Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оздействие общества на природу




Ќе будем, однако, слишком обольщатьс€ нашими победами над природой. «а каждую такую победу она нам мстит.  ажда€ из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последстви€, па которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последстви€, которые очень часто уничтожают значение первых. Ћюд€м, которые в ћесопотамии, √реции, ћалой јзии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скоплени€ и сохранени€ влаги.  огда альпийские италь€нцы вырубали на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охран€емые на северном, они не предвидели, что этим подрезывают корни высокогорного скотоводства в своей области; еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть юда остав€т без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки. –аспространители картофел€ в ≈вропе не знали, что они одновременно с мучнистыми клубн€ми распростран€ют и золотуху. » так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо наход€щийс€ вне природы,Ч что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимс€ внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их примен€ть.

» мы, в самом деле, с каждым днем научаемс€ все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более отдаленные последстви€ нашего активного вмешательства в ее естественный ход. ќсобенно со времени огромных успехов естествознани€ в нашем столетии мы становимс€ все более и более способными к тому, чтобы уметь учитывать также и более отдаленные естественные последстви€ по крайней мере наиболее обычных из наших действий в области производства и тем самым господствовать над ними. ј чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой и тем невозможней станет то бес-

смысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в ≈вропе со времени упадка классической древности и получило наивысшее развитие в христианстве.

Ќо если уже потребовались тыс€челети€ дл€ того, чтобы мы научились в известной мере учитывать заранее более отдаленные естественные последстви€ наших, направленных на производство, действий, то еще гораздо труднее давалась эта наука в отношении более отдаленных общественных последствий этих действий. ћы упом€нули о картофеле и о сопровождавшей его распространение золотухе. Ќо что может значить золотуха в сравнении с теми последстви€ми, которые имело дл€ жизненного положени€ народных масс целых стран сведение питани€ рабочего населени€ к одному только картофелю? „то значит золотуха в сравнении с тем голодом, который в 1847 г. постиг, в результате болезни картофел€, »рландию и который свел в могилу миллион питающихс€ исключительно Ч или почти исключительно Ч картофелем ирландцев, а дна миллиона заставил эмигрировать за океан!  огда арабы научились дистиллировать алкоголь, им и в голову не приходило, что они этим создали одно из главных орудий, при помощи которого будут истреблены коренные жители тогда еще даже не открытой јмерики. ј когда  олумб потом открыл эту јмерику, то он не знал, что он этим пробудил к новой жизни давно исчезнувший в ≈вропе институт рабства и положил основание торговле неграми. Ћюди, которые в XVII и XVIII веках работали над созданием паровой машины, не подозревали, что они создают орудие, которое в большей мере, чем что-либо другое, будет революционизировать общественные отношени€ во всем мире и которое, особенно в ≈вропе, путем концентрации богатств в руках меньшинства и пролетаризации огромного большинства, сначала доставит буржуазии социальное и политическое господство, а затем вызовет классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом, борьбу, котора€ может закончитьс€ только низвержением буржуазии и уничтожением всех классовых противоположностей.Ч Ќо и в этой области мы, путем долгого, часто жестокого опыта и путем сопоставлени€ и анализа исторического материала, постепенно научаемс€ у€сн€ть себе косвенные, более отдаленные общественные последстви€ нашей производственной де€тельности, а тем самым мы получаем возможность подчинить нашему господству и регулированию также и эти последстви€.

ќднако дл€ того, чтобы осуществить это регулирование, требуетс€ нечто большее, чем простое познание. ƒл€ этого требуетс€ полный переворот в нашем существующем до сего времени способе производства и вместе с ним во всем нашем теперешнем общественном строе.

¬се существовавшие до сих пор способы производства имели в виду только достижение ближайших, наиболее непосредственных полезных эффектов труда. ƒальнейшие же последстви€, по€вл€ющиес€ только позднее и оказывающие действие благодар€ постепенному повторению и накоплению, совершенно не принимались в расчет. ѕервоначальна€ обща€ собственность на землю соответствовала, с одной стороны, такому уровню развити€ людей, который вообще ограничивал их кругозор тем, что лежит наиболее близко, а с другой стороны, она предполагала наличие известного излишка свободных земель, который предоставл€л известный простор дл€ ослаблени€ возможных дурных результатов этого примитивного хоз€йства.  огда этот излишек свободных земель был исчерпан, пришла в упадок и обща€ собственность. ј все следующие за ней более высокие формы производства приводили к разделению населени€ на различные классы и тем самым к противоположности между господствующими и угнетенными классами. ¬ результате этого интерес господствующего класса стал движущим фактором производства, поскольку последнее не ограничивалось задачей кое-как поддерживать жалкое существование угнетенных. Ќаиболее полно это проведено в господствующем ныне в «ападной ≈вропе капиталистическом способе производства. ќтдельные, господствующие над производством и обменом капиталисты могут заботитьс€ лишь о наиболее непосредственных полезных эффектах своих действий. Ѕолее того, даже сам этот полезный эффект Ч поскольку речь идет о полезности производимого или обмениваемого товара Ч совершенно отступает на задний план, и единственной движущей пружиной становитс€ получение прибыли при продаже.

ќбщественна€ наука буржуазии, классическа€ политическа€ экономи€, занимаетс€ преимущественно лишь теми общественными последстви€ми человеческих действий, направленных на производство и обмен, достижение которых непосредственно имеетс€ в виду. Ёто вполне соответствует тому общественному строю, теоретическим выражением которого она €вл€етс€. “ак как отдельные капиталисты занимаютс€ производством и обменом ради непосредственной прибыли, то во внимание могут приниматьс€ в первую очередь лишь ближайшие, наиболее непосредственные результаты.  огда отдельный фабрикант или купец продает изготовленный или закупленный им товар с обычной прибылью, то это его вполне удовлетвор€ет и он совершенно не интересуетс€ тем, что будет дальше с этим товаром и купившим его лицом. “очно так же обстоит дело и с естественными последстви€ми этих самых действий.  акое было дело испанским плантаторам на  убе; выжигавшим

леса на склонах гор и получавшим в золе от пожара удобрение, которого хватало на одно поколение очень доходных кофейных деревьев,Ч какое им было дело до того, что тропические ливни потом смывали беззащитный отныне верхний слой почвы, оставл€€ после себ€ лишь обнаженные скалы! ѕри теперешнем способе производства как в отношении естественных, так и в отношении общественных последствий человеческих действий принимаетс€ в расчет главным образом только первый, наиболее очевидный результат. » при этом еще удивл€ютс€ тому, что более отдаленные последстви€ тех действий, которые направлены на достижение этого результата, оказываютс€ совершенно иными, по большей части соверпгенно противоположными ему; что гармони€ между спросом и предложением превращаетс€ в свою пол€рную противоположность, как это показывает ход каждого дес€тилетнего промышленного цикла и как в этом могла убедитьс€ и √ермани€, переживша€ небольшую прелюдию такого превращени€ во врем€ Ђкрахаї; что основывающа€с€ на собственном труде частна€ собственность при своем дальнейшем развитии с необходимостью превращаетс€ в отсутствие собственности у труд€щихс€, между тем как все имущество все больше и больше концентрируетс€ в руках нетруд€щихс€...

Ёнгельс ‘. ƒиалектика природы.Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., m, SO, с. Î95Ч499

...Ќатуралистическое понимание истории Ч как оно встречаетс€, например, в той или другой мере у ƒрейпера и других естествоиспытателей, сто€щих на той точке зрени€, что только природа действует на человека и что только природные услови€ определ€ют повсюду его историческое развитие,Ч страдает односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на природу, измен€ет ее, создает себе новые услови€ существовани€. ќт Ђприродыї √ермании, какой она была в эпоху переселени€ в нее германцев, осталось чертовски мало. ѕоверхность земли, климат, растительность, животный мир, даже сами люди бесконечно изменились, и все это благодар€ человеческой де€тельности, между тем как изменени€, происшедшие за это врем€ в природе √ермании без человеческого содействи€, ничтожно малы.

Ёнгельс ‘. ƒиалектика природы.Ч

ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч.,

т. SO, с. 34SЧ54в

∆ивотные, как уже было вскользь упом€нуто, тоже измен€ют своей де€тельностью внешнюю природу, хот€ и не в такой степени, как человек, и эти совершаемые ими изменени€ окружающей их среды оказывают, как мы видели, обратное воздействие на их виновников, вызыва€ в них в свою очередь определенные изменени€.

¬едь в природе ничто не совершаетс€ обособленно.  аждое €вление действует на другое, и наоборот; и в забвении факта этого всестороннего движени€ и взаимодействи€ и кроетс€ в большинстве случаев то, что мешает нашим естествоиспытател€м видеть €сно даже самые простые вощи. ћы видели, как козы преп€тствуют восстановлению лесов в √реции; на острове св. ≈лены козы и свиньи, привезенные первыми прибывшими туда мореплавател€ми, сумели истребить почти без остатка всю старую растительность острова и этим подготовили почву дл€ распространени€ других растений, привезенных позднейшими мореплавател€ми и колонистами. Ќо когда животные оказывают длительное воздействие на окружающую их природу, то это происходит без вс€кого намерени€ с их стороны и €вл€етс€ по отношению к самим этим животным чем-то случайным. ј чем более люди отдал€ютс€ от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее известных целей. ∆ивотноз уничтожает растительность какой-нибудь местности, не веда€, что творит. „еловек же ее уничтожает дл€ того, чтобы на освободившейс€ почве посе€ть хлеба, насадить деревь€ или разбить виноградник, зна€, что это принесет ему урожай, в несколько раз превышающий то, что он посе€л. ќн переносит полезные растени€ и домашних животных из одной страны в другую и измен€ет таким образом флору и фауну целых частей света. Ѕолее того. ѕри помощи разных искусственных приемов разведени€ и выращивани€ растени€ и животные так измен€ютс€ под рукой человека, что станов€тс€ неузнаваемыми.

Ёнгельс ‘. ƒиалектика природы.Ч ћаркс  ., Ёнгелъс ‘. —оч., т. 20, с. 494

... ультура,Ч если она развиваетс€ стихийно, а не направл€етс€ сознательно... оставл€ет после себ€ пустыню...

ћаркс  . ѕисьмо ‘. Ёнгельсу, 25 марта 1868 с.Ч ћаркс  ., внгелгс ‘. —оч., т. 32, с. 45

≈сли человек наукой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мст€т, подчин€€ его самого, поскольку он пользуетс€ ими, насто€щему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации.

Ёнгелъс Φ. Ου авторитете.Ч ћаркс  ., Ёнгельс, ‘. —оч., т. 18, с. 303Ч304

ќчевидно, г-ну Ѕулгакову не дают спать лавры гг. —труве и “уган-Ѕарановского, додумавшихс€ до того, что не человек работает при помощи машины, а машина при помощи человека. ѕо-

добно этим критикам и он падает до уровн€ вульгарной экономии, толку€ о замещении сил природы человеческим трудом и т. п. «аместить силы природы человеческим трудом, вообще говор€, так же невозможно, как нельз€ заместить аршины пудами. » в индустрии и в земледелии человек может только пользоватьс€ действием сил природы, если он познал их действие, и облегчать себе это пользование посредством машин, орудий и т. п. „то первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы,Ч это глупа€ побасенка, за которую г. Ѕулгакова могут освистать даже начинающие студенты. Ќикакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существовани€, трудностью борьбы с природой. ¬ведение машин и улучшенных способов производства неизмеримо облегчило человеку эту борьбу вообще и производство пищи в частности. ”величилась не трудность производства пищи, а трудность получени€ пищи дл€ рабочего Ч увеличилась потому, что капиталистическое развитие вздуло земельную ренту и земельную цену, сконцентрировало сельское хоз€йство в руках крупных и мелких капиталистов, сконцентрировало еще больше машины, оруди€, деньги, без которых невозможно успешное производство. ќбъ€сн€ть эту растущую трудность существовани€ рабочих тем, что природа сокращает свои дары,Ч значит становитьс€ буржуазным апологетом.

Ћенин ¬. ». јграрный вопрос и Ђкритики ћарксаї.Ч ѕолн. собр. соч., т. S, с. 103Ч104

¬ самом деле, к чему сводитс€ Ђочевидностьї пресловутого Ђзакона убывающего плодороди€ почвыї?   тому, что если бы последующие приложени€ труда и капитала к земле давали не уменьшающеес€, а одинаковое количество продукта, то тогда незачем было бы вообще расшир€ть запашки, тогда добавочное количество хлеба можно было бы производить на прежнем количестве земли, как бы мало это количество ни было, тогда Ђземледелие всего земного шара можно бы было уместить на одной дес€тинеї. “аков обычный (и единственный) довод в пользу Ђуниверсальногої закона. » самое небольшое размышление покажет вс€кому, что этот довод представл€ет из себ€ бессодержательнейшую абстракцию, котора€ оставл€ет в стороне самое главное: уровень техники, состо€ние производительных сил. ¬ сущности ведь самое пон€тие: Ђдобавочные (или: последовательные) вложени€ труда и капиталаї предполагает изменение способов производства, преобразование техники. „тобы увеличить в значительных размерах количество вкладываемого в землю капитала, надо изобрести новые машины, новые системы полеводства, новые способы содержани€ скота, перевозки продукта и пр. и пр.  онечно, в сравнительно небольших

размерах Ђдобавочные вложени€ труда и капиталаї могут происходить (и происход€т) и на базисе данного, неизменного уровн€ техники: в этом случае применим до некоторой степени и Ђзакон убывающего плодороди€ почвыї, применим в том смысле, что неизменное состо€ние техники ставит очень узкие сравнительно пределы добавочным вложени€м труда и капитала. ¬место универсального закона мы получаем, следовательно, в высшей степени относительный Ђзаконї,Ч настолько относительный, что ни о каком Ђзаконеї и даже ни о какой кардинальной особенности земледели€ не может быть и речи.

...Ђ«акон убывающего плодороди€ почвыї вовсе не применим к тем случа€м, когда техника прогрессирует, когда способы производства преобразуютс€; он имеет лишь весьма относительное и условное применение к тем случа€м, когда техника остаетс€ неизменной. ¬от почему ни ћаркс, ни марксисты и не говор€т об этом Ђзаконеї, а кричат о нем только представители буржуазной науки, вроде Ѕрентано, которые никак не могут отделатьс€ от предрассудков старой политической экономии с ее абстрактными, вечными и естественными законами.

Ћенин ¬ » јграрный вопрос и ЂKpiLmunu ћарксаї.Ч ѕолн. собр. соч., m S, с. 101Ч102

–аз общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производител€ми. јнархи€ внутри общественного производства замен€етс€ планомерной, сознательной организацией. ѕрекращаетс€ борьба за отдельное существование. “ем самым человек теперь Ч в известном смысле окончательно Ч выдел€етс€ из царства животных и из звериных условий существовани€ переходит в услови€ действительно человеческие. ”слови€ жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые станов€тс€ действительными и сознательными повелител€ми природы, потому что они станов€тс€ господами своего собственного объединени€ в общество.

Ёнгельс ‘. јнти-ƒюринг.Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. SO, с. 294

 ак первобытный человек, чтобы удовлетвор€ть свои потребности, чтобы сохран€ть и воспроизводить свою жизнь, должен боротьс€ с природой, так должен боротьс€ и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. — развитием человека расшир€етс€ это царство естественной необходимости, потому что расшир€ютс€ его потребности; но в то же врем€ расшир€ютс€ и производительные

силы, которые служат дл€ их удовлетворени€. —вобода в этой области может заключатьс€ лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, став€т его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепа€ сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при услови€х, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Ќо тем не менее это все же остаетс€ царством необходимости. ѕо ту сторону его начинаетс€ развитие человеческих сил, которое €вл€етс€ самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе.

ћаркс  ,  апитал, т. 111.Ч ћаркс  , Ёнгельс ‘. —оч., т. 25, ч. Ћ, с. 387





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1273 - | 1225 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.