Олвин Тоффлер - американский социальный мыслитель и футуролог, 1928 г. р.) один из авторов концепции постиндустриального общества. Его тема - развитие технологий и их влиянию на общество.
В трилогии "Шок будущего" (1970), "Третья волна" (1980) и «Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге ХХi века» (1990) – присутствует единая система теории, которая представляет единое концептуальное построение с общей главной темой - изучением изменений.
Тоффлер разработал оригинальную концепцию перехода к новой цивилизация "третьей волны". Он выделяет три «волны» в развитии общества:
- аграрную - при переходе к земледелию;
- индустриальную - во время промышленной революции;
- информационную - при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).
Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны - промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.
Итак, человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества. Ядро третьей волны: информация, ее атрибуты - доступность, динамизм, демократизм
Следствия: информация оказывается главной производительной силой, здесь нет собственника на средства производства, нет деления на производителя и потребителя. Происходит децентрация социальных, политических структур.
Сдвиг властных структур - главная тема третьей книги «Смещение власти: (метаморфозы власти) знание, богатство и сила на пороге ХХI века». 1990 – 551 с.
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв., изменениях на разных уровнях - от межличностного до социетального. Основные тезисы Тоффлера:
1. Общество вступило в ситуацию распада привычных властных структур: постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структура и зарождаются принципиально новые.
Происходит переструктурирование властных взаимосвязей, кардинальное изменение самой природы власти. Множество признаков позволяет прогнозировать дальнейшее усиление и распространение факторов, вызывающих потрясения власти. Т.о., происходит распад старых структур, кардинальное изменение природы власти.
2. Причины изменений: изменение способа производства – образа жизни – властной структуры.
Изменение властной структуры Тоффлер связывает с новой ролью знаний в обществе, которая выражается в утрате профессионалами монополии на знания и информацию и в распространении интеллектуальных технологий "третьей волны", что, в свою очередь, дало жизнь новому способу создания общественного богатства.
Происходит "возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. В условиях развитой экономики труд из создания "вещей" превращается в воздействие людей друг на друга или на информацию и обратное воздействие информации на людей". Аналогичная по масштабам и мощности трансформация проходила в эпоху становления индустриального общества, когда промышленная революция породила новый способ производства (конвейер, разделение труда, рост производительности), что повлекло за собой установление нового образа жизни и новой властной структуры.
3. Три источника, питают власть - сила, богатство и знания.
Последовательно анализируя эти источники, Тоффлер показывает, как они обусловливали средства достижения власти и способы ее осуществления и контроля деятельности людей.
А. Опора власти на силу: власть способна лишь на грубое принуждение, лишена гибкости, функционально ограничена; таковы свойства власти низкого качества.
Б. Власть среднего качества основана на богатстве и имеет в распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования.
В. Высшее качество и наибольшую эффективность придают власти знания, позволяющие "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной приверженности этим целям; превратить противников в союзников".
В современном мире:
- знания обладают преимуществом бесконечности, общедоступности, демократичности;
- подчинили силу и богатство;
- стали определяющим фактором функционирования власти;
- дали начало новой "суперсимволической" экономической системе, использованию информационных технологий "третьей волны", на переходе от массового производства к массовому потреблению, к децентрализации и разукрупненным формам организации;
- происходят смещения властных структур в политической жизни;
- разрушения централизованной системы власти, концентрирующейся на государственном уровне;
- децентрализация государственной власти и формирование наднациональных властных структур;
- дифференциация политического поля, зарождение множества движений;
- сформировалась новая социальная реальность, основанная на идеале разнообразия и неоднородности;
- она будет вытеснять реальность индустриального общества с ее идеалом -
ассимиляцией и гомогенностью.
Тоффлер систематизирует признаки нового способа создания общественного богатства и показывает, что "новый способ принципиально отличается от всех предыдущих и в этом смысле является переломным явлением социальной жизни".
1. Суперсимволическая экономическая система развивается ускоренными темпами, ее функционирование прямо зависит от информации и знания.
2. Новая система основана не на массовом производстве, а на гибком потреблении продукции, изготавливающейся небольшими партиями, но по стоимости, не превышающей стоимость массовой продукции благодаря внедрению информационных технологий.
3. Традиционные факторы развития производства - труд, сырье, капитал - утрачивают свое значение и вытесняются символическим знанием.
4. Единицей обмена становятся не металлические или бумажные деньги, а информация. Капитал приобретает подвижность, число его источников увеличивается.
5. Товары и услуги систематизируются, что требует постоянного расширения и пересмотра стандартов. Это провоцирует борьбу за контроль над информацией, определяющей стандарты.
6. Бюрократические структуры замещаются мелкими неиерархическими временными союзами. Бюрократическая организация знания заменяется свободным потоком информации.
7. Возрастает количество и разнообразие организационных форм.
8.Исчезает взаимозаменяемость работников, каждый работник становится собственником "средств производства" и получает полную информацию об их функционировании.
9. Складывается новый тип работника - это творческий тип, сочетающий знание, инициативу и способность воплотить идеи в дело.
10. Создание общественного богатства рассматривается как циклический процесс. Методика управления этим процессом включает компьютерный мониторинг и постоянное углубление научного и экологического знания.
11. Цикл создания общественного богатства объединяет разобщенных
индустриальным производством производителя и потребителя. Последний играет свою роль, обеспечивая потребительский спрос и необходимую для производства информацию.
12. Новая система развивается одновременно на локальном и глобальном уровнях. "Мощные микротехнологии позволяют осуществлять на локальном уровне то, что в прежние времена, возможно, было сделать только на уровне государственной экономики". Одновременно многие функции, преодолевая национальные границы, интегрируются в едином глобальном производственном процессе.
Новая система создания общественного богатства обусловливает смещения властных структур в политической жизни.
Последнее десятилетие XX в. станет и последними годами массовой демократии в той форме, которую породил индустриальный мир. Если в индустриальном обществе основными противостоящими силами были "традиционалисты", приверженные аграрному порядку "первой волны", и "модернисты" – носители ценностей индустриализма "второй волны", то сегодня постиндустриальная цивилизация соперничает как с модернизмом, таки с традиционализмом.
Новые условия требуют разрушения централизованной системы власти, концентрирующейся на государственном уровне. Параллельно двум внешне противоречащим друг другу процессам разукрупнения производства и экономической интеграции на мировом уровне идет аналогичное переструктурирование власти – децентрализация государственной власти и формирование наднациональных властных структур. Этот двойственный процесс наиболее ярко проявляется в странах Европейского Сообщества.
Ныне - переходный период:
1. По мере развития суперсимволической экономики возрастает тенденция к миграции населения. Рост противоречий. В индустриальных массовых обществах большинство преследует меньшинство, тогда как в условиях нового способа получения общественного богатства, традиционный конфликт дополняется противоборством меньшинств (например, столкновения в США кубинских иммигрантов и американцев африканского происхождение, оспаривающих рабочие места).
Возрастающая социальная неоднородность разрушает само основание идеи массовой демократии - понятие "массы". Дифференциация – становится ключевым понятием, затрагивает как бытовые потребности людей, так и их политические взгляды. Тоффлер: соответствующая "мозаичной" экономике "мозаичная" демократия все в большей степени ориентируется на отдельного
индивида.
2. Но разнообразие дает жизнь группам и движениям, часто имеющим выраженную антидемократическую направленность и претензии на тоталитарное господство в обществе или во всем мире. Отмечен переходный характер власти в современном мире, сопровождающийся ростом напряженности, борьбы, противоборства.
К числу оппонентов власти Тоффлер относит:
А. Некоторые религиозные группы и экологические движения, националистические силы, а также объединения людей, проповедующих экстремистские взгляды, - масонские ложи, противники абортов и др.
Б. "Зеленое" движение, с которым общественное мнение связывает надежды на преодоление глобального экологического кризиса, неоднородно: одни направления являют собой модель легального ненасильственного действия, "другие, которые пока существуют в зачаточной форме, тяготеют либо к эковандализму, либо к полномасштабному экотерроризму".
В. Так называемые "фундаменталисты" пытаются вернуть общество в дотехнологическое средневековье и аскетизм. Все эти движения провоцируют смещение власти в прошлое".
Г. "Новые ксенофобы".
В условиях суперсимволической экономики с ее объективной тенденцией к межнациональной взаимозависимости ксенофобия, национализм, шовинизм теряют почву, но пытаются выжить, принимая новые формы. Сторонники общего европейского рынка, открывающего границы капиталу различным культурам и народам, пытаются подменить традиционный национализм "сверхнационализмом".
Важно для переходного состояния: общество в стабильном состоянии в значительной степени застраховано от последствий деятельности подобных групп; переживаемый в настоящее время переходный момент, где наблюдается разбалансированность и смещение структур, создает опасную почву для "воплощения в жизнь высокоинтенсивных агрессивных идеологий".
Тоффлер считает, что:
- именно эти силы, вступят в единоборство с демократией XXI в. в эпоху смещения власти.
- "вместо прогнозировавшегося "конца идеологии" мы становимся свидетелями возникновения как на глобальном, так и национальном уровнях множества новых пересекающихся идеологий, каждая из которые несет собственное видение реальности".
Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер квалифицирует как наиболее значительные три структурных изменения:
1. Распад "монолитного советского блока" и смещение централизованной в Москве "огромной власти" в страны Восточной Европы.
2. Вторая крупная трансформация произошла в группе развивающихся стран, разделив их по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны), индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия) и общества, прошедшие стадию индустриализация и стремительно развивающие технологии "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея).
3. Третье значительное смещение власти затронуло развитие страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы.
Таким образом, глобальная структура, отражавшая господство индустриальной мощи, распалась в условиях становления суперсимволической экономики. Знание диктует новые принципы классификации стран и разделения мира. В качестве основного принципа Тоффлер предлагает "темпы развития". Соответственно, он выделяет:
1. Страны с высокими темпами развития. Они находятся на пути создания суперсимволической экономики, всеобщей информатизации общества и могут сформировать мировую систему получения общественного богатства.
2. Вторая группа стран: "придется ускорить процессы развития или они рискуют быть выбитыми из общей скачки", поскольку многие факторы, которые ранее обеспечивали их жизнеспособность, утратили свое значение.
- упала ценность их стратегического положения вследствие потепления международной обстановки.
- природная ресурсная база также не определяет степень развитости экономики, так как высокие технологии, основанные на глубоких научных знаниях, позволяют создать искусственные субституты жизненно важных ресурсов.
Таким образом, власть "от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знание, необходимое для создания новых ресурсов".
1. Тоффлер О. Эра смещения власти. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_EraSmVlast.php
2. Социология как наука. Учебное пособие. Тверь: 1999. Гл.У11. Социальные изменения, их роль в социальных процессах и общества. //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/index.php
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Е.И. Кириленко
Социология права
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
(по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция)
Отпечатано с оригинал-макета заказчика в ФГУ «Томский ЦНТИ».
Лицензия ПД № 12-0084 от 16.04.2001 г. 634021, Томск, пр. Фрунзе, 115/3
[1] Издания, отмеченные знаком «*» имеются в фонде библиотеки Западно-Сибирского филиала РАП