Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒополнительный материал к уроку Ч практикум. 1. Ћитературовед —. Ќ. —еманов писал: ЂУ“ихий ƒонФ начинаетс€ и кончаетс€ на хуторе “атарском




1. Ћитературовед —. Ќ. —еманов писал: ЂУ“ихий ƒонФ начинаетс€ и кончаетс€ на хуторе “атарском. ѕерва€ фраза романа Ђћелеховский двор Ч на самом краю хутораї. ѕоследн€€ сцена: √ригорий стоит Ђу ворот родного домаї, держит на руках сынаї.

Ч „ем еще, кроме места действи€, близки эти эпизоды романа? ¬ чем созвучны и чем различаютс€ настроени€ двух фрагментов?

Ч ¬ чем символический смысл того, что роман Ўолохова начинаетс€ и заканчиваетс€ в одном и том же месте?

 

2. ћихаил Ўолохов писал: Ђ¬ оценке поведени€ јксиньи может идти речь о протесте не против домостроевских традиций, а о протесте против исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравовї.

Ч  ак представлены в романе домостроевские традиции?

Ч ¬ чем про€вл€етс€ протест јксиньи против исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов?

 

3. Ћитературовед ¬. ћ. јкимов писал: Ђ¬ €дре шолоховского романа Ч курень и хутор; волны жизни широко расход€тс€ от него и отовсюду сход€тс€ к нему. ѕосмотрите, как раскинулись вокруг курен€ романа, как емки окружающие его пространстваЕї

Ч ¬ чем про€вл€етс€ то, что €дро Ђ“ихого ƒонаї Ч это Ђкурень и хуторї?

Ч „то представл€ет из себ€ Ђкарта романаї?  акие Ђпространстваї в нем выдел€ютс€ в первую очередь? ¬ чем состоит необычайна€ емкость этих пространств?

 

4. Ђќтчетливо бросаетс€ в глаза, что в Ђ“ихом ƒонеї сосуществуют как бы два хронологических отсчета, условно их можно было бы назвать хронологией Ђвнешнейї и Ђвнутреннейї. ѕерва€ свойственна событи€м, происход€щим, как правило, за пределами хутора “атарского, в большом мире, потр€сенном войнами и революци€ми...ї Ђ— первых же страниц Ђ“ихого ƒонаї и до последних в тексте разбросаны хронологические примеры Ч как пр€мые, так и косвенныеї (—. Ќ. —еманов).

Ч  акие событи€ относ€тс€ к хронологии Ђвнешнейї и какие вход€т в пон€тие хронологии Ђвнутреннейї?

Ч ѕриведите примеры того, как взаимодействуют, соприкасаютс€ событи€ Ђвнешнейї и Ђвнутреннейї хронологии.

Ч  акие Ђхронологические приметыї есть в романе Ђ“ихий ƒонї?  акие из них €вл€ютс€ наиболее важными в каждой из четырех книг?

Ч  аким образом Ђхронологические приметыї характеризуют врем€, описываемое в Ђ“ихом ƒонеї?

Ч  аков характер повествовани€ в романе Ђ“ихий ƒонї?  ак вли€ет на него манера ћ. ј. Ўолохова выдел€ть Ђхронологические приметыї?

 

5. Ћитературовед ¬.  ирпотин писал в 1941 г., что развитие сюжета Ђ“ихого ƒонаї обусловлено Ђпоследовательностью различных ступеней трудового процессаї, что Ђсюжет первой части Ђ“ихого ƒонаї построен на чередовании сельскохоз€йственных работ, завис€щих от чередовани€ времен годаї, что писатель Ђуподобл€ет жизнь казаков жизни органической природыї.

Ч  ак представлены в Ђ“ихом ƒонеї трудовые процессы? ѕочему чередование трудовых процессов обусловливает логику развити€ сюжета романа?

Ч.  ак показана Ўолоховым Ђжизнь органической природыї?  акую роль жизни природы в общей повествовательной ткани Ђ“ихого ƒонаї?

 

6. ћ. ј. Ўолохов признавалс€: Ђ огда € начал писать Ђ“ихий ƒонї, то € убедилс€, что мне при всем желании не удастс€ достигнуть такой композиционной цельности и соответственности, какой хотелось бы. ѕриходилось перемежать огромное количество событий, фактов, людей. ¬ силу этого происходил прорыв, когда о человеке € забывал, и он оставалс€ вне сферы моего внимани€ длительное врем€ї.

Ч  акое впечатление производит Ђперемежениеї? „ему оно служит в романе?

Ч ѕриведите примеры моментов, когда писатель забывает о человеке, который длительное врем€ остаетс€ вне сферы его внимани€? — чем такие моменты св€заны?

Ч ”даетс€ ли автору Ђ“ихого ƒонаї достичь Ђкомпозиционной цельности в соответственностиї?

Ч Ќе распадаетс€ ли роман на отдельные эпизоды, посв€щенные жизни хутор€н, первой мировой и гражданской войнам и т. п.?

 

7.  ритик газеты Ђ∆изнь искусстваї ». ќксенов в 1928 г., обвинил Ўолохова в Ђбытовизмеї, Ђфизиологизмеї, Ђэротизмеї и писал: Ђ—оциальные характеристики героев... местами тер€ют свою отчетливость Ч именно под грузом физиологических мотивовї.

Ч „то в характеристиках героев Ђ“ихого ƒонаї можно считать социальным началом? ≈сть ли социальное обоснование поведени€ и поступков героев в романе?

Ч  акие мотивы поведени€ героев Ђ“ихого ƒонаї, их образа жизни можно назвать физиологическими? явл€ютс€ ли эти мотивы преобладающими в характеристиках героев романа?

 

8.  ритик газеты Ђ∆изнь искусстваї Ѕ. ¬альбе в апреле 1929 г., оценива€ вышедшую в свет вторую книгу Ђ“ихого ƒонаї, замечал, что в ней Ўолохов Ђпренебрегает своим колоритомї, который отличал первые страницы романа, что писатель не Ђвжилс€ї в сложный комплекс фронтовых событий, что он лишилс€ Ђпривычной творческой базы бытового жанра, распылилс€ среди вороха газетной хроникиї.

Ч —охран€етс€ ли во второй книге Ђ“ихого ƒонаї шолоховский колорит, присущий первой книге романа?

Ч ¬ чем про€вл€етс€ тот факт, что в первой книге Ђ“ихого ƒонаї была сво€ Ђбаза бытового жанраї, а во второй ее уже нет?

Ч  ак показаны во второй книге Ђ“ихого ƒонаї фронтовые событи€?  ак про€вл€етс€ тот факт, что писателю не удаетс€ показать весь комплекс фронтовых событий?

Ч ƒействительно ли описание военных событий во второй книге романа €вл€етс€ выдержками из Ђвороха газетной хроникиї?

 

9.  ритик журнала ЂЌасто€щееї в статье под названием Ђѕочему Ўолохов понравилс€ белогвардейцам?ї (1929) писал: Ђ«адани€ какого же класса выполнил, затушевыва€ классовую борьбу в дореволюционной деревне, пролетарский писатель Ўолохов? ќтвет на этот вопрос должен быть дан со всей четкостью и определенностью. »ме€ самые лучшие субъективные намерени€, Ўолохов объективно выполнил задание кулака... ¬ результате вещь Ўолохова стала приемлемой даже дл€ белогвардейцевї.

Ч ¬ чем про€вл€етс€ симпати€ Ўолохова к кулакам?

Ч ѕочему критик, утверждал, что Ђ“ихий ƒонї оказалс€ приемлемым Ђдаже дл€ белогвардейцевї?  ак это характеризует позицию автора романа?

Ч ƒолжно ли художественное произведение об€зательно должно выполн€ть задание какого-то класса?

 

10. «ападногерманский критик √. Ўпрейт писал (1960): Ђ“ихий ƒонї Ч это не начало советского искусства, а последний плод старой традиции...  ак коммунист, Ўолохов говорит о всепобеждающей силе социалистического стро€. Ќо как художник он видит его темные стороны, преломл€ющиес€ в отдельных человеческих судьбах. ќтсюда частый у Ўолохова трагический колоритї.

Ч явл€етс€ ли Ђ“ихий ƒонї книгой Ђо всепобеждающей силе социалистического стро€ї?

Ч  акие Ђтемные стороныї нового стро€ видит Ўолохов и преломл€ет их Ђв отдельных человеческих судьбахї?

Ч ќ какой Ђстарой традицииї русской литературы можно говорить в св€зи с романом Ђ“ихий ƒонї?

 

11. ћ. —еймур-—мит пишет о Ўолохове: Ђќн описывает мир и событи€ такими, какими их воспринимает. » на практике оказалось, что он лишил гражданскую войну ее ореола, независимого от того, с какой стороны он ее наблюдал; он возвысилс€ до гуманизма, который стал одним из наиболее дефицитных товаров. ќн судил о вещах, став€ себ€ в большей или меньшей мере Ђнад схваткойї.

Ч ѕриведите примеры того, как в изображении Ўолохова гражданска€ война лишаетс€ Ђореола, независимо от того, с какой стороны ее наблюдатьї?

Ч  ак про€вл€етс€ позици€ автора неизменно находитьс€ Ђнад схваткойї?

Ч ¬ чем про€вл€етс€ гуманизм Ђ“ихого ƒонаї?

 

12. »спанский литературовед ’осе ћари€ ¬альверде считает, что Ђключ произведени€ таитс€ на его последней странице: √ригорий оставл€ет позади себ€ мир мертвых; чтобы вступить в новый этап своей жизни Ч и жизни вообще, Ч нес€ на руках своего сына как единственное свое досто€ниеї.

Ч „то имел в виду критик, говор€ о том, что Ђ√ригорий оставл€ет позади себ€ мир мертвыхї?

Ч „то говорит о готовности геро€ Ђвступить в новый этап жизниї?

 

13. ’осе ћари€ ¬альверде писал о финале Ђ“ихого ƒонаї: ЂЌичего более не объ€сн€етс€, ничего не решаетс€, не св€зываютс€ нити, чтобы закончить произведение, как это было в эпилоге Ђ¬ойны и мираї... »тог Ђ“ихого ƒонаї в том, что с прошлым покончено, как бы начина€ с ничего, отец и сын вход€т в новое врем€ї.

Ч ƒействительно ли в финале Ђ“ихого ƒонаї Ђничего не объ€сн€етс€, ничего не решаетс€, не св€зываютс€ нитиї?

Ч —делайте сопоставительную характеристику эпилогов Ђ¬ойны и мираї и Ђ“ихого ƒонаї

Ч ¬ чем про€вл€етс€ тот факт, что надо начинать Ђс ничегої, Ђотец и сын вход€т в новое врем€ї?

 

13. Ћитературовед  . ѕрийма пишет: Ђ...ѕафос высокой трагедийности финала Ђ“ихого ƒонаї Ч в смелом и светлом повороте √ригори€ к нам. ƒальнейша€ судьба его неизвестна, но его разоружение, переход ƒона и вступление на наш берег до амнистии строго соответствует правде образа, логике характера √ригори€ и символизирует закономерное сн€тие противоречий между им самим и действительностью...ї Ђ–азговор с ћишаткой символичен и таит в себе луч надежды Ч подтверждение того, что мартовский, подта€вший на ƒону лед выдержал на себе √ригори€ и груз его заблуждений не зр€!ї

Ч ≈сть ли в тексте основани€, дающие ученому право называть Ђповоротї √ригори€ ћелехова Ђсмелым и светлымї?

Ч ¬ чем заключаетс€ Ђправда образаї и Ђлогика характераї √ригори€ ћелехова? ѕочему финал романа им соответствует?

Ч  ак снимаютс€ противоречи€, отраженные в Ђ“ихом ƒонеї, в финале романа?

Ч  аким настроением проникнут у Ўолохова разговор геро€ с сыном? ¬ чем его символизм?

Ч  аково описание природы в финале Ђ“ихого ƒонаї?  акова роль подта€вшего льда в этом описании?

 

”роки 25Ч26 (86Ч87)

—очинение по роману ћ. ј. Ўолохова Ђ“ихий ƒонї

 

ѕримерные темы сочинений:

1. »стоки трагедии √ригори€ ћелехова.

2. ”тверждение вечных ценностей Ч ƒома, “руда, Ћюбви Ч в романе.

3. √ригорий ћелехов в поисках правды.

4. ∆енские образы Ђ“ихого ƒонаї.

5. —тихи€ народной жизни в романе.

6. √ражданска€ война как трагеди€ народа.

 

“езисный план сочинени€

Ђ√ригорий ћелехов в поисках правдыї

 

I. ¬ведение

ќбраз √ригори€ ћелехова как продолжение Ўолоховым традиции русской литературы Ч изображени€ правдоискателей (Ќ. ј. Ќекрасов, Ќ. —. Ћесков, Ћ. Ќ. “олстой, ј. ћ. √орький и др.).

 

II. ќсновна€ часть

1. ’арактеристика образа √ригори€ ћелехова. »стоки характера Ч в истории семьи, в генетических качествах Ч трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.

2. —тремление к нравственной истине Ч основа характера √ригори€. ѕоиск правды, Ђпод крылом которой мог бы посогретьс€ каждыйї.

3. ѕопытка найти смысл в битвах ѕервой мировой войны и разочарование, потер€ точки опоры (убийство австрийца).

4. ”бежденность в истинности Ђправдыї √аранжи. ¬ытравление ее, уход на фронт Ђдобрым казакомї.

5. —тремление обрести правду во врем€ социально-классовых битв Ч исток трагедии √ригори€ ћелехова: Ђ  кому же прислонитьс€?ї ћетани€ √ригори€ между Ђкраснымиї и Ђбелымиї Ч свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать Ђнасто€щуюї правду: Ђќдной правды нету в жизниї.

6. ѕоложение √ригори€ Ђмеждуї и в семье и в обществе:

Ч между старым и новым (первоначальное следование семейным традици€м казачества: подчинение отцу (Ђ ак бат€ї) и последующий уход из хутора, да еще с чужой женой Ч не осознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);

Ч миром и войной (смелость и мужество в сражени€х, осознание Ђстрашной нелепицы войныї, убежденность в противоестественности войны: Ђћоим рукам работать надо, а не воеватьї);

Ч большевизмом и народничеством »зварина (открытость натуры √ригори€, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);

Ч јксиньей и Ќатальей (любовь-страсть к јксинье и любовь к семье, жене, дет€м) Ч отражение его поисков правды, истинного пути, обреченных на трагический исход: Ђ«а что же ты, жизнь, так мен€ покалечила? «а что так исказнила?ї

7. ѕозици€ автора в отношении поисков своего геро€. —тремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие √ригорию. »зображение гражданской войны как трагедии всего народа.

 

III. «аключение

»зображение поисков правды Ђпростымї человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека Ч творческа€ заслуга Ўолохова. ќбраз √ригори€ как концентраци€ основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.

 

IV. “ест по роману ћ. ј. Ўолохова Ђ“ихий ƒонї Ч см. ѕриложение в конце книги

 

–аздел VII. Ћитература периода





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3050 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1037 - | 669 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.