Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ападный мир против континентальных европейских варваров




ќбратившись к рассмотрению нашей собственной западной цивилизации, цивилизации, сыновне родственной эллинской, мы обнаружим, что западный мир чаще всего ощущал наиболее сильное давление именно в той своей части, где подвергались наибольшему давлению и эллинской, и минойский миры. ”€звимым местом была граница с континентальными европейскими варварами. — другой стороны, мы заметим, что в отличие от эллинского или минойского реакци€ западного мира на это давление была определенно победоносной. √раница западного христианства с варварами на ≈вропейском континенте постепенно раствор€лась; и вскоре западное общество обнаружило, что оно находитс€ в контакте не просто с варварами, а с иной цивилизацией. ѕосто€нное напр€жение стимулировало жизненную силу западного общества дл€ новых ответов на вызовы.

¬ первой фазе западной истории на ≈вропейском континенте стимулирующее действие давлени€ со стороны варваров обнаружилось в создании обществом, выросшим из государства-преемника распавшейс€ –имской империи, новой социальной структуры Ц варварского кн€жества франков. ‘ранкский режим ћеровингов был обращен лицом к римскому прошлому [238]. ‘ранкский режим  аролингов, хот€ и предприн€л попытку эвокации призрака –имской империи, был, тем не менее, всецело обращен к будущему и к призраку взывал лишь затем, чтобы помочь живым выполнить их сверхчеловеческую задачу. Ёта полна€ трансформаци€ социальных функций франкской державы, эта решительна€ переориентаци€ франкской политики Ц всего лишь новое про€вление вечной тайны ∆изни. Ђ»з €дущего вышло €домое, и из сильного вышло сладкоеї (—уд. 14, 14). » этот новый акт творени€ свершилс€ на дальнем европейском форпосте, не в Ќейстрии, на почве, удобренной древней римской культурой и защищенной от новых набегов континентальных варваров, а в јвстразии [прим44], на границе –имской империи, подверженной посто€нным набегам со стороны лесных саксов и аваров [239]из ≈вразийской степи. ћощь стимула, который возникал под воздействием внешнего давлени€ на франков в јвстразии, €рко выражена в достижени€х  арла ¬еликого. ¬осемнадцать саксонских кампаний  арла могут сравнитьс€ лишь с военными успехами “амерлана. «а военными и политическими достижени€ми  арла последовали первые слабые про€влени€ интеллектуальной энергии западного мира.

јвстразийска€ реакци€ на стимул давлени€ со стороны континентальных европейских варваров Ц реакци€, достигша€ апоге€ при  арле ¬еликом, Ц не была заключительным актом. Ќа некоторое врем€ она затихла, а потом началось новое оживление. Ќаступила саксонска€ реакци€ на внешний стимул, котора€ достигла своего апоге€ при ќттоне I [240].

√лавное достижение  арла ¬еликого заключалось в объединении континентальных варваров-саксонцев под эгидой западного христианства, чем был подготовлен путь дл€ перехода главенства јвстразии к родине побежденных и насильственно обращенных варваров. ќн сделал —аксонию форпостом против континентальных варваров, которые стимулировали развитие этой области посто€нным давлением из глубины континента. ¬ дни ќттона стимул давлени€ вызвал в —аксонии реакцию, аналогичную той, котора€ в дни  арла ¬еликого была характерна дл€ јвстразии: и снова ответный удар западного христианства достиг цели.

ќттон уничтожил вендов, как  арл ¬еликий уничтожил своих собственных саксонских предков.  онтинентальные границы западного христианства неуклонно перемещались на восток Ц частично благодар€ добровольному обращению варваров в христианство, частично Ц с помощью силы. ћадь€ры, пол€ки и скандинавы были обращены в христианство на рубеже ’-XI вв. при режиме ќттонидов. » только обитатели континентального побережь€ Ѕалтийского мор€ оставались непокорными. Ќа этом участке саксонский форпост призван был продолжить борьбу ќттона против вендов, которые в упорных сражени€х продержались два столети€, пока западное христианство не продвинулось с линии Ёльбы на линию ќдера. ќкончательна€ победа была достигнута обращением вендов в ћекленбурге в 1161 г. и уничтожением непокорных в Ѕранденбурге и ћейсене [241].

¬ XIIIЦXIV вв. процесс вестернизации был продолжен германцами, которые преуспели в христианизации варваров при помощи двух очень важных западных институтов: города-государства и военного монашеского ордена. √орода √анзы и походы тевтонских рыцарей обеспечили продвижение границы западного христианства от линии ќдера до линии ƒвины. ќбращенные в западное христианство скандинавы также расшир€ли свои владени€: датчане Ц за счет Ёстонии, а шведы Ц ‘инл€ндии [242]. Ёто был последний всплеск застарелого конфликта, ибо к концу XIV в. континентальные европейские варвары, противосто€вшие в течение трех тыс€челетий трем развитым цивилизаци€м, исчезли теперь с лица земли [243].   1400 г. западное и православное христианство, ранее полностью изолированные друг от друга, оказались в пр€мом соприкосновении по всей континентальной линии от јдриатического мор€ до —еверного Ћедовитого океана.

»нтересно проследить, как на границе молодого западного христианства с европейским варварством измен€лс€ с течением веков вектор давлени€, мен€€ тем самым и место возникновени€ стимула.

Ќапример, коренные саксонцы к западу от Ёльбы пережили закат в результате побед ќттона над вендами, подобно тому как јвстрази€ за два века до этого утратила гегемонию в результате побед  арла ¬еликого над саксонцами. —аксони€ лишилась лидирующего положени€ в западном мире в 1024 г., то есть после того, как венды потерпели поражение на Ёльбе. ¬ 1182-1191 гг., когда граница западного мира продвинулась от Ёльбы до ќдера. —аксони€ распалась на части. Ќовое возрождение —аксонии началось с форпоста ћейсен Ц территории, отвоеванной западным христианством у вендов [244].

ѕо мере того как продвигалась вслед за отступающими варварами граница западного христианства, вли€ние власти —в€щенной –имской империи все уменьшалось. ”трачивали значение имперские институты. » если они еще имели значение в јвстразии в VIII в. и сохран€лись в какой-то мере в —аксонии, то по пути дальнейшего продвижени€ христианства они постепенно размывались.

“аким образом, жизненна€ мощь —в€щенной –имской империи измен€лась по мере изменени€ ее границ, и было это в пр€мой зависимости от силы давлени€ со стороны варваров или чужих цивилизаций. »мпери€ утратила витальность, стоило давлению со стороны варваров пойти на убыль, а затем вновь восстановила жизненные силы, как только началось давление со стороны османов. » наоборот, мы видим, что витальность варваров, которые оставались вне западной цивилизации, и варваров, которые оказались приобщенными к цивилизации обращением их в христианство, имела тенденцию возрастать, по мере того как увеличивалось давление на них со стороны западного мира.

Ћитовцы последними из европейских €зычников испытали в XIIIЦXIV вв. порыв крестовых походов, Ц порыв, который еще сохран€лс€ в ≈вропе, несмотр€ на полный провал крестовых предпри€тий в —ирии. Ўтаб-квартира тевтонских рыцарей перебазировалась в 1308 г. с сирийского побережь€ в ћариенбург вследствие неудачи похода в 1291 г. в —в€тую «емлю [245]. ћариенбург находилс€ в бассейне ¬ислы, и внимание тевтонского ордена целое столетие было приковано к Ћитве. Ёто смертельное давление «апада на литовцев стало причиной того, что и литовцы получили стимул к завоеванию и в свою очередь двинулись в земли русского православного христианства. Ќаиболее успешными дл€ литовцев были кампании в верхнем бассейне ƒнепра, а также против евразийских кочевников  ипчакской степи. Ѕорьба с орденом достигла своего апоге€ в 1363 г., когда литовцы, оттесненные орденом с берегов родного Ѕалтийского мор€, фактически достигли далеких берегов „ерного мор€ [246]. Ёнерги€ обратилась в военную мощь. которую поначалу литовцы направили против других соседей, однако под непрестанным давлением со стороны ордена она обернулась в конце концов против западных противников и позволила нанести контрудар по тевтонским рыцар€м.

¬ременное политическое могущество Ћитвы как реакци€ на крестовый поход тевтонских рыцарей нашло свое отражение и в геральдической эмблеме Ћитовского государства: всадник и конь в латах.   удивлению и полнейшей растер€нности тевтонских рыцарей, этот варвар в латах доскакал до их владений, чтобы сразить рыцарей в битве под “анненбергом [247].

ќднако столь мощный рывок был совершен литовцами лишь после того, как они прин€ли религию, культуру и военную технику своих врагов. —тимулирующее воздействие оказывала на Ћитву и энерги€ западнохристианского соседа, который также был жертвой агрессии ордена, что в свою очередь побудило его к активным действи€м. Ћитовским союзником была ѕольша, прин€вша€ к концу ’ в. христианство и призвавша€ тевтонский орден на помощь с целью расширени€ границ западного христианства за счет €зыческих Ћитвы, а затем ѕруссии.  у€вский кн€зь [248], опрометчиво позволивший тевтонским рыцар€м обосноватьс€ на берегах Ѕалтийского мор€, заложил тем самым основу будущего величи€ ѕольши, спровоцировав новое германское давление, во много раз более опасное, чем прусско-литовское, от которого он, собственно, и стремилс€ освободитьс€, “евтонским рыцар€м, которые обходились с польскими неофитами не лучше, чeм с €зычниками, было все равно с кем воевать, а пол€ки, бывшие уже к тому времени в лоне западного христианства, могли эффективнее, чем их €зыческие соседи, противосто€ть военной силе, оснащенной по последнему слову тогдашней техники.

“ем не менее, в XIII в. тевтонские рыцари бесцеремонно лишили пол€ков исконно им принадлежащего побережь€ Ѕалтийского мор€ в ѕомерании, воспользовавшись тем, что ѕольша вела в то врем€ религиозные войны в Ћитве и в ѕруссии. ѕосле этого в XIV в. это же давление вызвало аналогичную реакцию в ѕольше и Ћитве.

ѕока польские кн€жества  у€ви€ и ћазови€ [249]разор€лись орденом, €дро ѕольского королевства было укреплено  азимиром ¬еликим (1333-1370) [250], правление которого совпало со временем юго-восточной экспансии Ћитвы. ¬ своей политике  азимир ¬еликий старалс€ избегать военных столкновений с тевтонцами, но последователи  азимира пон€ли, что ѕольша не сможет найти общего €зыка с крестоносцами и, более того, она не сможет противосто€ть им в одиночку. ѕришлось тщательно продумывать вопрос о возможных военных союзниках. ѕервым успехом польской дипломатии стал союз с Ћайошем ¬еликим, венгерским королем анжуйской династии [251]. —оюз просуществовал с 1370 по 1382 г. и распалс€, поскольку интересы обеих сторон не совпадали. ¬енгри€ не хотела ссоритьс€ с врагами ѕольши, а ѕольша Ц с врагами ¬енгрии. ќсобенно упрочил положение ѕольши династический брак польской королевы ядвиги с литовским кн€зем ягайлой в 1386 г., условием которого было прин€тие ягайлой западного христианства.

»менно ягайло начал контрнаступление против тевтонского ордена, возглавив соединенные силы Ћитвы и ѕольши в битве при “анненберге в 1410 г. ”спех ягайлы был развит его последовател€ми, и в 1466 г. тевтонский орден становитс€ вассалом ѕольши. “аким образом, в результате объединенной польско-литовской реакции на давление со стороны тевтонского ордена положение борющихс€ сторон стало пр€мо противоположным. ƒо 1410 г. владени€ ордена распростран€лись на континентальное побережье Ѕалтики от восточной границы —в€щенной –имской империи до южного берега ‘инского залива; и Ћитва, и ѕольша были лишены доступа к балтийскому побережью. ѕосле 1466 г. ѕольша и Ћитва вернули свои исконные земли на Ѕалтике, тогда как последние владени€ тевтонского ордена оказались раздробленными и изолированными.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 259 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1337 - | 1170 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.