Аннотация
Впервые на русском языке издано единственное признанное в мире полное собрание пророчеств Мишеля Нострадамуса с комментариями Джона Хоуга — непревзойденного знатока творческого наследия великого ясновидца. Эта книга как по глубине, так и по объему исследований стала эталоном работ о пророке. Пророчества Мишеля Нострадамуса, отличающиеся бесхитростной точностью, вот уже четыре века продолжают неумолимо сбываться, ошеломляя и завораживая весь мир. Его предсказания покрывают пространство и время вплоть до седьмого тысячелетия! Так не найдем ли и мы, жители Земли третьего тысячелетия, предсказания и нашего, не столь далекого будущего?
Для широкого круга читателей.
Вступление
История будущего
Мое путешествие в мир Нострадамуса началось почти четверть века назад с просмотра очень старой кинопленки. Случилось это в 1967 г., я учился тогда в шестом классе. На урок обществоведения нам принесли проектор и доказали документальный фильм о Германии, в частности о приходе к власти нацистов. Назывался он «Изломанный крест». Мне казалось, что я вижу хронику кошмара, настолько поразили меня бесконечные шеренги солдат, сжимавших кроваво-красные знамена, украшенные золотыми свастиками. Грохот сверкающих сапог заглушал потрескивание старенькой пленки.
«Четыре века назад,— говорил диктор,— француз по имени Нострадамус предсказывал, что настанет день и "дитя Германии, отвергнув закон, пойдет за знаменем с изломанным крестом"...»
Нострадамус... Помню только, что, когда диктор произнес это имя, я невольно вздрогнул. Мне показалось, будто с экрана повеяло ледяным холодом. Но прошло совсем немного времени, и эти детские впечатления стерлись, их заслонили другие, более радостные. Юность умеет быстро забывать невольно возникшие страхи. В водовороте новых увлечений я давно забыл и о фильме, и о том впечатлении, которое он произвел на меня. Я не сознавал, что в мозгу моем, в дальнем его уголке, зародилось и зреет семя, пробиться которому суждено было только через семь лет.
В 1974 г., когда я уже заканчивал школу, один из моих приятелей подарил мне карманное издание пророчеств Нострадамуса с введением, претендующим на научность. Книжечка оказалась неважной, в ней и намека не было на настоящее исследование, но главное состояло в другом. Пророческими оказались слова моего приятеля Джона Боула. «Знаешь, мне кажется, вся эта мура тебе здорово понравится»,— сказал он, вручая мне книгу.
Как только я взял ее в руки и углубился в текст, семя, дремавшее во мне, гут же начало прорастать. Повторяю, изданьице было крайне слабое, напичканное дешевыми сенсациями и историческими неточностями. Даже портрет якобы французского врача XVI в. на обложке в пышном парике и с длинными напомаженными усами и тот сильно смахивал на изображение Людовика XIV или кардинала Ришелье, персонажей более позднего времени. И все же я благодарен этой книге. Несмотря на посредственность изложения, беспомощность содержания и скепсис относительно точности пророчеств, она познакомила меня с наследием Нострадамуса, заразила интересом к загадочному ясновидцу. Именно тогда я понял, что никакая, даже самая бездарная книга не способна отвратить человека от таинственных пророчеств Нострадамуса. Раз прочитав их, мы уже не в силах оторваться от туманных строк. Мы можем смутно догадываться об их значении либо вовсе не понимать их, но они навсегда захватывают нас, мы уже находимся в плену, вырваться из которого не в силах.
Жизнь и работа Нострадамуса, человека Ренессанса, еще тогда, в XVI в., оставалась загадкой для многих его современников. Сменялись века, приходили и уходили поколения, но не исчезала тяга к чарующим и захватывающим пророчествам. И по сей день Нострадамус, этот «небесный ученый», провидец и доктор медицины, знаток трав и родоначальник косметики, человек, придумавший метод консервирования фруктов, остается одной из ярчайших фигур прошлого. Им восхищаются с той же силой, с какой критикуют, его пророчества и поныне остаются источником противоречивых споров.
Десятитомный труд Нострадамуса «Пророчества», содержащий большую часть из 1110 предсказаний, написанных в форме четверостиший-катренов, уникален уже хотя бы потому, что беспрестанно переиздается в течение четырехсот сорока лет. Немногие книги могут похвастать такой популярностью. И все это время не прекращались попытки расшифровать малопонятный смысл стихов. Теперь, на пороге нового тысячелетия, отмечается небывалый всплеск интереса к ним. Порой кажется, что он достиг своего апогея. Очень многие убеждены, что в пророчествах Нострадамуса раскрываются последние годы века XX. Ожидается, что первая декада нового тысячелетия ознаменуется небывалыми социальными взрывами и эпидемиями, страшными этническими войнами и природными катаклизмами невиданных масштабов. Изменится, и далеко не в лучшую сторону, все существование человечества.
Но в действительности ли во всем этом мы слышим голос самого Нострадамуса, или это его комментаторы говорят за него?
Пыль и туман, что лежат на магическом зеркале будущего, искажают изображение. Личные пристрастия, споры и метания переводчиков и толкователей затуманивают как лик самого пророка, так и смысл его пророчеств. Не будем винить комментаторов за их вольные или невольные ошибки, ведь в сущности их труд — всего лишь отражение сказанного. Передавая потомкам свои паранормальные видения в виде слов, пророки сознательно делают свои тексты малопонятными. Кроме того, поверх них накладывается пыль комментаторов, людей более земных, несущих на себе отпечаток повседневной жизни. Трудно разглядеть самого Нострадамуса за пятнадцатью поколениями его толкователей — слишком уж помутнело зеркало. И можно ли в нем сейчас что-нибудь увидеть?
Каждое новое поколение комментаторов Нострадамуса непременно разделяется на две непримиримые группы — его сторонников и противников. Те, кто верят великому пророку, подвергаются жесточайшей критике и осмеянию. Первым и основным аргументом противников во все времена был вопрос: «Что же это за пророчества, если они позволяют любому желающему трактовать их как угодно? К ним нельзя относиться серьезно». И в пылу спора уже забывается тот факт, что многие из пророчеств Нострадамуса исполнились при его жизни. Противники считают несущественным, не стоящим внимания то, что Нострадамус не только правильно предсказывал события, но также и имена, и даты. В разноголосом хоре скептиков тонут слова в защиту пророчеств Нострадамуса. Не действует даже такой аргумент, как знание Нострадамусом мельчайших деталей будущего. У наиболее рьяных противников Нострадамуса его пророчества своей досадной бесхитростной точностью вызывают стойкое раздражение. Но именно поэтому от них нельзя отмахнуться.
Тридцать лет прошло с тех пор, как я впервые услышал это имя, когда первый тревожный холодок сжал мне сердце. Последние двадцать три года,— почти четверть века! — я изучал пророчества Нострадамуса, проверяя и перепроверяя исторические аналогии, сравнивая вероятности. Изучение творчества Нострадамуса можно сравнить с увлекательным путешествием. Результатом моих исследований стали три книги. По ним можно проследить, как в процессе работы менялся и я сам. Первой моей реакцией на работы Нострадамуса была увлеченность дилетанта, сейчас перед читателем лежит взвешенный научный труд, в котором рассматривается феномен Нострадамуса. Сегодня я считаю, что бессмысленно сомневаться в пророчествах Нострадамуса. Да и само слово «сомневаться» мне не кажется в данном вопросе уместным. Нам пора отойти от рабской зависимости, не примыкать ни к скептикам, ни к поклонникам Нострадамуса. Мы должны стать бесстрастными свидетелями, хладнокровно взирающими на тайны, раскрываемые Нострадамусом. «Возможно, все так и будет»,— большего сказать мы не имеем права.
Пока вокруг имени Нострадамуса не утихают диспуты, давайте подумаем: а нет ли в строках его пророчеств чего-то большего, того, что не видят спорящие о нем? Не проглядели ли мы за внешней непоследовательностью и кажущимися противоречиями главного? А может быть, мы его видим, но не сознаем этого? Не служит ли расчетливая неясность пророчеств цели более высокой, чем простая констатация событий? Каждое новое поколение с непрекращающейся энергией ломает копья вокруг творчества Нострадамуса, называя его мошенником или мистиком, при этом пропуская главное — в своих пророчествах Нострадамус показывает нам не прошлое и не будущее, а настоящее. Когда, как не сегодня, сможем мы расшифровать грозные предсказания о будущем и изменить свою судьбу?
Не важно, как вы относитесь к Нострадамусу, восхищаетесь ли им или считаете мошенником, но согласитесь — ни один исторический персонаж всерьез не волновал человечество четыреста сорок лет. И кем бы вы ни читали Нострадамуса, нет сомнения в том, что имя его навсегда останется с нами. И чем громче звучат славословия поклонников и уничижительная критика скептиков, тем сильнее растет в нас желание узнать, куда заведет нас день сегодняшний.
Именно эта мысль и заставила меня представить на суд читателей исследование полного текста пророчеств Нострадамуса, представить его на пороге третьего тысячелетия, в переломное время, время всеобщей неуверенности.
Книга «Нострадамус. Полное собрание пророчеств» содержит много нового. В комментариях даются несколько вариантов развития будущего, а также различные трактовки одних и тех же пророчеств. Приводятся также варианты судьбы человечества как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Книга снабжена глубинным исследованием пророчеств Нострадамуса, изложенных в прозе, в форме писем, в частности «Предисловие» и «Эпистола», послание Генриху II. Перед взором читателя развернутся картины грядущих веков. «Последние дни» нашего трудного тысячелетия, по мнению Нострадамуса, станут трамплином для прыжка в века спокойствия, мира и благоденствия. Третье тысячелетие может стать Золотым Веком человечества. Но взгляд Нострадамуса устремлен гораздо дальше, в четвертое тысячелетие. К концу его, согласно пророчествам Нострадамуса, Земля должна погибнуть. Однако история человечества на этом не закончится. Нострадамус — один из немногих пророков, кто возвестил о будущем появлении новой, галактической цивилизации.
В предыдущих книгах я вкратце высказывал гипотезу, что пророчества Нострадамуса кажутся нам либо туманными, либо невероятными по двум причинам: 1) они касаются весьма отдаленного будущего, и мы не в силах помять смысл, заложенный в слова пророчества, и 2) пророчества касаются будущих событий, которые, однако, не произойдут, поскольку человечество в какой-то момент, в прошлом, изменило свою судьбу, или, если хотите, ход истории.
В доказательство предлагаю вам поразмыслить над следующими вариантами развития будущего.
Какими бы качествами обладал король Эдуард VIII, если бы Британия согласилась на его брак с Уоллис Симпсон? Полагаю, что Великобритания получила бы гораздо лучших правителей, чем нынешние Виндзоры.
А знаете ли вы, что Нострадамус предсказал присоединение к гитлеровскому рейху не только Австрии, но и Швейцарии? Тщательное изучение деятельности нацистов в этой стране показывает, что пророчество Нострадамуса едва не сбылось.
Что случилось бы, если бы в июне 1944 г. танки Роммеля мощным ударом сбросили бы наступающие в Нормандии союзные войска в море? В пророчествах Нострадамуса есть некоторые намеки, позволяющие предположить, что в этом случае русские встретились бы с американцами не на Эльбе, а на Рейне. И тогда железный занавес проходил бы не по территории Германии, а по линии границы между объединенной коммунистической Германией и Францией.
Что могло произойти, если бы президент Кеннеди не пал от рук убийцы? Возможно, холодная война закончилась бы на тридцать лет раньше, в результате чего не случилось бы опасного развала СССР.
В этой книге, наряду с сотнями пророчеств, с поразительной точностью предсказывающих события, происшедшие через много лет и веков после смерти Нострадамуса в 1566 г., мы рассмотрим и альтернативные варианты развития будущего. Исследуя наше прошлое и будущее сквозь призму пророчеств, мы увидим и битву христианства с варварами, правление Генриха Наваррского и Людовика XIV. Мы услышим голос Людовика XVI и узнаем, что он произнес за секунду до того, как положить голову под нож гильотины. Вместе с великим оракулом мы взглянем в окно времени и увидим гражданскую войну в Англии и создание США, песни и хаос Французской революции и пришествие трех антихристов: Наполеона, Гитлера и некоего третьего, кому еще суждено появиться и разрушить хрупкий мир на Земле. Мы узнаем, что Нострадамус предвидел многие из изобретений человечества, в том числе радио, спутники в форме дисков, подводные лодки и кислородные маски, делающие пилотов похожими «на людей с рылом свиньи». Пророчества Нострадамуса расскажут нам о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, о полете человека на Луну, а также о гибели «Челленджера» и попытке покушения на президента Рейгана. Мы увидим расцвет и закат коммунизма, море огня и шквал ракетных залпов в Персидском заливе.
Мы рассмотрим видение Нострадамусом будущего, поскольку оно и наше будущее тоже. Мы живем в опасное время. Третья мировая война может вспыхнуть в любой момент, начиная с 1999 по 2020 г. Но мы можем избежать ее, если очнемся от спячки и остановим разрушение экологической обстановки и угрожающий рост населения. Третье тысячелетие станет для человечества эпохой расцвета. Нас ждут величайшие открытия в области генетики, результатом чего станет воспроизводство двуполых существ. Религии, в том виде, в каком они существуют сейчас, исчезнут. Человечество находится на пороге Золотого Века. Тысячу лет Земля будет похожа на рай, но в начале следующего тысячелетия начнет приходить в упадок, а в 3797 г., в результате расширения Солнца, наша планета будет уничтожена. Однако задолго до этой трагедии человечество начнет исход в космическое пространство. Продолжится он и после катастрофы. Человечество войдет в новый Золотой Век. Нострадамус предвидит создание поселений даже на планетах в созвездии Рака.
Итак, читатель получил первое представление об истории человечества, такой, какой ее видит Нострадамус. Великий оракул оценивает ее длительность в семь тысяч лет. В ней будут и темные, и светлые страницы. К сожалению, последних будет меньше. Теперь наша задача — снять с зеркала пророчеств слои краски, нанесенные четырьмя веками трактовок и комментариев, и понять, почему вся история человечества состоит из сплошной вереницы трагедий и катаклизмов. Мы вступаем с вами в новый мир, в мир исследования истории человеческой цивилизации.
Картина пока не закончена, кисть еще продолжает скользить по ней. Мазки ложатся, но цвет их может быть изменен.
Поняв то, что сам Нострадамус называл хроникой «печальных и удивительных» событий прошедших дней, событий происшедших или по какой-то причине не происшедших, мы, люди сегодняшнего дня, наконец осознаем, что, стоя на пороге нового тысячелетия, своим поведением способны изменить его характер. Все зависит от нас, только мы можем направить историю по пути процветания, мира и любви.
Биография Нострадамуса
Жизнь Нострадамуса
Хотя относительно года и места рождения Мишеля де Нотрдама,— 1503 г., городок Сен-Реми в Провансе, семья недавно обращенных в христианство евреев,— мнение основной массы исследователей едино, экономическое положение его семейства и его корни вызывают горячие споры. Некоторые ученые полагают, что отец Мишеля, Хайме, занимался торговлей зерном, другие же считают, что он был преуспевающим нотариусом и носил имя Жак.
Биографы — поклонники Нострадамуса — пишут, что проявившийся у Мишеля мистический дар пророчества был замечен его дедами, весьма образованными людьми эпохи Возрождения, в юности служившими вначале личными лекарями наиболее либерального монарха того времени, короля Прованса Рене Доброго, а затем и его сына, герцога Калабрийского. Мишель был прилежным и одаренным учеником, с ранних лет увлекался математикой и небесной наукой астрологией.
Когда Мишелю исполнилось 14 лет, дед по отцовской линии посчитал его вполне подготовленным для изучения гуманитарных наук в городе Авиньоне, папском владении в Провансе. Там Мишель навлек на себя гнев учителей, открыто защищая астрологию и учение Коперника. В возрасте 19 лет он отправляется изучать медицину в Монпелье. В 1525 г. Мишель блестяще сдает экзамены и получает степень бакалавра. Однако вскоре после этого его обучение на несколько лет прервала эпидемия бубонной чумы. Франция XVI в. была подвержена сезонным вспышкам этой страшной болезни, «черной смерти», как ее тогда называли. На этот раз эпидемия оказалась столь свирепой, что университет в Монпелье прекратил занятия, а все студенты бросились на юг Франции бороться с чумой. Получив лицензию на врачевание, Мишель де Нотрдам оседлал мула и, собрав книги по медицине и астрологии, взяв астролябию, отправился в путь. Исключительность ситуации освобождала его от необходимости следовать примитивным методам лечения своих преподавателей и предоставила ему возможность создавать свои теории и проверять их на практике.
Нострадамус направлялся на запад, туда, где чума свирепствовала больше всего. Путь его пролегал через Монпелье, Нарбонн, Тулузу и дальше в Бордо. Прибыв в какой-либо город, Нострадамус покидал его только тогда, когда исчезала опасность возврата эпидемии. Он постоянно оттачивал свое искусство и вместе с тем впитывал знания мистиков Возрождения, алхимиков, арабских врачей, иудейских каббалистов и язычников. Некоторые из его идей относительно кровопускания и гигиены считались для своего времени весьма прогрессивными и вступали в противоречие с господствующими тогда взглядами. В 1529 г. Мишель де Нотрдам возвращается в Монпелье, где вместе с докторской степенью получает латинизированное имя Нострадамус. В качестве профессора медицины Нострадамус остается в университете, но постепенно консерватизм преподавателей, тупость и слепое следование избитым доктринам становятся для него нестерпимыми, и, спустя три года, он покидает его. Нострадамус отправляется в Тулузу, где открывает частную практику.
В 1534 г. он переезжает в город Ажен, где знакомится с одним из величайших мыслителей эпохи Возрождения Жюлем Сезаром Скалигером, человеком с характером вспыльчивым и переменчивым. В Ажене Нострадамус влюбляется и женится. Странным остается тот факт, что Нострадамус нигде не упоминает имя молодой дамы, согласившейся стать его супругой. Не делает этого и симпатизирующий Нострадамусу его биограф Шавиньи. Он упоминает о ней, как о женщине «высокого положения, очень красивой и благовоспитанной». Некоторые биографы полагают, что ее имя Адриет де Лубежак, но это оспаривается скептиками. Последние говорят, что биографы путают невесту Нострадамуса с невестой Скалигера, девушкой по имени Адриет де Рок-Лубежак. Сорокашестилетний Скалигер женился на шестнадцатилетней девушке вскоре после того, как та осталась сиротой. Однако существует и третья версия, согласно которой Адриет была родственницей жены Скалигера, двоюродной или даже сводной сестрой. Но как бы там ни было, доподлинно известно, что она подарила Нострадамусу двух очаровательных детей — сына и дочь. Следующие три года жизнь Нострадамуса казалась идиллией — прекрасная семья, быстро растущая практика. Знакомство со Скалигером положительно сказывалось на делах Нострадамуса, пациентами его были люди весьма состоятельные, а пациентки еще и красивые.
Трагедия произошла в 1537 г. Судьба наносит Нострадамусу удар столь чудовищной силы, что, казалось, психическое и духовное состояние молодого врача пошатнется. В тот год в Ажен вернулась чума, и Нострадамус, как и прежде, бросается на борьбу с ней. И тут оказывается, что человек, спасший тысячи чужих жизней, не способен помочь своим любимым. На глазах Нострадамуса умирают его жена и дети. Последствия беды начинают сказываться незамедлительно — друзья и родственники отворачиваются от него. Скалигер, человек несдержанный, с тяжелым характером, обрушивается на Нострадамуса с беспощадной критикой. Родственники жены затеяли с молодым доктором судебную тяжбу из-за наследства и, естественно, выиграли ее. Репутация Нострадамуса как врача пошатнулась. Пациенты, не так давно искавшие помощи Нострадамуса, начали сторониться его. Люди недалекие, они считали, что врач, не спасший свою семью, наверняка связан с дьяволом. Помимо всех бед Нострадамусу грозил церковный суд за опрометчиво сделанное год па-зад замечание. Дело в том, что, увидев, как один неумелый ваятель изготавливает бронзовую статую Пресвятой Девы, Нострадамус заметил, что тот «отливает демонов». Получив предписание явиться в Тулузу, на суд Святой инквизиции, Нострадамус сразу же снялся с места и растворился в ночи.
Сведения о последующих шести годах жизни Нострадамуса крайне скудны. Известно определенно лишь то, что он много путешествовал: был и на севере, в Лотарингии, на востоке — в Венеции и даже некоторое время жил на юге, на Сицилии. Можно предположить, что Нострадамус скитался по Западной и Южной Европе, преследуя несколько целей: избежать суда инквизиции и одновременно обрести себя. Именно к тому времени, когда Нострадамус совершал свое путешествие, больше похожее на духовное паломничество, восходят и первые легенды о его пророческом даре.
Группа монахов, бредущих по пыльной дороге в окрестностях итальянского городка Асконии, увидели идущего навстречу одинокого путника. Приблизившись, он посторонился, давая им пройти, но, увидев среди монахов Феличе Перетти, вдруг упал на колени. Удивленные монахи попросили Нострадамуса объяснить, почему он с таким почтением приветствует недавнего свинопаса, человека весьма низкого происхождения, и тот ответил: «Я не могу не преклонить колени перед Его Святейшеством». Братьев-монахов позабавил ответ странствующего лекаря. Однако спустя сорок лет пророчество Нострадамуса сбылось — брат Перетти стал Папой Сикстом V. Случилось это через девятнадцать лет после смерти самого пророка.
Согласно другой легенде, Нострадамус однажды остановился в замке де Флоринвиля. И вот как-то раз, когда вельможный хозяин прогуливался со своим гостем, между ними завязался разговор о прорицаниях. Флоринвиль захотел испытать пророческий дар Нострадамуса и, подведя его к загону, в котором находились два молочных поросенка, спросил: «Какого из двух поросят, по вашему мнению, подадут нам на ужин?» Немного подумав, Нострадамус ответил: «Нам подадут черного, а белого съест волк».
Флоринвиль тайно позвал к себе повара и приказал ему приготовить на ужин белого поросенка. Повар разделал его и, насадив на вертел, ненадолго отлучился из кухни, забыв закрыть за собой дверь. Вернувшись, повар с ужасом увидел, как любимый волчонок Флоринвиля пожирал остатки приготовленного на ужин поросенка. Не мешкая, повар бросился в загон, схватил черного поросенка и начал его разделывать. Когда за ужином повар поставил на стол зажаренного поросенка, Флоринвиль, усмехаясь, обратился к Нострадамусу: «Вы ошиблись. Перед нами белый поросенок, а не черный, как вы предсказывали».
Однако Нострадамус продолжал с поразительным упорством настаивать, что к ужину подан черный поросенок, и хозяин был вынужден позвать повара. Легко представить себе веселье гостей и изумление хозяина замка, когда повар, не выдержав пронизывающего взгляда Нострадамуса, рассказал обо всем, что случилось на кухне.
Но давайте оставим в стороне легенды и вернемся к реальной истории. Нам известно, что снова имя Нострадамуса всплыло в 1544 г. в Марселе, на перекрестье дорог, ведущих на юг Франции. Там Нострадамус обосновывается и снова открывает врачебную практику.
Начавшиеся в ноябре 1544 г. дожди лили не переставая вплоть до весны 1545-го. Прованс пережил одно из сильнейших наводнений. По разлившимся рекам вереницей плыли трупы людей и животных. С началом весны вода стала постепенно спадать. Она ушла, оставив после себя неисчислимые бедствия. Еще несколько долгих лет смерть, голод и отчаяние царили на юге Франции. В 1546 г. Нострадамуса позвали в Экс, столицу Прованса, где в тот год свирепствовала эпидемия чумы. В течение двухсот семидесяти дней Нострадамус работает днем и ночью, помогая больным.
При помощи аптекаря по имени Турель Меркюрен Нострадамус изготавливает пилюли из пахучих трав и розовых лепестков. Он предписывал своим пациентам класть как можно чаще «розовые пилюли» под язык, но не глотать их. Из сохранившихся записей Нострадамуса мы узнаем, что он не делал своим пациентам кровопусканий, хотя и не отрицал их полезности при других заболеваниях. Нострадамус призывал своих пациентов соблюдать чистоту, пить только чистую воду, почаще менять постельное белье и проветривать комнаты, а также соблюдать определенную диету и не отказываться от физических нагрузок. Весьма вероятно, что данная методика, включающая в себя сбалансированное питание и гигиену, подкрепленная личным мужеством и несокрушимым здоровьем самого Нострадамуса, приносила пациентам больше пользы, чем «розовые пилюли».
Когда опасность миновала, городской парламент назначил Нострадамусу пожизненную пенсию, а благодарные жители Экса засыпали врача щедрыми подарками. Имеются сведения, что Нострадамус отдал все эти подарки семьям тех пациентов, которых ему не удалось спасти.
Вскоре до Нострадамуса, признанного жителями города Экса выдающимся врачом, доносится еще один крик о помощи — на этот раз от отцов города Салона. И Нострадамус не медля устремляется туда. Не успевает он справиться с чумой там, как получает послание из Лиона. Пребывание Нострадамуса в этом городе дало толчок к появлению на свет невероятных по численности и сомнительности легенд о сотворенных им там чудесах. Доподлинно же известно одно — при помощи снадобий, изготовленных по его рецепту местным аптекарем Рене Гепильерваром (Rene Hepiliervard), Нострадамус помог жителям справиться с охватившей город повальной эпидемией коклюшного кашля.
В 1547 г. Нострадамус возвращается в Салон. Маленький уютный городок с теплым и сухим здоровым климатом очаровывает его, и Нострадамус решает остаться в нем навсегда. Имеются сведения, что первоначально Нострадамус жил в доме своего брата Бертрана. Он же, по мнению некоторых биографов, и познакомил Нострадамуса с его будущей женой, благовоспитанной молодой женщиной из семейства столь же знатного, сколь и обеспеченного. Вскоре Анна Понс Жемель, вдова безвременно умершего Жана Болна (Bauln), стала второй супругой Нострадамуса.
В последующие восемь лет Нострадамус постепенно отходит от медицины и занимается косметологией, делом, как оказалось, весьма прибыльным.
Тогда же Нострадамус всецело посвящает себя оккультизму. Маленькую комнатку на верхнем этаже собственного дома он превратил в кабинет, в своего рода лабораторию. Именно там он начал писать свой первый ежегодный альманах, в котором сделал робкие попытки, скорее даже намеки, на предсказание будущего. Его затея встретила широкое одобрение, что подтолкнуло Нострадамуса к осуществлению довольно честолюбивого замысла создать книгу четверостиший-катренов, написанных на смеси шести языков: старофранцузского, латинского, итальянского, древнееврейского, арабского и древнегреческого — и заключающих в себе пророчества о будущих судьбах всего мира. Уникальный замысел был воплощен в жизнь, и шедевр Нострадамуса, его «Центурии», увидели свет. С тех пор комментаторы (включая и вашего покорного слугу), потеряв покой и сон, не переставая ломают головы, вникая в суть предсказаний.
В ночь на Страстную пятницу 1554 г. Нострадамус начинает работать над книгой пророчеств («Les Propheties»). Он планировал создать десять томов, или «Центурий», по сто катренов в каждом.
Первые три центурии были опубликованы в 1555 г. и открывались Предисловием, посвященным сыну Нострадамуса, Сезару. В нем содержатся признания и описание техники прорицания, а также предсказания на будущее, вплоть до 3797 г., написанные в прозе. К 1557 г. Нострадамус выпустил в свет центурии 4—7, последняя из которых, правда, не завершена. Остальные три тома центурии вышли из-под пера Нострадамуса в 1557 и 1558 гг. Тогда же было написано и амбициозное послание Генриху II, названное Нострадамусом Эпистолой. По своей пророческой силе это эмоциональное и жутковатое пророческое письмо вполне способно конкурировать с Откровением Иоанна Богослова. С Эпистолы были немедленно сделаны копии и вместе с последними тремястами катренами посланы в королевский дворец. В соответствии с просьбой Нострадамуса издатель не имел права при жизни автора публиковать «Центурии» полностью. Причиной для столь необычной просьбы явилось желание Нострадамуса оградить свою многочисленную семью (Анна подарила Нострадамусу шестерых детей) как от поклонников, так и от противников его пророчеств. Тем не менее популярность пророчеств постоянно росла.
К 1556 г. «Les Propheties» вызвали при дворе шквал ярости. После того как королеве Франции Екатерине Медичи показали катрен, в котором ее супругу, Генриху II, предсказывалась смерть во время рыцарского турнира, Нострадамус был немедленно вызван в Париж. Встреча его с коронованной особой прошла вполне успешно, он даже стал тайным «оккультным» другом королевы. А в 1559 г., когда Нострадамус наслаждался покоем в своем родном Салоне, исполнилось его пророчество относительно короля Франции. Генрих II, как и было написано в катрене 35 центурии 1, пал в рыцарском поединке. Смерть короля была случайной, переломившееся копье его противника, скользнув по щиту, ударило в золотое забрало и, пробив его, вонзилось в глаз Генриха. В ночь смерти короля перед зданием Святой инквизиции в Париже собралась толпа разъяренного народа. Слышались негодующие возгласы. Предав сожжению чучело Нострадамуса, толпа потребовала суда над прорицателем, и неизвестно, чем бы все это кончилось, не вступись за него вдова короля, Екатерина Медичи. Это было первым из череды исполнившихся пророчеств Нострадамуса.
Все перемешалось в судьбе Нострадамуса: и слава, и бесславие, восторженный прием и гонения. В начале 1560-х годов во Франции замаячил призрак первой из девяти гражданских религиозных войн. Нострадамус оказался между двух огней. Католики, к которым пророк причислял себя, видели в выкресте-еврее тайного кальвиниста и подстрекателя, кальвинисты же считали его продажным папистом.
Над жизнью Нострадамуса нависла реальная опасность, но тут на помощь ему пришли могущественные покровители. Прорицателя взяли под свою защиту герцогиня и герцог Савойские. Некоторые биографы утверждают, что причиной для внезапной любви к Нострадамусу со стороны столь высоких особ стало составленное им точное астрологическое предсказание судьбы их новорожденного сына, впоследствии ставшего величайшим правителем Савойи, Карлом Эммануилом Великим. В это же время Нострадамус начинает писать центурии 11 и 12, от которых до нас дошли лишь отдельные фрагменты. С 1550 г. и до последнего дня Нострадамус продолжал выпускать пользовавшиеся необычайной популярностью альманахи-ежегодники с многочисленными пророчествами в прозе. Впоследствии же Нострадамус печатал в своих альманахах катрены с предсказаниями на весь год, так называемые «Presages». Время сохранило лишь 141 катрен из входивших в альманахи за 1555—1567 гг.
В 1564 г., во время поездки по Франции, предпринятой Екатериной Медичи с целью «умиротворения страны», королева и ее малолетний сын решили заехать к стареющему Салонскому оракулу. Через некоторое время они удалились, даровав Нострадамусу титул постоянного личного советника и врача со всеми соответствующими почестями и материальными вознаграждениями.
За год и восемь месяцев до своей смерти Нострадамус достиг высшего признания. В 1566 г. его железное здоровье внезапно пошатнулось. С июня, после возвращения из Арля, куда Нострадамус ездил с королевским посольством, его начинают мучить постоянные приступы подагры, вскоре перешедшей в водянку. Незадолго до кончины Нострадамус просит перенести его смертное ложе наверх, в любимый им тайный кабинет, где он в страшных муках ждал свой последний час. Разум его оставался ясен до самого конца. Последнее предсказание Нострадамуса касается его собственной смерти:
По возвращении из посольства он расставит подарки и больше не сделает ничего. Он скоро отойдет ко Господу. Близкие родственники, друзья и братья по крови найдут его лежащим между кроватью и скамейкой.
Нострадамус умер на рассвете второго июля 1566 г. Когда родные и друзья вошли в его комнату, то увидели, что пророк лежит в кровати, вытянув опухшую ногу на стоящую рядом скамейку.
Анна выполнила последнюю просьбу мужа похоронить его стоя. Гроб с телом пророка был замурован во внутреннюю стену церкви Ордена Кордельеров в городе Салоне. Надпись на надгробной плите гласит:
Здесь покоятся останки прославленною Мишеля Нострадамуса, единственного из смертных, сочтенного достойным записать почти божественным пером под влиянием звезд грядущие события всего мира. Жизни ему было 62 года, 3 месяца и 17 дней. Почил он в Салоне, в году 1566. Да не потревожат потомки его покоя. Анна Понс Жемелъ желает своему супругу истинного счастья.
Правила толкования
Как читать Нострадамуса
Дабы не потерять спокойствия, нанеся вред не только настоящему, по равно и грядущему времени, я намеревался воздержаться от ведения записей, ибо если бы я показал нынешним царствам, сектам и религиям царства, секты и религии грядущего, то они, увидев бы, насколько те прямо противоположны их любимым фантазиям, прокляли бы то, что будущие столетия признают истиной... Позднее... (я) решил не сдерживать ни язык мой, ни перо на бумаге и возвестить туманными и немногословными строками о причинах грядущих перемен, ожидающих человечество... облекая их в таинственную, но, прежде всего, пророческую форму.
Мишель Нострадамус, 1555
Так я и решил, но только двумя путями.
Кейси Стенгл, менеджер команды «New York Yankees»
Если бы Нострадамусу было суждено возродиться в образе менеджера бейсбольной команды, то я бы сразу узнал его в Кейси Стенгле. И на эту мысль меня навели бы его языковые и мыслительные выверты. Подобно Стенглу, Нострадамус говорит с нами на своем собственном языке. Он либо отвергает общепризнанную грамматику и синтаксис, либо приспосабливает их к своей речи. Буквально в каждом предложении, в каждой фразе сквозит неприятие стандартных языковых норм.
Внешне неадекватный образ мыслей Стенгла и его полудетская, наполненная невидимой нам мудростью речь позволили произвести революцию в бейсболе. Точно так же хитрое и коварное перо Нострадамуса сделало его королем пророков. За мешаниной из абсурдностей и расчетливым нагромождением нелепиц прячутся золотые россыпи вдохновенных и непревзойденных пророчеств. Но если малопонятные слова Стенгла, в сущности, сорвались с его языка случайно, то ясновидец из прованского города Салона тщательно обдумывал свои двусмысленные послания. Неспроста Нострадамус облекал свои пророчества в столь туманную форму, она была призвана служить многим целям. Из-за их магической загадочности эти прозрения можно было трактовать как угодно. Именно поэтому Нострадамусу удалось одурачить инквизицию и не только не навлечь на себя ее гнев, но и избежать печальной участи любого прорицателя того времени. Он вполне преуспел в своем занятии и, будучи уже в преклонных летах, мирно почил в собственном доме.
Прошли века, но его противоречивые двусмысленные предсказания, вызывая яростные споры, живут и по сей день. И, кажется, чем непримиримее полемика вокруг имени Нострадамуса, тем величественнее становится фигура самого пророка. Впрочем, он это предсказывал.
То, что однажды менеджер Кейси Стенгл сказал о технике игры бейсбольной команды, можно вполне квалифицировать как малопонятное изречение в стиле Нострадамуса. На самом деле секрет Стенгла раскрывался просто. Он говорил, что необходимо уметь нейтрализовать противника, держать его самых азартных игроков подальше от наиболее нерешительных игроков своей команды.
Этого же достиг и Нострадамус. Немногословными хрониками будущего он ухитрился изолировать своих противников от основной массы своих потенциальных сторонников. Читать туманные пророчества Нострадамуса — задача не из легких. Это то же самое, что смотреть на облака. В одном из них вы можете увидеть слона, а ваш приятель в нем же узнает жирафа. Вы можете поспорить, и выиграет тот, кто окажется более красноречивым. Подобный же эффект вызывают неясные пророчества Нострадамуса. Его непонятная ментальность заставляет людей играть в «кто что увидит» и спорить об этом.
Хитрец Нострадамус удачно сыграл на одной интересной особенности человеческого характера, которая не боится ни времени, ни скептиков,— переносить свои взгляды и предрассудки на увиденное, облекать нечто неопределенное в более привычные для себя формы. А чтобы читатель не потерял интереса к его пророчествам и не вздумал переметнуться в стан скептиков, Нострадамус рассыпал массу предсказаний, освещающих мрак центурий своей абсолютной ясностью. Совершенно неожиданно для себя мы вдруг начинаем удивительно отчетливо различать не только имена и даты, по даже мельчайшие детали событий, как прошлых, так и грядущих.
Тридцать шесть тысяч слов малопонятных пророчеств Нострадамуса — это молекулы, составляющие затемненную поверхность его магического зеркала. В редких случаях мы можем увидеть сквозь его наплывающую туманность события и людей. Но и на этом не кончается магия великого прорицателя. Зеркало Нострадамуса имеет двойное отражение. Странный язык пророка, его интуиция, используемая символика и варварское отношение к стилистике и грамматике с успехом могут считаться проектором, высвечивающим скрытые тайны его толкователей, профессиональных ли комментаторов или простых читателей.
Исследование Нострадамуса — это не просто рассмотрение пророчеств, тех, что сбылись, и тех, которым предстоит сбыться, это анализ того, как мы проецируем наши мысли и чувства, наши надежды и страхи на будущее.
Прежде чем начать путешествие во времени и в наших проекциях, полагаю, было бы неплохо познакомиться с некоторыми примерами используемой Нострадамусом грамматики (точнее, ее отсутствия), с его техникой шифровки, а также рассмотреть тайные и явные ловушки, в которые попадали комментаторы за 400 лет тщательных творческих изысканий.
Классические правила грамматики
Апокопа. Пропуск последнего звука или слога, например Orl вместо Orlqans. Иногда Нострадамус идет еще дальше и пропускает конец фразы. Например: corn вместо corn d'abondance (рог изобилия).
Афарезис. Исключение из начала слова одной и более букв или звуков, как, например, paroir вместо apparoir (возникать, появляться).
Гипербация. Инверсия или изменение естественного порядка слов. К примеру, Нострадамус постоянно изменяет порядок слов в предложениях и целых строках катренов.
Метатеза. Перестановка букв, звуков или слогов в слове. Нострадамус нередко делает это ради сохранения рифмы. Например, в результате транспозиции букв в латинском слове mensa (месяц) получается старофранцузское слово mezan.
Метонимия. Оборот речи, в котором происходит замена одного слова другим па основании смежности двух понятий. Например, название планеты Марс означает войну или войны, слово «скипетр» — короля, правителя, а «недоедание» — голод в глобальном масштабе.
Простезис. Присоединение к началу слова лишней буквы или слога, как, например, в слове expectacle (оно составлено из слова speclacle [спектакль, зрелище] с присоединенным к нему ех).
Синекдоха. Грамматический прием, часто использовавшийся в древнегреческом и латинском языках и служащий для замены целого его частью. Например, под Парижем подразумевается вся Франция, Борисфен означает Украину или, возможно, Россию.
Синкопа. Удаление из середины слова звука, буквы или слога. К примеру, Нострадамус довольно часто сокращает глаголы будущего времени: donra вместо donnera; lairra вместо lairrera; monstra вместо monstrera и так далее. Список может быть долгим.
Эллипсис. Пропуск слов или фраз, само собой разумеющихся или попятных для читателя XVI в. При необходимости я буду вводить эти слова в текст в квадратных скобках. Например: «Друзья, родственники, братья по крови [найдут его] мертвым между кроватью и скамейкой».
Эпентезис. Вставка в слово одной буквы либо слога, например Тимбр вместо Тибр (река Тибр).
Анаграммы
Слова и фразы перемешиваются таким образом, что из одних и тех же букв получаются другие слова и фразы: к примеру, rapis превращается в Paris (Париж); chyren — латинизированный вариант имени Генриха, Неnrус. Фонетика позволяет букве «V» превращаться в «U», a «Y» в «I». Буква «S» становится буквой «С», а «I» превращается в «J».
Нострадамус не ограничивает себя никакими законами грамматики, он произвольно вставляет, удаляет или заменяет в словах любое количество букв. Так, например, Noir становится roi (король). Нострадамус с легкостью добавляет в слова новые буквы и тут же перемешивает их. Так, Hister превращается в Hitler, Hadrie становится Henri, в котором впоследствии узнается Генрих Наваррский.
Раскрывая тайну анаграмм, используемых Нострадамусом, мы вполне можем определить и имя будущего антихриста, и место его появления — Ближний Восток:
· Mabus > mABUs (опустим первую и последние буквы);
· Adaluncatif > Cadafi (опустим букву «t»; Luna означает полумесяц, символизирующий ислам). Отсюда получаем зашифрованное имя — «Cadafi Luna», то есть Каддафи из страны Полумесяца (ислама).
· Палестинский террорист (или борец за свободу, если угодно) Абу Нидаль (ABU) считает ливийца Каддафи своим ближайшим союзником. Таким образом анаграмма Adaluncatif дает нам имя (A)dal(u)n(cat)i(f) — Nidal. Если опустить букву «с», то оставшиеся буквы a-u-a-t-f можно прочитать и как слово fatau, фонетически напоминающее слово Fatah (фатх, воинствующая группировка Организации Освобождения Палестины), членом которой некогда был Нидаль.
Полагаю, что здесь читатель подумает примерно так: «При таком подходе и мартышка, имея достаточно времени, не хуже любого ученого-мистика изыщет в пророчествах Нострадамуса рациональное зерно, причем именно то, что ей нужно». Скажу только, что основным «правилом» данной игры в слова и является не только ее открытость для разного рода толкований, но и широкое разнообразие ответов на вопросы скептиков.