22 июня 1941 г., нарушив пакт о ненападении, Германия вторглась в пределы СССР. Первые месяцы войны сопровождались тяжелейшими потерями для нашей страны. К декабрю 1941 г. СССР потерял убитыми, без вести пропавшими и пленными около 7 млн. чел., свыше 20 тыс. танков и около 20 тыс. боевых самолетов. От летного состава довоенной армии, которая насчитывала более 5 млн. чел., осталось 7%. Главной причиной этой катастрофы послужил просчет Сталина в определении вероятных сроков нападения Германии на СССР, хотя он по многочисленным каналам получал достоверную информацию о скором вторжении гитлеровских войск. Сталин же, наоборот, расценивал полученные сведения о близком начале войны как провокацию. Он запретил военным приводить войска в приграничных военных округах в боевую готовность. Тем самым он отдал Гитлеру такой важнейший фактор, как внезапность. Крайне негативно на боеспособность армии сказалась порочность советской военной доктрины того времени, исходившая из того, что в случае войны она будет бить врага на чужой территории с наименьшими потерями, т.к. не была обучена вести оборонительные бои. Очень дорого обошлось нашей армии упрямство Сталина в определении направления главного удара немецких войск при нападении на СССР. Вопреки мнению Генштаба, Сталин считал, что Гитлер нанесет главный удар не на центральном направлении (на Москву), а на Юго-Западном – в район Украины, с ее хлебом и углем. Все эти и другие просчеты (близость к границе аэродромов, бронетанковой техники и войск, ненадежная связь, недостаток оружия и боеприпасов), носившие, прежде всего, субъективный характер, обусловили тяжелые потери, которые понесла Красная Армия в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Перестройка промышленности на военный лад
Внезапность войны и огромные масштабы военных действий потребовали в кратчайшие сроки перестроить советскую промышленность на военные рельсы. Важным направлением здесь было резкое увеличение производства военной продукции на оборонных предприятиях, причем приоритетным становился выпуск наиболее технически совершенных видов боевой продукции. В первые годы войны проходила конверсия огромного количества заводов и фабрик. Тракторные и автомобильные заводы переходили на производство танков. Деревообрабатывающие предприятия выпускали специальные виды древесины и фанеры для авиационных заводов. Часовые заводы и мастерские перешли на производство дистанционных взрывателей для мин и зенитных снарядов и т.д. В процессе конверсий советские инженеры и специалисты изобрели и освоили новые технологии. В результате эвакуации вглубь страны было вывезено свыше 2500 промышленных предприятий. Эвакуационные производства размещались на площадках действующих либо строящихся предприятий.
Перестройка промышленности применительно к нуждам фронта включала в себя решение проблемы рабочих кадров. Массовая мобилизация в армию мужского населения привела к тому, что на предприятиях возникла огромная нехватка рабочей силы. Возникший острый дефицит восполнился с помощью привлечения всего трудоспособного населения. Места ушедших на фронт заняли старики, женщины, подростки. Важной частью оборонной промышленности явились поиск и освоение новых источников стратегического сырья. Была создана новая система кооперативных связей всего оборонного производства. Все это привело к тому, что уже в мае и начале лета 1942 г. в работе тыла произошел перелом и советская промышленность начала быстро наращивать выпуск военной продукции и в полном объеме обеспечивать ею Красную Армию. К осени 1943 г. в СССР была создана слаженная военная экономика, способная обеспечивать нужды фронта всем необходимым.