Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќачатки школьного образовани€.




“ак почувствовалась московским обществом потребность в книжном знании, в научном образовании, и посе€ны были зачатки школьного обучени€, как необходимого средства дл€ приобретени€ такого образовани€. Ёта потребность поддерживалась все учащавшимис€ сношени€ми с западными государствами, заставл€вшими московскую дипломатию изучать их положение и взаимные отношени€. ¬ ћоскве пытаютс€ завести школы и правительство, и частные лица. ¬осточные греческие иерархи давно не раз указывали московским цар€м на необходимость завести в ћоскве греческую школу и типографию. »з ћосквы искали и просили, с ¬остока предлагали и присылали учителей дл€ этой школы; но дело все как-то не удавалось. ѕри царе ћихаиле едва было и не устроилась желанна€ школа. ¬ 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах »осиф. ≈го убедили остатьс€ в ћоскве и поручили ему переводить на слав€нский €зык греческие полемические книги против латинских ересей, а также на "учительном дворе учить малых роб€т греческому €зыку и грамоте". ƒело не пошло за скорой смертью »осифа; однако мысль основать в ћоскве учебное заведение, которое служило бы рассадником просвещени€ дл€ всего православного ¬остока, не была покинута ни в ћоскве, ни на ¬остоке. Ѕлиз патриаршего двора (в „удовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управл€л грек јрсений, а этот грек приехал в ћоскву в 1649 г., но скоро был сослан по подозрению в неправоверии на —оловки. » ≈пифаний —лавинецкий с јрсением —атановским вызывались в ћоскву, между прочим, "дл€ риторского учени€"; но неизвестно, нашлись ли у них ученики в ћоскве. ¬ 1665 г. трем подь€чим из приказов “айного и ƒворцового велено было учитьс€ "по-латын€м" у западнорусского ученого —имеона ѕолоцкого, дл€ чего в —пасском монастыре в ћоскве построено было особое здание, которое в документах так и зоветс€ "школой дл€ грамматичного учени€". Ќе думайте, что это были насто€щие, правильно устроенные, на наш взгл€д, школы с выработанным уставом, учебными планами и программами, посто€нным преподавательским штатом и т. п. Ёто были случайные и временные поручени€ тому или другому приезжему ученому обучать греческому или латинскому €зыку молодых людей, которых посылало к нему правительство или которые сами хотели у них учитьс€. “аков был первоначальный вид русской казенной школы в XVII в., бывший пр€мым продолжением древнерусского способа обучени€ грамоте: духовные лица или особые мастера брали детей на выучку за условленную плату. ѕо местам частные лица, а может быть и общества, строили дл€ этого особые здани€: €вл€лась как бы посто€нна€ публична€ школа. ¬ 1685 г. в городе Ѕоровске близ торговой площади сто€ла подле городской богадельни "школа дл€ учени€ дет€м", построенна€ местным св€щенником. ћожно думать, что на нужды домашнего или школьного обучени€ рассчитаны были и по€вл€ющиес€ около половины XVII в. учебные издани€: так, в 1648 г. была издана в ћоскве слав€нска€ грамматика западнорусского ученого ћелети€ —мотрицкого, а в 1649 г. перепечатали изданный в  иеве краткий катехизис ѕетра ћогилы, ректора  иевской академии и потом киевского митрополита. „астные лица соперничали с правительством в содействии просвещению. ¬прочем, и эти ревнители просвещени€ принадлежали обыкновенно к правительственному классу. —амым гор€чим из таких ревнителей был доверенный советник цар€ јлексе€, окольничий ‘. ћ. –тищев. ќн устроил под ћосквой јндреевский монастырь, куда в 1649 г. на свой счет вызвал из  иево-ѕечерского и других малороссийских монастырей до 30 ученых монахов, которые должны были переводить иностранные книги на русский €зык и обучать желающих грамматике греческой, латинской и слав€нской, риторике, философии и другим словесным наукам. —ам –тищев стал студентом этой вольной школы, ночи просиживал в монастыре, беседу€ с учеными, училс€ у них греческому €зыку и упросил ≈пифани€ —лавинецкого составить греко-слав€нский лексикон дл€ нужд этой школы.   приезжим южнорусским старцам примкнули и некоторые из московских ученых монахов и св€щенников. “ак возникло в ћоскве ученое братство, своего рода вольна€ академи€ наук. ѕользу€сь своим значением при дворе, –тищев заставл€л некоторых из служащей московской молодежи ходить к киевским старцам в јндреевский монастырь учитьс€ по-латыни и по-гречески. ¬ 1667 г. прихожане московской церкви »оанна Ѕогослова (в  итай-городе) задумали устроить при своем храме училище, не простую приходскую школу грамоты, а общеобразовательное учебное заведение с преподаванием "грамматической хитрости, €зыков славенского, греческого и латинского и прочих свободных учений". ќни подали о том челобитную царю и при этом били еще некоему "честному и благоговейному мужу" быть ходатаем пред царем об их деле, просили благословени€ у патриархов московского и восточных, бывших тогда в ћоскве по делу Ќикона, и, наконец, московский патриарх, преимущественно во уважение к неотступным молени€м того благоговейного мужа, едва ли не того же –тищева, который и внушил мысль об училище, соизволил и благословение дал, "да трудолюбивии спудеи (студенты) радуютс€ о свободе взыскани€ и свободных учений мудрости и собираютс€ во общее гимнасион ради изощрени€ разумов от благоискусных дидаскалов". Ќеизвестно, была ли открыта эта школа.

 

 

ѕќЋќ÷ »….

Ћюди высшего московского класса старались запастись средствами дл€ домашнего образовани€ своих детей, принима€ к себе в домы приезжих учителей, западнорусских монахов и даже пол€ков. —ам царь јлексей подавал пример в этом. ќн не удовлетворилс€ элементарным обучением, какое получили его старшие сыновь€ јлексей и ‘едор от московского приказного учител€, велел обучать их иноземным €зыкам латинскому и польскому и дл€ довершени€ их образовани€ призвал западнорусского ученого монаха —имеона —итиановича ѕолоцкого, воспитанника  иевской академии, знакомого и с польскими школами. —имеон - при€тный учитель, облекавший науку в привлекательные формы. ¬ его виршах можно видеть стихотворный конспект его уроков. «десь он касаетс€ и политических предметов, стара€сь развить в своих царственных питомцах политическое сознание: " ако гражданство преблаго бывает,\ √ражданствующим (правител€м) знати подобает". ќн рисует своим ученикам политический идеал отношений цар€ к подданным в образе доброго пастыр€ и овец: "“ако начальник должен есть творити - \ Ѕрем€ подданных крепостно носити,\ Ќе презирати, не за псы имети,\ ѕаче любити, €ко сво€ дети". »нтерес к переводным и даже подлинным польским книгам вместе с польским €зыком при помощи домашних учителей проникает во дворец московского цар€ и в дома московского бо€рства. —таршие сыновь€ цар€ јлексе€, как € сказал, обучены были €зыкам польскому и латинскому; царевич ‘едор выучилс€ даже искусству слагать вирши и был сотрудником —. ѕолоцкого в стихотворном переложении ѕсалтыр€, переложил два псалма. ќ нем говорили, что он был любитель наук, особенно математических. ќдна из царевен, —офь€, также обучалась польскому €зыку и читала польские книги, даже букву у писала по-латыни. ѕо свидетельству Ћазар€ Ѕарановича, архиепископа черниговского, в его врем€ "царский синклит польского €зыка не гнушалс€, но читал книги и истории л€цкие в сладость". »ные из московского общества старались черпать западную науку из первых источников и тем усерднее, что она стала считатьс€ необходимою дл€ успехов на службе. Ѕо€рин ћатвеев учил своего сына латинскому и греческому €зыку. ѕредшественник его по управлению ѕосольским приказом ќрдин-Ќащокин окружил своего сына пленными пол€ками, которые внушили ему такую любовь к «ападу, что соблазнили молодого человека бежать за границу. ѕервый русский резидент в ѕольше “€пкин отдал своего сына в польскую школу. ¬ 1675 г., посыла€ его в ћоскву с дипломатическим поручением, отец представил его во Ћьвове королю яну —обескому. ћолодой человек произнес перед королем речь, в которой благодарил его "за хлеб, за соль и за науку школьную". –ечь была сказана на тогдашнем школьном полупольском и полулатинском жаргоне, причем, по донесению отца, "сынок так €вственно и изобразительно свою орацию предложил, что ни в одном слове не запнулс€".  ороль пожаловал оратору сотню злотых и 15 аршин красного бархата.

“ак почувствовали в ћоскве потребность в европейском искусстве и комфорте, а потом и в научном образовании. Ќачали иноземным офицером и немецкой пушкой, а кончили немецким балетом и латинской грамматикой. ¬ызванное насущными материальными нуждами государства, западное вли€ние вместе с необходимым приносило и то, чего не требовали эти нужды, без чего можно было пока обойтись, с чем можно было еще повременить.

 

Ћ≈ ÷»я LIV

 

Ќачало реакции западному вли€нию. - ѕротест против новой науки. - ÷ерковный раскол. - ѕовесть о его начале. -  ак обе стороны объ€сн€ют его происхождение. - —ила религиозных обр€дов и текстов. - ѕсихологическа€ его основа. - –усь и ¬изанти€. - «атмение идеи вселенской церкви. - ѕредание и наука. Ќационально-церковное самомнение. - √осударственные нововведени€. - ѕатриарх Ќикон.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1404 - | 1345 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.