1. Феномен власти в жизни общества. Основные концепции власти.
2. Власть и политика. Понятие политической власти.
3. Политическая система общества, ее структура, компоненты и функции.
4. Государство как социальный институт и его основные характеристики.
5. Что такое правовое государство, его основные принципы.
6. Демократия и тоталитаризм в социальном опыте ХХ в.
7. Политические технологии в современном обществе. Что такое идеология? Идеология белорусской государственности.
Темы рефератов
1. Феномен власти, ее роль в истории общества.
2. Власть в концепции М. Вебера.
3. Генеалогия власти М. Фуко.
4.Государство и человек: модели взаимоотношений.
5. Проблема соотношения власти и ответственности.
6. Феномен анархизма.
7. Гражданское общество и правовое государство.
8. Тоталитарный режим и тоталитарные общества ХХ в.
9. Идеология и утопия как политические технологии в современном обществе.
10. Мораль и право как регуляторы политической жизни.
Литература
1. Авторханов, А. Технология власти / А. Авторханов. – М., 1991.
2. Анталогiя сучаснай палiтычнай фiласофii. – Мн., 1999.
3. Барулин, В. С. Социальная философия: учеб. / В. С. Барулин. – М., 1999.
4. Вебер, М. Очерки современной политической философии Запада / М. Барулин. – М., 1989.
5. Данилов, А. Н. Власть и общество. Поиск новой гармонии / А. Н. Данилов. – Минск, 1998.
6. Джилас, М. Лицо тоталитаризма / М. Джилас. – М., 1992.
7. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. – М., 1997.
8. Крапивенский, Э. М. Социальная философия / Э. М. Крапивенский. – М., 2002.
9. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.
10. Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1994.
11. Политология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2002.
12. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Поппер. – М., 1992.
13. Теория познания: в 4 т. Познание социальной реальности. – М., 1995. – 4 т.
14. Философия: учеб.-метод. комплекс / под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003.
15. Философия власти. – М., 1983.
16. Яскевич, Я. С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Я. С. Яскевич. – Минск, 2005.
17. Яковец, Ю. И. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. И. Яковец. – М., 2001.
Словарь основных терминов
Авторитарный политический режим – неограниченная власть одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (экономике, культуре).
Власть – способность и возможность одного индивида, группы осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов.
Геополитика (от греч. Geo – земля, politike – политика) – раздел философии политики, посвященный всестороннему исследованию причинно-следственной обусловленности политики государства пространственным, т.е. географическим фактором.
Государство – политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается политический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.
Гражданское общество – это сфера жизни, неконтролируемая государством, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей.
Демократический политический режим – признание народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества над властью.
Доиндустриальное общество – это общество, в котором земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, господствует простое разделение труда, и для него характерна жестко авторитарная система власти.
Индустриальная цивилизация – это общество, характеризующееся крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда, массовым производством товаров, ориентированных на рынок, высокой степенью урбанизации.
Источники общественного развития – это социальные противоречия, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий.
Консерватизм – один из типов идеологии, включающий чрезвычайно скептическое отношение к законодательным переменам и акцентирующий внимание на мудрости традиционных источников власти, а также на порядке и стабильности.
Легитимность власти – законность, авторитет власти, ее соответствие ценностным представлениям большинства граждан.
Либерализм – один из типов идеологии, связавший свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, свободой конкуренции, рынка. Предпринимательства.
Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Политика – это область общественных отношений, включающая в себя отношения между классами, нациями и государствами, а также борьбу классов за власть и руководство обществом.
Политическая идеология – это теоретически систематизируемая совокупность политических идей, взглядов, теорий, содержащая осознанную оценку социальных отношений и различных целевых программ, направленных на сохранение или изменение существующего общественного строя.
Политические отношения – это способ связи государственно-правовых организаций, партий на основе политической деятельности.
Политический режим – это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества и личности.
Политическая система – это система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также нормы, правила и ценности, регулирующие политическое поведение индивидов.
Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) – это общество, характеризующееся демассифицированной продукцией, развитием новых видов промышленного производства, возрастающей ролью знания и информации, а также развитием сферы услуг.
Право – это система общеобязательных, формально определенных гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Революция – это коренное социальное преобразование, затрагивающее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к другому.
Реформа – это ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию.
Социализм – один из типов идеологии, отрицающий значение экономической свободы индивидов, конкуренции, заменяя их политическим регулированием экономических и социальных процессов, установлением государством норм и принципов социального равенства и справедливости.
Социальная динамика – это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, институтах, во взаимодействиях между различными компонентами общества и между индивидами и их группами.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое.
Социальная стратификация – дифференциация людей (групп) на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области дохода, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д.
Социальный институт – стандартизированная форма осуществления социальных функций для поддержания общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то фундаментальной потребности.
Социальный прогресс – это всемирноисторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социально-экономического, культурного развития к более высоким.
Социальный регресс – попятное движение общества, возвращение к предшествующему уровню развития.
Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, элементов культуры, социальных норм и ценностей, образцов и норм поведения, присущих данному обществу.
Социальная система – это упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Социальный статус – это социальное положение, позиция. Занимаемая человеком в обществе.
Социальная структура – это основа общества, представляющая собой совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов.
Тоталитарный политический режим – полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.
Трансформационные социальные изменения (модернизация) – это перемены, происходящие в кризисные эпохи, охватывающие все сферы общества и приводящие к переходу общества на индустриальную или постиндустриальную стадии развития.
Харизма – вера в исключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильное влияние на окружающих людей, подчинять их своей воле.
Циклические социальные изменения – это совокупность явлений, процессов, событий, последовательность которых складывается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени.
Эволюционные социальные изменения – это постепенные качественные перемены, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных подсистемах и общностях, и представляющие собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих. В конечном счете, к изменению всей системы.
ТЕМА 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ (ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ)
Часть 1. Задачи темы, план и содержание лекций
Основной целью изучения данной темы является анализ содержания понятия техника и технология. Их роли и места в развитии социума. А так же ознакомление студентов с современными проблемами философии техники. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Задачи:
1) раскрыть содержание понятия техника и технология;
2) показать истоки и историю их становления;
3) ознакомить с актуальными проблемами философии техники в контексте будущих перспектив цивилизации.
План лекции
1. Понятие техника и технология.
2. Происхождение техники.
3. Природа технического знания.
4. Сущность НТП: оценка роли и места техники в развитии общества.
5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
6. Социальная ответственность ученого и гуманистическое измерение техники.
История развития общества тесным образом связанна с постоянным освоением его природного окружения. Это происходило в результате совершенствования деятельности человека. Одним из важных результатов деятельности человека и общества стало возникновение и развитие техники и технологий, что в свою очередь, обусловило необратимый и поступательный характер развития всего научно-технического прогресса. Сегодня она оказывает все возрастающее воздействие на современную цивилизацию, трансформируя ее в постиндустриальную. Поэтому, техника во всем многообразии связей и отношений с разными сферами и явлениями общества и природы является объектом специального философского внимания.