Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропоморфизмы Священного Писания.




 

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры" Кн. 1, гл. XI) пишет: «Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно».

Но в то же время в Священном Писании мы видим множество мест, где о Боге говорится как о телесном существе. Ему приписываются чувства, состояния и способности, присущие тварным существам. Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, сил, и способностей.
Как нужно относиться к этим местам Священного Писания? Их нужно понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых можем говорить только, по слову св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. XI), «с помощью символов, соответствующих нашей природе».

 

В IV веке среди скитских монахов в Египте и отчасти в Сирии возникла ересь антропоморфитов. Они стали утверждать, что коль скоро человек создан по образу и подобию Божию, то, следовательно, Богу должно быть в полной мере присуще то, что присуще и человеку.

Ересь эта была осуждена. В частности, в Синодике в Неделю Торжества Православия возглашается: «Глаголющим Бог не быти Дух, но плоть — анафема». Ересь антропоморфитов возобновлялась в более поздние времена, у нас на Руси среди раскольников.

ПРИМЕР: Когда святитель Дмитрий Ростовский прибыл на Ростовскую кафедру, то он встретился среди старообрядческого населения тех мест с самым грубым невежеством в представлениях о Боге. В своем "Розыске о вере" (ч. II, гл. 18) он писал, что встречал старообрядцев, которые говорили «яко бы Бог человекообразен, имый главу, и очи, и устне».

 

СЕДЬМАЯ ЛЕКЦИЯ

О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ

Отдел 2. О Боге троичном в Лицах

СОДЕРЖАНИЕ ДОГМАТА О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ.

Для Православной Церкви Пресвятая Троица (греч. «Агиас Триас») - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Пресвятая Троица для человеческого религиозного сознания есть изначальное Откровение, источник всяческого Откровения и всяческого бытия.

Суть церковного учения о Святой Троице заключается в том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Иными словами, при безусловной единичности и нераздельности Своей приро-ды Бог существует в трех различных Лицах. Основа Божественного бытия у всех Лиц одна и та же, но образ ее существования и выражения в каждом из них отличен, так что каждое Лицо в Своем отношении к другому сознает Себя отдельным и самостоятельным.

Догмат о Пресвятой Троице рассматривают с разных сторон: а) по своему существу он богооткровенный в особенном и полном смысле слова - именно исповеданием догмата о троичности христианин отличается от нехристианина; б) по важности, или степени значения, он основной, или коренной, - при отказе от этого догмата отвергается все учение о Боге-Искупителе (т.е. Сыне Божием), а также учение о Боге-Освятителе (т.е. Святом Духе); в) по возможности его уяс-нения он непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. Самый проницательный ум и самое живое воображение останавливаются и замирают в недоумении и растерянности перед тайной Святой Троицы. Ибо кто может объяснить наличие единства природы и различие Лиц в одном существе, единство и множество, общее и частное.

Формулировка: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная».

Само слово "Троица" (Trias) небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Никакая естественная философия не смогла подняться до учения о Пресвятой Троице.

Троицу нужно принимать как факт, достоверность и необходимость которого могут обосновываться только самим этим фактом. С одной стороны, догмат о Троице является непостижимым для человеческого разума, потому что в ограниченном человеческом и одноличном духе нет такого рода ясных и отчетливых аналогий, на основании которых можно было бы с несомненностью заключить и судить об образе трехличного существования Божия. С другой стороны, усилия и попытки рационалистического, чисто интеллектуального богословского мышления решить вопрос о том, как может быть мыслим догмат о Троице, нередко приводили к заблуждениям и ересям. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли».

По мнению священника Павла Флоренского, только принятие троичной антиномии сообщит человеческой мысли устойчивость, удержит её от раздвоения при осмыслении вопроса о том, каким образом совмещаются единство и троичность в Боге.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.