Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема понимания архитектурной среды




Архитектурная среда как область существования

Архитектурную среду можно понимать как область существования различных способов жизнедеятельности. Архитектурная специфика этой области выражается в ее особой структурированности, разграничивающей и закрепляющей способы существования мерностью, привносимой из мира архитектуры (ее истории, культуры, профессиональных традиций, социальной роли...), и в раскрытии дополнительных возможностей существованию, извлекаемых из пространства архитектуры (ее теоретической и философствующей мысли, архитектурной изобретательности и воображения...).

Существо архитектурной среды

Здесь среда понимается как мир, снимающий своей внутренней организацией разнородность и противоречивость способов существования. Снятие обеспечивается преимущественно переходом от реальных составляющих области к идеальному состоянию, к образцовости как состоянию культуры, усмиряющей противоречивое и разнородное в мыслительной и исторической возможности их пространственного разнесения и разграничения в объеме мира (другими словами, в пространстве культуры).

Архитектурная среда как возможность

В этом ракурсе архитектурная среда наиболее трудна для понимающей работы, требующей разотождествления привычности объема с необычностью пространства, а также физического пространства, которое есть, с мыслительным пространством, которого может и не быть. Понять необходимо чистую возможность: вне опоры на путь и вне ориентиров в пути, без сопутствующей истории и без видимой перспективы, иначе — понять пространство как чистую абстракцию и чистую форму.

Проблема взаимодействия человека и среды.

Экологический подход: человек – не набор выполняемых им функций, а био–социальное существо, обитающее в определенной среде (естественной и искусственной); вопрос в том, насколько такая среда обеспечивает благоприятные условия человеческого существования. Здесь, однако, мы сталкиваемся с некоторыми методологическими препятствиями.

Предметный мир, с которым человек сталкивается и взаимодействует, в котором живет, – не просто среда, противостоящая ему, как это понимается в биологии, где организм лишь адаптируется к среде. Практически каждый жилой интерьер представляет собой портрет живущего в нем человека, отражает его устремления, вожделения, страхи, идеалы, порывы, которые он каким образом воплотил, опредметил, проявив в этом свою индивидуальность или, наоборот, конформируя с принятыми нормами.

Человек опредмечивает и расширяет себя в продуктах своей деятельности, которыми он стремиться заполнить всё более широкую сферу своего обитания. Таким образом, предметный мир вокруг нас – не просто среда, а продолжение, экспансия организма в его пространственном окружении, и чем дольше, тем более сильная и широкая.

Проблема включения дополнительных средовых критериев.

Специфика этого подхода исключает возможность заранее заданной, однозначной иерархии факторов формирования среды в процессе проектной работы и предполагает относительное равноправие как «случайных» условий и обстоятельств («дух места», причуды «стиля жизни» и т. д.), так и «объективных» предпосылок — функциональных и художественных задач, технологических особенностей, производственных возможностей и пр. Архитектор должен самостоятельно определять круг этих критериев и выстраивать их иерархию в каждом конкретном случае.

Комплексность подхода

Комплексность проектной работы с позиций с.п. привязывает их результаты друг к другу и определяет основную цель творческой деятельности архитектора - дизайнера — достижение функционально - образного единства средовых объектов и систем. Выводя проектировщика к так называемому «средовому искусству», этот подход выявляется в процессе концептуального, экологического и этнокультурного анализа аспектов проектной деятельности. Задача комплексного формирования средовых ситуаций выдвигает в качестве главной проблемы средового подхода вопрос о синтезе средств видов творчества, участвующих в работе, при одновременном выделении среди них проектного лидера.

Концептуальность

Современный средовой подход отложился в профессиональном проектном сознании рядом ценных для сегодняшней практики понятий, наделяя проектную деятельность повышенной концептуальностью. Так, касаясь синтеза архитектуры (как «дальнодействия») и дизайна (как «близкодействия»), он показывает, что их соединение может осуществляться в том числе за счет формирования образа человека на пересечении его пространственных передвижений и реальности среды, в кото рой он себя «собирает». Отсюда необходимость «концептуальной ориентации проектирования» и «концептуальной информатики» как части системы проектирования и образования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.