Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—равнимость Ђфактовї при исследовании цивилизаций




Ќаши критики выдвигают еще одно возражение. —огласившись с тем, что сравнительное исследование цивилизаций в принципе возможно в теории, они считают неприменимым его на практике из-за неподатливости материала. ѕоследовательность цивилизаций не что иное, как цепь исторических событий, или фактов, а каждый исторический факт уникален, отсюда делаетс€ вывод, что они принципиально несравнимы. — этой точки зрени€ утверждение, что истори€ повтор€етс€, представл€етс€ ложным.

ƒоводы весьма серьезны, и поэтому рассмотрим их со всем вниманием. ƒл€ начала попросим наших критиков согласитьс€, что какой-либо феномен, уникальный во всех отношени€х и поэтому несравнимый, вз€тый как представитель определенного класса, внутри этого класса вполне сопоставим с другими. Ёта двойственность, присуща€ определенным феноменам, отражаетс€ в употреблении слова Ђиндивидуальныйї, которое не только двусмысленно, но и содержит на первый взгл€д два диаметрально противоположных значени€. »ногда оно употребл€етс€, чтобы подчеркнуть уникальность €влени€, а иногда Ц чтобы выразить идею относительной несравнимости. » следует заметить, что двусмысленность этого слова исчезает, как только его несколько насильственно пристегивают к неодушевленному предмету. Ёто слово из словар€ ∆изни. —огласимс€ с нашими критиками, если они согласны с нами, что все феномены ∆изни €нусоподобны, ибо в разных аспектах они одновременно и сравнимы, и уникальны.  аждое про€вление ∆изни уникально, поскольку оно сосредоточено на себе. Ёто сущностное свойство про€вл€етс€ в способности к вариаци€м и мутаци€м, имеющим уникальный творческий характер. ќднако определенные про€влени€ ∆изни, как свидетельствуют данные таких наук, как психологи€, биологи€, ботаника, зоологи€ и антропологи€, сравнимы между собой. ѕсихологи€ и биологи€ сравнивают материальные структуры и механизмы ∆изни статически и динамически. Ѕотаника и зоологи€ сравнивают индивидуальные живые существа, чтобы классифицировать их и определить, каким образом классы св€заны между собой и в каком хронологическом пор€дке они по€вились. «оологи€ включает в свое поле сравнительного исследовани€ изучение животного, называемого человеком; но поскольку это животное, прежде чем стать человеком, было животным стадным, постольку и человечество должно быть изучаемо в св€зи с социальной средой, без которой оно, кстати, не может существовать. ѕоэтому и необходимо сравнительное изучение человеческих обществ, которые представл€ют собой про€влени€ ∆изни, но сами при этом живыми существами не €вл€ютс€. Ќаука, котора€ занимаетс€ сравнительным изучением примитивных обществ, называетс€ антропологией. ”спехи ее общепризнанны. ќднако широко распространено мнение, что сравнительный метод, используемый антропологией, применим только к исследованию народов, не имеющих истории. ћнение это основываетс€ на предположении, что сравнительное исследование и историческое исследование несовместимы между собой, потому что истори€ не повтор€етс€. ≈сли же при изучении какого-либо общества с помощью сравнительного метода успехи налицо, то это приписывают тому, что, значит, общество это в некотором смысле Ђвнеисторичної.

ЂЌароды, у которых нет историиї, отождествл€емые с примитивными обществами, Ц это, конечно, весьма сомнительное словосочетание, ибо, даже если все существующие в насто€щее врем€ примитивные общества пребывают в статическом состо€нии, это не доказательство того, что они изначально и всегда находились в таком состо€нии. ¬ начале нашего исследовани€ было показано, что превратности развити€ обществ данного вида иногда приводили к зат€нувшемус€ и лишенному действи€ эпилогу, что засохший ствол сохран€лс€ и после того, как жизненные соки переставали поддерживать его. –азве нет веро€тности, что все существующие ныне примитивные общества Ц это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состо€ние Ц эпилог бурной когда-то истории? ¬едь не всегда же они были неподвижными.  огда-то этот вид обществ начал свое существование, прин€в стадный образ жизни и пройд€ мутационный цикл от не Ц „еловека к „еловеку. ‘иксиру€ отблески истории примитивных обществ, мы понимаем, что они были столь же динамичными и значительными, как и более поздние цивилизации.

“аким образом, описание примитивных обществ как Ђнародов, у которых нет историиї, ошибочно и свидетельствует прежде всего об ограниченности наших возможностей. ќднако факт остаетс€ фактом: примитивные общества могут быть исследованы с помощью сравнительного метода.

≈сли провести эмпирическое исследование фактов человеческой жизни, отраженных в истории цивилизаций, то обнаружитс€ регул€рность и повтор€емость их, что открывает возможность использовать дл€ анализа сравнительный метод. Ёта регул€рность и повтор€емость особенно нагл€дна в жизни той цивилизации, членами которой €вл€емс€ мы сами. ѕока западные историки спор€т о возможности проведени€ сравнительного исследовани€ исторических фактов, наши бизнесмены усердно занимаютс€ сравнительным исследованием жизненных фактов. Ћучшим примером такого сравнительного исследовани€, осуществл€емого с практическими цел€ми, €вл€етс€ статистика, без которой невозможна надежна€ работа компаний. —бор статистических данных с последующей обработкой их и составлением прогнозов Ц основа почти всех прибыльных предпри€тий в современном западном мире. ≈сли на практике сравнительное исследование фактов жизни цивилизации успешно используетс€ и приносит доход, не €вл€етс€ ли это достаточным доказательством того, что и теоретически сравнительное исследование исторических фактов возможно и допустимо? “аким образом, западный бизнесмен уже освоил ту область, в которую западный ученый опасаетс€ вступать. Ќо мы, не колебл€сь, последуем за первопроходцами.

 

 

„асть перва€

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1326 - | 1298 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.