Фригийское царство
Самым важным политическим образованием Малой Азии после падения Хеттской державы была Фригия. Фригийцы, видимо, переселились в северо-западную часть полуострова во второй половине II тысячелетия до н. э. из Македонии или Фракии. Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упоминают о виноградарстве и коневодстве. Процветали различные ремесла: обработка камня и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др.
Фригийцы были тесно связаны с соседними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сделать территориальные приобретения в Троаде.
Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с рядом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».
В конце XII в. до н. з. продвижение фригийцев на Восток было приостановлено Ассирией в районе Верхнего Евфрата. В X—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет число городов. Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр. Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства, Это был мощный город-крепость со стенами, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами.
Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия. и его сына Мидаса на восточных рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и... завоевал Азию.
Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII—начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшей после смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, был в контакте с греками. В обстановке напряженной борьбы за Восточносредиземноморское побережье Фригия часто блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успешной борьбе против Мидаса. Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей, 10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было продиктовано' еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать. Согласно легенде, Мидас, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством, а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу,
Фригийская культура имеет ряд важных достижений. Фригийцы создали алфавитную письменность. У нее много общего с греческой системой письма, и до сих пор в науке остается спорным вопрос, фригийцы ли заимствовали у греков алфавитное письмо или греки через посредство фригийцев познакомились с алфавитом древневосточных народов. Произведений фригийской литературы не сохранилось, но упоминания о них имеются у греческих авторов.
В религии фригийцев выделяется почитание культов Великой Матери богов и ее возлюбленного — бога Аттиса, символизирующих силы природы, ее плодородие, что несомненно имеет аналогии и, возможно, преемственность с подобными же религиозными воззрениями хеттов.
Материальная культура, изобразительное искусство фригийцев известны по материалам археологических раскопок. Широко было распространено сооружение скальных построек, особенно храмов и гробниц. Так называемая гробница Мидаса сооружена в скале, и ее фасад оформлен в виде жилого дома. Искусство представлено оригинальными терракотовыми рельефами, яркой многоцветной росписью керамики, печатями, скульптурой и др. Интересна найденная в Богазкее целая скульптурная группа из известняка, изображающая фригийскую богиню с двумя музыкантами, играющими на кифаре и двойной флейте. В Восточном Средиземноморье знали фригийскую музыку и использовали созданные фригийцами музыкальные инструменты (например, флейту).
Лидийская держава
Территория Лидии занимала центральный район западной части Малой Азии. В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство, столицей которого был крупный город Сарды.
Основой экономики Лидии было развитое земледельческое хозяйство. Лидийская почва, орошаемая реками Герм, Пактол, Меандр и удобряемая илом, отличалась плодородием. В долинах сеяли зерновые культуры, а по склонам гор разводили виноград, смоковницу и другие садовые культуры. Огромные пастбища позволяли в больших масштабах заниматься скотоводством, в особенности коневодством. Богатство металлами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету металлургического производства. «Золотоносная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок. Лидийцы умели добывать золото из породы, имели приспособления для его очистки.
Лидийцы изготовляли дорогие узорчатые ткани, роскошные одежды, великолепные головные уборы, обувь. Славилась и их керамика: расписные сосуды и облицовочная плитка. Они делали прочный кирпич, хорошие минеральные краски, например знаменитую сардскую охру.
Находясь на стыке западного (греческого) и древневосточного миров, Лидия вела активную торговлю. Об «оборотистых лидийских торговцах неоднократно упоминали античные авторы. Для удобства приезжих торговцев в Лидии строились гостиницы. Согласно античной традиции, Лидия была родиной монеты — наиболее удобного средства обращения в торговле. В VII в. до н. э. при царе Гигесе стала чеканиться монета из^ электрума — природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI в. до н. э. при Крезе чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии.
Лидийское общество, как и другие общества Древнего Востока, было рабовладельческим. Господствующее положение в нем занимал класс рабовладельцев, в который входили богатые землевладельцы, военная и жреческая верхушка, а также крупные торговцы. Интересно описание Геродотом богатств некоего лидийского аристократа Пифия, который подарил персидскому царю Дарию I платан и виноградную лозу из чистого золота, а царю Ксерксу и его огромному войску, идущему войной на Грецию, оказал роскошный прием. Основную массу производителей и налогоплательщиков в пользу храмов и царской казны составляли свободные мелкие землевладельцы, пастухи, ремесленники. В самом низу классовой и социальной иерархии лидийского общества находились рабы — храмовые, частновладельческие и др.
По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государства стоял царь. Опору его власти составлял отряд телохранителей и войско; особенно славились знаменитая конница и лидийские колесницы. Цари Лидии привлекали на службу и наемников, чаще всего соседей: карийцев, ионийцев и ликийцев. Большую роль при царском дворе играли так называемые царские соправители, присходившие из видных аристократических родов. Возможно, существовал и аристократический совет. Для решения важных вопросов внешней и внутренней политики созывалось народное собрание. Однако постепенно, с ростом могущества царской власти, оно утратило свое значение. В социальной и политической жизни Лидии сохранились пережитки архаических общественных отношений: деление по родоплеменному признаку, обычаи предков, древние родовые нормы права и др.
Расцвет Лидийского царства падает на VII-—VI вв. до н. э., когда к власти пришла династия Мермнадов, основателем которой был Гигес (692—654 гг. до н. э.). Он происходил из знатного, но не царского рода и захватил власть в результате дворцового переворота. Гкгес был одним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил к Лидии часть Фригии и Карий, Троаду и Мисию, благодаря чему лидийцы получили выход к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье. Но интересы развития торговли требовали выхода в Эгейское море. В связи с этим Гигес предпринял походы на крупнейшие греческие города Милет и Смирну, которые, однако, не увенчались успехом, но затем ему удалось захватить Колофон и Магнезию.. Вместе с тем он посылал щедрые дары в греческий храмовый центр Дельфы, поддерживавший его еще при вступлении на трон, и сохранял дружественные отношения с влиятельным жречеством бога Аполлона.
Если на Западе Лидией велась успешная наступательная политика, то на Востоке она с трудом отбивалась от киммерийцев, осевших в Каппадокии, безуспешно пытаясь через Киликию выйти к Восточному Средиземноморью. Рассчитывая на помощь Ассирии в борьбе с киммерийцами, Гигес отправил туда посольство и признал ее верховную власть. Опираясь на этот союз, ему удалось одержать победу над киммерийцами. Однако вскоре Лидия нашла себе других союзников в лице Египта и Вавилона, жаждущих освободиться от власти Ассирии, и, вероятно, приняла участие в обширном антиассирийском движении в середине VII века до н. э., беспощадно подавленном Ашшурбанапалом. На Лидию по наущению Ассирии устремились полчища киммерийцев, в сражении с которыми Гигес потерял трон и жизнь, а вся страна и ее столица Сарды к 654 г. до н. э. были захвачены этими грозными кочевниками. Хотя захватчики сожгли город, но неприступный акрополь лидийской столицы взять все же не смогли. Там и отсиделся наследник Гигеса — новый царь Ардис, которому удалось избавиться от киммерийцев ценой подтверждения власти Ассирии над Лидией. Ардис (654—605 гг. до н. э.) вел осторожную внешнюю политику на своих восточных границах, ибо киммерийцы продолжали беспокоить страну; новое их нашествие вместе с племенами треров произошло около 645 г. до к. э. Но на западе он упорно пробивался к Эгейскому морю, воюя с городами Приеной и Милетом. Война с Милетом, которую вели уже последующие лидийские цари, растянулась на 12 лет, но закончилась заключением почетного для Милета мира.
Используя падение Ассирии, Лидия попыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к враждебным отношениям с Мидией — преемницей ассирийского влияния в северной части Передней Азии. Результатом была ожесточенная 5-летняя (590—585 гг. до н. э.) война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э., признан-. "Ное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие). Границей между враждовавшими государствами была признана река Галис. Договор был скреплен династическим браком: индийский царевич Астиаг женился на лидийской царевне. Крупным успехом внешней политики Лидии в этот период было изгнание из Малой Азии воинственных племен киммерийцев.
Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Креза (562—547 гг. до н. э.). Он покорил греческие города в Малой Азии, заставив их платить Лидии дань.
Опасаясь могущественного Персидского государства, Лидия охотно пошла на контакты с наиболее крупными и влиятельными греческими центрами: Спартой, Афинами, Самосом, заключила дружественные союзы с Египтом и Вавилоном. Кроме того, Крез набрал большую армию наемников, но ни армия, ни союзники не' спасли Лидию.
В 547 г. до н. э. Крез первым перешел реку Галис и вторгся в Каппадокию. Сражение с персами не принесло успеха ни той, ни другой стороне. Крез был вынужден отвести свои войска назад в Сарды, чем немедленно воспользовался персидский царь Кир, который вторгся в Лидию, одержал победу под Сардами, взял вскоре саму столицу и захватил в плен Креза. Военной катастрофой 547 г. до н. э. закончилась 150-летняя история независимости Лидийского царства. Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий.
Лидийская культура — явление сложное и многообразное. Свою алфавитную письменность лидийцы заимствовали у греков Малой Азии.
У лидийцев были популярны гимнастические военные игры и воинские пляски, различные игры в кости, кубы, мяч. Высока была их музыкальная культура: славились лидийская музыка, народные песни, лидийские музыкальные инструменты (флейты, дудки, трещотки, тимпаны, кимвалы, многострунные лиры). В Лидии имелись искусные врачи, были накоплены знания о лекарствах.
Лидийцы сооружали неприступные крепости, монументальные гробницы своим царям (Гигесу и др.), строили сложные искусственные водохранилища (озеро Гигея). Красочным своеобразием отличаются произведения лидийского изобразительного искусства: многоцветные терракотовые рельефы, ювелирные изделия из горного хрусталя, сердолика, золота, вазы с сюжетной росписью.
В лидийской религии большим почитанием и распространением пользовались культы умирающих и воскресающих божеств (Сандан, Аттис, Сабазий), оргиастические мистерии в их честь. Наибольшую же популярность снискала себе богиня, известная под именами Великой Матери, Матери богов, Кибелы, Ма и другими, олицетворявшая культ плодородия и одновременно почитавшаяся как божество войны во всей Малой Азии.
Лидийская культура оказала влияние на греческую, а также передала Греции ряд культурных достижений Востока.