Я с нетерпением ожидал следующей пятницы по двум причинам: во-первых, мне хотелось продолжить беседу с доктором Сайском, а во-вторых, я мечтал опять встретиться с Терри. Но я был совершенно не готов к тому, что произошло в пятницу утром. Да и как можно подготовиться к такому? Меня вызвали с занятий и сообщили, что один из моих прихожан, молодой парень, который вызывал у меня симпатию своей серьезностью и вдумчивым отношением к изучению Слова, погиб в автомобильной катастрофе. Ему было всего восемнадцать лет, он должен был закончить школу в июне этого года. Он был сбит пьяным водителем, возвращаясь домой после баскетбольного матча. Его семья просила меня срочно приехать.
Мне было очень тяжело разговаривать с безутешными родителями, проводить в первый раз погребальное служение, проповедовать на эту тему. И я вспомнил кальвинистские уверения в том, что только Бог ответственен за все, происходящее с нами. Как же Он мог допустить такое? Зачем Ему это надо? Или такое происходит вопреки Его желанию? Может ли сатана действовать самостоятельно, и Бог не властен остановить его? Эти мысли мучили меня, но я не мог найти ответа.
Однако в воскресенье Господь показал, что и через такие печальные события церковь может возрастать в вере. Мы много молились, и несколько молодых людей покаялись, приняв Господа как своего личного Спасителя. Я понял, что у Бога есть свой план, возможно, только через смерть этого юноши можно было привести его друзей к покаянию. Я много думал об этом и пришел к выводу, что надо доверять Богу во всем.
Все это время Терри находилась рядом со мной, и я имел возможность познакомить ее с моей церковью. Ее присутствие ободряло меня во время служения, придавало силы.
Неожиданные события этой недели сделали невозможной мою встречу с доктором Сайском в пятницу, поэтому мы перенесли ее на следующий вторник. Если сказать честно, я был рад, что для обсуждения остался только один пункт, потому что до сих пор я пользовался тем материалом, который почерпнул из книг, прочитанных на рождественских каникулах. Дальнейшее изучение кальвинизма требовало времени, которого у меня сейчас не было.
Я начал разговор с определения понятия "ревность до конца": "Как и другие пункты кальвинизма, его последний пункт вытекает из предыдущих. Если они верны, то и он правилен, так сказали бы кальвинисты".
"Обоснуйте это положение более детально", - попросил меня доктор Сайск. "Хорошо, я повторю еще раз с самого начала. Если человек пал настолько, что даже сам себе не может помочь в духовном возрастании, если Бог абсолютно полновластен в избрании народа Своего, и это избрание зависит только от Его воли, если смерть Христа была искуплением только за избранных, а Божья благодать способна сокрушить любое сердце, разве не логично предположить, что Он доведет Своих избранных до конца?" - так продолжил я.
Доктор Сайск одобрительно кивнул, улыбнулся и попросил меня повторить все еще раз. Я сказал, что, наверное, не смогу повторить в тех же словах, но доктор сказал, что он не возражает услышать то же, выраженное другими словами.
"Если избранные не будут спасены, это значит, что само избрание ничего не стоит, а с этим кальвинисты никак не могут согласиться. Если все - от Бога, Бог должен позаботиться об избранных до самого конца. А если это не так, то получается, что нельзя говорить о все преодолевающей благодати, значит, сам человек может решить, с кем и где ему находиться, принимать решение своей волей или волею сложившихся обстоятельств. Если это так, то и смерть Христа была напрасной!"
"Вы много сказали, - заметил доктор Сайск.- Но все это - кальвинистская точка зрения, Вы не дали определения понятию "ревность до конца".
Я предложил такое определение: "Ревность до конца - это понятие, выражающее следующее: если человек избран Богом, если его грехи омыты и искуплены кровью Христа, если Бог ведет его предназначенным путем, то Он и доведет его до конца - спасения и жизни вечной".
"Исключает ли такое толкование отступничество?" - внезапно спросил доктор Сайск. Я задумался. "Многие люди исповедуют Христа лишь устами и в таком состоянии они могут находиться очень долго, пока Бог не коснется их сердец. Да, отступничество есть и среди христиан, но учение о ревности до конца говорит об истинно верующих, у которых только одна дорога".
"А что говорит это учение о так называемых "плотских христианах"?" - спросил доктор Сайск. Но я ничего не мог сказать по этому вопросу, поскольку никогда раньше не слышал об этом. Мой собеседник пришел мне на помощь и объяснил, что плотские христиане - это такие верующие, которые и покаялись, и приняли крещение, но привычек прошлой жизни не оставили, живут радостями мира, совершая иногда такое, что заставляет многих сомневаются, а верующие ли они вообще. Они же уверены в своем спасении. О таких говорят, что они плотские, но христиане, или же христианине, но плотские.
"Ну, я не думаю, что кальвинистам понравилось бы такое толкование! - сказал я.-Кальвинисты бы сказали, что если нет верности, нет ревности, то нет и спасения!"
"Еще один вопрос, -сказал доктор Сайск, - точнее, предпоследний вопрос. Означает ли этот пункт то же самое, что и баптистское утверждение "Спасен однажды - спасен всегда?"
Я никогда не думал об этом, но сразу же увидел, что это разные понятия, о чем и сообщил своему собеседнику: "Нет, баптистское "Спасен однажды - спасен всегда" является лишь одной стороной медали. А если использовать неточные формулировки, можно прийти к опасному учению. Кальвинисты рассматривают доктрину ревности до конца с двух сторон: безопасность и верность. И одно не может существовать без другого. Баптистское же учение говорит о верности только как доказательстве истинного спасения. И говоря кому-то об уверенности в спасении, но не объясняя необходимости верности, можно прийти к плотскому христианству: люди, думают, что они спасены, когда на самом деле о спасении и речи быть не может. Учение об уверенности в спасении является своего рода разрешением грешить для тех, кто заявляет о своей вере, не будучи действительно спасенным. Кальвинистское же учение представляется мне более четким и понятным, потому что дает, с одной стороны, уверенность в спасении, а с другой - реальное подтверждение этому всей христианской жизнью, верностью и ревностью до конца".
Беседуя с доктором Сайском о ревности до конца, я все время ссылался на кальвинистскую точку зрения, потому что своего мнения по этому вопросу у меня не было. С первыми четырьмя пунктами было гораздо легче, о чем я ему и сказал. Для дальнейшего изучения предмета мне требовалось много времени, которого у меня не было, я был постоянно занят учебой и служением в церкви. Я не знал, сможем ли мы еще встретиться с доктором Сайском.
ГЛАВА 10
Как найти время?
Но вскоре после моей последней, как я считал, беседы с доктором Сайском, мне удалось выкроить пару часов для дальнейшего изучения этого вопроса, точнее, для обобщения всего, что я узнал о кальвинизме. Я чувствовал необходимость такой работы, потому что боялся забыть или упустить что-нибудь, что впоследствии могло бы оказаться важным.
Я начал с обобщения мыслей по пяти пунктам. И это выглядело так.
Как я понимаю пять пунктов кальвинизма
1. Учение о полном падении человека говорит о греховной природе человека, а не о его поступках, о полной неспособности человека познать Бога, желать Его, о невозможности самому прийти к Богу.
2. Безусловное избрание основывается на том, что только Бог может избрать того или иного человека, и Он сделал это еще до сотворения мира. Его выбор основывается не на заслуга или положительных качествах избранной личности, но только на Его желании, ибо Бог является вседержавным и полновластным в Своих решениях.
3. Ограниченное искупление означает, что смерть Христа была только за избранных, только им гарантировано прощение и спасение.
4. Все преодолевающая благодать означает, что никто из избранных не может противостоять призыву Бога прийти к нему. Это происходит через проповедь евангелия или иным путем, но особая цель всегда присутствует.
5. Верность святых, или ревность до конца, означает, что избранные не только имеют жизнь вечную, но и подтвержде ние этого избрания и освящения в своей христианской жизни.
На второй странице я наметил план дальнейшего изучения вопроса:
1. Необходимо проверить, подтверждаются ли пять пунктов кальвинизма Библией.
2. Необходимо познакомиться с историей баптистской церкви, чтобы найти подтверждение или опровергнуть то, что многие баптисты были кальвинистами. Почему потом они стали называться баптистами?
3. Изучить труды современных кальвинистов, чтобы понять разницу между просто кальвинистом и радикально настроенным кальвинистом.
4. Больше внимания уделять богословским вопросам, чтобы по возможности объективно можно было ответить на те вопросы, которые я задавал доктору Сайску в беседе с ним.
Я также набросал некоторые замечания и записал выводы, сделанные мной во время знакомства с основными положения ми кальвинизма:
1. Большинство христиан совсем не знают, что такое кальвинизм, поэтому они не могут определить свое отношение к нему, согласиться с ним или опровергнуть.
2. Многие христиане не могут говорить о кальвинизме спокойно, разговор о нем вызывает у них сильную эмоциональную реакцию.
3. Некоторые кальвинисты относятся враждебно к членам церкви, т.е. к членам тела Христова, когда последние отказываются принимать учение кальвинизма.
4. Некоторые кальвинисты предпочитали бы видеть новых кальвинистов, а не новых обращенных.
5. Часть кальвинистов используют даже тактику арминиан, с которыми у них достаточно разногласий, чтобы только заинтересовать людей кальвинизмом.
План дальнейшего изучения получился доставочно четким. Но где найти время для его исполнения? Мой день и так был загружен до предела. Но меня осенила гениальная идея! В колледже мы могли выбирать любую тему для курсовой и работать над ней. Почему бы не совместить учебную работу с тем, что меня интересует? Таким образом я убиваю двух зайцев.
Однако с каким предметом можно соотнести мой необычный интерес, чтобы не вызвать нареканий со стороны преподавателя? Хорошенько обдумав все, я пришел к выводу, что только у одного преподавателя я смогу заниматься подобной работой - это у доктора Блума, который читал курс лекций по истории церкви. Но не поступлю ли я опрометчиво, если учесть, как мы с ним поговорили?
Несмотря ни на что я решил писать работу о кальвинизме в истории баптистской церкви. И вновь у меня возник тот же самый вопрос: а действительно ли некоторые известные баптисты, проповедники и писатели, были кальвинистами? Получается, что баптистское вероисповедание - кальвинистское? А почему и как баптисты оставили кальвинизм? Когда это произошло?
Я должен использовать все возможности, чтобы не в ущерб учебе продолжать изучение кальвинизма. Но как мне преодолеть резко отрицательное отношение доктора Блума к этой теме? Мысленно я просчитал все варианты, включая тот, в котором доктор Блум ставит мне "неудовлетворительно" за мою работу. Но, подумав, я решил, что, постаравшись, я все-таки могу получить "удовлетворительно" или даже "хорошо". Я радовался, придумав такой замечательный план.
Несмотря на то, что весь этот месяц я был очень занят, мои встречи с Терри не прекратились. Мы проводили много времени вместе, и если когда я не мог встретиться с ней, то был уверен, что она понимает меня. Я ничего не говорил ей о кальвинизме, потому что не был уверен в ее теологической подготовке. Вместе с тем я подумал: вдруг в ее церкви, как и в моей, тоже были неприятности, связанные с кальвинистами или их учением? Вдруг ее пастор был категорически против кальвинизма?
Я-то знал, что я не кальвинист, но мне довелось видеть слишком эмоциональную реакцию даже при простом упоминании этого вопроса, поэтому я бы не удивился, если бы кальвиниста или даже сочувствующего кальвинистам просто-напросто выгнали. Я думал когда-нибудь рассказать ей обо всем, но не сейчас. Впрочем, может быть, познакомить ее с моей работой, попросив помочь отпечатать ее? Ведь Терри неоднократно предлагала мне свои услуги. Почему бы не воспользоваться этим, тем более, что я сам печатаю очень плохо.
А в моей церкви происходил заметный духовный подъем. На собрания приходило много людей. Дух Святой совершал Свою работу в нашей маленькой церкви, все были согласны с этим, никто бы не смог этого отрицать.
ГЛАВА 11