Видимо, не будет преувеличением сказать, что черный порох изобретался не менее десяти раз в разные времена в разных странах. Определенно можно сказать, что он был известен еще до нашей эры. То что древние Египтяне и индусы изготовляли его еще в бронзовом веке, - предположение смелое, но небезосновательное. Так могло быть, ибо решительно ничего хитрого в изготовлении этого состава не заключалось. Селитра встречающаяся как самородное вещество, причем при нагревании выделяет кислород, и, если ее смешать с любым горючим, - оно вспыхнет, что, в свою очередь, усилит выделение кислорода и ускорит реакцию окисления. Сама селитра, как и ее свойство поддерживать горение без доступа воздуха, были известны всегда. Так что изобретен долен был быть не сам порох, а какой-то способ его применения, оправдывающий усилия по сбору селитры.
Следует еще отметить, что черный порох не является взрывчатым веществом в современном понимании, - как например, тринитротолуол. Горение пороха приобретает эффект взрыва, только если температура нарастает очень быстро, - тогда интенсивность реакции идет по экспоненте до полного освобождение всего кислорода. Но такое может происходить только в герметичном объеме. Взрывать порох научились не сразу. Долгое время его использовали для изготовления пиротехнических составов, зажигательных смесей и ракет. "Греческий огонь", - это нефть с серой и с селитрой. По крайней мере, таким был один из рецептов. Потушить такую смесь было действительно невозможно, - все приемы тушения связаны с перекрытием доступа кислорода к пламени, но селитряным составам атмосферный кислород не был нужен. Насколько можно судить по хроникам, греческий огонь производил большое моральное воздействие на противника. Если кто-то терпел от византийцев поражение, то объяснял это применением последними огнеметов. Едва ли, однако, можно предположить, что греческий огонь был каким-то образом опасен, - представить что-то более безвредное и неудобное, чем средневековая бомбарда, трудно, но византийские огнеметы явно были еще бесполезнее, так как сразу оказались вытеснены бомбардами.
Смесь из двух частей горючего и одной части селитры заливали в медную трубу и поджигали спереди, - интенсивное, вследствие поступления внутреннего кислорода, горение приводило к закипанию содержимого трубки, - получался устрашающий фонтан огня. Досягаемость этого оружия не превышала нескольких метров. Характерно, что сами греки получили эту технологию от арабов, которые продолжали применять пороховые огнеметы до 15-го века, - в том числе и ручные, однако, в отличие от греков, предпочитавших жидкие селитряные составы, сами арабы в качестве горючей составляющей использовали сухие вещества, - например, паклю.
Есть определенные указания, что порох использовали для подрыва укреплений и метания снарядов еще в античное время, - но это были частные случаи, не имевшие каких-то последствий для военного искусства. Самородную селитру было трудно находить, в некоторых регионах она встречалась только в канализации, залезать в которую желающих находилось мало. Когда селитра скапливалась в значительном количестве, находились и люди, представляющие себе, как можно ею распорядиться, но первые экземпляры ракет, пушек и бомб были скорее эффектны, чем эффективны. О случаях применения такого оружия летописцы сообщали со священным ужасом, но военные им не интересовались. По некоторым источникам, можно, например, заключить, что македонцы, во время вторжения в Индию, бывали иногда обстреляны ракетами и бомбардами, но, видимо, не понесли от них такого ущерба, что бы в серьез задаться вопросом: "А что это было?"
Более или менее систематически порох стал применяться в Китае в 7-м веке для стрельбы из мортир. Можно утверждать, что именно с 7-го века порох перестал изобретаться специально для каждого отдельного случая применения. Китайцы, арабы и византийцы могли его делать. В 11-м веке, через арабов, пушки оказались и в Европе. Характерно, что запального отверстия они еще не имели, заряд воспламенялся со ствола, - соответственно не приходилось говорить о какой-то обтюрации и точности стрельбы, - снаряд не закупоривал пороха в орудии. Но пушки уже тогда при выстреле производили значительный шум, яркую вспышку пламени и облако густого дыма, - это сочетание, помноженное на эффект внезапности, имело ошеломляющее действие на противника (свои же войска заблаговременно бывали предупреждены о запланированном выстреле из пушки и сопутствующих ему явлениях). Мелочь, - а приятно.
Применение огнестрельных устройств перестало быть случайным только в Китае с 12-го столетия и в арабских странах с 13-го столетия. Есть мнение, что арабы заимствовали эту идею у китайцев при посредничестве монголов, но это едва ли могло быть так, учитывая, что арабы эпизодически использовали примитивные пушки с 11-го века.
На 13 век приходится расцвет арабской цивилизации, за которым наступил продолжающийся до сих пор период арабского средневековья. Но в последнем приступе сознательного существования арабская цивилизация превзошла достижения античного Средиземноморья, - арабы сумели превратить огнестрельное оружие из шумной диковины в средство поражения противника на поле боя. В это время и в этом месте появились первые орудийные и ружейные стволы с запальным отверстием, первые свинцовые пули и первые предприятия по производству пороха. До этого момента порох изготовлялся только алхимиками.
В 14-м веке в Европе родился монах Бертольд Шварц, который, наконец, изобрел порох в последний раз. Если говорить серьезно, то, до середины 14-го века, весь порох в Европе был только арабского производства, Шварц же открыл европейцам способ, как можно делать порох, а главное, внятно объяснил, какая от него может быть польза. В этом плане он выполнил ту же миссию, что и Колумб, который не просто сплавал в Америку (где до него только ленивый не бывал), но еще и вернулся, причем смог объяснить где был, как туда добраться и что там есть хорошего. Делать порох, а так же самые примитивные огнестрельные устройства, было совсем просто, - это оказалось доступным удовольствием даже для варварской в тот период Европы. В течение всего лишь трех - четырех десятилетий от Испании до Московии были запущены первые мощности по производству огнестрельного оружия и пороха. Иметь его считалось престижным, тем более что с луком европейцы особо не дружили и нормальных метательных машин делать не умели.
Таким образом, история изобретения пороха делится на несколько этапов. С середины 1-го тысячелетия до н. э., до 7-го века, его время от времени изобретали в разных местах, но дальше экспериментов дело не заходило. Использовалась только природная селитра для зажигательных составов, бомб и ракет. Пушки, вероятно, изобретены еще небыли. С 7-го по 12-13-й века порох состоял на вооружении нескольких стран, причем уже применялся и для заряжения артиллерийских орудий, но селитра по прежнему использовалась самородная, а сами огнестрельные орудия, - мортиры, ракеты, огнеметы, - использовались почти исключительно в пропагандистских целях. Так же, как "Длинная Берта" и цеппелины в Первую Мировую и Фау-2 во Вторую Мировую войну немцами. Древним аналогом немцев были византийцы, - только они придавали существенное значение пропагандистскому оружию. С 12-го века в Китае, с 13-го в Северной Африке и с 14-го в Европе огнестрельному оружию стали придавать практическое значение. Селитру стали производить.