Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Г) сыновнеродственные, вторая группа 10 страница




Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[413]В 778-810 гг. Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и распространил свое влияние до устья р. Эбро: впрочем, собственно владения его королевства доходили только до Барселоны. В XIII в. резко ускорились процессы отвоевания испанскими государствами земель у мавров (реконкиста). Особую активность в этом проявляла Кастилия, самое сильное из этих государств. Расположенные в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья впоследствии стала центром испанской экспансии в Новый Свет.

 

[414]Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) – пропагандист математического подхода к естествознанию, певец опыта – как физического эксперимента, так и мистического озарения, – вряд ли был выдающимся инженером. В его трудах имеются высказывания о движущихся машинах будущего, но нет никаких свидетельств того, что он создавал подобные устройства. Легенды об этом, впрочем. ходили еще при его жизни, но это были обвинения в магии и чернокнижии.

 

[прим85]

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[415]«Об утешении философией» название книги Боэция (ок. 480-524), написанной им в тюрьме в ожидании пыток и казни. Здесь – наименование подобного жанра сочинений, призывавших к внутреннему стоическому спокойствию мудреца пред лицом любых испытаний.

 

[416]Римский поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) был пламенным последователем Эпикура (341-270 до н.э.) и вслед за учителем полагал, что боги не вмешиваются в земные дела, что блаженство праведных – в безмятежности духа, а наказание злых – в беспокойстве, что загробной жизни не существует. Но выраженные в его знаменитой поэме «О природе вещей» призывы не бояться смерти звучат столь настойчиво, что еще в древности возникли подозрения в смятенности чувств и разума поэта, даже слухи о его безумии и самоубийстве.

 

[417]В формулировке австрийского физика Людвига Больцмана (1844-1906) второе начало термодинамики гласит: природные процессы стремятся перевести термодинамическую систему из менее вероятного состояния в более вероятное, т. е. равновесное. Именно Л. Больцман распространил второе начало термодинамики на Вселенную и предположил, что со временем в ней установится единая усредненная температура, что сделает невозможным какие-либо тепловые процессы: наступит тепловая смерть. Некоторые физики отрицают подобное расширение применения второго начала, ибо оно справедливо лишь для замкнутых систем, к которым, по их мнению, Вселенная не относится.

 

[прим86]

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121-122.

 

[418]По Платону, для того чтобы на свет появлялось потомство с хорошими задатками и счастливой участью (в противном случае государство придет неминуемо в упадок), соитие и рождение должно происходить в подходящее время, определяемое по т. н. брачному числу. Однако описание этого брачного числа чрезвычайно маловразумительно, и попытки понять его продолжаются доныне.

 

[прим88]

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131-132.

 

[419]Для Вергилия современность начало не героического, а «золотого» века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков мантуанского поэта рассматривали как предтечу христианства.

 

[прим89]

Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

 

[420]В индийской мифологии Ману – первопредок людей. В текстах I тыс. до н.э. насчитывается семь прошлых и семь будущих Ману – по одному на каждый период Калиюги, который так и называется: манавантра – «период Ману».

 

[421]Так в английской Библии; имеется в виду непрестанное повторение молитв язычниками.

 

[прим90]

Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243-244.

 

[422]В махаяне очень большое значение придается произнесению молитвы-заклинания «ом мани пад ме хум» (переводимое как «о сокровище в цветке лотоса»). Устное высказывание может быть заменено поворотом специального молитвенного колеса, к которому привязана лента с текстом молитвы: к колесам иногда прикрепляются лопасти наподобие ветряных мельниц.

 

[423]Описание весьма развитой, с весьма впечатляющими параллелями с новейшими научными космогоническими гипотезами, мифологии западноафриканского народа догон, сделанное группой французских энтографов во главе с М. Гриолем, последнее время подвергается сомнениям в подлинности, либо утверждается, что это жреческая сконструированная натурфилософия, а не народные верования.

 

[прим91]

Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

 

[прим92]

Volney С. Les Ruines-Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

 

[прим93]

Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

 

[прим94]

Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

 

[прим95]

Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13-14.

 

[прим96]

Bergson H.Op.cit.p.251.

 

[424]По определению Аристотеля, «перипетия» (отечественные филологи переводят как «перелом») есть не смена ролей, а действие, меняющее смысл события на противоположный.

 

[425]Для эллинов и римлян «зависть богов» не примитивное грубое чувство, а акт высшей справедливости: чрезмерные достоинства или удача человека нарушают космический порядок, посему человек этот должен испытать больше несчастья.

 

[426]Современные исследователи датируют книгу Екклесиаста 1-й пол. III в. до н.э. и считают это творение лежащим целиком в русле традиционного ближневосточного мудрствования.

 

[427]Когда противник Рима царь Понта Митридат VI Евпатор (132-63 до н.э. царь с 120 до н.э.) вторгся на Балканы. Греция поддержала его. Будущий диктатор Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э) взял штурмом в 87 г. до н.э. выступившие на стороне понтийского царя Афины. Жестоко разорив город, он согласился в ответ на многочисленные просьбы афинян прекратить грабежи и избиения, сказав, что делает это из уважения к великим предкам нынешних жителей Афин, «милует многих ради немногих».

 

[428]Высшим органом Ахейского союза было собрание, в котором могли принимать участие все достигшие 30 лет граждане каждого полиса, но при решении всех вопросов один полис имел один голос, так что союз этот был скорее, конфедерацией.

 

[429]Император Юлиан Отступник (331-363, император с 361) был связан с философской школой в Афинах, где он учился одновременно со своими будущими противниками Василием Великим (ок. 330-379) и Григорием Назианзином (ок. 330-390). вождями т.н. каппадокийского кружка, группы церковных мыслителей, биографически связанных с Каппадокией в Малой Азии. Взойдя на престол, Юлиан стремился возродить язычество, заимствуя многое у христианства: церковную иерархию, идею аскетизма, благотворительность и т. п. Эти реформы не нашли поддержки у нехристианских масс, ибо религия Юлиана мало походила на традиционные античные верования.

 

[430]Платоновская Академия, имеющаяся здесь в виду, была не университетом, а философской школой. К моменту закрытия ее Юстинианом она была последним оплотом языческой учености, далеко отошедшей от традиционного язычества, но отдававшей значительную дань магии.

 

[431]Императрица Ирина не ввела культ икон, а пыталась восстановить иконопочитание.

 

[432]Швейцарский союз, образовавшийся в 1291 г., и Республика Соединенных провинций, основы которой были заложены Утрехтской унией 1579 г., были не федеративными, а конфедеративными государствами.

 

[433]Видимо, ошибка. В 1339 г. было оформлено государственное устройство Генуэзской республики.

 

[434]В результате венециано-турецкой войны 1645-1656 гг. за венецианцами осталось только три города на Крите.

 

[435]В 1715 г. Венеция полностью уступила Турции Крит.

 

[436]Risorgimento (ит. «обновление») – движение за объединение Италии, закончившееся созданием в 1870 г. единого королевства.

 

[437]Речь идет о т. н. марранах. насильственно обращенных в христианство испанских евреях, постоянно подозреваемых инквизицией и изгнанных из страны в нач. XVII в.

 

[438]Война Византии с Болгарией не прекращалась с VII в., с момента возникновения последней. В 971 г. северо-восточная часть Болгарии была захвачена Византией. Взошедший на престол в 976 г. император Василий II Болгаробойца (958-1025) начал наступление на болгар, покорив их царство в 1018 г.

 

[439]Период временного укрепления Византии приходится на правления Льва I Великого (457-474), Зенона Исавра (474-491) и Анастасия I (491-518). В религиозных вопросах императоры, особенно последний, не порывая официально с православием, заигрывали с монофизитами.

 

[прим97]

Имеется в виду несторианская и монофизитская реакции в Месопотамии, Сирии и Египте против официального католического христианства империи.

 

[440]Сергий I (ум. 638), патриарх Константинопольский, церковный деятель монофелитского толка. (Монофелитство – богословское направление, компромиссное между монофизитством и ортодоксией, утверждавшее, что Христос имеет две природы, но одну волю - μ ο ν ο ς θ ε λ η μ α – божественную; осуждено на Константинопольском Соборе в 680 г.) Сыграл большую роль в защите Константинополя от персов (в 615 г. персидское войско вышло к берегам Босфора и, хотя осады как таковой не было, положение в столице стало тяжелым, что и заставило императора предпринять в 619 г. попытку к бегству) – и в 639 г. – от аваров.

 

[прим98]

Redivivum – построенная из старых, бывших в употреблении материалов (лат.).

 

[441]Императоры Священной Римской империи от Оттона I до Генриха III (1039-1056) удерживали за собой право назначения пап и административную власть над Римом. Генрих III именно в качестве светского главы церкви активно проводил т.н. клюнийскую (от аббатства Клюни в Бургундии) реформу-движение против обмиршения церкви, за безбрачие белого духовенства и т. п. Но именно в рамках этой реформы после смерти Генриха III началось движение за независимость церкви от светских властей, в первую очередь от Империи.

 

[442]Констанций II (337-361) был сторонником арианства.

 

[443]Знаменитый борец за верховенство папства над Империей папа Григорий VII (между 1015 и 1020-1085; папа с 1073) до интронизации носил имя Гильдебранд.

 

[прим99]

Западные университеты обязаны своей свободой тому, что они находились под эгидой и защитой Папства, а не местного правителя или местного епископа.

 

[444]Павликианство – данное, видимо по имени ап. Павла название еретического движения, возникшего в VII в. в северо-восточных азиатских районах Византии и в Армении. В кон. VIII – нач. IX в. павликиане создали независимое государство в Малой Азии с центром в г. Тефрике. Исходили из признания двух начал в мире: злого бога – Создателя Мира, и доброго – Отца Небесного. По их представлениям, весь земной мир – в т.ч. общественные порядки – проникнут злом, никакого материального воплощения божественного быть не может; поэтому отрицались иконы, церковная иерархия, культ Богородицы и т.п. Иконоборческие византийские правительства относились к павликианам терпимо, но с восстановлением культа икон императоры начали с ними борьбу, закончившуюся взятием императором Василием I (ок. 836-886, прав. с 867) Тефрика в 872 г. Часть побежденных была переселена во Фракию в кон. IX – нач. Х вв.

 

[445]Название возникло в Х в. (после смерти Василия I) дуалистического еретического течения (близкого к павликианству) в Болгарии – богомильства – происходит от «богу милые», а не от вряд ли существовавшего попа Богомила (хотя традиция настаивает на последнем).

 

[446]В кон. XI в. под влиянием богомильства в Западной Европе распространилась дуалистическая ересь катаров (c a q a r o i – греч. «чистые») или альбигойцев (в Южной Франции их центром был г. Альби). Крестовые походы против еретиков в 1209-1229 гг., предпринятые по инициативе папы Иннокентия III (1198-1216), привели к жестокому разорению юга Франции.

 

[447]Царь Борис первоначально собирался принять крещение от западного духовенства, но в мае 864 г. византийские войска были подтянуты к болгарской границе, и царь решил креститься по греческому обряду.

 

[448]После крещения Русь была в церковной зависимости от Константинопольской патриархии. Владимир I Красное Солнышко, вступив в брак с сестрой византийских императоров, получил высший после императорского титул кесаря, но это означало лишь признание почетного первенства Империи, а не подчинение ей.

 

[449]Восстание 1185-1187 гг. привело к восстановлению независимого Болгарского царства.

 

[450]Первые походы византийских войск на Евфрат были еще в сер. IX в. В 926-938 гг. Империя овладела Средним Междуречьем, утерянным к нач. XI в. Последняя война, жестоко опустошившая Месопотамию, между ослабевшими от турецких нападений арабами и Византией разразилась в 1047-1048 гг. В 1055 г. Междуречье заняли сельджуки.

 

[451]В 1046 г. на верховенство в Церкви претендовало трое пап: Бенедикт IX (1033-1048), Григорий VI (1045-1046) и Сильвестр III (1044-1046). Генрих III сместил всех троих и назначил Климента II (1046-1047); после его смерти на папский престол до 1057 г. восходили императорские кандидаты.

 

[452]Со времен средних веков Среднюю Италию с центром в Риме занимало Папское государство (иначе – Церковная область). В 1859-1870 гг. эта область была присоединена к объединенной Италии, а за папой оставлен лишь Ватикан. Папа в ответ отлучил королевскую фамилию и объявил себя «ватиканским узником». Отношения между Италией и Ватиканом были урегулированы Латеранским соглашением 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI (1922-1939).

 

[453]Распря за первенство в христианском мире между императором Генрихом IV (1050-1106, прав. с 1056) и Григорием VII прошла несколько фаз. После отлучения императора и известного унижения в Каноссе в 1077 г. споры продолжались: в 1080 г. император объявил о низложении Григория VII и назначении Климента III (ум. 1100), а в 1083 г. занял Рим. Григорий заперся в неприступном замке св. Ангела, где выдерживал осаду, пока его не освободили отряды союзников-норманнов в 1084 г., подвергшие город страшному разграблению, за которое население возложило ответственность на папу. Григорий VII ушел с норманнами в Салерно, где и умер.

 

[454]В 1302 г. папа Бонифаций VIII провозгласил абсолютное верховенство папского престола над земными владыками. Король Франции Филипп IV Красивый (1285-1314) не только отверг эти претензии, но и отправился походом в Италию и арестовал папу в 1303 г. в г. Ананьи. После смерти Бонифация в том же году Франция установила господство над папством, особенно после того, как Климент V (1305-1314) перенес папскую резиденцию в 1308 г. из Рима в Авиньон на территории Франции (формально – папское владение). Период 1308-1378 гг. называют «авиньонским пленением пап». В 1376 г. Григорий XI (1371-1378) перенес престол в Рим, но после его смерти часть кардиналов избрала своего папу в Риме, другая – антипапу в Авиньоне.

 

[455]Папа Лев IX (1049-1054) попал в плен к норманнам и вышел на свободу, лишь выполнив их требования. Борьба между Империей и папством достигла кульминации при императоре Фридрихе II Гогенштауфене (1194-1250, король Сицилии и Неаполя с 1197, император с 1212). После смерти императора его внебрачный сын Манфред (1231-1266) получил корону Неаполя и Сицилии и сумел отстоять ее в 1254 г. от попыток папы Иннокентия IV (1243-1254) захватить остров.

 

[456]После смерти императора Генриха VI (1165-1197, прав. с 1190), женатого на наследнице сицилийского престола, императором и королем был коронован его сын, будущий Фридрих II. Брат Генриха VI Филипп Швабский (1177-1208) сначала поддерживал племянника, но в 1198 г. провозгласил императором самого себя. Месяц спустя был избран другой претендент – Оттон IV Брауншвейгский из рода Вельфов (ум. 1218). Фридрих остался королем Сицилийским. Папа Иннокентий III лавировал между претендентами, объявил себя опекуном малолетнего Фридриха и патроном Сицилии, поддержал Вельфа, но после выдвижения последним претензий на Сицилию перешел на сторону Филиппа, а вслед за убийством его выступил на стороне Фридриха, который обещал не соединять в одних руках Империю и Сицилию, но, короновавшись в 1212 г. императорской короной, и не подумал сдержать обещание. Борьба за Сицилию придала остроту схватке между Империей и папством. После смерти Фридриха и его сына Конрада IV (1250-1254) в Германии наступило междуцарствие, в Сицилии же правил Манфред, который погиб в 1266 г. в битве при Беневенте с поддерживаемым папой претендентом на корону Неаполя и Сицилии Карлом Анжуйским (1220-1285). Юный сын Конрада IV Конрадин (1250-1268) попытался в 1268 г. захватить Сицилию, но был разбит Карлом Анжуйским, схвачен и казнен.

 

[457]Во время Великого раскола, вызванного одновременным существованием римских и авиньонских пап, возникло т. н. Соборное движение, движение за созыв Вселенского Собора, который должен был прекратить раскол и провести реформы в Церкви (1431-1447), вступив в конфликт с Собором, перенес его в 1438 г. в Феррару, но часть осталась в Базеле и избрала в 1440 г. антипапу Феликса V. Но влияние Базельского Собора все время падало, и в 1449 г. он самораспустился, а Феликс V отрекся.

 

[458]По инициативе Людовика XIV (1638-1715, король с 1643) национальный церковный Собор во Франции в 1682 г. заявил, что папа во Франции не имеет никакой власти, кроме духовного авторитета, а местное духовенство подчинено только королю (вероучение при этом оставалось незыблемо католическим). Решения Собора содержали выпады против папы Иннокентия XI (1678-1689).

 

[459]В 1804 г. Наполеон затребовал папу Пия VII (1800-1823) в Париж для коронации, в 1809 г. присоединил Римскую область к Французской империи: папа оставался во Франции фактически пленником до 1814 г.

 

[460]Вольный пересказ высказывания Гераклита: «Борьба – отец всею и всему царь».

 

[461]В современной науке палингенез (от греч. p a l i n – «снова» и g e n e s i V – «рождение») – термин из биологии, означающий появление у зародышей черт взрослой особи более или менее далеких предков. А. Тойнби употребляет это слово в том значении, в котором оно встречается в Новом завете (Матф. 19. 28. и Тит. 3, 5). В первом случае в синодальном переводе это слово дано как «паки бытие», т.е. состояние после воскресения плоти; во втором – как «возрождение» скорее в духовном смысле

 

[прим100]

«Палингенесия» – греческое слово, которое дважды встречается в Новом завете (Матф. 19, 28, и Тит 3, 5) и которое в обоих случаях переводится английским словом «regeneration» в значении «внутреннее возрождение».

 

[462]В эпоху Древнего царства Египта бог растительности Осирис был одновременно богом, в которого воплощался умерший фараон. С начала Среднего царства Осирис делается богом всех умерших, залогом будущего воскресения. Религиозное противостояние захватчиков-гиксосов и коренного населения не подтверждается исследованиями. В период Нового царства происходит определенная «демократизация» официальных божеств. Верховный бог Амон становится защитником бедных и слабых.

 

[463]Novi homini (лат. «новые люди») – в терминологическом значении – те, кто в Древнем Риме первым в своем роду достиг высших государственных должностей; в переносном смысле – люди, обязанные своим положением собственным заслугам, а не славе предков.

 

[464]Еще во II в. н.э. учение стоиков об изначальном равенстве людей стало проникать в науку права. Во времена династии Северов (193-235, кроме 217-218) юрист Ульпиан (ок. 170-228) выдвинул положение о презумпции свободы. т.е. о том, что в случае споров о статусе – раба или свободного – доказательству подлежит зависимость.

 

[465]Пышность, мотовство, вольные нравы, существовавшие при дворах Гонзага, правивших Мантуей в 1328-1708 гг. (распутный Родольфо Гонзага – ум. 1593 – и его кузен св. Алоизий Гонзага 1568-1591 знаменитый аскет, принадлежали к роду маркизов Кастильоне, ветви Гонзага). Генриха VIII Английского (1491-1547, король с 1509). Людовика XIV, действительно никакие соответствовали принципам христианской морали, но вряд ли подрывали устои средневековой церкви: демонстративное расточительство есть неотъемлемый признак аристократического поведения со времен средних веков.

 

[466]Решение о возвращении всех изгнанников было принято в 337 г. до н.э. по инициативе Филиппа Македонского. Александр подтвердил его после смерти отца в 335 г. до н.э.

 

[467]Имеется в виду восстание воинов-египтян под руководством Дионисия Петосераписа в 70-е годы II в. до н.э.

 

[468]Аристоник, сын рабыни, сводный брат пергамского царя Аттала III (138-133 до н.э.), завещавшего свое царство Риму, поднял восстание и объявил свое государство Гелиополисом (Градом Солнца), т. е. царством свободы, равенства и справедливости (исследователи находят здесь отзвук эллинистических утопий того времени). Среди «гелиополитов» были и свободные и рабы. В 129 г. до н.э. Аристоник был разбит римлянами и казнен.

 

[469]Первое сицилийское восстание рабов вспыхнуло в 138 (или 136) г. до н.э. Восставшие, среди которых было много рабов с Ближнего Востока, создали Новосирийское царство во главе с рабом Евном, принявшим имя Антиох. Во время восстания рабы стремились обеспечить сохранность мелких хозяйств, тогда как примкнувшая к ним беднота предавалась грабежам и насилиям. Восстание было подавлено в 132 г. до н.э. Второе восстание во главе с рабом Сальвием, принявшим царское имя Трифон, происходило в 104-101 гг. до н.э.

 

[470]Точная дата начала восстания Спартака, подавленного в 71 г. до н.э. неизвестна. Называются 75 (реже), 74 и 73 гг. до н.э.

 

[471]См.: 2 Мак. 7. Старец Елеазар. его родственники (не его братья), семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, были преданы жестоким пыткам в 167 г. до н.э., через год после начала восстания Иуды Маккавея, за отказ вкусить идоложертвенное мясо.

 

[472]Иуда Галилеянин (или Гавлонит) поднял антиримское восстание в Палестине в 7 г.

 

[473]См.: Деян. 5, 34.

 

[474]Законоучитель Иоханнан бен Заккаи во время Иудейской войны и осады Иерусалима проповедовал прекращение кровопролития; тайно бежал из города, вынесенный учениками под видом покойника.

 

[475]Phasti Triumphales – погодные списки триумфаторов.

 

[476]Во время похода Аттилы в 451 г. на Италию Рим остался беззащитным, но папа Лев I Великий (440-461), грозя завоевателю гневом Божьим, убедил его повернуть обратно, правда, с огромным выкупом и обещанием сестры императора в жены.

 

[477]Св. Северин (ум. 482) жил в придунайских провинциях во время Великого переселения народов и развала Римской империи. Пользуясь авторитетом среди вождей варварских племен скорее как колдун, чем как аскет, он сумел обеспечить хоть какую-то безопасность для местного населения.

 

[478]Придя к власти в 49 г. до н.э., Цезарь, к великому изумлению всех, вместо репрессий провозгласил лозунг милосердия, отпускал пленных и милостиво обходился с противниками. Октавиан же, когда боролся за власть вместе с Антонием, не брезговал никакими средствами. Но, поссорившись с ним, старался всю вину за террор возложить на него; став безраздельным владыкой Рима, старался править без лишнего насилия, но некоторые историки говорят не о раскаянии его, а о лицемерии.

 

[479]В поздней Империи весьма популярен был культ Митры – иранского божества, соратника Ахурамазды (митраизм – ответвление зороастризма), борца против злых сил, посредника между богами и людьми.

 

[480]Это заявление не находит подтверждения в религиоведческих исследованиях.

 

[481]Греческое искусство оказало влияние на кельтское – в частности, на галльские монеты, – но о его воздействии на индийское спорят поныне.

 

[482]Карма – понятие индийской и буддийской философии; в широком смысле – общая сумма свершенных любым живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения; в узком – влияние совершенных действий на настоящее и будущее существование.

 

[483]В терминологии А. Тойнби архаизм и футуризм – устремленность в прошлое и будущее.

 

[484]На английской каторге заключенных в виде наказания заставляли переступать по плицам колеса, подающего воду для полива.

 

[485]Иоанн из Гисхалы и Шимон бар Гиора – руководители крайнего зелотского течения во время Иудейской войны; казнены римлянами.

 

[прим101]

Греческое слово α π α θ ε ι α («апатейя») следует отличать от однокоренного ему слова «апатия», так как последнее обозначает потерю «чувственности», тогда как «неуязвимость» – это определенное духовное состояние, для которого характерна героическая суровость, и оно требует весьма интенсивной тренировки.

 

[486]θ ε ω ρ ι α – отсюда наше «теория» – букв. «видение», «зрелище».

 

[487]Промискуитет (от лат. promiscuus – «общий») – в узком смысле гипотетическая стадия в истории рода и семьи, когда отсутствовали какие-либо нормы семейно-брачных отношений (отвергается большинством исследователей); в широком – беспорядочные отношения между полами; в терминологии А. Тойнби – беспорядочное смешение культур.

 

[488]И Алкивиад (ок. 450-404 до н.э.), и Фрасимах своим поведением нарушали привычные нормы полисного бытия.

 

[489]Ессеи – течение в иудаизме в сер. II в. до н.э. – I в. н.э., представители которого, не порывая с официальной религией, ставили внутреннее благочестие выше буквального следования Закону; образовывали общины типа монашеских.

 

[490]Труантизм (от англ. truant – «прогульщик», «необязательный человек») в терминологии А. Тойнби – несвязанность традиционными моральными нормами.

 

[491]Когда во время Пелопоннесской войны спартанские войска вторглись в Аттику в 413 г. до н.э., они объявили, что освободят всех рабов, перешедших на их сторону; бежало свыше 20 тыс. рабов, что нанесло значительный ущерб экономике Афин.

 

[492]

[493]Указанные императоры были родственниками не самого Септимия Севера, а его жены. Один из них – Варий Авит, более известный как Элгабал или Гелиогабал (204-222, прав. с 218), был жрецом одноименного сирийского бога и пытался сделать оргиастический культ этого божества, совершенно чуждый римским традициям, официальной религией. Элгабал был убит, и сменивший его двоюродный брат Александр Север (208-235, прав. с 222) пытался править, опираясь на сенат, и сократить расходы на армию. Огромный выкуп, заплаченный им за мир с германцами, вызвал всеобщее возмущение, и он был убит.

 

[494]Имеется в виду осужденное в 50-х годах XX в. церковью движение «священников-рабочих», которые трудились на рабочих местах, не прекращая пастырского служения.

 

[495]Кардинал Томас Уолси (ок. 1473-1530), фаворит Генриха VIII, канцлер Англии в 151-1529 гг., вызывал всеобщее возмущение своим высокомерием, жадностью и крутой налоговой политикой. Лишившись поддержки короля из-за проволочек в деле о разводе монарха, он был смещен, а затем обвинена государственной измене и умер по дороге в тюрьму.

 

[496]Томас Мор (1478-1535) и его друг по кружку гуманистов епископ Джон Фишер (ок. 1469-1535) были казнены за отказ принести присягу Генриху VIII как единственному главе церкви.

 

[497]Имеется в виду распространение даосизма.

 

[498]Имеется в виду законодательство о свободе торговли, принятое при Георге III. Подобные попытки предпринял А. Р. Ж. Тюрго (1727-1781), министр финансов Франции в 1774-1776 гг. После его смещения торговые ограничения снова были введены.

 

[499]Китайский император У Ди по предложению «Конфуция эпохи Хань» Дун Чжуншу (187-120 до н.э.) издал указ о возведении конфуцианства в интерпретации этого ученого, по которой социально-этическое учение превращалось в некое подобие религии, в ранг официальной доктрины.

 

[500]Laissez faire – (фр. «позволяйте делать») – в собственном смысле – призыв к невмешательству государства в экономическую жизнь; здесь – призыв к безучастности, квиетизму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.