Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.




21 Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости. Иов 4:17-21

 

- Что дух советует Елифазу видеть за смертностью людей?

= Дух подтвердил худшие опасения Елифаза: смертность людей – доказательство их неправедности и нечистоты. Более того, смертность делает людей неспособными быть праведными:

«тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» Иов 4:19ст.

При этом жизнь людей настолько коротка, что они просто не способны достичь какого-то освящения:

«Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости» Иов 4:20, 21.

А после этой жизни – освящения нет, т.е. какой характер человек «заработал», с тем и жить Вечность (Иов 4:21а).

 

Включение Елифазом сообщения духа в собственную речь интересно. Утверждение духа, что у людей не может быть праведности ввиду их смертности, противоречит представлениям Елифаза, высказанным в начале его речи:

«Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» Иов 4:7.

Елифаз видит, что люди могут быть праведными; он и позже будет утверждать, что праведные люди могут обрести безопасность и благополучие, в которые даже смерть и грех не внесут изменений (Иов 22:19-30). Но хотя слова духа и противоречат собственному мнению Елифаза, он не отказывается от них, не спорит с духом, не приводит доводы против его проповеди. Вместо этого он принимает их себе на заметку. Возможно, неправильную даже с его точки зрения Елифаза идею он решил приберечь «на всякий случай»: если Иов окажется не грешным (не найдётся обвинителей на него), тогда аргумент духа, что люди нечисты в силу своей природы, всё же обвинит Иова и оправдает действия Б-га. По мере развития сюжета, когда Иов продолжает настаивать на своей невиновности, а свидетелей против него так и не поднимается, Елифаз сделает рассуждения духа уже своими собственными и использует факт человеческой смертности в качестве обвинений против Иова:

«Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рождённому женщиною быть праведным?

Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:

тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» Иов 15:14-16

 

- Чем отличается проповедь Елифаза от утверждений духа?

= Не отказавшись сразу от слов духа, Елифаз расширяет и продолжает их. Дух признавал: да, человек стремится к мудрости. Но Елифаз уже утверждает: смертность человека неизменно влечёт за собой жажду пить беззаконие.

В своей третьей речи, Елифаз снова возвращается к смертности человека:

«разве может человек доставлять пользу Б-гу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» Иов 22:2, 3.

 

- Как по его мнению Б-г относится к попыткам человека приблизиться к Нему?

= Б-гу нет дела до праведности смертных, до стремления к праведности смертными. Слишком велико расстояние между нами:

«Не превыше ли небес Б-г? посмотри вверх на звезды, как они высоко!» Иов 22:12

Смертность неодолимо отделяет людей от Б-га и препятствует тому, чтобы люди своим стремлением к праведности имели хоть какой-то вес в Его глазах.

Хорошо заметно, как постепенно рассуждения духа изменяют мнение друзей Иова. И чем активнее друзья подхватывают и развивают его идеи, тем жёстче они становятся к Иову, тем менее внимательны к его поискам Б-га.

 

Боль других людей.

Последнее обращение друзей Иова к нему (25 гл.) уже … целиком состоит из проповеди духа. Все личные мнения отошли на второй план, друзья – уже только носители идей духа:

«И как человеку быть правым пред Б-гом, и как быть чистым рождённому женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звёзды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, [который] есть червь, и сын человеческий, [который] есть моль» Иов 25:4-6

(Первоначально дух сравнил краткость жизни человека с краткостью жизнью моли (4:19), но друзья уже заметно углубили его проповедь.)

 

- Назовите три кратких утверждения-вывода речи Вилдада:

= 1. Потомки Адама (семя жены! 4ст.) по определению всегда неправы и нечисты.

2. Ранее Вилдад предполагал хоть какое-то наличие света во вселенной, правда – недоступного грешникам:

«Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним» Иов 18:5, 6

«Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли»

Иов 18:18

Теперь же отрицает наличие света как такового (5ст).

3. Естественная жизнь и труды насекомых настолько коротки и малы, что едва ли достойны рассмотрения. Но человек представлен даже не «благородным» насекомым (трудолюбивым муравьём, например), но чем-то позорным, прочно связанным с могилой и тленом. Обязанности человека во вселенной – обязанности червя и моли, ответственных за уничтожение бренного (т.е. грешного):

«Ибо, как одежду, съест их (нечестивых) моль и, как волну, съест их червь»… Ис.51:8

«И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина»

Ос.5:12

Т.е. это нормально, когда грешники уничтожаются рукой же грешников - этом План Б-жий (и при чём же тогда здесь сострадание к погибающим детям Земли?).

Опыт Иова хорошо показывает, какие представления о человеке напрочь губят человеческую сострадательность к другому: если Сам Б-г сокрушает грешника и ведёт его к смерти, то чем мы хуже? Наши представления о природе человека влияют на наше отношение к его боли.

 

По мнению друзей, смертность человека – неотменяемый приговор человеку, его вечная привязка к могиле и участи грешника (убийцы). Не о каких попытках жить праведно для человека уже вообще не идёт речи в последних утверждениях друзей. Но обратите внимание, в какие термины незаметно преобразовалась проповедь духа: «рождённый женщиной», «сын человеческий», «нечистота» света! Унижение смертности человека незаметно становится попыткой умаления идеи Воплощения Иисуса.

 

5. «Что есть человек?»

При описании Своего мира в его современном состоянии Б-г говорит о присутствии в нём смерти. И то, что Он говорит о смерти, мы бы первоначально (ещё не вникая в Его Слово) определённо назвали «богохульством» (как и большую часть речей Иова). Первая отсылка Вседержителя к существованию смерти связана с потребностью … напитать кого-то этой смертью. Он спрашивает Иова:

«Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,

когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.