Преступая к изучению истоков культурологической мысли в ХIХ веке, следует выделить роль философии Гегеля в разработке культурологической тематики. Необходимо иметь в виду, что сам Гегель термин "культура" не применяет, но большое внимание он уделяет творчеству как главному предназначению человека в жизни. Гегель верен идеалам Просвещения. Для него прогресс совершается через самораскрытие и утверждение разума. Для индивида, по теории Гегеля, есть только один способ приобщения к мировой культуре: проделать для себя тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Человек должен как бы заново, для себя открыть и воспроизвести общественное, социальное как обладатель субъективного духа, индивидуального сознания. Логическое должно совпасть с историческим. Гегелевская концепция человека, человеческой культуры и истории - это вершина рационалистического принципа Просвещения.
Большой вклад в развитии проблем культуры в XIX веке внес английский ученый Э.Б. Тайлор. Развитие культуры он рассматривал как динамичный и непрерывный процесс. В работе «Первобытная культура», вышедшей в 1871 году, он утверждал, что «на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества одновременного содействия, развития нравственности, силы и счастья человека».
Э. Тайлор считал, что культура представляет собой непрерывную цепь превращения материальных и духовных ценностей из менее совершенных в более совершенные, с учетом преемственности всего лучшего, что раньше было в культуре. Такой подход в современной культурологической литературе получил название «эволюционистский». По Э. Тайлору путь непрерывных превращений от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному проходят все проявления культуры.
Картина эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Г.Спенсер полагал, что культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Наиболее существенный вклад в развитие культурологических теорий внесли ученые Р.Маррет, Дж.Фрезер, которые обратили внимание на чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, невыводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории науки получили название "преанимизм".
В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Необходимо подчеркнуть особый вклад З. Фрейда и его последователей в изучение культур. Важным аспектом психоанализа для анализа культур стало положение З.Фрейда о том, что энергия влечений (по форме - в основном сексуального характера), не находя прямого выхода (блокирована культурой, ее нормами), обретает окольные выражения в патологиях или бессознательных формах. В целостной форме свою культурологическую концепцию З.Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних работ.
Сторонником теории культурно-исторических типов, одним из ее блестящих творцов был Освальд Шпенглер. Главное, исходное понятие Шпенглера - это "жизнь" как полнота и многообразие переживаний. Она глубже и богаче культуры, в которой выражает себя лишь отчасти.
Подобно Ницше, Шпенглер называл жизнью освобожденную от моральных оболочек истину, свободу духа, способность рисковать, играть жизнью. Культура - антитеза жизни - возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа, то есть стремится выразить себя в различных формах: архитектурных, языковых, политических, философских, Как о человеке следует судить не по его словам, а по манерам, интонациям и жестам, так и культуру надо изучать по ее выразительным формам.
Следовательно, по Шпенглеру, культура не тождественна разуму, она напоминает музыку созидающей души, и эта душа может петь, то есть переживать мир в "си-миноре" или в "ре-мажоре".
В заключении следует сделать вывод о том, что весь процесс становления и развития культуры в XIX-начале ХХ вв. свелся к двум основным аспектам. Во-первых, культуру понимали как преодоление человеком природного начала через разум или силу внутреннего нравственного закона, или в крайнем случае эстетическую и художественную деятельность. Во-вторых, было сформировано убеждение в том, что человеческая материальная и духовная культура развивается по непрерывной, восходящей линии и подчиняется общему закону прогресса и эволюции.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите основные этапы становления культурологический мысли?
2. Определите роль философии Г.В.Ф. Гегеля в становлении культурологической мысли?
3. Назовите основных представителей эволюционизма в культурологической мысли?
4. Назовите основных представителей психолого-аналитического направления в культурологии?