На рисунке 158 показано оттенение шраффировкой торовой поверхности.
Рисунок 158
Оттенение точками
Выявление объема предмета точечным методом оттенения, или точечной манерой, основывается на том, что светотень наносят не штрихами, а точками. Схема распределения светотени на предметах при этом такая же, как и для других методов оттенения. В теневой части предмета точки должны располагаться близко друг к другу, в слабоосвещенных местах — реже, на освещенной поверхности — совсем редко. На рисунке 159 показаны примеры оттенения точками поверхностей многогранников.
Рисунок 159
РИСОВАНИЕ ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ С ОТТЕНЕНИЕМ
Цель рисования группы геометрических тел — научиться изображать (охватывать) одновременно несколько предметов и располагать их на рисунке в заданном положении относительно друг друга (рисунок 160).
Рисунок 160
На примерах сочетаний простейших геометрических тел проще всего усвоить последовательность построения рисунка, выявить с помощью оттенений объем и характерные особенности предметов.
Очень важное значение имеет компоновка рисунка на листе (композиционное равновесие), т. е. расположение рисунка пропорционально формату листа так, чтобы зритель получил правильное представление об изображаемых предметах. При построении рисунка группы предметов необходимо рисовать их все сразу, а не каждый отдельно.
ОТМЫВКА ЧЕРТЕЖЕЙ
С помощью отмывки чертежа можно добиться представления о реальном существовании света и тени на объектах в окружающем мире. Колористика таких чертежей имеет, как правило, очень сдержанную интенсивность. Характер ввода цвета наряду с монохромной демонстрацией объема и освещенности определяется прежде всего как покраска, требующая особой внимательности, аккуратности, точности и последовательности в работе.
Общие положения акварельной окраски
Акварельная краска безусловно хороша для раскрашивания. Ей можно покрыть гладко довольно большую плоскость чертежа; можно сделать отмывку на нет, а самое главное — акварель допускает неограниченное количество сочетаний между отдельными цветами. Акварель допускает неоднократное покрытие одного тона поверх другого. Акварелью можно сделать прозрачную расцветку, но можно получить «глухую» гамму тонов. В написанных акварелью местах можно промывать (водою) те места, которые нужны по ходу работы.
Разбавляются акварельные краски водой в нужной силе цвета и кроются мягкой колонковой или хорьковой кистью.
Хорошая кисть обладает свойством собираться в острый конец и пружинить при изгибе.
При акварельной окраске следует делать покрытия краской с достаточным количеством воды. Вода, высохнув, дает прозрачность и глубину краски.
Покраску поверхностей выполняют под некоторым наклонным положением доски и ведут отмывку рядами сверху вниз, отчего получается ровная окраска исполняемой работы.
Подготовка чертежа
Предварительно поверхность, подлежащую окраске акварелью, покрывают большой кистью (№ 15 — 16) водой, которая стекает по наклонной поверхности изображения вниз по тем горизонтальным мазкам, которые мы делаем. Нельзя набирать в кисть слишком много влаги (воды или краски). Когда бумага впитала в себя воду и на поверхности ее совершенно ничего не осталось, т.е. когда бумага стала «вохкой», то приступают к окрашиванию поверхности.
Выполнение «отмывки на нет»
Выполнение отмывки на нет, т.е. с плавным переходом от более светлого тона краски к более темному, можно выполнить несколькими путями, в зависимости от того, какую площадь необходимо окрасить.
Так, если нам нужно окрасить на нет большую площадь, то светлым тоном начинают сверху, а постепенным добавлением в разведенную светлую цветную жидкость краски того же пятна получают нужный переход. Сначала приготовляют светлую краску и проводят первую полосу (одну, две-три), следующую полосу проводят более интенсивным окрашиванием и т.д. до самого низа. У самого низа скапливается много воды (краски). Ее необходимо иногда убрать, дабы не было подтеков.
Если требуется исполнить на нет небольшую площадь, то делается это иначе. Каким-нибудь интенсивным тоном (краской) покрывают необходимый участок или сторону на небольшом протяжении плоскости, затем кисть быстро обмакивают в воду, отчего часть краски с нее уйдет, а сама кисть наполнится водой и проводят этой кистью по краю окрашенного места. Происходит размывка краски, т.е. более темная часть (первая) устремляется на более влажную и по ней распространяется. Вновь опускают кисть в воду, но уж так, чтобы краска с нее совсем сошла быстро промывают и вновь проводят по краю отмытой части. Опять происходит дальнейшая размывка. Вымыв кисть вновь в воде и освободив ее нажимом пальца от воды, снимают на самом изображении весь излишек влаги и «оттушевка на нет» готова.