Определение «общественный порядок» широко употребляется в законодательстве и юридической литературе, не имея при этом ни официального, ни единого научного толкования. В основном под этой правовой категорией понимается система общественных отношений, складывающихся в общественных (публичных) местах под воздействием различных социальных норм (права, морали, нравственности, обычаев).
Законодатель не разъясняет, что следует считать общественным местом. В формулировках некоторых правонарушений[4] называются лишь отдельные виды этих мест – улицы, парки, стадионы, общественный транспорт и т. д. Но поскольку по объективным причинам невозможно закрепить их исчерпывающий перечень, который включал бы все места – постоянно или временно используемые для общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей, законодатель употребляет словосочетание «другие общественные места». Этот термин обладает универсально-правовым характером и оценочностью своего практического (как правило, расширительного) толкования. В связи с чем, в юридической науке и практике отсутствует единый подход к содержанию понятия «другие общественные места». Обычно под таковыми принято понимать места, которые постоянно или временно используются для общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.
Вместе с тем общедоступность является относительным показателем, поскольку общественным местом может являться стадион, музей, цех предприятия и другие места, доступ в которые нельзя назвать свободным. И наоборот – определенный участок степи, леса, тундры и т. д., несмотря на свою общедоступность, может быть признан общественным местом только в случае нахождения там людей. Более того, нарушение общественного порядка может происходить в местах, которые никак не относятся к общественным, например, в жилище, когда ущемляются права других граждан (в квартире многоэтажного дома в ночное время раздаются громкие крики, игра на музыкальных инструментах и т. п.)[5].
Общественные места можно подразделить на три группы: 1) постоянные места, доступ в которые открыт в любое время (улицы, площади, скверы, вокзалы и т. п.); 2) периодические места, доступ в которые открыт лишь в определенное время (общественный транспорт, социально-культурные учреждения и т. п.); 3) эпизодические места, в которых общение людей носит эпизодический характер (луг, пляж, лес во время массового отдыха людей и т. п.)[6].
Согласно главе 20 КоАП РФ, к правонарушениям, объектом посягательства которых выступает общественный порядок, относятся следующие.
Мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 20.1).
Квалифицирующим признакам объективной стороны мелкого хулиганства свойственен оценочный характер: законодатель не раскрывает содержания используемых понятий, отдавая решение этих вопросов на усмотрение правоприменителя.
Как правило, под явным неуважением к обществу понимается открытое, очевидное для всех окружающих вызывающе пренебрежительное отношение к общепризнанным нормам и правилам поведения. К нецензурной брани относятся нецензурные грубые, похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные выражения.
Долгое время нецензурная брань являлась самостоятельным квалифицирующим признаком мелкого хулиганства: в 1963 г. Верховным Судом РСФСР было отмечено, что одного произнесения нецензурных слов – уже достаточно для квалификации правонарушения[7]; впоследствии это определялось официальной формулировкой мелкого хулиганства, существовавшей вплоть до 2004 г.[8] Нынешнее же определение мелкого хулиганства не рассматривает нецензурную брань в качестве его самостоятельного признака – из формулировки правонарушения следует, что она может лишь «сопровождать» проявление явного неуважения к обществу.
Тем не менее, как показывает практика, выразиться нецензурной бранью по-прежнему вполне достаточно, чтобы квалифицировать это как мелкое хулиганство. Безусловно, за нецензурные выражения не наказывают каждого – это было бы физически невозможно ввиду необычайной распространенности данного явления. Лишь изредка в зависимости от того, оказался ли поблизости сотрудник органов внутренних дел[9] или от степени дерзости брани – человека привлекают к ответственности.
Оскорбительное приставание к гражданам может проявляться в навязчивых действиях, унижающих честь и достоинство других лиц и нарушающих их спокойствие. При повреждении или уничтожение чужого имущества важным условием является размер ущерба, который должен быть незначительным, иначе нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 167 УК РФ).
Мелкое хулиганство может быть совершено в любой сфере жизнедеятельности: на работе, в быту, на отдыхе, в культурно-просветительных учреждениях, в любом месте, где присутствуют люди – квартира, улица, общественный (личный) транспорт, стадион и т. д.
Обычно мелкое хулиганство совершается в присутствии людей. Именно в такой обстановке нарушитель демонстрирует свое неуважение к обществу. Однако оно может совершаться и тайно, в расчете на то, что последствия хулиганских действий станут известны позднее (нанесение нецензурных надписей на стенах и заборах, умышленная порча ночью газонов и др.)[10].
Если при совершении мелкого хулиганства нарушитель не повинуется законному требованию представителя власти[11] либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, его действия квалифицируются по ч. 2 ст. 20.1 КоАП. При квалификации необходимо установить, что неповиновение являлось непосредственным продолжением мелкого хулиганства (его составной частью), и разрыв во времени между этими действиями отсутствует. Если совершение мелкого хулиганства прекратилось, а нарушить не выполняет законные требования представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка проследовать в служебное помещение соответствующего органа для составления протокола – эти действия квалифицируются по ч. 1 ст. 19.3 КоАП.
Субъектом мелкого хулиганства является физическое лицо, субъективная сторона выражается в форме умысла.
Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20). «Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе», «спиртосодержащая продукция», «алкогольная продукция», «наркотические средства», «психотропные вещества», «одурманивающие вещества» – все эти понятия имеют официальные толкования[12], которые довольно объемны по содержанию. Поэтому для краткости назовем в данном параграфе пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию – «спиртными напитками», а наркотические средства и психотропные вещества – «наркотиками».
В части, касающейся распития спиртных напитков, законодатель не устанавливает тотального запрета – все зависит от крепости напитка и места, где он распивается, а в части потребления наркотиков – имеется исключение.
Так, согласно ч. 1 ст. 20.20, распитие спиртных напитков с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции является правонарушением лишь в тех случаях, если эти действия происходят в:
детских организациях – детские сады (ясли), дома творчества, спортивные школы (школы искусств), оздоровительные (туристические, оборонно-спортивные) лагеря, социально-реабилитационные центры и т. п.;
образовательных организациях – организации, реализующие основные образовательные программы (школы, колледжи, институты, академии, университеты и т. п.);
медицинских организациях – организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь (больницы, госпитали, пункты оказания первой медицинской помощи, поликлиники, фельдшерские пункты, медицинские аптеки, страховые медицинские организации и т. п.);
общественном транспорте (транспорте общего пользования) городского и пригородного сообщения – метро, троллейбусы, трамваи, автобусы городского и пригородного сообщения, маршрутные такси, пригородные электропоезда и т. п.;
организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица) – организации, чья деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей[13], а также на оказание культурных благ[14];
физкультурно-оздоровительных сооружениях – объекты, созданные для занятий физической культурой и спортом (стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения и т. д.);
спортивных сооружениях – инженерно-строительные объекты, созданные для проведения физкультурных мероприятий[15] и (или) спортивных мероприятий[16] и имеющие пространственно-территориальные границы.
Данный перечень общественных мест является исчерпывающим. Следовательно, распитие спиртных напитков с содержанием этилового спирта менее 12 % объема готовой продукции в других общественных местах (улицы, площади, скверы, дворы и подъезды жилых кварталов, пляжи, вокзалы, поезда дальнего следования и т. п.) не влечет ответственности по ч. 1 ст. 20.20, что негативно отражается на оперативной обстановке и правопорядке. Имеющуюся проблему пытаются исправить законодатели субъектов РФ, предусматривая в своих законах об административных правонарушениях соответствующие нормы[17].
Что касается спиртных напитков, содержание этилового спирта в которых 12 и более процентов объема готовой продукции, то их употребление административно наказуемо во всех общественных местах (ч. 2 ст. 20.20). Исключением являются организации торговли и общественного питания, где продажа этих напитков разрешена в розлив (кафе, бары, рестораны и т. п.).
Говоря о наркотиках, потребление которых в России запрещено[18], следует отметить, что за нарушение этого запрета ответственность предусмотрена двумя нормами КоАП РФ: если потребление происходит в общественных местах – ч. 3 ст. 20.20, если вне этих мест – ст. 6.9.
Не является противоправным потребление наркотиков, осуществляемое по назначению врача. Речь идет о приеме наркотических лекарственных препаратов в медицинских целях, которое осуществляется исключительно по рецепту врача (обезболивание после операции, онкологические заболевания и т. п.)[19].
За потребление наркотиков не подлежит административной ответственности лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотиков, а также лицо, признанное в установленном порядке больным наркоманией, согласившееся быть направленным на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.
Потребление одурманивающих веществ, в отличие от наркотиков, будет являться правонарушением только в том случае, если потребление происходит в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20)[20].
Употребление спиртных напитков, наркотиков и одурманивающих веществ предполагает совершение активных действий, формы которых могут быть различными: распитие, уколы, прием таблеток (смесей), вдыхание паров и т. п. Причем правонарушение считается оконченным не только в момент, когда спиртные напитки (их часть) уже распиты, а наркотики употреблены, но и с момента совершения действий, непосредственно направленных на приготовление к этому (открытие бутылки спиртного, приготовление наркотика к инъекции и т. п.).
Для квалификации правонарушения не имеет значения, какой вид спиртного напитка, наркотика, одурманивающего вещества употреблялся (промышленного производства или домашнего приготовления).
Субъектом правонарушений рассматриваемой статьи является физическое лицо, субъективная сторона может выражаться в форме умысла или неосторожности.
Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21) – одно из распространенных правонарушений, являющееся, как правило, логическим завершением чрезмерного употребления спиртных напитков, наркотиков, одурманивающих веществ.
Одного нахождения в общественном месте в состоянии опьянения еще не достаточно для квалификации правонарушения. Необходимо, чтобы вследствие опьянения – поведение (внешний вид) лица оскорбляли человеческое достоинство и общественную нравственность. В квалифицирующих признаках этого поведения используются понятия, которые исходят из их общепризнанного в обществе понимания и не нуждаются в формализованном подходе к своему определению.
Как правило, признаками, оскорбляющими человеческое достоинство и общественную нравственность, являются: утрата чувства стыда и элементарных навыков поведения в общественных местах, полная или в значительной степени утрата способности ориентироваться в окружающей обстановке, полная физическая беспомощность, неспособность к самостоятельному передвижению, бесчувственное (лежачее) состояние и т. п.
Для привлечения нарушителя к ответственности не имеет значения ни вещество, вызвавшее опьянение (спиртной напиток, наркотик, одурманивающее вещество), ни место, где оно употреблялось (дома, на улице, в ресторане).
Объективная сторона правонарушения должна иметь пассивный характер. Если наблюдается назойливое или оскорбительное приставание к окружающим, выражение нецензурной бранью, демонстрация непристойных жестов и другие действия, проявляющие явное неуважение к обществу, то такое поведение следует квалифицировать как мелкое хулиганство, где состояние опьянения будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Субъектом правонарушения является физическое лицо, субъективная сторона может выражаться в форме умысла или неосторожности.
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22). Данные правонарушения схожи с составами ст. 20.20 и ст. 20.21, однако имеют ряд особенностей. Во-первых, противоправные деяния совершаются несовершеннолетним лицом, не достигшим 16-летнего возраста, т.е. по сути, не являющимся субъектом административного правонарушения. Во-вторых, при появлении несовершеннолетнего в общественном месте в состоянии опьянения, не имеет значения, оскорбляет он своим видом человеческое достоинство и общественную нравственность или нет – достаточно наличия факта опьянения. В-третьих, при распитии спиртных напитков, не играет роли их крепость, а также вид общественного места, где это происходит. В-четвертых, к административной ответственности привлекается не сам несовершеннолетний, а его родители или иные законные представители (усыновители, опекуны или попечители), которые являются субъектом правонарушения.
Субъективная сторона деяния представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не чужая вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2). Конституция РФ предоставляет гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Порядок реализации этого права регулируется Федеральным законом от 19 июля 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».
Для проведения публичного мероприятия его организаторы должны в установленный срок письменно уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления с указанием: цели, формы, места, даты проведения публичного мероприятия, предполагаемого количества его участников (маршрут их движения) и т. д.
При нарушении порядка организации публичных мероприятий, ответственность наступает по ч. 1 ст. 20.2, при нарушении порядка его проведения (несоблюдении условий, указанных в уведомлении) – по ч. 2 ст. 20.2.
Субъектами правонарушения являются физические лица. Причем это могут быть как организаторы публичного мероприятия, так и его участники – лица, добровольно участвующие в публичном мероприятии (граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений). Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.
Неуплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25). Штраф за административное правонарушение должен быть уплачен в течение 30 дней со дня вступления постановления о его назначении в законную силу – спустя 10 дней со дня получения нарушителем копии этого постановления.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении данной обязанности. Субъектом правонарушения является лицо, в отношении которого было вынесено постановление о назначении штрафа. Субъективная сторона характеризуется в виде умысла или неосторожности.
В заключение параграфа следует добавить, что помимо КоАП РФ, административная ответственность за нарушения общественного порядка может быть предусмотрена еще и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Такими правонарушениями могут являться, например: купание в запрещенных местах; приставание к гражданам с целью гадания (попрошайничества); бесконтрольное содержание скота и птицы; нарушение правил содержания собак и кошек; совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан; пребывание несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых.