Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 5. ѕознавательные процессы




5.1. ќщущение

5.2. ¬оспри€тие

5.3. ѕредставление

5.4. ¬нимание

5.5. ѕам€ть

5.6. ¬оображение

5.7. ћышление

5.8. –ечь как инструмент мышлени€ и средство общени€

ќсновные пон€ти€ темы:

¬нимание Ц это произвольна€ или непроизвольна€ направленность и сосредоточенность психической де€тельности на каком-либо объекте воспри€ти€.

¬оображение Цэто познавательный психический процесс, заключающийс€ в создании человеком новых образов на основе имеющихс€ у него представлений. ¬оображение тесно св€зано с эмоциональными переживани€ми человека.

¬оспри€тие Ц форма целостного психического отражени€ предметов или €влений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

ќщущение Цпроцесс отражени€ в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и €влений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

ѕам€ть Ц это форма психического отражени€, заключающа€с€ в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающа€ возможным его повторное использование в де€тельности или возвращение в сферу сознани€.

ѕредставление Ц психический процесс отражени€ предметов и €влений, которые в данный момент не воспринимаютс€, но воссоздаютс€ на основе предыдущего опыта. ѕредставлени€ возникают не сами по себе, а в результате практической де€тельности.

ѕсихические познавательные процессы Ц последовательное отражение в сознании человека свойств и качеств предметов и €влений объективного мира с целью его познани€.

ћышление Ц опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных св€зей и отношений между предметами и €влени€ми объективного мира. ‘изиологическа€ основа мышлени€ Ц взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга.

–ечь Ц процесс отражени€ объективной реальности в виде €зыковых или иных символов, используемых в мышлении. ‘изиологическа€ основа речи Ц св€зь соответствующих участков коры головного мозга с мыслительными процессами.

 

ќщущени€

ћир психических €влений человека многообразен. ¬ их основе лежат психические процессы, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

ѕервоначальна€ же картина окружающего мира складываетс€ у человека благодар€ функционированию психических познавательных процессов.   ним относ€тс€: ощущение, воспри€тие, представление, внимание, пам€ть, воображение, мышление, речь.

ѕознавательные психические процессы €вл€ютс€ каналами нашего общени€ с миром. ѕоступающа€ информаци€ о конкретных €влени€х и предметах претерпевает изменени€ и превращаетс€ в образ. ¬се знани€ человека об окружающем мире €вл€ютс€ результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.  аждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Ќо вместе с тем, протека€ одновременно и слаженно, эти процессы незаметно дл€ человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают дл€ него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира. ”ченые выдел€ют следующие уровни познани€: элементарный, промежуточный, высший.

»сключительную роль в жизни и де€тельности человека играет познавательна€ сфера. ѕознавательна€ сфера включает в себ€ совокупность психических процессов: внимание, ощущение, воспри€тие, пам€ть, представление, мышление, речь, воображение.

ќсновна€ функци€ познавательных процессов Ц познавательно-аналитическа€.

ќщущение Ц простейша€ форма психического отражени€, свойственна€ и животному, и человеку, обеспечивающа€ познание отдельных свойств предметов и €влений. ќщущение Ц процесс отражени€ в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и €влений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

‘изиологическа€ основа ощущений Ц работа нервно-физиологического аппарата, включающего рецептор, нервный путь и определенный участок коры головного мозга.

ќсновные виды ощущений:

Ј зрительные;

Ј слуховые;

Ј вкусовые;

Ј обон€тельные (ощущение запаха);

Ј ос€зательные (тактильные).

ƒругие виды ощущений: двигательные, вибрационные, температурные, болевые, органические, статические и т. д.

ќсновные характеристики ощущений:

Ј минимальный (нижний) порог ощущений Ц наименьша€ величина раздражител€, с которой он отражаетс€ в коре головного мозга;

Ј максимальный (верхний) порог ощущений Ц величина раздражител€, начина€ с которой он или перестает отражатьс€ в коре головного мозга, или наступают болевые ощущени€;

Ј диапазон ощущений Ц разница между нижним и верхним порогом ощущений;

Ј порог различени€ (разностный порог) Ц минимальное значение, которое позвол€ет определить различи€ между двум€ идентичными раздражител€ми

√лавные особенности ощущений:

Ј адаптаци€ Ц приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей;

Ј сенсибилизаци€ Ц повышение чувствительности анализаторов в св€зи с повышением возбудимости коры головного мозга под вли€нием одновременной де€тельности других анализаторов;

Ј зависимость от силы раздражител€ Ц при увеличении силы раздражител€ в геометрической прогрессии сила ощущений увеличиваетс€ в арифметической прогрессии;

Ј €вление контраста Ц различное ощущение одного и того же раздражител€ в зависимости от опыта или одновременного действи€ другого раздражител€;

Ј последовательные образы Ц продолжение ощущений после прекращени€ действи€ раздражител€.

 

¬оспри€тие

¬оспри€тие Ц это целостное отражение предметов и €влений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. —пособность к воспри€тию мира в виде образов есть только у человека. ¬месте с процессами ощущени€ воспри€тие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. ќно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных (с одновременным отвлечением от несущественных). ¬ отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью воспри€ти€ создаетс€ интегральна€ картина действительности. ¬оспри€тие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

–ассмотрим воспри€тие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосв€занных актов поиска признаков, необходимых и достаточных дл€ формировани€ образа:

Х первичное выделение р€да признаков из всего потока информации и прин€тие решени€ о том, что они относ€тс€ к одному определенному объекту;

Х поиск в пам€ти близкого по ощущени€м комплекса признаков;

Х отнесение восприн€того объекта к определенной категории;

Х поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность прин€того решени€;

Х окончательный вывод о том, какой объект восприн€т.

  основным свойствам воспри€ти€ относ€тс€:

целостность Ц внутренн€€ органическа€ взаимосв€зь частей и целого в образе;

предметность Ц объект воспринимаетс€ человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность Ц отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность Ц относительное посто€нство воспри€ти€ образа, сохранение за объектом его параметров, независимо от условий его воспри€ти€ (рассто€ни€, освещени€ и т. д.);

осмысленность Ц понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе воспри€ти€;

избирательность Ц преимущественное выделение одних объектов из других в процессе воспри€ти€.

¬оспри€тие бывает внешненаправленным (воспри€тие предметов и €влений внешнего мира) и внутренненаправленным (воспри€тие собственных, мыслей, чувств и т. д.).

ѕо времени возникновени€ воспри€тие бывает актуальным и неактуальным.

¬оспри€тие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.

–азвитие воспри€ти€ имеет большое значение при образовательной де€тельности. –азвитое воспри€тие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

¬оображение Ц форма психического отражени€, состо€щего в создании образов на основе раннее сформулированных представлений.

ѕредставлени€ Ц процесс создани€ в сознании человека воспринимавшихс€ ранее предметов и €влений объективного мира, информаци€ о которых хранитс€ в его пам€ти. ‘изиологическа€ основа Ц активизаци€ св€зей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе воспри€ти€ предметов и €влений.

 

ѕредставление

 

ѕервичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущени€ и воспри€ти€. ¬озбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращаетс€ действие на них раздражителей. ѕосле этого возникают и в течение некоторого времени сохран€ютс€ так называемые последовательные образы. ќднако роль этих образов дл€ психической жизни человека сравнительно невелика. Ќамного большее значение имеет тот факт, что и спуст€ длительное врем€ после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова Ц случайно или намеренно Ц вызван нами. Ёто €вление получило название Ђпредставлениеї. ѕредставление Ц это психический процесс отражени€ предметов или €влений, которые в данный момент не воспринимаютс€, но воссоздаютс€ на основе нашего предыдущего опыта.

¬ основе представлени€ лежит воспри€тие объектов, имевшее место в прошлом. ћожно выделить несколько типов представлений. ¬о-первых, это представлени€ пам€ти, т. е. представлени€, которые возникли на основе нашего непосредственного воспри€ти€ в прошлом какого-либо предмета или €влени€. ¬о-вторых, это представлени€ воображени€. Ќа первый взгл€д этот тип представлений не соответствует определению пон€ти€ Ђпредставлениеї, потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгл€д. ¬оображение не рождаетс€ на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представлени€ о ней. ћы видели тундру на фотографи€х, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведени€ и на основе этого материала можем представить образ тундры. —ледовательно, представлени€ воображени€ формируютс€ на основе полученной в прошлых воспри€ти€х информации и ее более или менее творческой переработки. „ем богаче прошлый опыт, тем €рче и полнее может быть соответствующее представление.

ѕредставлени€ возникают не сами по себе, а в результате нашей практической де€тельности. ѕри этом представлени€ имеют огромное значение не только дл€ процессов пам€ти или воображени€, Ц они чрезвычайно важны дл€ всех психических процессов, обеспечивающих познавательную де€тельность человека. ѕроцессы воспри€ти€, мышлени€, письменной речи всегда св€заны с представлени€ми, так же как и пам€ть, котора€ хранит информацию и благодар€ которой формируютс€ представлени€.

ѕредставлени€ имеют свои характеристики. ѕрежде всего представлени€ характеризуютс€ нагл€дностью. ѕредставлени€ Ц это чувственно-нагл€дные образы действительности, и в этом заключаетс€ их близость к образам воспри€ти€. Ќо перцептивные образы €вл€ютс€ отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаютс€ в данный момент, тогда как представлени€ Ц это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. ѕоэтому представлени€ никогда не имеют той степени нагл€дности, котора€ присуща образам воспри€ти€, Ц они, как правило, значительно бледнее.

’арактеристикой представлений €вл€етс€ фрагментарность. ѕредставлени€ полны пробелов, отдельные части и признаки представлены €рко, другие Ц очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Ќапример, когда мы представл€ем себе чье-то лицо, то €сно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты Ц те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. ќстальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Ќе менее значимой характеристикой представлений €вл€етс€ их неустойчивость и непосто€нство. “ак, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из пол€ вашего сознани€, как бы вы ни старались его удержать. » вам придетс€ делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.  роме того, представлени€ очень текучи и изменчивы. Ќа передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Ћишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов Ц способность к формированию слуховых представлений, у художников Ц зрительных), эти представлени€ могут быть достаточно устойчивыми и посто€нными.

—ледует отметить, что представлени€ Ц это не просто нагл€дные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. ¬ этом заключаетс€ их близость к пон€ти€м. ќбобщение имеетс€ не только в тех представлени€х, которые относ€тс€ к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлени€х конкретных предметов.  аждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируетс€ какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Ќаши представлени€ всегда €вл€ютс€ результатом обобщени€ отдельных образов воспри€ти€. —тепень обобщени€, содержащегос€ в представлении, может быть различна. ѕредставлени€, характеризующиес€ большой степенью обобщени€, называютс€ общими представлени€ми.

Ќеобходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. — одной стороны, представлени€ нагл€дны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. — другой стороны, общие представлени€ содержат в себе значительную степень обобщени€, и в этом отношении они сходны с пон€ти€ми. “аким образом, представлени€ €вл€ютс€ переходом от сенсорных и перцептивных образов к пон€ти€м.

ѕредставление, как и любой другой познавательный процесс, осуществл€ет р€д функций в психической регул€ции поведени€ человека. Ѕольшинство исследователей выдел€ют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

‘ункции представлений. —ущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, котора€ под вли€нием конкретных воздействий преобразуетс€ в систему сигналов, управл€ющих поведением.

». ѕ. ѕавлов считал, что представлени€ €вл€ютс€ первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществл€ет свою сознательную де€тельность. ќн показал, что представлени€ очень часто формируютс€ по механизму условного рефлекса. Ѕлагодар€ этому любые представлени€ сигнализируют о конкретных €влени€х действительности.  огда вы в процессе своей жизни и де€тельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо €влением, то у вас формируютс€ представлени€ не только о том, как это выгл€дит, но и о свойствах данного €влени€ или предмета. »менно эти знани€ впоследствии и выступают дл€ человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Ќапример, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. —ледовательно, апельсин в состо€нии удовлетворить голод и жажду.

–егулирующа€ функци€ представлений тесно св€зана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или €влении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. ѕричем этот выбор осуществл€етс€ не абстрактно, а с учетом реальных условий предсто€щей де€тельности. Ѕлагодар€ регулирующей функции актуализируютс€ именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решаетс€ поставленна€ задача.

—ледующа€ функци€ представлений Ц настроечна€. ќна про€вл€етс€ в ориентации де€тельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. “ак, изуча€ физиологические механизмы произвольных движений, ». ѕ. ѕавлов показал, что по€вившийс€ двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Ќастроечна€ функци€ представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей де€тельности.

“аким образом, представлени€ играют весьма существенную роль в психической регул€ции де€тельности человека.

¬иды представлений. ¬ насто€щее врем€ существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис.6). ѕоскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основна€ классификаци€ представлений строитс€ на основе классификации видов ощущени€ и воспри€ти€. ѕоэтому прин€то выдел€ть следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), ос€зательные, обон€тельные, вкусовые, температурные и органические.

ƒанный подход к классификации представлений не может рассматриватьс€ как единственный. “ак, Ѕ. ћ. “еплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию: математические, географические, технические, музыкальные и т. д.; 2) по степени обобщенности: частные и общие представлени€; 3) по степени про€влени€ волевых усилий: произвольные и непроизвольные; 4) по модальности ведущего анализатора: зрительные, слуховые представлени€, двигательные, пространственные представлени€.

—ледует также отметить, что все представлени€ различаютс€ по степени про€влени€ волевых усилий. ѕри этом прин€то выдел€ть произвольные и непроизвольные представлени€. Ќепроизвольные представлени€ Ц это представлени€, возникающие спонтанно, без активизации воли и пам€ти человека. ѕроизвольные представлени€ Ц это представлени€, возникающие у человека в результате волевого усили€, в интересах поставленной цели.

¬се люди отличаютс€ друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представлени€ того или иного вида. ” одних преобладают зрительные, у других Ц слуховые, а у третьих Ц двигательные представлени€. –азличие у людей по качеству представлений нашло свое отражение в учении о Ђтипах представленийї. ¬ соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлени€ми смешанного типа.   последней группе относ€тс€ люди, которые примерно в одинаковой степени пользуютс€ представлени€ми любого вида.

„еловек с преобладанием представлений зрительного типа, вспомина€ текст, представл€ет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. ≈сли ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представл€ет себе его написанным или напечатанным.

„еловек с преобладанием представлений слухового типа, вспомина€ текст, как бы слышит произносимые слова. ÷ифры им запоминаютс€ также в виде слухового образа.

„еловек с преобладанием представлений двигательного типа, вспомина€ текст или стара€сь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себ€.

—ледует отметить, что люди с €рко выраженными типами представлений встречаютс€ крайне редко. ” большинства людей в той или иной мере присутствуют представлени€ всех указанных типов, и бывает достаточно т€жело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. ѕричем индивидуальные различи€ в данном случае выражаютс€ не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенност€х представлений. “ак, у одних людей представлени€ всех типов обладают большой €ркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Ћюдей, у которых преобладают €ркие и живые представлени€, прин€то относить к так называемому образному типу. “акие люди характеризуютс€ не только большой нагл€дностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представлени€ играют чрезвычайно важную роль. Ќапример, вспомина€ какие-либо событи€, они мысленно Ђвид€тї картины отдельных эпизодов, относ€щихс€ к этим событи€м; размышл€€ или говор€ о чем-нибудь, они широко пользуютс€ нагл€дными образами, и т. д. “ак, талант известного русского композитора –имского- орсакова состо€л в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. —очин€€ музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. ѕоэтому его произведени€ отличаютс€ необычайной музыкальной выразительностью и Ђживописностьюї.

 ак мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоватьс€ любым видом представлений. Ѕолее того, человек должен уметь пользоватьс€ представлени€ми любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного. использовани€ представлений определенного типа. ѕоэтому представлени€ целесообразно развивать.

 

¬нимание

ќбщее представление о внимании. Ќа человека посто€нно воздействует множество самых различных раздражителей. —ознание человека не в состо€нии охватить одновременно с достаточной €сностью все эти объекты. »з множества окружающих объектов Ц предметов и €влений Ц человек выдел€ет те, которые представл€ют дл€ него интерес, соответствуют его потребност€м и жизненным планам. Ћюба€ де€тельность человека требует выделени€ объекта и сосредоточенности на нем.

Ќаправленность и сосредоточенность сознани€ на определенных объектах или определенной де€тельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

≈сли человек не мобилизует своего внимани€, то в его работе неизбежны ошибки, а в воспри€тии Ц неточности и пробелы. Ќе сосредоточив внимани€, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса. ¬нимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

— вниманием св€заны направленность и избирательность познавательных процессов. ¬ниманием определ€ютс€:

Ј точность и детализаци€ воспри€ти€ (внимание €вл€етс€ своеобразным усилителем, позвол€ющим различать детали изображени€);

Ј прочность и избирательность пам€ти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной пам€ти);

Ј направленность и продуктивность мышлени€ (внимание выступает как об€зательный фактор правильного понимани€ и решени€ задачи).

¬ системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. ¬нимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

ќсновными функци€ми внимани€ в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений €вл€ютс€ следующие:

Ј отбор значимых (т. е. соответствующих потребност€м данной де€тельности) воздействий и игнорирование других Ц несущественных, побочных, конкурирующих;

Ј удержание данной де€тельности, сохранение в сознании образов определенного содержани€ до момента завершени€ де€тельности, достижени€ поставленной цели;

Ј регул€ци€ и контроль за тем как происходит де€тельность.

“еории внимани€. ¬нимание неразрывно св€зано с сознанием в целом. Ёта св€зь раскрываетс€ в наиболее известных психологических теори€х внимани€.

—огласно моторной теории “. –ибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимани€ непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимани€ эмоциональных состо€ний. —осто€ние внимани€ всегда сопровождаетс€ не только эмоциональными переживани€ми, но и определенными изменени€ми состо€ни€ организма. ¬ качестве физиологического состо€ни€ внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. —осто€ние сосредоточенности внимани€ сопровождаетс€ движени€ми всех частей тела, которые вместе с органическими реакци€ми выступают как необходимое условие поддержани€ внимани€. ƒвигательный эффект внимани€ состоит в том, что некоторые ощущени€, мысли и воспоминани€ получают особую интенсивность и €ркость вследствие сосредоточени€ на них всей двигательной активности.

¬ соответствии с теорией ј. ј. ”хтомского, физиологической основой внимани€ €вл€етс€ доминантный очаг возбуждени€ в коре головного мозга, усиливающийс€ под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

—огласно концепции внимани€ ѕ. я. √альперина, внимание €вл€етс€ одним из составл€ющих ориентировочно-исследовательской де€тельности. ќно представл€ет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегос€ в данный момент в психике человека. Ётот контроль осуществл€етс€ при помощи заранее составленного критери€, образца, что создает возможность сравнени€ результатов действи€ и его уточнени€. ¬се акты внимани€, выполн€ющие функцию контрол€, €вл€ютс€ результатом формировани€ новых умственных действий.

–ассмотрим основные виды внимани€.

¬ зависимости от активности личности выдел€ют следующие виды: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Ќепроизвольное внимание возникает без намерени€ человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. ќно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражител€, его силой, подвижностью, контрастом между раздражител€ми.

ѕроизвольное внимание Ц активное, целенаправленное сосредоточение сознани€, поддержание уровн€ которого св€зано с определенными волевыми усили€ми, необходимыми дл€ борьбы с более сильными воздействи€ми. –аздражителем в этой ситуации €вл€етс€ мысль или приказ, произносимый про себ€ и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. ѕроизвольное внимание зависит от состо€ни€ нервной системы (снижаетс€ при расстроенном, чрезмерно возбужденном состо€нии) и определ€етс€ мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познани€ и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и €влени€ действительности определенным образом). Ётот вид внимани€ необходим дл€ усвоени€ трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

’арактеристика постпроизвольного внимани€ содержитс€ уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличаетс€.  огда при решении задачи по€вл€ютс€ первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизаци€ де€тельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хот€ цель работы сохран€етс€. Ётот вид внимани€ имеет большое значение в учебной и трудовой де€тельности.

ѕо характеру направленности выдел€ют внешненаправленное и внутреннее внимание. ¬нешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и €влени€, а внутреннее Ц на собственные мысли и переживани€.

ѕо происхождению выдел€ют природное и социально обусловленное внимание. ѕриродное внимание Ц врожденна€ способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. —оциально обусловленное внимание складываетс€ в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучени€ и воспитани€; оно св€зано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регул€цией поведени€.

ѕо механизму регул€ции выдел€ют непосредственное и опосредованное внимание. Ќепосредственное внимание не управл€етс€ ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребност€м человека. ќпосредованное внимание регулируетс€ с помощью специальных средств, например жестов и слов.

ѕо своей направленности на объект различают следующие формы внимани€: сенсорное (направлено на воспри€тие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу пам€ти) и моторное (направлено на движение).

ќсновными свойствами внимани€ €вл€ютс€ сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

—осредоточенность внимани€ Ц это удержание внимани€ на одном объекте или одной де€тельности при отвлечении от всего остального. —осредоточенность внимани€ зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышаетс€), а также от состо€ни€ нервной системы (при небольшой нервно-психической напр€женности несколько повышаетс€, а при высокой Ц понижаетс€).

”стойчивость внимани€ Ц это длительность сосредоточени€ на объекте или €влении. ”стойчивость внимани€ определ€етс€ различными причинами:

индивидуальными физиологическими особенност€ми организма (свойствами нервной системы и общим состо€нием организма в данный момент времени);

психическим состо€нием (возбужденностью, заторможенностью и т. д.);

мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету де€тельности, его значимостью дл€ личности);

внешними обсто€тельствами при осуществлении де€тельности.

ќбща€ устойчивость внимани€ чаще всего определ€етс€ сочетанием всех этих факторов.

ќбъем внимани€ определ€етс€ количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их воспри€ти€. „исленна€ характеристика среднего объема внимани€ Ц 5 Ц 7 единиц информации.

–аспределение внимани€ Ц возможность одновременного выполнени€ индивидом двух или более видов де€тельности. Ёто не означает, что эти виды де€тельности в буквальном смысле слова выполн€ютс€ параллельно. “акое впечатление создаетс€ за счет способности человека быстро переключатьс€ с одного вида де€тельности на другой, успева€ возвращатьс€ к прерванному действию до того, как наступит забывание. –аспределение внимани€ зависит от психологического и физиологического состо€ни€ человека. ѕри утомлении (в процессе выполнени€ сложных видов де€тельности, требующих повышенной концентрации внимани€) область его распределени€ значительно сужаетс€.

ѕереключаемость внимани€ Ц способность быстро выключатьс€ из одних видов де€тельности и включатьс€ в новые, соответствующие изменившимс€ услови€м. ѕодобный процесс может осуществл€тьс€ как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Ќепроизвольна€ переключаемость внимани€ может свидетельствовать о его неустойчивости. ќднако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. ѕереключаемость внимани€ зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. ¬ состо€нии нервно-психического напр€жени€ этот показатель снижаетс€ (возможно, компенсаторно) за счет повышени€ устойчивости и сосредоточенности.

–азличные свойства внимани€ в значительной степени независимы друг от друга. “ак, высока€ сосредоточенность может сочетатьс€ со слабой переключаемостью.

—осредоточенность и развитие внимани€. ¬нимание €вл€етс€ одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное вли€ние на психические процессы, обеспечива€ целенаправленность и сосредоточенность познавательной де€тельности человека, усилива€ воспри€тие и пам€ть, активизиру€ мышление. ¬нимание играет важную роль в различных професси€х, св€занных с осмыслением большого количества информации и общением. »менно поэтому, по мнению авторов, важно создать услови€, необходимые дл€ его по€влени€, сохранени€ и развити€. —реди подобных условий можно назвать следующие.

ќбеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

Ј правильный распор€док дн€, полноценные питание и отдых;

Ј своевременна€ диагностика и лечение нарушений зрени€, слуха, заболеваний внутренних органов;

Ј учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходитс€ на 5, 11, 16, 20 и 24 ч);

Ј чередование умственных и физических зан€тий.

—оздание благопри€тной рабочей обстановки:

Ј отсутствие сильных внешних раздражителей Ц обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное врем€;

Ј обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортна€ температура воздуха);

Ј оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

Ј привычные услови€ работы.

ѕоиск путей по€влени€ интереса к задаче: следует обратить внимание на любопытные и необычные детали, взгл€нуть на происход€щее по-новому.

ќрганизаци€ де€тельности:

Ј установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

Ј поставить конкретные задачи (определить, что необходимо сделать дл€ решени€ того или иного вопроса);

Ј определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижени€.

¬оспитание критического отношени€ к себе и работе: после завершени€ де€тельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленна€ цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

 роме того, развитие ощущений (музыка, произведени€ искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровн€ имеют большое значение дл€ развити€ внимани€.

¬нимание Ц это сложна€, многогранна€ психическа€ функци€. ќно характеризует состо€ние психических процессов и €вл€етс€ одной из сторон психической де€тельности. ¬нимание характеризует общий склад личности, социальную направленность человека. ќно может выражатьс€ в наблюдательности (интеллектуальное качество) и внимательности (нравственное свойство личности, которое про€вл€етс€ в чуткости, отзывчивости, понимании другого человека). ¬нимание €вл€етс€ необходимым условием овладени€ любыми видами де€тельности. »зменени€ внимани€ завис€т от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека.

 

ѕам€ть

¬ насто€щее врем€ в психологии не существует единой, законченной теории пам€ти, а изучение феномена пам€ти остаетс€ одной из центральных задач. ћнемические процессы (или процессы пам€ти) изучаютс€ разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов пам€ти.

ѕам€ть св€зывает прошлое субъекта с его насто€щим и будущим Ц это основа психической де€тельности.ѕам€ть Ц психический процесс запечатлени€, сохранени€, воспроизведени€ прежнего опыта.

  процессам пам€ти относ€тс€ следующие:

«апоминание Ц процесс пам€ти, направленный на закрепление новой информации путем св€зывани€ еЄ с уже приобретенным ранее знанием. «апоминание протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, заучивание.

—охранение Ц процесс пам€ти, в результате которого в коре мозга удерживаетс€ полученна€ информаци€.

¬оспроизведение Ц процесс пам€ти, в результате которого происходит актуализаци€ закрепленного ранее материала. ¬оспроизведение имеет несколько уровней: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценци€.

«абывание Ц процесс, заключающийс€ в невозможности воспроизведени€ ранее закрепленного материала. ѕсихологические исследовани€ показали, что в первое врем€ после заучивани€ материал забываетс€ быстрее, чем в дальнейшем.

ќдной из важнейших характеристик €вл€етс€ качество пам€ти, которое обусловлено:

Ц скоростью запоминани€ (количество повторений, необходимых дл€ удержани€ информации в пам€ти);

Ц скоростью забывани€ (врем€ хранени€ информации).

ƒл€ классификации видов пам€ти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в де€тельности, по характеру целей де€тельности, по продолжительности закреплени€ и сохранени€ информации и др. Ќапример, ѕ. ѕ. Ѕлонский в зависимости от особенностей запоминани€ и воспроизведени€ материала выдел€ет: 1) двигательную пам€ть; 2) эмоциональную пам€ть; 3) образную пам€ть; 4) словесно-логическую пам€ть.

—равнить нашу пам€ть можно и с библиотекой. ” разных хоз€ев она разна€. ќдни, сколько бы у них ни было книг, систематизируют их, составл€ют картотеку имеющейс€ литературы и в нужный момент быстро наход€т необходимый материал. ” других вс€ имеюща€с€ в наличии огромна€ информаци€ свалена в кучу, и люба€ попытка найти быстро требуемое бесперспективна. “акже и с нашей пам€тью. ”пор€дочен материал, классифицирован по видам информации, сжат до определенных размеров Ц значит, доступен. ≈сли же он хаотично и бессистемно разбросан в различных уголках пам€ти, то попытка в стрессовой ситуации что-либо путное из нее извлечь окончитс€ массой огорчений. ѕам€ть доставл€ет хлопоты тем, кто не заботитс€ о ее гигиене и не соблюдает основные правила.

ѕо длительности хранени€ и прочности закреплени€ информации выдел€юттриблокапам€ти:

Ц сенсорна€, или непосредственна€;

Ц кратковременна€;

Ц долговременна€.

—енсорна € (непосредственна€) пам€ть св€зана с органами чувств: зрением, слухом, ос€занием, вкусом, обон€нием. Ёто пам€ть автоматическа€, в которой одно впечатление мгновенно смен€етс€ следующим, и информаци€, наход€ща€с€ в сенсорной пам€ти, сохран€етс€ не более 1,5 с.  ратковременна€ пам€ть действует до тех пор, пока ваше внимание находитс€ в сосредоточенном состо€нии, т. е. информаци€ сохран€етс€ в течение ограниченного времени (не более 30 с). “ребуемый номер телефона, который вы нашли в справочнике, сохранитс€ в пам€ти до момента набора, и через час вам вновь потребуетс€ искать его в справочнике, если вы не выписали его на отдельную страницу вашего блокнота. „еловек способен сохранить в пам€ти не более 5-7 единиц информации. Ёто значит, что пытатьс€ запомнить семизначный номер телефона, да еще код страны и города к нему, задача не из легких. Ќо это вполне возможно, если сгруппировать нужный р€д цифр в блоки и Ђприв€затьї их к уже имеющейс€ в вашей пам€ти информации.

 ак правило, информаци€ лучше всего удерживаетс€ в кратковременной пам€ти в течение первых нескольких секунд. ѕримерно через 12 секунд качество запоминани€ начинает ухудшатьс€, и если через 30 секунд информаци€ не будет востребована, она, скорее всего, утратитс€. ƒл€ того чтобы кратковременна€ пам€ть дольше удерживала информацию, необходима тренировка.

”сили€ современной психологии по изучению пам€ти восход€т к выдающимс€ работам немецкого психолога √ермана Ёббингауза, проведенным в 70-х годах прошлого столети€. »м были открыты и описаны многие механизмы и законы пам€ти, например закон забывани€. ¬ соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием бессмысленных р€дов псевдослов (триграмм), забывание после первого безошибочного повторени€ идет довольно быстро. ”же в течение первого часа забываетс€ до 60% всей запомненной информации, а через восемь часов остаетс€ всего лишь 20%.

ѕо мнению большинства ученых, в долговременную пам€ть попадает информаци€, котора€ удерживалась в пам€ти посредством повторени€ более п€ти минут. “ам она может сохран€тьс€ в течение часов, дней, мес€цев, лет, а то и всю жизнь. ќбъем долговременной пам€ти поистине неограничен. —читаетс€, что за всю жизнь человек использует лишь 5% своего ресурса пам€ти.

¬ когнитивной психологии существует пон€тие сверхдолговременной пам€ти, т. е. воспоминаний, которым более трех мес€цев. »сследовани€ такой пам€ти провод€тс€ с 1975 года. ¬ одном из экспериментов определ€лась долговечность пам€ти на имена и фотографии одноклассников, отобранных из годовых альбомов прежних лет (около 400 испытуемых, дев€ть возрастных групп). »спытуемых просили вспомнить в свободном пор€дке имена учеников выпускного класса. «атем давалась задача на опознание, дл€ которой отбирались фотографии из годового альбома испытуемого. ќни предъ€вл€лись в случайном пор€дке вместе с другими фотографи€ми. ¬ следующих задачах надо было поставить фотографии с именами и имена с фотографи€ми. ”ровень Ђопознани€ лицї выпускников был поразительно высок Ц около 90% через 34 года, тогда как Ђопознание именї через 15 лет ухудшилось. —пособность ставить р€дом имена с лицами сохран€етс€ без изменени€ дольше; у 90% выпускников в диапазоне от 3 мес€цев до 34 лет.

Ѕезусловно, нас в первую очередь будут интересовать методы Ђзагрузкиї, сохранени€ и извлечени€ информации именно из долговременной пам€ти.

ѕам€ть не существует сама по себе, она формируетс€ и про€вл€етс€ в том или ином виде человеческой де€тельности.

—одержанием словесно-логической пам€ти €вл€ютс€ мысли, пон€ти€, словесные формулировки. »менно ей принадлежит ведуща€ роль в процессе усвоени€ новых знаний при обучении.

«рительна€ пам€ть Ц наиболее сильный и в то же врем€ наиболее коварный тип пам€ти. ѕотенциал зрительной пам€ти огромен, но вместе с тем именно она нередко подводит нас, воспроизвод€ восприн€тые образы со значительными искажени€ми.

—лухова€ пам€ть направлена на воспри€тие и анализ звуков. Ќам часто приходитс€ рассчитывать только на этот вид пам€ти, например при воспри€тии на слух голоса, музыкальных звуков, иностранной речи.  ак правило, слухова€ пам€ть работает вместе со словесно-логической, например когда мы воспроизводим на слух лекцию, беседу, телефонный разговор.

ƒвигательна€ пам€ть играет ведущую роль при овладении различными моторными навыками, например при обучении игре на музыкальном инструменте, в процессе печатани€, вождени€ автомобил€ и т. д.

 роме перечисленных типов пам€ти, можно выделить пам€ть эмоциональную, вкусовую, тактильную, которые не менее важны дл€ развити€ внутреннего Ђ€ї человека, дл€ формировани€ его стратегий обучени€ и поведени€, дл€ развити€ познавательных способностей, дл€ адаптации в окружающей среде. ѕрин€то различать в зависимости от характера де€тельности произвольную и непроизвольную пам€ть. Ђ«апомнилось само собойї Ц говорим мы в случае непроизвольного запоминани€. ≈сли же работа пам€ти сопровождаетс€ целенаправленным действием воли, то в этом случае мы говорим о произвольной пам€ти.

Ќаша задача Ц сделать процесс запоминани€ менее напр€женным, не сопровождаемым перенапр€жением воли, т. е. научитьс€ переходить от произвольного запоминани€ к работе непроизвольной пам€ти. ƒл€ этого существуют способы, которыми может пользоватьс€ каждый из нас. —оответственно выдел€ют механическую и смысловую пам€ть.

ћеханический способ Ц тот, которым пользуютс€ некоторые студенты за день-два до сдачи экзамена, иначе называемый Ђзубрежкойї. Ёто наименее тренируемый и самый неэффективный из всех способов запоминани€.  онечно, здесь возможны некоторые ухищрени€, но это очень ненадежный способ, и ваши шансы на успех ничтожно малы.

–ациональный способ запоминани€ построен на установлении логических, смысловых св€зей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже имеющимс€ Ђкаркасомї знаний. ѕользу€сь этим способом, мы примен€ем логическую пам€ть. “ренировать ее Ц значит тренировать интеллект, углубл€ть и расшир€ть свои знани€. —обственно, этим мы и занимаемс€ в течение всей жизни. «десь возможно использование разнообразных стратегий, вспомогательных приемов по улучшению и совершенствованию запоминаемого материала.

јссоциации, безусловно, €вл€ютс€ основным средством вызова воспоминаний в область сознани€. Ќекоторые считают, что Ђлюба€ мысль есть порождение ассоциацийї. Ўирока€ сеть ассоциаций Ц это ключ к хорошей пам€ти. ѕринципом ассоциаций мы можем пользоватьс€ и не прибега€ к чувствам и логике, как, например, в случае, когда мы зав€зываем узелок на носовом платке, чтобы не забыть сегодн€ отдать соседу деньги, которые зан€ли у него в прошлом году.

ћнемотехнический способ запоминани€ Ц самый интересный и наиболее тренируемый. ќн позвол€ет заметно усилить рациональный способ запоминани€ смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминани€ несмыслового материала.

¬ наше врем€, к сожалению, мнемотехникой пользуютс€ крайне редко. ћнемоника с помощью Ђобыкновеннойї пам€ти позвол€ет запомнить материал такого объема и качества, который не поддаетс€ никакому другому способу запоминани€.

¬ доведенном до совершенства владении мнемоникой нередко заключаетс€ секрет успеха тех, кто, выступа€ с эстрады, поражает наше воображение чудесами пам€ти. Ётому искусству более трех тыс€челетий.

ѕо преданию, автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт —имонид (VI Ц V вв. до –. ’.). ќднажды, согласно легенде, —имонида пригласили на пир. √ости уже сидели за столом, когда слуга доложил, что поэта ожидает человек. —имонид вышел из помещени€, но никого не нашел. ¬ этот момент в комнате, где происходило пиршество, обрушилс€ потолок. ’оз€ин и все гости были убиты.  огда пришли родственники, оказалось, что тела погибших столь обезображены, что никого из них невозможно узнать. “огда —имонид начал вспоминать, в каком пор€дке сидели пирующие за столом. “аким образом, по месту, занимаемому каждым, он смог определить имена погибших. Ёто дало ему ключ к открытию закона, согласно которому по месту расположени€ предметов можно восстановить их образы.

ѕосле этого —имонид специально зан€лс€ искусством запоминани€. ќн изобрел особый мнемотехнический город, в котором были отдельные районы дл€ хронологии, географических названий, имен, практической жизни и т. д. –асположение домов на улицах воображаемого города, внутреннее устройство домов, виды комнат ассоциировались у —имонида с конкретной информацией, которую он должен был очень €рко представить и запомнить. ѕодобными методами широко пользовались все древние ораторы и богословы. ѕо Ђметоду местї запоминаемые имена, факты и т. д. прив€зывались в определенной последовательности к знакомым предметам. ¬спомина€, нужно было мысленно пройти мимо стен своего дома и Ђсн€тьї с тех или иных деталей интерьера нужные сведени€.

ќдним из мнемотехнических приемов €вл€етс€ метод агглютинации (Ђсклейкиї). ѕримером такой склейки может служить фраза: Ђће“еЁр ѕо≈в  а“а, сказал  л”рї. “ака€ словесна€ абракадабра поможет легко запомнить имена дев€ти богинь Ц ћуз, дочерей древнегреческой богини пам€ти ћнемозины:

ће льпомена Ц богин€ трагедии,

“е рпсихора Ц богин€ танцев,

Ёр ато Ц богин€ любовной поэзии,

ѕо лигимни€ Ц богин€ гимнов,

≈в терпа Ц богин€ лирической поэзии,

 а ллиопа Ц богин€ эпоса,

“а ли€ Ц богин€ комедии,

 л ио Ц богин€ истории,

”р ани€ Ц богин€ астрономии.

ѕриведем еще несколько коротких агглютиграмм:

ће¬е«ећа ё—”Ќѕ (планеты солнечной системы в пор€дке их отдалени€ от —олнца). ћихаил јл‘Є—оф (правление –омановых в XVII в.).

ѕЄ≈ка ѕЄјн » ≈лизавета ѕЄ≈ка (+ ѕавел) (правление –омановых в XVIII в.).

јлександр, Ќиколай, јлександры, Ќиколай (правление –омановых в XIX в.).

—”ѕ»  (стили поведени€ в конфликтной ситуации: сотрудничество, уступка, противоборство, избегание, компромисс).

” –ќѕ (характеристики внимани€: устойчивость, концентраци€, распределение, объем, переключаемость).

“акие свертки позвол€ют запоминать приличный объем информации без особых усилий, а если же еще они придуманы самосто€тельно, то можно предполагать сохранение их в вашей долговременной пам€ти как минимум на сто лет.

ћетод св€зок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, пон€тий и т. д.

ћетод мест основан на зрительных ассоциаци€х; €сно представив предмет запоминани€, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекаетс€ из пам€ти; например, дл€ того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

»нтересен метод св€зного рассказа запоминани€ цветов радуги, который вам знаком с детства:

к аждый Ц к расный

о хотник Ц о ранжевый

ж елает Ц ж елтый

з нать Ц з еленый

г де Ц г олубой

с идит Ц с иний

ф азанЦ ф иолетовый

—реди первых психологов, начавших экспериментальные исследовани€ мнемических процессов, был немецкий ученый √. Ёббингауз, который, исследу€ процесс запоминани€ разных словосочетаний, вывел целый р€д законов запоминани€.

–абота разных видов пам€ти подчин€етс€ некоторым общим законам.

«акон осмыслени€: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепл€етс€ в пам€ти.

«акон интереса: интересное запоминаетс€ быстрее, потому что на это затрачиваетс€ меньше усилий.

«акон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу воспри€ти€ содержани€ и его запоминани€.

«акон первого впечатлени€: чем €рче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

«акон контекста: информаци€ легче запоминаетс€, если ее соотнести с другими одновременными впечатлени€ми.

«акон объема знаний: чем обширнее знани€ по определенной теме, тем легче запоминаетс€ нова€ информаци€ из данной области знаний.

«акон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации дл€ одновременного запоминани€, тем хуже она запоминаетс€.

«акон торможени€: вс€кое последующее запоминание тормозит предыдущее.

«акон кра€: лучше запоминаетс€ то, что сказано (прочитано) в начале и конце р€да информации, хуже запоминаетс€ середина р€да.

«акон повторени€: повторение способствует лучшему запоминанию.

¬ психологии в св€зи с изучением пам€ти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, Ц Ђмнемическийї и Ђмнемоническийї, значени€ которых различны. ћнемический означает Ђимеющий отношение к пам€тиї, а мнемонический Ц Ђимеющий отношение к искусству запоминани€ї, т. е. мнемоника Ц это приемы запоминани€.

 

¬оображение

 

Ќар€ду с образами пам€ти, которые €вл€ютс€ копи€ми воспри€ти€, человек может создавать совершенно новые образы. ¬ образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Ёто образы воображени€. »так, воображение Ц это познавательный процесс, который состоит из создани€ новых образов, на основе которых возникают новые действи€ и предметы.

 аждый образ, созданный в воображении, €вл€етс€ в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. ¬оспроизведение Ц основна€ характеристика пам€ти, преобразование Ц основна€ характеристика воображени€. ≈сли основна€ функци€ пам€ти Ц сохранение опыта, то основна€ функци€ воображени€ Ц его преобразование.

ќбразы воображени€ опираютс€ на представлени€ пам€ти. Ќо эти представлени€ подвергаютс€ глубокому изменению. ѕредставлени€ пам€ти Ц это образы предметов и €влений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Ќо мы можем, исход€ из знаний и опира€сь на опыт человечества, создать себе представлени€ о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Ќапример, € могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса, хот€ бывать там мне не приходилось. ¬оображение Ц это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречалс€. “ем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе св€зано с реально существующим. ¬се представлени€ воображени€ стро€тс€ из материала, полученного в прошлых воспри€ти€х и сохраненного в пам€ти. ƒе€тельность воображени€ всегда €вл€етс€ переработкой тех данных, которые доставл€ютс€ ощущени€ми и воспри€ти€ми. »з Ђничегої воображение творить не может (слепой от рождени€ не может создать цветовой образ, глухой Ц звуков). —амые причудливые и фантастические продукты воображени€ всегда стро€тс€ из элементов действительности.

¬оображение Ц одна из фундаментальных характеристик человека. ¬ нем наиболее нагл€дно про€вл€етс€ отличие человека от животных предков. ‘илософ Ё. ¬. »льенков писал: Ђ—ама по себе вз€та€ фантази€, или сила воображени€, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Ѕез нее нельз€ сделать ни шагу не только в искусстве. Ѕез силы воображени€ невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. „еловечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракетыї. ƒ. ƒидро восклицал: Ђ¬оображение! Ѕез этого качества нельз€ быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мысл€щим существом, ни просто человеком. ¬оображение Ц это способность вызывать образы. „еловек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицейї.

ѕри помощи воображени€ человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетани€х и св€з€х. ¬оображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. ¬оображение тесно св€зано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатлени€, полученные знани€, данные воспри€ти€ и представлени€. ¬ообще воображение св€зано со всеми сторонами психической де€тельности человека: с его воспри€тием, пам€тью, мышлением, чувствами.

 ак же возникают образы воображени€, по каким законам осуществл€етс€ их построение? ¬оображение Ц познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую де€тельность человеческого мозга. јнализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или €влени€, синтез Ц объединить в новые, до сих пор не встречавшиес€ комбинации. ¬ результате создаетс€ образ или система образов, в которых реальна€ действительность отражаетс€ человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. ‘изиологическа€ основа воображени€ Ц формирование новых св€зей между нейронами коры головного мозга с использованием уже установленных.

јналитико-синтетический характер процессов воображени€. “ворческое преобразование действительности в воображении подчин€етс€ своим законам и осуществл€етс€ в соответствии с определенными способами и приемами. Ќовые представлени€, благодар€ операци€м анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. “аким образом, процессы воображени€ состо€т в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетани€х (синтез), т. е. нос€т аналитико-синтетический характер.

ѕеречислим приемы и способы процесса воображени€.

1. јгглютинаци€ Ц Ђсклеиваниеї, комбинаци€, сли€ние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.   примеру, образ вод€ной русалки в народных представлени€х создалс€ из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. јкцентирование, или заострение, Ц выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.  арикатуристы выдел€ют самое существенное в образе, мен€€ пропорции: болтуна изображают с длинным €зыком, любител€ поесть надел€ют объемистым животом.

3. √иперболизаци€ Ц увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Ќапример, многорукий Ѕудда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. —хематизаци€ Ц сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. “ак создаютс€ национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. “ипизаци€ Ц выделение существенного, повтор€ющегос€ в однородных €влени€х, и воплощение его в конкретном образе. ј. ћ. √орький писал: Ђ ак стро€тс€ типы в литературе? ќни стро€тс€, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцатьЦп€тьдес€т человек одной линии, одного рода, одного настроени€ и из них создают ќбломова, ќнегина, ‘ауста, √амлета, ќтелло и т. д. ¬се это обобщенные типыї.

¬оображение различаетс€ у людей по нескольким признакам:

Ј €ркости образов;

Ј степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

Ј широте воображени€;

Ј произвольности, т. е. умению подчин€ть воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

Ј типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.);

Ј устойчивости.

‘ункции воображени€. ¬оображение многофункционально. —реди его важнейших функций –. —. Ќемов называетследующие.

ѕредставление действительности в образах и возможность пользоватьс€ ими. ¬оображение ориентирует человека в процессе де€тельности Ц создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Ёта функци€ воображени€ св€зана с мышлением и органически в него включена.

–егулирование эмоциональных состо€ний. ѕри помощи своего воображени€ человек способен хот€ бы отчасти удовлетвор€ть многие потребности, снимать порождаемую ими напр€женность.

ѕроизвольна€ регул€ци€ познавательных процессов и состо€ний человека, в частности воспри€ти€, внимани€, пам€ти, речи, эмоций. — помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные событи€. ѕосредством образов он получает возможность управл€ть воспри€тием, воспоминани€ми, высказывани€ми.

‘ормирование внутреннего плана действий Ц способности выполн€ть их в уме, манипулиру€ образами.

ѕланирование и программирование де€тельности Ц составление таких программ поведени€, когда проблемна€ ситуаци€ не определена.

”правление психофизиологическим состо€нием организма. — помощью воображени€ чисто волевым путем человек может вли€ть на органические процессы: измен€ть ритмику дыхани€, частоту пульса, кров€ное давление, температуру тела. ƒанные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого дл€ саморегул€ции.

¬оображение и мышление. ¬оображение тесно св€зано с мышлением. ѕодобно мышлению, оно позвол€ет предвидеть будущее. „то общего и к чему свод€тс€ различи€ между воображением и мышлением?

ќбщее заключаетс€ в следующем:

Ј воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т. е. в тех случа€х, когда необходимо отыскать новое решение;

Ј воображение и мышление мотивируютс€ потребност€ми личности. –еальному процессу удовлетворени€ потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, €ркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

–азличи€ заключаютс€ в следующем:

Ј опережающее отражение действительности, осуществл€емое в процессах воображени€, происходит в конкретно-образной форме, в виде €рких представлений, в то врем€ как опережающее отражение в процессах мышлени€ происходит путем оперировани€ пон€ти€ми, позвол€ющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

Ј в процессе де€тельности воображение выступает в единстве с мышлением. ¬ключение воображени€ или мышлени€ в процесс де€тельности определ€етс€ неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейс€ в исходных данных задачи. ¬ проблемной ситуации, с которой начинаетс€ де€тельность, существуют две системы опережени€ сознанием результатов этой де€тельности: организованна€ система образов и представлений и организованна€ система пон€тий. ¬ основе воображени€ лежит возможность выбора образа. ¬ основе мышлени€ Ц возможность новой комбинации пон€тий. „асто така€ работа идет сразу в Ђдвух этажахї, так как системы образов и пон€тий тесно св€заны Ц например, выбор способа действи€ осуществл€етс€ путем логических рассуждений, с которыми органически слиты €ркие представлени€ о том, как будет осуществл€тьс€ действие.

 

–ассматрива€ сходство и различие воображени€ и мышлени€, необходимо заметить, что проблемна€ ситуаци€ может характеризоватьс€ большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решени€ задачи подчин€етс€ преимущественно законам мышлени€;

б) если же эти данные с трудом поддаютс€ анализу, то действует механизм воображени€.

÷енность воображени€ состоит в том, что оно позвол€ет прин€ть решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых дл€ выполнени€ поставленных задач. ‘антази€ позвол€ет Ђперепрыгнутьї через какие-то этапы мышлени€ и все-таки представить себе конечный результат. ќднако в этом же заключаетс€ и слабость подобного решени€ проблемы.

ќсобенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. “ворчество без активного участи€ воображени€ вообще невозможно (рис. 5).

 

–ис. 5. –ешение мыслительных и творческих задач

 

”ченому воображение позвол€ет строить гипотезы, мысленно представл€ть и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решени€ проблем. “ак, например, в математике в начале доказательства различных теорем приходитс€ встречатьс€ с высказывани€ми, которые начинаютс€ со слов: Ђдопустим, что...ї, Ђпредставим себе, что...ї. »менно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинаетс€ с творческого представлени€ или воображени€.

¬оображение играет важную роль на ранних стади€х решени€ научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. ќднако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных услови€х, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также св€зан с ранее открытыми положени€ми, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышлени€. ѕопытка фантазировать на этом этапе исследовани€ может привести к ошибкам.

јнглийский ученый √. ”оллес выделил четыре стадии процессов творчества:

Ј подготовка (зарождение идеи);

Ј созревание (концентраци€, Ђст€гиваниеї знаний, пр€мо или косвенно относ€щихс€ к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

Ј озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ј проверка.

»зучение роли воображени€ в процессах научного и технического творчества осуществл€етс€ специалистами по психологии научного творчества.

≈сли ученый имеет дело главным образом с пон€ти€ми, то важнейшей особенностью воображени€ художника или писател€ €вл€етс€ его значительна€ эмоциональность. ќбраз, ситуаци€, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писател€, оказываютс€ пропущенными сквозь своего рода Ђобогащающее устройствої, которым служит эмоциональна€ сфера творческой личности. ѕережива€ чувства и воплоща€ их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставл€ют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоватьс€.

¬ отличие от научного мы





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7820 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1440 - | 1410 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.224 с.