и состо€ние поведени€ партнера.

“ри партнера смен€ют друг друга в случайном пор€дке и достаточно быстро.  ак только у одного из них по€вл€етс€ импульс предложить что‑либо Ђпустому сосудуї, он занимает место предыдущего партнера. “рое участников предлагают Ђпустому сосудуї различные формы выражени€: только движение, движение и звук, только звук, речь и движение или только речь. ќни полностью вовлечены в этот процесс, телом и разумом. —осто€ние и действи€ св€заны друг с другом. ƒл€ этих троих партнеров основной задачей €вл€етс€ расширение возможностей выражени€ Ђпустого сосудаї: не столько физических возможностей, сколько психологических и экспрессивных. „тобы это происходило, им самим необходимо выйти за пределы собственных ограничений.

ќткуда беретс€ вдохновение, рождающее эти действи€? ¬ы видите взаимодействие Ђпустого сосудаї и предыдущего партнера. „то возникает в ответ на это? ¬ы предлагаете Ђпустому сосудуї свой отклик и движетесь вместе с ним.

ѕосле того как один из партнеров побывал Ђпустым сосудомї, группа обсуждает этот опыт.

ѕомен€йтесь и повтор€йте этот процесс, пока каждый из четверых не побудет в роли Ђсосудаї.

”пражнение 17.  онтакт

»нструкци€ ведущего: Ђ¬станьте р€дом с партнером, плечом к плечу. Ќе тер€€ этого контакта, начинайте идти. »ногда останавливайтесь, чтобы почувствовать, насколько сильное давление вы оказываете на партнера. ќтметьте, что заставило вас усилить давление.  ак изменитс€ контакт, если вы будете касатьс€ партнера только ДкожейУ. ѕопробуйте установить контакт мышцами, кост€ми.

“еперь попробуйте вращатьс€, не тер€€ контакта с телом партнера, от положени€ Ђплечом к плечуї к положению Ђспина к спинеї и далее до установлени€ контакта с другим плечом партнера. ѕроделайте это с легким или сильным давлением. ѕопрактикуйтесь в плавном перекате. “еперь осуществл€йте контакт при ходьбе, при этом посто€нно измен€€ направление движени€ї.

 

√Ћј¬ј 5

–»“ћќƒ¬»√ј“≈Ћ№Ќјя “≈–јѕ»я

 

–ассматриваемый в данной главе метод ритмодвигательной терапии €вл€етс€ синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии Ц собственно телесно‑ориентированной и танцевальной; кроме того, он включает в себ€ также подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике (Malkina‑Pykh, 2001; ћалкина‑ѕых 2003, 2004а, 2004б).

–азница в подходах ритмодвигательной терапии и тех психотерапевтических техник и методик, которые рассмотрены в главах 3 и 4, зависит от их фундаментальных оснований и от формулировки поставленных задач.

“елесно‑ориентированна€ терапи€ работает в основном со статическими зажимами, представл€ющими собой группы активных, возбужденных мышц, которые в обычных состо€ни€х сознани€ никогда не расслабл€ютс€. “акие зажимы можно сн€ть специальными видами массажа или упражнени€ми, позвол€ющими осознать эти зажатые группы мышц. »ногда осознани€ зажатости достаточно дл€ устранени€ напр€жени€.

 роме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации либо сн€ть с помощью массажа или пассивного расслаблени€. ƒинамические зажимы про€вл€ютс€ в действи€х, при необходимости реагировать движением на какой‑либо физический или психический стимул. “акие зажимы также неосознанны и про€вл€ютс€ в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. ƒинамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себ€ статические, поэтому, когда первые снимаютс€, статические зажимы уход€т автоматически. –итмодвигательна€ терапи€ (–ƒ“) работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровн€: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознани€ в сложных ситуаци€х и проработки трансперсональных уровней переживаний.

¬ танцевальной терапии реализаци€ поставленных целей достигаетс€ с помощью использовани€ преимущественно спонтанного, неструктурированного танца дл€ самовыражени€ и выражени€ взаимоотношений. ќсновной принцип танце‑двига‑тельной терапии состоит в том, что клиент сам исследует себ€ (принцип активности клиента), свои движени€ и развиваетс€ по собственному пути, а терапевт следует за ним (т. е. примен€етс€ недирективный стиль терапии). ¬ данном виде терапии более важно то, как движение чувствуетс€, чем то, как оно выгл€дит, т. е. к основным методам танце‑двигательной терапии относ€тс€ спонтанный танец или танцевальна€ (в том числе Ц контактна€) импровизаци€.

ќсновоположница танцевальной психотерапии танцовщица ћэрион „ейс (—пасе, 1953) вводит в практику пон€тие Ђритмическа€ группова€ активностьї, которое используетс€ в цел€х диагностики и коррекции отношений в паре и группе. ¬ одной из своих последних работ Ѕонни ћикумс (Meekums, 1992) сообщает о найденных коррел€ци€х между Ђритмической синхронностью движенийї и уровнем эмпатии, а также между Ђкопированиемї движений в паре и взаимной идентификацией. ≈е терапевтическа€ работа с нарушенными взаимоотношени€ми в диаде Ђмать Ц ребенокї Ц это исследование временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрение ритмической синхронной интеракции и использование Ђконцепции диалогаї в танцевальных интеракци€х. ѕрименение ритмической синхронизации и копировани€ в качестве методов коррекции отношений св€зано, на наш взгл€д, с пониманием Ђневербальной интеракцииї как процесса Ђсогласовани€, подстройки, переноса программ невербального поведени€ї (Ћабунска€, 1994) каждого из партнеров и с учетом социально‑психологических и физиологических функций ритма.

–итмодвигательна€ терапи€, в отличие от танцевальной терапии, преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движени€, которые руководитель группы задает директивно по принципу Ђделай как €ї. ¬ этом смысле зан€ти€ ритмодвигательной терапией в группе больше похожи на зан€ти€ в группах ритмической гимнастики.

—читаетс€, что ритмическа€ гимнастика как самосто€тельный вид физических тренировок возникла в 70‑е годы прошлого столети€. ѕервооткрывателем Ђаэробикиї прин€то считать известную американскую киноактрису ƒжейн ‘онду. ќднако нет никаких оснований считать, что ритмическа€ гимнастика возникла именно тогда, хот€ заслуга ƒжейн ‘онды в попул€ризации и развитии аэробики дл€ широких слоев населени€ во всем мире несомненна.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

602 - | 538 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.