Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«начение творческого труда




“ворческий труд и изобразительна€ де€тельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации де≠тей с проблемами в интеллектуальном развитии. “акие зан€≠ти€ способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного воспри€ти€; развитию умени€ наблю≠дать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые ка≠чества; раскрывают творческие возможности; развивают эс≠тетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетани€); способствуют познанию окружающего мира.

Ќа зан€ти€х творческим трудом в занимательной форме используютс€ доступные дет€м виды практической де€тель≠ности; во внеурочное врем€ воспитываютс€ и прививаютс€ социально-бытовые знани€, умени€ и навыки, необходимые дл€ жизни. ¬ ходе этой работы у детей формируютс€ такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, на≠стойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. ѕереход к усложненным формам ручной де€тель≠ности с использованием инструмента совершенствует мел≠кую моторику рук.

«адачи зан€тий творческим трудом.

 оррекци€ представлений ребенка о цвете, форме и ве≠личине.

–азвитие аналитических способностей ребенка, возмож≠ности сравнивать и обобщать.

«накомство детей с отдельными видами и направлени€ми живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; воспитание активного эмоционально-эстетического отноше≠ни€ к ним, развитие интереса к духовному миру человека.

–азвитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности примен€ть полученные знани€ в повседневной жизни.

—оздава€ красивые вещи своими руками, вид€ результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные по-


 





ложительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворе≠ние, в них просыпаютс€ творческие способности и возникает желание жить Ђпо законам красотыї.

¬ содержание программы по творческому труду вход€т декоративно-объемна€ аппликаци€, пластическа€ лепка и беседы об изобразительном искусстве. ƒети учатс€ состав≠л€ть различные орнаменты; выполн€ть сюжетные апплика≠ции по мотивам сказок; работать с Ђбросовымї и природным материалами; изготавливать сувениры и украшени€; лепить фигурки птиц, животных, посуду.

Ѕеседу€ об искусстве, дети получают возможность прого≠варивать свои чувства, сюжеты картин, угадывать и анализи≠ровать замысел художника. “аким образом, все сферы пси≠хической де€тельности ребенка активно Ђработаютї, осу≠ществл€етс€ комплексное воздействие на личность. ћного времени посв€щаетс€ экскурси€м по городу, музе€м и вы≠ставкам.

–јЅќ“ј — √Ћ»Ќќ…

«јЌя“»≈ Ђ»«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ ѕќƒ—¬≈„Ќ» јї

Ч -сформировать у детей образ Ђполного циклаї изготовлени€ подсвечника;
Ц ознакомить с природным материалом (глиной) дл€

изготовлени€ керамических изделий;

Ч познакомить с элементами декорировани€,

Ч обучить изготовлению изделий по эскизу,

Ч развивать эстетический вкус.

ќборудование:

Ч образы изделий из глины;

Ч глина дл€ пластической лепки;

Ч шликер дл€ склейки деталей;

Ч инструмент дл€ декорировани€.


’од зан€ти€.

ѕедагог. —егодн€ мы с вами изготовим подсвечник из глины по эскизам, которые вы подготовили на предыдущем зан€тии. ( аждый ребенок показывает свой эскиз, рассказыва≠ет о том, каким будет его изделие.)

ћолодцы! ¬ы все смогли сделать эскизы, они получились разные и интересные. “еперь давайте вспомним приемы, ко≠торыми мы можем пользоватьс€. ¬ какой последовательнос≠ти мы будем работать? (ƒети вспоминают, что дно подсвеч≠ника раскатываетс€ из комочка глины скалкой. «атем вылеп≠л€ютс€ стенки.)

„ем мы смазываем все детали издели€?

ƒети. ƒетали издели€ склеиваютс€ шликером.

ѕедагог.  то мне расскажет, что такое шликер?

ƒети. Ўликер Ч это густа€ смесь из глины и воды.

ѕедагог. ƒавайте напишем слово Ђшликерї. (ѕишет его на доске. –еб€та должны самосто€тельно прочитать и повто≠рить его.)

¬озьмите, пожалуйста, каждый по кусочку глины и слегка разомните.  ака€ она на ощупь? „увствуете, она при€тна€, м€гка€, эластична€. Ёто природный материал. √лину добы≠вают из земли. ≈ще в давние времена люди заметили, что если глину положить р€дом с костром, то она становитс€ крепкой и прочной. “огда они стали делать посуду из глины.

ј знаете ли вы, как мы называем издели€ из глины раз≠ных пород?

ƒети.  ерамика, фарфор, фа€нс.

ѕедагог. ћолодцы! ¬ы хорошо запомнили наши уроки. ј теперь приступим к самосто€тельной работе. —ейчас мы начнем создавать подсвечники. ¬нимательно посмотрите на свои эскизы и начинайте работать.

(–еб€та начинают раскатывать дно и лепить стенки под≠свечника. ѕедагог наблюдает за работой и, по необходимости, оказывает помощь. ≈сли дет€м сложно работать с глиной, педагог предлагает им пластилин.)

ћолодцы! ¬ы уже раскатали дно и колбаски дл€ стенок подсвечника. “еперь мы начнем их соедин€ть с помощью


шликера. (–еб€та промазывают шликером детали из глины, использу€ кисточки.)

“еперь подсвечник должен просохнуть.  то помнит, сколько времени дл€ этого потребуетс€? ѕравильно, 20Ч30 ми≠нут. Ќа следующем зан€тии мы декорируем наши подсвечни≠ки мелкими красивыми детал€ми.

«аключение.

ѕедагог. »так, чем мы с вами занимались на уроке?

ƒети. »зготавливали подсвечники.

ѕедагог. »з какого материала мы изготавливали под≠свечники?

ƒети. »з глины.

ѕедагог. ћы изготавливали изделие по образцам или по своим эскизам?

ƒети. ѕо своим эскизам.

ѕедагог.  ак называютс€ обожженные издели€ из глины?

ƒети. ќни называютс€ Ђкерамикаї.

ѕедагог. ћолодцы! ¬ы все сегодн€ очень хорошо по≠работали, старались. Ѕлагодарю всех.

–јЅќ“ј — ѕ≈— ќћ

»гры в песочнице Ч одна из форм естественной де€тель≠ности ребенка. ѕоэтому целесообразно использовать песоч≠ницу в развивающих и обучающих зан€ти€х. »гра€ в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной дл€ ре≠бенка форме знани€ и жизненный опыт, событи€ и законы окружающего мира.

ћногие психологи вид€т в отдельных песчинках симво≠лическое отражение автономности человека, а в песочной массе Ч воплощение ∆изни во ¬селенной.

ѕринцип Ђтерапии пескомї был предложен еще  арлом ёнгом, психотерапевтом, основателем аналитической тера≠пии. Ѕыть может, естественна€ потребность человека Ђво-


зитьс€ї с песком и сама его структура подсказали  . ёнгу эту идею.

»гра с песком как консультативна€ методика была опи≠сана английским педиатром ћаргарет Ћовенфельд в 1939 го≠ду. ¬ игровом помещении она установила два цинковых под≠носа, один наполовину наполненный песком, а другой Ч водой, и приготовила формочки дл€ игры с песком. »грушки Ђжилиї в коробке. ћаленькие пациенты использовали иг≠рушки в игре с песком, а коробки с песком они называли Ђмиромї. ѕоэтому ћ. Ћовенфельд назвала свой игровой ме≠тод Ђмировой методикойї.

‘ормированием концепции Ђпесочной терапииї (или Ђsand-playї) занимались в основном представители юнги-анской школы. Ќапример, швейцарский аналитик ƒора  алфф. ƒл€ обучени€ детей с ограниченными возможност€≠ми развити€ уникальные возможности песка практически не использовались.

ѕесок обладает способностью Ђзаземл€тьї негативную психическую энергию. Ќаблюдени€ показывают, что игра в песок позитивно вли€ет на эмоциональное самочувствие де≠тей и взрослых, и это делает его прекрасным средством дл€ развити€ и саморазвити€ ребенка.

ƒл€ коррекционных игр в песочнице ис≠пользуетс€ следующее оборудование:

1. ¬одонепроницаемый дерев€нный €щик размером
50x70x8 сантиметров (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного воспри€ти€, и это позвол€ет охватывать его взгл€дом целиком). ќн может быть снабжен
ручками дл€ удобства транспортировки. ƒл€ зан€тий с большими группами детей потребуетс€ €щик значительно большего размера.

¬нутренн€€ поверхность €щика окрашиваетс€ в синий или голубой цвет. “аким образом, дно будет символизиро≠вать воду, а борта Ч небо. ящик можно заменить и пласт≠массовой песочницей.

2. „истый просе€нный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). ќн не должен быть слишком
крупным или слишком мелким.


 




ѕеском заполн€етс€ меньша€ часть €щика. ƒл€ песочных игр лучше, если он будет влажным. ѕесок задает символи≠ческую Ђлинию горизонтаї.

3. Ђ оллекци€ї миниатюрных фигурок, желательно не более 8 сантиметров высотой. ¬ набор игрушек могут войти: человечки, здани€ (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, доисторические, морские и пр.), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растени€ (дере≠вь€, кусты, цветы, овощи и пр.), мосты, ограды, ворота, пор≠талы, загоны дл€ скота, предметы естественного происхож≠дени€ (ракушки, веточки, камни, кости и пр.), символи≠ческие (источники дл€ загадывани€ желаний, €щики с сокровищами, драгоценности и др.), злые и добрые сказоч≠ные герои, жива€ зелень, флаконы из-под духов, гаечки, бол≠тики, пластиковые или дерев€нные сувениры, буквы и циф≠ры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, пр€моугольники, пирамиды). —ловом, все, что есть в окру≠жающем мире, может быть использовано в песочных играх.

Ђќсобымї дет€м сложно самосто€тельно создавать карти≠ны из песка. ќни не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, использовать в зан€ти€х игрушки. ¬сему этому их необходимо научить. ¬едь если реб€т предо≠ставить самим себе возле песочницы, то больша€ часть песка окажетс€ на полу или в их волосах.

–аботу с песком следует начинать со знакомства с так≠тильными ощущени€ми, по€вл€ющимис€ при взаимодейст≠вии с нам.

ѕедагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущени€. Ђя чувствую про≠хладу, покалывание, каждую крупинку. ј € чувствую тепло и пр.ї ѕоскольку многие дети плохо говор€т, они не могут повтор€ть вслед за учителем. ѕроговарива€ свои ощущени€, педагог закрывает глаза, всем своим видом показыва€, что прислушиваетс€ к своим чувствам.

—ледующий шаг, который делает педагог, заключаетс€ в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удержи≠вать в таком положении (песок помогает дет€м ровно дер≠жать ладони).


„ерез некоторое врем€ дети при помощи педагогов могут составл€ть отпечатками рук различные геометрические фор≠мы (квадраты, треугольники, круги). —амосто€тельно созда≠ва€ геометрические формы на песке, дети лучше запоминают пон€тие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

ѕараллельно с этими упражнени€ми педагог помогает де≠т€м делать самомассаж песком: перетирать его между ладо≠н€ми и пальцами, глубоко зарывать в него руки. ¬се это позвол€ет перейти к упражнени€м, направленным на разви≠тие мелкой моторики: пальчики Ђход€т гул€тьї по песку, играют на песке, как на пианино, выполн€ют зигзагообраз≠ные движени€ и пр.

ѕосле обучени€ детей манипул€ци€м с песком педагог переходит к предметному конструированию. ћожно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объ€сн€€ дет€м сущность этих €влений. “ак постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. »з природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков до≠рожки. ¬ песочнице по€вл€ютс€ деревни. ƒети узнают и Ђпроигрываютї сельскую жизнь. ѕотом в песочнице стро€тс€ целые города, и педагог рассказывает о том, как протекает жизнь в городе.

¬се песочные картины хорошо сопровождать рассказами, педагога. ѕри этом дети манипулируют деревь€ми, живот≠ными, транспортом и даже домами. “акие зан€ти€ не только развивают представлени€ об окружающем мире, но и про≠странственную ориентацию.

ѕараллельно с этими зан€ти€ми педагог совместно с детьми Ђпишетї на песке. –азличными трафаретами они ос≠тавл€ют отпечатки, а потом обвод€т их пальцем. ќбводить на песке реб€там проще, чем на бумаге. Ќо главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они пишут с удовольствием.

ѕосле систематических зан€тий можно приступить к по≠становке сказок на песке: Ђ олобокї, Ђ“еремокї, Ђ урочка –€баї. ѕедагог рассказывает сказку и рукой ребенка пере≠двигает фигурки основных персонажей. ѕостепенно дети


 




учатс€ соотносить речь с движени€ми персонажей и само≠сто€тельно играют фигурками сказочных героев, передвига€ их в соответствии с сюжетом.

«ан€ти€ в песочнице €вл€ютс€ очень полезными. ќни улучшают эмоциональное состо€ние, внимание; учат пере≠несению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действи€ми. ѕосле песочных игр дет€м легче и естественнее даютс€ театрализо≠ванные игры и другие зан€ти€.

“аким образом, коррекционные игры в песочнице позво≠л€ют:

Ч совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве;

Ч стимулировать интерес к зан€ти€м. ƒети, не отвлека≠€сь, могут выдерживать 15Ч20 минут зан€тий;

Ч развивать речь. ƒети начинают спонтанно импровизи≠ровать, передавать интонации, темп речи педагогов, имити≠ровать звуки, которые издают их персонажи;

Ч стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сфе≠ры, в особенности тактильно-кинестетической чувствитель≠ности;

Ч совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

Ч формировать представлени€ об окружающем мире, Ђпроигрыватьї разнообразные жизненные ситуации, объ€с≠н€ть их смысл и способ поведени€ в них;

Ч стабилизировать психоэмоциональное состо€ние.

»«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈  ” ќЋ

¬ системе реабилитационной работы большое место за≠нимает продуктивна€ де€тельность, а именно Ч творческий труд. «десь ребенок выступает в роли создател€ чего-либо нового, полезного и красивого.

Ђќсобыеї дети под руководством опытных педагогов мо≠гут добитьс€ больших успехов в изготовлении м€гких игру≠шек, витражей, расписных тарелок, композиций из природ-


ных материалов. «начительный интерес представл€ет кукло-терапи€ с применением марионеток, которые Ђоживаютї в руках ребенка.

 укла состоит из головы и плать€, в которое вшиты кисти рук. ќдна нить служит дл€ управлени€ головой, друга€ по≠могает управл€ть руками. ƒл€ того чтобы управл€ть куклой, нужно скоординировать движени€ правой и левой рук, вра≠щать кист€ми и пальцами. ¬се это непросто дл€ наших де≠тей, ибо их мелка€ моторика недостаточно развита. ќднако взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка Ђрабо≠татьї руками. ¬едь от него зависит нова€ жизнь. ѕоследнее чрезвычайно важно дл€ развити€ личности Ђособогої ребен≠ка. ¬ большинстве случаев он находитс€ в положении Ђопе≠каемогої, взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае куколь≠ную) жизнь.

ƒл€ того чтобы изготовить куклу-марионетку, необходи≠мы следующие материалы:

Ќебольшой камешек или красива€ бусинка.

„ехол от Ђкиндер-сюрпризаї.

¬ата или синтепон.

„улки или трикотаж телесного цвета.

Ѕела€ ткань (50x50 см).

÷ветна€ ткань на верхнее платье (60x60 см).

ѕакл€ или пр€жа, шерст€ные нитки (дл€ волос).

Ќитки, иголки, ножницы.

“олста€ длинна€ игла.

“олста€ нить (лучше ирис).

”крашени€.

ћастерить куклу следует начинать с изготовлени€ головы. ƒл€ этого чехол от Ђкиндер-сюрпризаї с Ђначинкойї - бусинкой плотно оборачиваетс€ ватой или синтепоном. ≈сли у куклы должна быть больша€ голова, значит, нужно сделать Ђкоконї побольше. ѕосле того как основа головы готова, сверху она обт€гиваетс€ чулком телесного цвета и сшиваетс€ на Ђзатылкеї куклы. ѕодготовленна€ таким образом основа еще раз обт€гиваетс€ чулком телесного или другого цвета (куклу можно сделать темнокожей, розоволицей и т.д.).


 




¬ажно, чтобы в том месте, где у куклы начинаетс€ ше€, осталс€ Ђхвостикї из ткани или чулка не короче 5 см. »так, голова готова. ¬олосы и украшени€ на голову пришиваютс€ в последнюю очередь.

»зготовление Ђнижнего плать€ї. ƒл€ этого беретс€ бела€ ткань 50x50 см. —ередину кусочка ребенок может найти сам. Ќа середине нужно сделать маленький надрез и просунуть в него Ђхвостикї, который осталс€ на голове куклы.

ƒалее необходимо пришить Ђнижнее платьеї к Ђшееї куклы.

 остюм куклы шьетс€ из цветной красивой ткани разме≠ром 60x60 см. ¬ кусочке ткани надрезаетс€ середина и вде≠ваетс€ Ђнижнее платьеї. ѕотом ткань расправл€етс€ и также пришиваетс€ к Ђшееї куклы.

ѕо бокам к костюму куклы пришиваютс€ руки. ƒл€ из≠готовлени€ рук беретс€ та же ткань, что и дл€ изготовлени€ лица. »з нее нужно вырезать по два пр€моугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить ватой.  огда костюм готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, допол≠нительные детали костюма Ч все, что подскажет вообра≠жение.

 укла полностью готова, теперь можно ее Ђподв€затьї. ƒл€ этого беретс€ толста€ длинна€ игла с толстой нитью (лучше, если это будет Ђирисї). — помощью иглы голова кук≠лы протыкаетс€ в области висков, и кукла повисает на нитке. ¬ысота нити над головой куклы должна быть не больше 12Ч 15 см. (чтобы ребенку было удобно ее Ђводитьї).  онцы нити св€зываютс€. ƒл€ того чтобы Ђподв€затьї руки, потре≠буетс€ еще одна толста€ длинна€ нить. ќдин ее конец при≠в€зываетс€ к зап€стью правой руки, а другой Ч к левому зап€стью куклы.

»так, кукла готова, осталось только ее Ђоживитьї: вз€ть в руки и начать Ђводитьї. ƒл€ этого ребенок берет в одну руку нить, управл€ющую головой, а в другую Ч нить, управ≠л€ющую руками.

 уклы помогают реб€там разыгрывать различные ситуа≠ции из своей жизни и сказочные сюжеты. ƒл€ многих реб€т


марионетки €вл€ютс€ насто€щими помощниками: помогают снимать напр€жение, советует что-то важное. „асто от име≠ни куклы провод€тс€ развивающие зан€ти€.

–абота с марионеткой позвол€ет совершенствовать не только моторные навыки, но и развивает эмоционально-во≠левую сферу. — помощью куклы можно Ђпроигрыватьї раз≠личные эмоциональные состо€ни€: Ђѕокажи, как кукла ра≠дуетс€, печалитс€, сердитс€, боитс€, удивл€етс€ї. ѕроигры≠вание с марионеткой можно сопровождать работой с зеркалом: Ђј ты можешь сделать так же, как она? ѕокажи!ї ѕараллельно дети фантазируют относительно ситуаций, ко≠торые могли вызвать то или иное эмоциональное состо€ние: Ђƒавайте подумаем, чему радуетс€ кукла, что произошло с ней забавного (печального и пр.)ї “аким образом, осущест≠вл€етс€ св€зь эмоциональных состо€ний с конкретными си≠туаци€ми, которые могут встретитьс€ ребенку в жизни. Ђѕроигрыва€ї состо€ни€ через куклу, ребенок моторно за≠крепл€ет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегул€ции. Ќа образном уровне он Ђдержит себ€ в ру≠кахї, учитс€ адекватно выражать свои чувства.



Ё—“≈“»„≈— ќ≈ ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈

» –ј«¬»“»≈

Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќќ-¬ќЋ≈¬ќ…

—‘≈–џ





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1355 - | 1187 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.