Как сочиняются сказки?
Просто возьмите то, что у вас под рукою. Погремушка? Хорошо, пусть это будет «Сказка про погремушку». Чем не сказочный герой?!
Повернитесь так, чтоб малыш увидел лицо ваше в фас (а не в профиль): так ему удобнее; и скажите что-нибудь ласковым голосом. Он оживился? Значит, участвовать в сказке готов.
Теперь покажите погремушку (расстояние от его глаз до «объекта» – сантиметров двадцать – тридцать). Потрясите её слегка, подождите немного, чтоб взгляд малыша за неё «зацепился». И медленно ведите её горизонтально справа налево (или наоборот), приговаривая: «Вот какая у Машеньки погремушка! Динь – динь – динь…Погремушка пошла гулять…динь – динь – динь…».
Вот и вся сказка. Такой крошке и крохотной сказки вполне хватит, минуты на полторы. (Сосредотачивать своё внимание младенцы дольше пока не могут).
Малыш проследил глазам за погремушкой? Прекрасно. Сказка ему понравилась.
Через какое-то время сказку свою вы можете повторить.
Для двухмесячного младенца вы можете уже усложнить сенсорную информацию, и это поможет ему наблюдать мир вокруг. Возьмите две игрушки и перемещайте их (медленно-медленно) в разных направлениях. Это будет сказка про то, как встретились две погремушки и снова разъехались – разошлись; перемещайте их по очереди.
А в три месяца «героев» можно запустить по разным траекториям, а со временем у сказки появится продолжение.
Пятимесячный малыш с удовольствием послушает сказку про то, «как убежала погремушка»: «Куда же она от нас спряталась? Куда же убежала наша погремушка?.. Поищем, поищем…Да вот она, к Коле под бочок забежала…».
Детка живо выразит вам своё мнение. Собственно, на эту реакцию малыша стоит и ориентироваться. Дети всегда показывают, что им нравится, а чем недовольны.
Старайтесь сказку рассказывать по-разному.
Вполне вероятно, что вашему карапузику понравится сказка, рассказанная, например, шёпотом. Вообще – полезно менять интонации и по-разному говорить с малышом: то громче, то тише, то напевно, речитативом, то таинственно… Это и детский слух тренирует, и помогает маленькому человечку войти в мир звуков, причём легко, непринуждённо войти.
Развиваем речь и мышление
Может быть, кто-то из вас обращал внимание на такую престранную странность: малыш знает уже слово «зайчик» (ещё бы! беленький, мягкий – это его любимая игрушка), но если вы поставите перед ним нового зайца, другого, и спросите: «Где зайка?», и даже скажете: «вот зайка»– он недоумённо поглядит на вас. Дело в том, что мы называем одним и тем же словом разные предметы. Например, говорим: кукла (а кукла может быть и большой и маленькой), мячик (и тряпичный, и футбольный), а для малыша пока слово связано с конкретным предметом. Ваши простенькие сказки помогут понять малышу универсальность слов. А слушая вас, наблюдая за вашими действиями, он учится сравнивать, сопоставлять. Конечно, на там уровне, который доступен для него.
«Жил – был у Ванечки маленький мишка. Вот такой. (Показываете). У него у мишки были ушки («Покажи, где ушки у мишки»), лапки («Покажи, где лапки у мишки…») (и т. д.). Рассмотрели? доставайте следующего: «А вот пришёл большой мишка. «Где у мишки ушки…?.. лапки?.. носик?.. хвостик?..»
Когда ребёнок его как следует изучил, покажите ему обоих медведей одновременно, приговаривая: «Мишка…мишка…Какие у нас мишки…».
Постепенно малыш разберётся, что словом «мишка» мы называем и того, и другого.
«Здравствуйте, мишки!».
Те же манипуляции можно проделать с любыми другими парным игрушками или предметами: вот две чашки, красная и синяя; бутылочки, толстенькая и длинная; мячики, например, теннисный и футбольный и т. п. Такими нехитрыми сказками с демонстрацией предметов вы делаете большое дело: помогаете своему малышу сопоставлять, обобщать, сравнивать и даже делать выводы. (Конечно, на доступном ему уровне).
А если вам показалось, что это не сказки, а обыкновенные игры, что ж, вы правы.
Это, скорее, развитие и тренировка. Вы развиваете малыша и тренируете себя (и своё воображение) – для будущих сказок. А что? Большое всегда начинается с малого. Даже самый великий художник, прежде, чем написать шедевр сначала работает над эскизами.
Где-то месяцев после шести – семи ребёнок овладевает новым замечательным навыком: как манипулировать двумя предметами одновременно. Вложите/дайте по игрушке в каждую ручку малыша. «Кто пришёл? Подружки, подружки-погремушки». Позвенели, развели ручки в разные стороны: «Погремушки разбежались…Куда, куда, идите сюда!». Отпустили ручки – и малыш их тут же сведёт и поднимет, а вы приговаривайте:
«Ой, прибежали наши игрушки – погремушки: привет, погремушки! здравствуйте!». Потрясите и послушайте вместе приятные звуки.
Куклы – перчатки; мишки – пинетки, да ещё с бубенчиками, одетые на ножки малыша – прекрасный повод для незамысловатой сказочной истории. Это для нас она незатейливо-простовата, а для юного человека – просто восторг.
Месяцам к девяти младенец из потока нашей речи уже может вычленять отдельные слова и повторять их за взрослым. (С вашим малышом, вероятно, такое случилось гораздо раньше; мы даём, так сказать, стандартные нормативы). Вычленять – повторять – это целый
этап в развитии. Слова ещё простенькие, но сказка уже получится. Да не простая сказка! такая, которую малыш с вами вместе сумеет рассказать.
Сказка про котёнка:
«Жил да был один котёнок. Он маленький, пушистый. Была у него мама. Как котёнок маму – кошку зовёт? Мяу – мяу…Пришла мама, погладила котёнка и говорит: «Мур – муррр…».
Или – сказка по цыплёнка:
«Жил – был цыплёнок. Он был маленький, пушистый, жёлтый. Мама курочка цыплёнку говорит: «Кушай, цыплёнок, зёрнышки!».
Как цыплёнок зёрнышки клюёт?» И на ладошке малыша показываете: «тюк – тюк», «тюк – тук…». Вскоре он и сам догадается, что надо делать, чтобы поучаствовать в сказке; постучать своими пальчиками по своей (или вашей) ладошке и «потюкать».
Побуждайте малыша повторять за вами звуки и действия. Звукоподражательные слова очень забавно звучат в детском «лексиконе», и чем больше малыш подражает, тем быстрее и легче научится говорить, осваивать настоящие слова.
Чтобы сказка по-настоящему ребёнка заинтересовала и принесла наибольшую пользу, рассказывайте её наглядно. То есть
• показывайте тех героев, о которых идёт речь;
• сопровождайте рассказ действиями, манипуляциями, мимикой;
• меняйте интонации в зависимости от того, от лица кого вы говорите и от того, какой сюжет вы описываете сейчас
• побуждайте активно действовать малыша. И ещё
• как можно больше старайтесь прикасаться к ребёнку. Тактильный контакт очень важен для подрастающего человека: Он
создаёт чувство безопасности у ребёнка и налаживается «обратная связь» с миром, причём на ласковой основе.
Забота, внимание в раннем возрасте влияют на то, станет ребёнок смелым или нервным, пугливым; да и не только на это. В сущности, от этого зависит всё отношение юного человека к жизни. Если, например,
ребёнку не хватало объятий, в будущем запросто могут возникнуть какие-то поведенческие проблемы.
Дети познают мир не так, как мы. Взрослые опираются на слух и зрение и в основном только им доверяют. А ребёнок буквально «впитывает» в себя информацию о мире всеми органами чувств, а кожа – самый большой орган чувств у человека. Так что побольше объятий.
Факт. Кожа малыша в два раза тоньше, чем у взрослых. Телесный контакт одинаково важен и в физиологическом, и в психологическом плане.
Тактильного опыта до того, как малыш родился, у него не было – совсем. Теперь любые прикосновения для младенца – источник информации, они помогают формированию его центральной нервной системы, способствуют образованию всё большего количества нейронных связей, создают мощный поток импульсов, стимулирующих работу всех систем организма.
Тактильный контакт – это
– масса положительных эмоций.
– источник информации
– ваша «обратная связь»
– чувство надёжности и безопасности
...
Пусть ваши сказки будут наглядны, «двигательны» и «тактильны»: малышу важно не только слушать, но и действовать, чувствовать, ощущать.
Театр для младенца
Серафима водит по расчёске пластмассовой палочкой и говорит: «Слышишь, какого я скрипача устроила!»
Скоро малыш отправиться исследовать мир самостоятельно. Посмотреть, потрогать, понюхать, погладить все, до чего возможно дотянуться. Чем больше органов чувств задействовано – тем лучше. Тем богаче впечатления, тем ярче эмоции, тем активнее развивается мозг малыша.
Хотите, чтобы малыш хорошо говорил? Развивайте его речь всеми доступными способами. Самый простой и приятный – рассказывать и играть.
Разыгрывайте почаще сказочные сценки – и очень скоро в вашем доме заведётся «театр одного актёра» (в лице малыша.)., где ваше сокровище – режиссёр, декоратор, звукооператор, работник сцены и великий артист (он/а на всех ролях сразу и всё это одновременно). Присев на корточки / ползая на четвереньках / растянувшись на пузичке на полу, поставит с неподражаемым блеском спектакли и шоу, мюзиклы, футболы и мистерии-буфф..!
А пока:
«Едет машинка (плывёт кораблик) в гости к Ванечке и гудит «би – би-и-и-; («ду-ду-ду…»). А в машинке сидят игрушки, в гости к Ванечке едут. Кто едет в гости к Ванечке? Мишка, собачка…» и т. п. и т. д.(перечисляете пассажиров)
Голоса животных, «технические» звуки – это сейчас как раз то, что надо. Это всё помогает развивать его речь.
А в следующий раз можно историю продолжить. Причём постараться построить сказку так, чтоб малыш принимал в ней активное участие. Попробуем?:
«Едут в машинке в гости к Ванечке мишка, собачка…(кто там у вас ещё в машине поместился? – сажайте всех). Вдруг пошёл дождик: кап – кап – кап. Ой, промокнут зверята! Промокнет мишка, собачка… Кто поможет, кто от дождика спрячет зверят? Ванечка поможет. А как помочь?»
И пусть малыш (с вашей помощью) догадается: вытащит зверят из кузова или машинку поставит в «гараж».
...
Обратите внимание, как часто встречаются в детской сказке повторы: так детям понятнее, они успевают осознать, о ком /о чём идёт речь, соотнести слово и обозначающий его предмет.
Совет: помогать не торопитесь. Дайте время карапузу саму сообразить, что надо сделать. Мы частенько своей торопливостью
мешаем детям просто потому, что нам кажется, что малыши и малышки до решения такой сложной задачки ещё не доросли. И – этим самым тормозим их смекалку (а заодно и инициативу). А вдруг ваш – дорос?
И ещё один аргумент в пользу «подождать – помолчать»: Когда вы не кидаетесь сходу на помощь, а сначала какое-то время понаблюдаете за действиями ребёнка – вы лучше узнаете его способности и особенности.
...
Не делайте за ребёнка то, с чем он может справиться сам.
Вырабатывайте в себе привычку наблюдать, оставляя инициативу за ребёнком! Она вам ещё очень и очень пригодится. Итак: подождали…подождали…ещё подождали… И только тогда, когда вы действительно убедились: не знает, не получается – вот тогда и покажите, начните действие. Да и тогда – будьте готовы в любой момент поддержать малыша, если он проявит хоть малейшую инициативу: «Дождик кап-кап-кап. Мишке мокро в машинке. (пауза). Как же мишке помочь? ( пауза). Мы спрячем мишку от дождика. Нет, дождик мишку не замочит». При такой вашей умной тактике, скорее всего, вытаскивать мишку из машинки малыш уже будет сам. Нет? тогда – вытащили вместе и оставили игрушку в руках малыша. Мишку он куда-нибудь да положит. «Вот молодец, помог мишке, спрятал от дождика, мишка будет сухой!». Не сомневайтесь: в следующем заходе вашей игры ребёнок уж точно поучаствует. «А собачка? Как собачке помочь?». Вы разводите руками, а юный «спасатель» вслед за вами примется и вытаскивать, и укрывать, и спасать. Сам. Сам догадается. Такие незатейливые ситуации, которые поможет создать вам ваша сказка, хорошо тренируют те самые «серые клеточки», мышление малыша.
Обойдёмся без капризов
Иные родители даже не представляют, скольких острых углов в воспитании могли бы они избежать, если бы использовали сказку как главный педагогический приём. От скольких капризов спаслись бы и спасли своего малыша.
Вот малыш сидит на стульчике и размазывает кушанье по столешнице. Можно сказать «ай – яй – яй!» – и немедленно нарваться на неприятности. Ротик закроется, милая мордочка скуксится… Инцидент неизбежен?
А что, если попробовать вот так: делаете большие глаза и говорите слегка нараспев: «А знаешь, что я видела?! Сейчас я тебе расскажу…» – глаза карапуза тут же превратятся в два блюдечка, а ротик открывается сам.
«А в самом деле…что я видела? – лихорадочно соображаете вы между тем, – а…а что мы сейчас едим?». Взгляд на тарелку («так, сегодня горошек и камбала…») – вот и сказка готова.
«Плыла-плыла рыбка-камбала и увидела горошек. Что это? Раньше такие круглые штучки здесь не росли…».
Пока ваше чудо совсем в мелком возрасте, вам не стоит даже голову ломать, чтобы придумать героев своей незамысловатой сказки. Тут принцип простой, проще некуда: «что вижу, то пою». Это может быть ложка, которая подружилась с чашкой. Или ротик, к которому ложечка в гости пришла. Или стол, который взял, да пошёл погулять, «Ванюша приходит, а столика нет на месте…»
Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. (Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не желает подружиться). Наоборот, чем привычней (обиходней) объект, тем интереснее ребенку узнавать про него: для него в мире всё новенькое, всё неизвестное.
Этим и воспользуемся.
Вот вы собираете ребёнка на прогулку. Брючки одели, курточку одели, а ботиночки он вдруг не пожелал обувать. Сил у вас, конечно, хватит, чтобы натянуть эту несчастную обувь, но какими нервами! А зачем нервы тратить?
Берёте ботиночки, ставите на пол и рассказываете своему капризному чуду сказку про «Ботиночки, которые сами пошли гулять». А если вы ещё и покажете, как они к двери самостоятельно пошли – ни
одна детская вредность не выдержит. Малыши – большие собственники, и со своими штучками ни за что не расстанутся.
Вам надо без воплей усадить чадо, например, на горшок, и удержать его там, и что еще важнее, чтоб малыш был не против кое-что там сделать. Например, сколько битв разгорается, когда родители решают – пора! и начинают деятельно приучать карапуза к горшку! И сколько головной боли (себе) и проблем (ребёнку) они формируют. А единственно, в чём по-настоящему надо не промахнуться – в сроках. Если вы убедились, что малыш и физически, и психически до решения «мокрой проблемы» созрел – сочините с ним серию сказок и поиграйте.
Сказка про куклу Катю, которая стала такой большой, что подарила памперсы маленькой куколке Юле, а сама стала делать «пис – пис/ка-ка» на горшок.
Сказка про быстрого зайчика, который быстрее Мишки прискакивал и садился на горшок.
Сказка про мальчика Пупсика, который сам научился писать и сам натягивал на себя штанишки.
Главное тут – проиграть тот порядок действий, который следует совершить малышу. И те положительные эмоции, которые он будет при этом испытывать.
Возможно, вы с некоторой отопью услышите и его первые сказки, когда на ваш строгий вопрос: «Это кто намочил штанишки?», – раздастся «Ку-ка (кукла) или «ми-ся» (мишка). Только не посчитайте это за ложь. Просто ребёнок хорошо оценил важность горшка и правильность сказки. Берите это самую куклу с подмоченной репутацией и… нет, шлёпать не надо. Надо её пожалеть («ах, бедная Катя, ходит в мокрых штанишках!») и попросите малыша показать «бедной Кате», как правильно на горшок садиться и что там положено делать.