Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»з истории ритмической гимнастики




 

≈ще в античном мире танцы и физические упражнени€ под музыку примен€лись дл€ развити€ хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец Ц силы и выносливости. — развитием цивилизации, научно‑технического прогресса, со все большей угрозой гиподинамии на рубеже ’√’‑’’ веков формируютс€ и станов€тс€ попул€рными различные гимнастические системы: немецка€, шведска€, снар€дна€ гимнастика Ўпи‑са, сокольска€ система, дыхательна€ гимнастика ћюллера, атлетическа€ —андова и др.

¬ середине ’√’ века в „ехии возникла так называема€ сокольска€ система гимнастики, важную роль в разработке которой сыграл профессор эстетики ѕражского университета ћ. “ырш. ƒл€ сокольской гимнастики характерны статичность, пр€молинейность, резкость движений, условность поз и положений. ¬ сокольской гимнастике впервые возникли выступлени€ и массовые соревновани€ Ц Ђвсесокольские слетыї. —окольска€ гимнастика была самой попул€рной в начале XX века и вновь в несколько синтезированном, модернизированном виде возродилась в 30‑х годах и просуществовала в качестве ведущей системы длительное врем€, вплоть до наших дней, в форме утренней, гигиенической, производственной, школьной гимнастики (Ћи‑сицка€, 1988).

¬ 1912 году √. ». √урджиев (1877Ц1949) организовывал классы ритмического движени€ в “ифлисе при »нституте гармонического развити€ человека. √урджиев создал множество техник дл€ работы над осознанностью, в том числе Ђсв€щенные танцы и движени€ї, которые преследовали высшие цели символической космологии и одновременно Ц внутренние психологические цели: самонаблюдение в процессе действи€. „асть танцев √урджиев принес из регионов —еверной јфрики, ÷ентральной јзии, “ибета, большую часть Ц разработал самосто€тельно. ѕри правильном подходе эти танцы гармонизируют различные энергии внутри тела; способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами; поддерживают состо€ние расслабленности и бдительности одновременно. “аким образом, основна€ цель использовани€ св€щенных танцев √урджиева состо€ла в гармоничном развитии человека, то есть эти танцы и движени€ предназначались дл€ соединени€ ума и чувств с движени€ми тела. ќдин из последователей √урджиева создал филиал его школы в —Ўј в 20‑е годы.

¬ 20‑30‑х годах прошлого столети€ ∆еневьевой —теббинс и ее последовательницей Ѕесс ћенсендик под вли€нием шведской функциональной гимнастики и системы ∆. ƒемени были разработаны методы, позвол€ющие воспитать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движени€. ‘ранцузский физиолог ∆. ƒемени считал, что физические упражнени€ должны быть динамичными, а не статичными, совершатьс€ с большой амплитудой. — попул€рностью этого направлени€, построенного на принципе свободной пластики, значительно расширились средства гимнастики. ∆. ƒемени научно обосновал применение динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений на раст€жение и расслабление мышц, упражнений с предметами (булавами, палками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки.

Ѕольшое вли€ние на развитие гимнастики оказала система ‘рансуа ƒельсарта (1811Ц1971), который пыталс€ установить определенную взаимосв€зь между эмоциональными переживани€ми человека и его жестами, мимикой. –аботы ƒельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движени€ и оказали вли€ние на развитие балета и пантомимы, послужив фундаментом дл€ создани€ одного из направлений в гимнастике Ц ритмопластического. —озданна€ им Ђграмматика художественного жестаї стала примен€тьс€ не только в драматическом искусстве, которым он занималс€, но и в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений под музыку.

“еори€ выразительного двигательного навыка легла, в частности, в основу гимнастики Ћ. Ќ. јлексеевой. ќна окончила одну из студий, которые в большом количестве возникли в –оссии в начале прошлого века, Ц ћосковские классы пластики. ¬ ее системе Ђгармонической гимнастикиї удел€лось большое внимание этюдной работе, импровизации, спортивно‑танцевальным постановкам, пантомиме и танцу. ”никальность алексеевской системы заключалась в том, что на уроке исполн€лись не упражнени€, а законченные выразительные этюды, сочиненные јлексеевой на определенную музыку и имеющие определенную гимнастическую задачу. јлексеева создала более трехсот этюдов. «ан€ти€ по ее системе Ц это и гимнастика, и театр, и соборное действо. Ќа часовом уроке ученики выполн€ли от тридцати до сорока этюдов, заставл€€ трудитьс€ все группы мышц, все тело Ц от головы до кончиков пальцев (ћиллер, 1 990).

—реди €влений, вызвавших повышенный интерес не только к балету, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, оп€ть необходимо вспомнить искусство јйседоры ƒункан, о которой уже говорилось в главе 4. ≈е совершенно новые дл€ этого времени принципы пластической выразительности были сенсацией в ≈вропе. јйседора ƒункан оказала значительное вли€ние на формирование ритмопластического направлени€, из которого затем и оформилась современна€ художественна€ гимнастика со спортивной направленностью и ритмическа€ гимнастика как массовые формы физической культуры.

 ак это ни парадоксально, но именно в суровые послереволюционные годы –осси€ захотела танцевать свободный танец, культ гармонического тела в то врем€ казалс€ какой‑то панацеей. » еще один российский послереволюционный феномен Ц непредставимое, нереальное (по сегодн€шним меркам) количество научных подразделений, возникших в те годы ради изучени€ человеческого тела и его движени€. Ётой проблемой занимались несколько научных центров, и прежде всего ’ореологическа€ лаборатори€ при –оссийской академии художественных наук во главе с ј. Ћарионовым и ј. —идоровым. ¬ ее работе участвовали многие известные философы, музыковеды, психологи.  ак и мастера фотографии (Ђсветописиї, как тогда говорили), которые фиксировали все: и выступлени€ студий, и экспериментальные показы, и попытки создани€ Ђалфавита движенийї (записи элементов движени€ геометрическими фигурами). ќни провели четыре выставки Ђ»скусство движени€ї (1925Ц1928) (ћихайлова, 2000).

ѕовышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной ∆аком ƒалькрозом (1865Ц1950) в 1910 году в небольшом местечке ’еллерау близ ƒрездена. »менно им впервые был введен термин Ђритмическа€ гимнастикаї.

ѕри жизни его называли Ђпророком ритмаї, и он действительно им был. Ёмиль ∆ак ƒалькроз, швейцарский педагог, композитор, органист и пианист, в течение восемнадцати лет преподававший в ∆еневской консерватории теоретические и практические дисциплины, был новатором. ¬ историю музыки он вошел как создатель системы музыкально‑ритмического воспитани€, ритмической гимнастики (впоследствии укоренилс€ термин Ђритмикаї), в основу которой была положена св€зь музыки с движением. ѕо сути это была еще одна попытка осуществить синтез различных искусств Ц музыки, танца, пластики и слова. ќрхестика, высшее танцевальное искусство в античной эстетике, Ц вот идеал ∆ака ƒалькроза, к которому он стремилс€.

ѕраздники ритмических игр в ’еллерау собирали тыс€чи зрителей, среди гостей были Ѕ. Ўоу, ѕ.  лодель, ћ. –ейнгард,  . —таниславский, —. ƒ€гилев, ¬. Ќижинский. ѕоложительно о системе ∆ака ƒалькроза отзывались —. –ахманинов и  . ѕенде‑рецкий. — 1913 года курсы ритмической гимнастики проводились практически по всей ≈вропе. ¬ –оссии уже в 1909 году начались зан€ти€ по ритмике в доме ¬. ѕоленова, а затем в школе сестер √несиных.

—истема ритмической гимнастики предназначалась дл€ развити€ у музыкантов слуха и чувства ритма. ¬о врем€ зан€тий сольфеджио ∆ак ƒалькроз обнаружил, что некоторые ученики не в состо€нии воспроизвести даже самую простую музыку, а затем увидел, что движени€ тела помогают отвечать всем ее нюансам. ќн обнаружил, что к музыке и ритму нужно добавить движение. ќднако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитани€. ¬от что пишет ∆ак ƒаль‑кроз о методе ритмической гимнастики (∆ак ƒалькроз, 1922, 2002; Jacues‑Dalcroze, 1980):

1. ¬с€кий ритм есть движение.

2. ¬с€кое движение материально.

3. ¬с€кое движение протекает во времени и пространстве.

4. ѕространство и врем€ наполнены материей, подчиненной законам всеобщего ритма.

5. Ќаше сознание слагаетс€ из материалов физического опыта.

6. ясность интеллектуального воспри€ти€ достигаетс€ чисто физическими средствами.

7. ¬нести пор€док в движение человека Ц значит воспитать в нем чувство ритма.

ќрганическое сочетание музыки и движений Ц основа метода ∆ака ƒалькроза. ќн разработал три группы упражнений: ритмические движени€, упражнени€ дл€ тренировки слуха и импровизированные действи€. ¬начале они примен€лись среди музыкантов и артистов, позднее Ц и в физическом воспитании.

¬ –оссии самым известным ритмистом был кн€зь —ергей

¬олконский, также ученик ∆ака ƒалькроза, автор множества статей о ритмике. ќдин из первых пропагандистов и попул€ризаторов в –оссии метода ∆ака ƒалькроза, в 1912 году в —анкт‑ѕетербурге он основал  урсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики Ц ЂЋистки курсов ритмической гимнастикиї (всего вышло 6 номеров).  урсы закрылись с началом ѕервой мировой войны.  н€зь —ергей ¬олконский был одним из основателей »нститута ритмики в ћоскве в 1919 году (¬олконский, 1992).

¬ 1923 году по распор€жению наркома просвещени€ ј. ¬. Ћуначарского создаетс€ Ђ—туди€ пластического движени€ї под руководством «. ƒ. ¬ербовой, в программу которого включалась ритмическа€ гимнастика, хореографи€, акробатика.

¬ дальнейшем на прот€жении трех дес€тилетий, с конца двадцатых и до начала шестидес€тых, оставались незыблемыми бастионы гимнастики пр€молинейных поз и положений, жестко канонизированной по форме, малоинтересной по нагрузке, исполн€емой под звуки фортепиано. ѕосле выхода книги ћоники Ѕекман Ђƒжаз‑гимнастикаї в —токгольме в 1971 году, а затем в Ўтутгарте в 1975 году возродилось увлечение танцами как средством физического воспитани€. ÷ель джаз‑гимнастики Ц устранить недостатки телосложени€, осанки, повысить функциональные возможности организма, улучшить способности к воспри€тию музыки и двигательному ее выражению, воспитать Ђтанцевальностьї, грациозность. ѕомимо традиционных средств, в джаз‑гимнастике широко используютс€ элементы джазового танца, который развивалс€ и распростран€лс€ одновременно с джазовой музыкой. “ак же, как и музыка, джазовый танец имеет негрит€нское происхождение. ≈го создали американские негры, соединившие основные элементы африканских пл€сок с движени€ми европейского танца (Ћисицка€, 1994).

≈вропейский способ танца (классического, бального) требует от танцора держать туловище выпр€мленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и €годичных мышц. “акой централизованный контроль за телом позвол€ет точно выполн€ть вращени€, удерживать равновесие, он создает предпосылки дл€ чистоты и точности движений. јфриканцы же не танцуют с выпр€мленной спиной и напр€женным туловищем. »х движени€ как бы выход€т из разных центров, различные части тела двигаютс€ независимо друг от друга, часто с одинаковыми скоростью и амплитудой. Ётот двигательный принцип называетс€ полицентрикой.

≈ще один из основных принципов, унаследованных джазовым танцем от примитивных негрит€нских пл€сок, Ц изол€ци€. ќн характеризуетс€ способностью к движению отдельных частей тела независимо друг от друга. ”словными центрами в джазовом движении станов€тс€ голова, плечи, руки, грудна€ клетка, таз и ноги. »сполнители джазовых танцев двигаютс€ м€гко, создаетс€ впечатление, что все движени€ абсолютно расслабленны.

—пецифическими признаками джазового танца €вл€ютс€ также мультипликаци€ и оппозици€. ћультипликаци€ означает разложение одного простого движени€ внутри ритмической единицы на множество составных. “ипичный пример Ц различные виды джазовой ходьбы. ѕринцип мультипликации получил развитие в брейк‑дансе.

ќппозици€ означает положение или противодвижение той части тела, котора€ требует движени€ другой части. Ќапример, грудна€ клетка движетс€ в одном направлении по отношению к тазу, а голова Ц в обратном направлении относительно грудной клетки. ќб оппозиции говор€т при обозначении положени€ отдельных частей тела, когда намеренно нарушаетс€ пр€ма€ лини€.

ќсновными характерными чертами джаз‑гимнастики, по определению одного из ведущих специалистов „ехословакии –. —молика, €вл€ютс€:

Х высока€ плотность зан€тий за счет использовани€ показа и минимальной затраты времени на объ€снени€;

Х использование средств из области искусства в модифицированной форме, позвол€ющей решать задачи физического воспитани€;

Х сочетание движени€ с музыкой;

Х коллективный методический подход;

Х несоревновательна€ направленность зан€тий, основна€ задача Ц достижение и поддержание оптимального функционального развити€ занимающихс€.

 ак и многие другие специалисты ( . Ўаберт, ”. ‘ишер‑ћюнстерман, ∆. Ќарска), —молик отмечает, что не все упражнени€ под джазовую музыку можно считать джаз‑гимнастикой. ќни должны отражать содержание музыки и иметь соответствующую лексику, окраску, т. е. должны быть построены на пластике современных, в первую очередь джазовых, движений, дл€ которых характерна пространственна€ и ритмическа€ независимость движений отдельных частей тела.

“еперь перейдем к пон€тию Ђаэробикаї, которое впервые было введено доктором  еннетом  упером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры ( упер, 1976). —вою оздоровительную систему физических упражнений дл€ всех возрастов, котора€, кстати, в первозданном виде создавалась дл€ военных, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал Ђаэробикойї (от слова Ђаэробныйї Ц кислородный).

¬ середине 70‑х годов аэробика  упера стала попул€рна не только у него на родине, но и в ≈вропе. ¬ эти же годы основна€ иде€  упера была подхвачена его соотечественницей ƒ. —орен‑сен и внедрена в область танцевальной гимнастики. ¬ то врем€ как джаз‑гимнастика завоевывает попул€рность в ≈вропе, в —Ўј бурно развиваетс€ аналогичное направление под названием Ђаэробические танцыї, Ђаэробна€ гимнастикаї, Ђгимнастическа€ аэробикаї и др.

Ќа арену выход€т не только специалисты в этой области, но и известные актеры: ƒжейн ‘онда, —инди –омм, ћарлен Ўа‑рель и др. ¬ысокое актерское мастерство телеведущих, их двигательна€ культура способствовали попул€ризации аэробики.

јэробика, так же как и джаз‑гимнастика, по‑разному называетс€ в разных странах и даже в разных группах. Ёто и тонизирующа€ гимнастика, и аэробна€ гимнастика, и поп‑гимнастика и т. п. ¬се эти направлени€, незначительно различающиес€ между собой, по сути €вл€ютс€ атлетической формой ритмической гимнастики.

¬ ритмической гимнастике заметно также вли€ние восточной системы физических упражнений, особенно гимнастики йогов. √имнастическа€ система йогов была в свое врем€ высоко оценена ». ћ. —аркизовым‑—еразини, а позже академиком ѕ.  . јнохиным. ќна нашла широкое применение в так называемой психофизической гимнастике, позвол€ющей резко повысить оздоровительный эффект от физических упражнений за счет включени€ мощных резервов психики. ѕриоритет в разработке системы психофизической тренировки принадлежит  . ƒинейке (ƒинейка, 1986). ћногие элементы гимнастики йогов широко примен€ютс€ в ритмической гимнастике, в основном в заключительной части зан€тий дл€ сн€ти€ возбуждени€ и усилени€ оздоровительного эффекта.

“аким образом, современное ритмопластическое направление в гимнастике Ц это уникальный сплав существовавших гимнастических систем. »менно на фундаменте европейских гимнастических школ зародилось и выросло здание современной ритмопластической гимнастики, хот€ она и впитала в себ€ элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движени€ африканских танцев. ƒл€ ритмической гимнастики необходимы четыре компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм.

  основным направлени€м ритмической гимнастики Ц танцевальной аэробики Ц кроме джаз‑гимнастики (джаз‑аэробики), относ€тс€: диско‑аэробика, брейк‑аэробика, рок‑аэробика и фанк‑аэробика.

ƒиско‑аэробика. ¬ основе диско‑гимнастики лежат элементы, характерные дл€ танцев в стиле диско, рок‑н‑ролла, твиста. Ёти элементы, определ€ющие Ђдисковый стильї, очень просты. “ехника исполнени€ базируетс€ на чередовании мышечного напр€жени€ и расслаблени€ в единстве с ритмом музыки.

ƒиско‑гимнастика построена на широком использовании шагов, подскоков, прыжков. ƒвижени€ рук и ног сочетаютс€ чаще всего на основе Ђперекрестнойї координации (права€ рука Ц лева€ нога, и наоборот), а не односторонней, что характерно дл€ джаз‑гимнастики (права€ рука Ц права€ нога, и наоборот).

Ѕрейк‑аэробика. ѕо сути брейк‑данс Ц это сплав танца, пантомимы, гимнастических и акробатических движений, элементов борьбы, бокса. ¬ брейк‑дансе нашли свое место как импровизаци€, сольные партии, так и коллективные, четко отработанные и согласованные движени€.

Ќачальный брейк основывалс€ на комбинаци€х движений из различных видов борьбы Ц карате, кунг‑фу, бокса. «атем добавились элементы джаз‑танца, плавные движени€ рук, ног (без этого ведь не обойтись, создава€ собственный стиль).

¬ брейке множество стилевых направлений, и каждому танцующему этот танец предоставл€ет возможность найти себ€. ќдному легче удаютс€ акробатические силовые элементы, другому Ц стиль Ђроботї, широко использующий элементы пантомимы, третьему Ц Ђегипетский стильї (или, как его еще называют, Ђфараонї), включающий многие элементы национальных танцев.

—обственно брейк Ц это гимнастические и акробатические элементы, выполн€емые близко к полу или на полу: кувырки, Ђвертолетыї, вертушки, повороты на спине и т. п. Ќо брейк‑данс включает в себ€ еще и Ђэлектрические бутиї: скольз€щие длинные шаги по полу, повороты на месте, волнообразные движени€ рук, туловища, создающие впечатление невесомости.

–ок‑аэробика. « десь широко используютс€ элементы танца рок‑н‑ролл.  ак музыкальна€ форма рок‑н‑ролл возник из трех больших джазовых музыкальных направлений: шаффл‑блюз, который принес джаз, кантри‑вестерн Ц западный стиль, ритм‑блюз, который был музыкой цветных из южных штатов —Ўј.

ѕоначалу рок‑н‑ролл был танцем‑монологом, затем его стали исполн€ть группой. » только в 50‑х рок‑н‑ролл становитс€ танцем‑диалогом дл€ двух партнеров.

‘анк‑аэробика. ‘анк Ц одно из направлений джазового танца. ƒвижени€ этого танца довольно сложные, но интересные. ќсобенность техники заключаетс€ в пружин€щих движени€х стопой (отрыв п€тки от пола и постановка ее снова на пол), коленом (небольшие сгибани€ и разгибани€ колена). Ѕольша€ нагрузка при этом ложитс€ на икроножную мышцу.

 роме рассмотренных выше направлений ритмической гимнастики и танцевальной аэробики, необходимо сказать еще о некоторых новых направлени€х аэробики, поскольку программа ритмодвигательной терапии использует также элементы и упражнени€ этих систем.

“ай‑бо Ц новый вид аэробной тренировки с использованием техники восточных единоборств.

ј‑бокс. Ќеобычна€ и смела€ иде€ Ц соединить аэробику и боевые искусства Ц лет 15 назад пришла экс‑чемпионке мира по контактному бою шведке »вонн Ћин, посв€тившей себ€ впоследствии аэробике. »спользуютс€ элементы различных видов единоборств, четкость движений, возможность развивать координацию, выносливость, силу и быстроту реакции.

Ѕокс‑аэробика и карате‑аэробика базируютс€ на основных элементах соответствующих видов спорта. Ёлементы упражнений св€зываютс€ в комбинации, имитирующие движени€ боксера на ринге или каратиста на татами. ¬ыполн€ютс€ под ритмичную стимулирующую музыку в одиночку или в паре.

 ак уже было сказано во введении к данной главе, ритмодви‑гательна€ терапи€ €вл€етс€ синтезом различных направлений телесно‑ориентированной и танцевальной терапии и ритмической гимнастики.

 

÷≈Ћ» » «јƒј„»

 

 ак и все направлени€ телесной терапии, ритмодвигатель‑на€ терапи€ (–ƒ“) работает с системой Ђтело Ц сознаниеї как единым целым, вовлека€ в процесс взаимодействи€ все или почти все репрезентативные системы клиента. —истема Ђтело Ц сознаниеї включает в себ€ мощные и хорошо развитые механизмы саморегул€ции. ѕричем большинство из этих механизмов можно достаточно быстро реализовать, если знать, как получить к ним Ђключи доступаї.

–итмодвигательна€ терапи€ исходит из постулата, что имеютс€ коррел€ции между телом и сознанием, т. е. человек Ц это уникальное психосоматическое единство. “о, что измен€ет тело, измен€ет и сознание, и наоборот. ѕсихологические защиты (рационализаци€, вытеснение, подавление и др.) служат дл€ сдерживани€ боли, страданий, дл€ ограничени€ вли€ни€ стрессов. “акже они закреплены в теле как уникальные мышечные паттерны, отражающиес€ в структуре тела (форма, поза, движени€, дыхание, эмоциональные выражени€) и сдерживающие про€влени€ сущности человека. ¬ контексте –ƒ“ исследование паттернов блокировки экспрессии составл€ет основное направление курса психотерапии.

 ак наша физическа€ форма, так и соответствующие ей паттерны в новых ситуаци€х могут оказатьс€ недостаточно подвижными (физически и эмоционально) дл€ адекватного отражени€ ситуации и интеграции возникающего возбуждени€. “аким образом, возникает реакци€, не удовлетвор€юща€ нашим внутренним потребност€м. ѕока человек недостаточно использует творческий потенциал дл€ решени€ своих задач Ц способность к чему бывает подавлена конфликтами детства, окружающей эмоциональной напр€женностью, одиночеством, ощущением покинутости, манипулированием, игнорированием, Ц он не живет полной жизнью. —тереотипные реакции необходимо проанализировать, осознать и многие из них изменить. Ёто требует напр€женной длительной работы под руководством опытного ведущего, который см€гчает тревогу, св€занную с изменени€ми. –ƒ“ Ц техника, котора€ позвол€ет:

1) пон€ть личность через тело;

1) улучшить все функции личности, мобилизу€ энергию в мышечных напр€жени€х;

1) повысить качество и объем переживаний удовольстви€ путем разрешени€ характерных паттернов, отраженных в структуре тела и вли€ющих как на ритмическую активность, так и на отдельные движени€.

¬се недостатки окружающего мира человек компенсирует с помощью специфических телесных про€влений. ¬ работе с телом в –ƒ“ первостепенным €вл€етс€ тезис о том, что любое ограничение подвижности Ц это результат не разрешенных в прошлом конфликтов и одновременно Ц причина эмоциональных нарушений в повседневной жизни. ≈динство и координаци€ физических реакций завис€т от интеграции движений и дыхани€. ”лучшение наступает при освобождении дыхани€ и движений тела, когда расшир€етс€ и углубл€етс€ контакт с физической реальностью. ѕосредством специальных движений и положений тела клиент учитс€ глубже осознавать свое тело и контактировать с ним, он начинает понимать св€зь между текущим физическим состо€нием и сформировавшими его переживани€ми. ќн начинает осознавать, что состо€ние неподвижности таит в себе глубокое чувство страха или агрессии. ¬едущий позвол€ет клиенту выразить все негативное, не бо€сь отвержени€ или осуждени€. ѕринима€ свое тело и чувства, клиент осознает свой контакт с другими аспектами реальности. ѕоскольку тело Ц основа дл€ всех жизненных функций, любое улучшение контакта приводит к значительному улучшению образа тела и Ђя‑образаї, межличностных отношений, качества мышлени€ и чувствовани€, радости и удовольстви€ от жизни.

–итмическому движению доступны одновременно обе ипостаси Ц сознательного и бессознательного. »спользу€ ритмическое движение как терапевтический инструмент, ведущий может усиливать либо сознательный, либо бессознательный аспект личности, помога€ человеку подойти к естественной интеграции, к состо€нию целостности. Ќапример, если человек захвачен своими эмоци€ми и не может ими управл€ть, он подвергаетс€ опасности психического срыва. ¬едущий может помочь клиенту усилить сознательную сторону, использу€ структурированное движение и ритм, заданные в пространстве и времени. Ёто способствует активизации сознани€, усилению границ Ёго. “ак как характеристикой сознательного €вл€етс€ ограниченность и линейность во времени, ограниченность рассто€ни€, а движение дает возможность прорабатывать очень четкие структуры времени и пространства, то таким образом в человеке может активизироватьс€ его сознательное Ёго.

≈сть другой полюс. „еловек, наоборот, очень сильно контролирует себ€, просто ничего не чувствует. ¬се эмоции подконтрольны, контролируетс€ любой жест, любое движение. ƒыхание при этом часто поверхностное. » здесь ведущий может помочь активизировать творчество, спонтанность движени€, помочь прислушатьс€ к внутренним импульсам, с тем чтобы вместе с естественным движением про€вились чувства, которые так сильно сдерживаютс€ и контролируютс€. ¬едущий помогает им перейти в форму движени€ и таким образом усилить эту сторону личности.

 огда ритмическое движение используетс€ как психотерапевтическое средство, то воздействие основываетс€ на предпосылке, что клиент может решить любые проблемы, если увеличит свою внутреннюю подвижность и способность творчески воспринимать любую ситуацию. ”лучшение также происходит за счет удалени€ психофизических блоков, которые ранее преп€тствовали реализации возможностей. ѕри столкновении с любой проблемой человек учитс€ не подавл€ть свои желани€, а измен€ть структуру свой личности, чтобы нова€ трансформированна€ личность обладала всеми возможност€ми дл€ решени€ возникшей проблемы.

—уществует также иерархи€ целей. —начала речь идет о тотальной терапии, т. е. решении физических и психических проблем, затем уже только о развитии личности.

«десь также необходимо отметить, что в насто€щее врем€ в р€де европейских стран активно развиваетс€ метод, получивший название Ђтерапии ритмаї (Rhythm Therapy), дл€ лечени€ т€желых параличей и других заболеваний, св€занных с повреждением головного мозга (http://www.viewzone.com/rhythm_ther‑apy.html).

“ерапи€ ритма €вл€етс€ недирективной терапией, объедин€ющей использование цветовых стимулов, произнесение звуков, физических движений и музыки, с акцентом на ритмической компоненте. ѕредполагаетс€, что это активизирует функционирование нервных путей в обход поврежденных или дисфункциональных частей мозга, осуществл€€ гармонизацию левого и правого полушарий мозга. –езультаты использовани€ терапии ритма также включают улучшение краткосрочной пам€ти, координации системы Ђсознание Ц телої и исправление нарушенных речевых способностей.

“ерапи€ ритма была придумана и развита джазовым барабанщиком –онни √ардинером, американским музыкантом, который живет в Ўвеции в течение более чем тридцати лет. ќсенью 1989 года к √ардинеру обратилс€ председатель —токгольмской ассоциации парализованных. √ор€чий любитель музыки, председатель попросил, чтобы √ардинер провел зан€тие с членами ассоциации, которым требовалась некотора€ умственна€ и физическа€ стимул€ци€. “ерапи€ ритма оказалась весьма успешной. ”частники утверждали, что у них улучшились речь, пам€ть и способность концентрироватьс€, а также снизилась зависимость от помощи других людей. ƒополнительные результаты включали большую удовлетворенность социальными контактами и чувство восстановлени€ контрол€ над собственной жизнью.

 линические исследовани€ эффективности терапии ритма были проведены в 1995Ц1996 годах —офией ¬икстром из нейрохирургического отдела  аролинского института (—токгольм, Ўвеци€), они показали исключительно положительные результаты, касающиес€ восстановлени€ утраченных функций у пациентов после инсульта и других поражений головного мозга.

—есси€ терапии ритма проводитс€ в течение двух часов с одним двадцатиминутным перерывом. ќна начинаетс€ с приветстви€, затем провод€тс€ упражнени€ на глубокое дыхание и раст€жение мышц, сопровождающиес€ классической музыкой. «атем идет обзор предыдущей сессии. ѕосле этого ведущий дает детальную инструкцию о новой ритмической последовательности, котора€ будет изучена. ÷ель терапии ритма состоит в том, чтобы изучить полную партитуру, состо€щую из нескольких последовательностей музыкальных фрагментов и соответствующих движений тела. ѕолна€ партитура может длитьс€ три‑четыре минуты. ѕартитура начинаетс€ с несложной последовательности, использующей 40Ц60 ударов в минуту, и постепенно увеличиваетс€ и в сложности и в скорости приблизительно до 80‑120 ударов в минуту.

¬ терапии ритма используютс€ цветные скоординированные символы, представл€ющие различные части тела: красный Ц дл€ левой стороны и синий Ц дл€ правой. “ерапевт, сто€ перед пациентами, использует красные и синие перчатки, соответствующие стороне тела, и показывает пациентам последовательность движений. ”пражнени€ могут выполн€тьс€ сто€ или сид€, в зависимости от возможностей пациента.  аждому пациенту даетс€ инструкци€ произнести название цветного символа, одновременно выполн€€ соответствующее движение в определенном ритме.

 

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЌя“»я

 

  основным пон€ти€м ритмодвигательной терапии относ€тс€ ритм и кинестетический транс.

 

–итм

 

ќрганизм Ц сложнейша€ саморегулирующа€с€ система. ѕомимо множества других физиологических факторов большое значение дл€ его жизнеде€тельности имеет ритмичность. ¬се внутренние органы и психические процессы функционируют в определенном ритме. ƒвижение природы Ц живой и неживой, макроЦ и микрокосма Ц тоже подчин€етс€ определенному ритму. „еловек Ц часть ¬селенной, и потому дл€ него об€зательны законы ее существовани€. ћы можем в течение многих лет ни разу не взгл€нуть на звездное небо, не подозревать о существовании некоторых планет, но тем не менее испытывать их вли€ние (например, всем известно, как полнолуние действует на самочувствие и настроение). » чем больше наш внутренний ритм будет соответствовать ритму природы, тем более гармоничным станет наше бытие.

¬заимна€ зависимость ритма существовани€ человека и его психофизического состо€ни€ имеет сегодн€ научное, экспериментальное подтверждение. –итм €вл€етс€ регул€тором человека, он обеспечивает возможность сознательного самоуправлени€. ѕредставл€етс€, что пон€тие ритма в таком качестве еще недостаточно изучено психологией творчества и сценической педагогикой.

Ќейрофизиологические исследовани€ (”хтомский, 1951; —мол€нинов, 1984; ќхн€нска€, ћишин, 1981) указывают на существование универсального механизма передачи информации, регул€ции и управлени€, свойственного всем биосистемам: ЂЕволновые процессы возбуждени€ лежат, по‑видимому, в основе всех актов биологического самоуправлени€ї (—мол€нинов, 1984). ∆ивой организм в определенном психофизическом состо€нии имеет определенный ритм биоколебаний. ¬нешний импульс (воздействие) воспринимаетс€ адекватно, если частота колебаний внешнего импульса соответствует ритму биоколебаний, во многих случа€х внешние колебани€ €вл€ютс€ Ђводителемї ритма биоколебаний. Ѕолее того, механизм прохождени€ психического импульса заключен в конкретной программе, передаваемой по нервной цепи частотным кодом, в ней определена не только реакци€, но и ее вегетативное обеспечение (ќхн€нска€, ћишин, 1 981). ∆ива€ система может синхронизироватьс€ с нав€занным ритмом или стать его Ђводителемї Ц это зависит от степени активности системы.

ƒвижение есть смысл жизни, а закон движени€ есть ритм. –итм Ц это жизнь, облеченна€ в движение, и в каждом своем облике он привлекает внимание человека любого возраста: от ребенка, гл€д€щего на движение погремушки и успокаивающегос€ от раскачивани€ колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт и развлечени€ так или иначе обладают скрытым ритмом, будь то игра в теннис, бокс или борьба. –итм Ц источник экстаза, не сравнимого ни с чем другим. –асы, имеющие тенденцию к сильно акцентированному ритму, энергичны по природе. “анцы многих диких племен в различных част€х света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. —реди европейцев испанцы, пол€ки, венгры и русские имеют наибольшую предрасположенность к ритму. —екрет успеха русского балета и испанского танца заключаетс€ в их изысканном ритме. —реди азиатских рас музыка монголов в значительной мере основываетс€ на ритме, он бывает более определенным в их музыке, чем мелоди€. ¬ турецкой и персидской музыке ритм также четко выражен, а в арабской существует огромное разнообразие ритмов.

¬ »ндии культура ритма достигла совершенства. ’ороший музыкант в »ндии импровизирует мелодию, сохран€€ тот же темп во врем€ всей импровизации. ƒл€ того чтобы стать искусным музыкантом в »ндии, необходимо овладеть в совершенстве не только рагой Ц гаммой, но и талой Ц ритмом.  ак раса индийцы по своей природе склонны к ритму, их танцы Ц “андева Ќри‑тъ€, танец ёга Ц €вл€ютс€ выражением ритма через движение.

¬ индийской музыкальной науке существуют п€ть различных ритмов ( урис, 1994):

1. „атура, четырехтактный ритм, по преданию изобретенный дэвами, или божественными людьми.

2. “ишра, трехтактный ритм, изобретенный риши, или св€тыми.

3.  ханда, п€титактный ритм, изобретенный ракшасами.

4. ћишра, ритм из семи тактов, изобретенный людьми.

5. —анкриан, ритм из дев€ти тактов, изобретенный классом торговцев.

–итм во вс€ком обличье Ц зовут ли его игрой, развлечением, поэзией, музыкой или танцем Ц неразрывно св€зан с конституцией человека.  огда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса, движени€ головы, циркул€ци€ крови, голод и жажда Ц все излучает ритм, и именно нарушение ритма называетс€ болезнью.  огда ребенок плачет, а мать не знает, что его беспокоит, она берет дит€ на руки и похлопывает по спине. Ёто ритмизирует циркул€цию крови, пульсацию сердца и весь организм, другими словами, приводит тело в пор€док и успокаивает. ƒетска€ игра‑считалочка Ђ аравай, каравай, кого хочешь, выбирай!ї, известна€ во всем мире в той или иной форме, излечивает ребенка от капризности, подчин€€ все его существо ритму.

–итм играет самую важную роль не только в теле, но и в психике: переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей Ц вс€ работа ума демонстрирует ритм, а состо€ни€ растер€нности и безысходности можно объ€снить отсутствием ритма.

¬ древние времена целители на ¬остоке, и особенно в »ндии, при лечении пациента от недуга психологического характера, известного как одержимость или вли€ние магии, возбуждали эмоции пациента выразительным ритмом своего барабана и пени€, в то же врем€ заставл€€ его раскачивать голову вверх и вниз в такт музыке. Ёто пробуждало эмоции и заставл€ло пациента рассказать о секрете своего недуга, до того скрытого под покровом страха, условностей и общественных норм. «ачарованный ритмом, пациент во всем исповедовалс€ целителю, и тот находил источник его заболевани€.

—лова Ђзадумчивыйї и Ђневнимательныйї обозначают ритмическое и неритмическое состо€ние ума, а равновесие сохран€етс€ с помощью ритма. ƒыхание состоит в сохранении ритма в каждый момент, во врем€ бодрствовани€ и во сне. ¬дох и выдох можно сравнить с раскачиванием ма€тника часов. –итм присущ человеку с рождени€, поддерживает его здоровье, от ритма завис€т все дела человека: успехи, неудачи, верные и неверные действи€ Ц все так или иначе объ€сн€етс€ изменением ритма. ” птиц инстинкт к полету есть ритмическое движение крыльев, и та же склонность к ритмическим сокращени€м помогает рыбе плавать, а змее ползти.

—уществует поверье, что ритм может принести удачу или неудачу поэту, музыканту или слушателю. »де€ состоит в том, что ритм скрыт в корне каждой де€тельности, созидательной или деструктивной, поэтому от ритма этой де€тельности зависит судьба предпри€ти€. ¬ыражени€, используемые в повседневной жизни Ц такие, как Ђон опоздалї, или Ђэто было сделано слишком быстрої, или Ђэто было сделано воврем€ї, Ц все говорит о вли€нии ритма на предпри€тие.

¬ силу универсальной природы ритма в музыкальных произведени€х он, как правило, воспринимаетс€ легче, чем мелоди€ и гармони€. Ѕольшинство музыкальных ритмов основываетс€ на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Ёто прежде всего ритмы дыхани€, сердечных сокращений, ходьбы и бега. Ќо не только эти внешне хорошо наблюдаемые про€влени€ могут быть основой музыкального ритма. ћожно установить определенную св€зь музыкальной ритмической пульсации с биотоками мозга. —уществует четыре основных биоритма, которые регистрируютс€ в коре головного мозга (число колебаний в секунду): дельта‑ритм Ц 2Ц3; тэта‑ритм Ц 4Ц7; альфа‑ритм Ц 8‑12; бета‑ритм Ц 13Ц30 (ѕетрушин, 1997).

ѕо характеру волны, ее частоте и амплитуде психофизиологи могут (правда, в общих чертах) установить определенные особенности поведени€ данного человека. “ак, индивиды с высокой амплитудой альфа‑ритма характеризуютс€ как спокойные, уравновешенные и уверенные в себе. ” людей с низкой амплитудой альфа‑ритма психологи наход€т противоположные черты Ц напр€женность, беспокойство, неадекватность поведени€ в трудной ситуации. »звестный английский психофизиолог √. ”олтер отмечает наличие ограничени€ скорости, налагаемого частотой альфа‑ритма на быстроту наших психических процессов. —корость нашего чтени€ ограничена частотой альфа‑ритма. ћы можем читать в среднем со скоростью 1 0 слов в секунду, что соответствует средней частоте альфа‑ритма. ѕовышенный объем дельта‑волн в фоне мозговой активности говорит о состо€ни€х утомлени€ и торможени€, бета‑волн Ц о возбуждении и активности. ¬ фоне энцефалограммы, на которой регистрируютс€ мозговые биоритмы, один из них, как правило, оказываетс€ доминирующим. ≈сли фликер (прибор, подающий звуковые и световые пульсации) настроить на доминирующую частоту биоритма данного испытуемого, то возникает €вление резонанса Ц доминирующий ритм будет усиливатьс€ благодар€ реакции нав€зывани€ ритма (”олтер, 1966).

‘изиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервна€ система, а с ее помощью и мускулатура обладают способностью усвоени€ ритма. ћузыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происход€щие ритмично. –итмы отдельных органов человека всегда соразмерны. ћежду ритмом движени€ и ритмом внутренних органов существует определенна€ св€зь. –итмические движени€ представл€ют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. »спользу€ музыку как ритмический раздражитель, можно достичь повышени€ координации ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат (ќсипов, 2000).

 

»звестно, что ритм марша, рассчитанный на войско в длительном походе, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. ѕри таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытыва€ сильной усталости. ¬ то же врем€ марши, звучащие во врем€ парадных шествий, более энергичны. ќни несколько повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состо€нии. ѕоэтому такие марши оказывают бодр€щее, мобилизующее воздействие. ”становлено, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие.

≈сли соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду будет сходно с дельта‑ритмом. –итмическа€ пульсаци€ со скоростью 8 звуков в секунду будет напоминать альфа‑ритм. ≈сть все основани€ предполагать, что в процессе воспри€ти€ музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваютс€ на его частоту. ѕри этом наиболее сильные переживани€ могут возникнуть в момент резонанса Ц совпадени€ доминирующего биоритма с частотой музыкально‑ритмической пульсации.

–еакци€ нав€зывани€ ритма, при помощи которой физиологи исследуют де€тельность мозга, имеет очень важную особенность. ќна зависит от свойства нервной системы человека, в частности от такого ведущего показател€, каким €вл€етс€ параметр Ђсила Ц слабостьї.

»сследовани€ показывают, что у людей со слабой нервной системой, дл€ которой характерна высока€ чувствительность, наблюдаетс€ более выраженна€ реакци€ перестройки биоритмов на сравнительно широкую зону частот. ” людей с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакци€ нав€зывани€ ритма выражаетс€ слабее. ƒл€ людей со слабой нервной системой характерны относительно более высокие коэффициенты нав€зывани€ низких частот: 4 и 6 кол/сек (ѕетрушин, 1998).

–итмическое движение дарит человеку здоровье Ц и не просто отсутствие болезненных ощущений, а полноту и естественность жизни, самореализацию. –итмическое движение Ц это и прекрасный лекарь. ќно способствует уменьшению локального мышечного напр€жени€, так называемых зажимов. –азличные движени€, вращени€, прыжки заставл€ют напр€гатьс€ все мышцы. ќдновременно происходит тренировка равновеси€ и дыхани€, улучшаютс€ подвижность и осанка. –итмическое движение учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

¬ыдел€ют следующие основные функции ритма:

Х облегчение ритмической координации и кооперации с другими;

Х стимул€цию спонтанного движени€;

Х энергизацию скелетно‑мышечной системы;

Х уменьшение тревожности, сопротивлени€, напр€жени€ и агрессии (√ельниц, 1985).

≈стественные, живые импульсы организма €вл€ютс€ прообразом музыкального ритма, который противостоит рациональной цикличности, выраженной в музыкальном метре. –егул€рность и нерегул€рность Ц противоположные тенденции, взаимодействие которых обуславливает развитие музыки. ѕсихологическа€ специфика жизни в разных культурах отражаетс€ в особенност€х ритмики, преобладании метричности или ритмичности в музыке, что, соответственно, говорит о рациональной, практической или импульсивной направленности. ћузыкальный ритм Ц универсальное средство выразительности Ц глубоко св€зан с физиологическими, двигательными, эмоциональными, психологическими основами человека, имеет огромное вли€ние на человека и может быть использован в психологической практике.

 

 инестетический транс

 

–итм и следование ему позвол€ют человеку войти в кинестетический транс. “ранс Ц это измененное состо€ние сознани€, характеризующеес€ фиксацией внимани€ внутри себ€.

»менно в трансе подсознание человека может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой он нуждаетс€, чтобы приспособитьс€ к действительности, столь быстро мен€ющейс€ в насто€щее врем€. ¬ современном индустриальном мире человек утратил многие ритуалы более примитивных обществ, в результате которых у людей наступало состо€ние транса, Ц это церемонии с пением, танцами и мифологическими действами. ¬новь обрета€ способность входить в состо€ние транса, человек становитс€ достаточно гибким дл€ того, чтобы изменитьс€ и по‑новому приспособитьс€ к жизни. ¬ход€ в состо€ние транса, человек присоедин€етс€ к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. ќдной из целей наведени€ транса €вл€етс€ создание физиологического состо€ни€, в котором человек мог бы начать создавать новые образы достижени€, что, в свою очередь, позволило бы ему по‑новому направить свою жизнь, чтобы самореализоватьс€ в мире дезорганизации и стресса (ёдин, 1998).

ѕроисход€щее в трансе можно описать с помощью механизма расфокусировки, котора€ имеет свои особенности на каждом этапе. –асфокусировку можно понимать как изменение соотношений фигуры и фона, как рассредоточение и расширение объема внимани€, позвол€ющие человеку обнаружить на периферии своего сознани€ вместо одного Ц предзаданного Ц целый спектр возможных вариантов решени€ проблемы.

—уществуют разные виды расфокусировки. ¬изуальна€ расфокусировка: человек может видеть перед собой большой объем пространства, он не сосредоточен на чем‑то одном. ƒыхательна€ расфокусировка: человек переходит от напр€женного, зажатого дыхани€, когда используетс€ ограниченный объем дыхательной поверхности (при этом плечи прижаты, сжаты ребра, диафрагма движетс€ мало, что соответствует состо€нию напр€женности и тревоги), к медленному и спокойному глубокому дыханию, которое захватывает живот и часть легких, наход€щуюс€ в области ключиц. ¬ центре внимани€ ритмодвигатель‑ной терапии находитс€ расфокусировка мышечна€. ¬озможность отпустить себ€, сн€ть с себ€ панцирь, обратить внимание на обычно мало замечаемые периферийные части тела Ц мышцы спины, живота, боков, бедер Ц вызывает, как правило, ощущение более м€гкого, спокойного, расслабленного тела. Ёто ощущение автоматически приводит к успокоению дыхани€, к изменению движени€ глаз, которые из схватывающих, перебегающих, тревожных станов€тс€ плавающими и спокойными, расфокусированными, что также освобождает от эмоциональных и психических напр€жений ( роль, 1998).

„то касаетс€ ассоциативного пол€, можно сказать, что, вызыва€ у человека возможность свободно обращатьс€ к периферийным ассоциативным образам и иде€м и опиратьс€ на случайные точки в этом интеллектуальном образном пространстве, мы достигаем психической расфокусировки. ¬ысшей точкой психической расфокусировки €вл€етс€ преобразование стереотипного самовоспри€ти€. „еловек идентифицирует себ€ с теми или иными параметрами (с социальным успехом, своей внешностью, возрастом), и этот набор актуальных в данный момент дл€ человека Ђкто €ї тоже €вл€етс€ в той или иной мере фиксированным. ¬озможность дать человеку ощутить, что у него в воображении и воспри€тии реально существуют еще и другие Ђкто €ї, другие параметры, на которые он может опиратьс€, часто снимает эту проблему фиксированности на достаточно узком наборе идентификационных признаков и напр€женности.

‘иксированный на проблеме клиент приходит к ведущему с одним желанием Ц говорить только об этой проблеме. ѕон€тие расфокусировки объ€сн€ет, почему –ƒ“, занима€сь вроде бы далекими от предъ€вл€емой жалобы вещами, все равно занимаетс€ волнующей клиента проблемой. „тобы человек нашел нетривиальное решение проблемы, он должен получить возможность иначе видеть, иначе слышать, иначе шевелить плечами, иначе дышать. » дл€ реализации этого он должен освободитьс€ от точки фиксации. “ем самым мистическа€ прив€занность к Ђколышкуї проблемы, выраженна€ в манере говорить, в способе держать плечи, смотреть на собеседника, ругать себ€, засыпать с какой‑то привычной мыслью и просыпатьс€ с привычным настроением, Ц все эти фиксационные точки, аналогичные проблеме‑фиксации, могут стать не столь жесткими и не столь важными дл€ человека. ѕоэтому обесценивание проблемы и обращение внимани€ на Ђфонї дает возможность изменить масштаб, переместитьс€ от сфокусированности на проблеме в ту область, где лежат иные возможности дл€ решени€ проблемы. »менно в этой области человек получает целый р€д ответов, которые содержат главный интересующий его ответ. ќн получает ответ тогда, когда забывает про свой вопрос. » забывание вопроса Ц это уже конечный результат, доказательство того, что ситуаци€ разрешаетс€ ( роль 1998).

 инестетический транс хорош тем, что Ц даже без индукции, без вербальных вмешательств Ц он терапевтичен сам по себе.  инестетическа€ модальность (система воспри€ти€ мира) онтогенетически более древн€€, нежели аудиальна€ и визуальна€. —ледовательно, добиратьс€ до корн€ всех проблем эффективнее через кинестетику. ƒл€ более эффективного достижени€ кинестетического транса в дополнение к двигательной составл€ющей можно использовать метод произнесени€ настроев и заговоров. ¬озьмем в качестве примера следующий старинный текст.  ак правило, текст настро€ (заговора) составл€етс€ либо под определенный вид де€тельности, либо под пон€тийный уровень практикующего (¬оронов, 1999):

 

 ак подобаэт живою воде,

ћногиа страхи, изыдьте от мне, Ц

«наменье веры готов я прин€ть,

¬орогов всех, окрестив, наказать!

 

ƒл€ современного человека можно предложить такой Ђсимволическийї настрой:

 

ћногие были,

» многих уж нет:

ћне улыбнетс€

ѕобеды рассвет!

 

¬оздействие настро€, наве€нного подобными рифмами, начинает сказыватьс€ через 3Ц4 минуты и продолжаетс€ не меньше минуты после проговаривани€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 666 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

739 - | 557 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.1 с.