Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 148 страница




РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл. философ, основатель шотланд­ской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сен­суализма, утверждавших опытное происхождение зна­ния; резко критиковал материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.— «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач. невыво­димых принципов и суждений. В соч. «Опыты об интел­лектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах лю­дей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внеш. мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош, во Франции — П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положе­ния концепции Р. возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистич. философией.

• The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.

• Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fräser Λ. С. Th. Reid, Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D. Stewart, Brux., 1980.

РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель религ. феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений Р.— волевая активность субъекта («Филосо­фия воли» — «Philosophie de la volonte», t. l—2, 1950— 1960). Опираясь на феноменологич. метод и учение Гус­серля о «жизненном мире», идеи Хайдеггера и психоана­лиз Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность» человека, выделяя при этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анали­зе проблемы воли использует т. н. регрессивно-прогрес­сивный метод, позволяющий, по мнению Р., с одной сто­роны, открывать «археологию» субъекта, его укоренён­ность в бытии, а с другой — исследовать его «телеоло­гию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч. существования Р. усматривает в осозна-

РИКЁР 583

нии и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном» исследовании человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего бытие человека. На основе этих прин­ципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает в качестве способа истолкования че­ловека, мира и культуры, т. е. метода историч. (гума­нитарных) наук. В то же время герменевтика Р.— по­пытка объединить на основе религ. идеализма различ­ные способы философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать их с фе­номенологией духа Гегеля (в последние годы — и с фи­лософией языка).

* Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La meta-phore vive, P., 1975; The philosophy of Paul Ricoeur; anantho­logy of his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. * Philibert M., Paul Ricoeur ou la liberte selon 1'esperan-ce, P., 1971; Sens et existence. En hommage ä Paul Ricoeur, P., 1975.

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша,— 30.7.1936, Гейдельберг), нем. фи­лософ, один из основателей баденской школы неоканти­анства. Филос. позиция Р. претерпела сложную эволю­цию. Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе», Р. сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому вначале как всеобщее, безличное сознание. На этой ос­нове Р. решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в познании дей­ствительность имманентна сознанию, однако, согласно Р., существует объективная, независимая от субъекта трансцендентная реальность — предмет веры. Осталь­ную реальность Р. рассматривает как результат дея­тельности безличного сознания, конструирующего при­роду (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы (к-рые по­нимаются Р. как априорные правила рассудка), а ис­тория занимается единичными, неповторимыми явле­ниями и событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается в противопоставлении им генерали­зирующей (обобщающей) т. зр. естествознания, свобод­ной от ценностей, и индивидуализирующего понимания истории, относящегося к ценностям. Истолкование Р. истории как науки направлено против принципа исто­ризма, историч. закономерности и материалистич. по­нимания истории.

Философия, по Р., представляет собой науку о цен­ностях, к-рые образуют «... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии философии», см. в журн.: «Логос», 1910, кн. 1, с. 33), мир трансцендентного смысла. Р. пыта­ется построить систему философии, содержание к-рой составляют анализ отношений бытия и сознания, вза­имоотношения между ценностями и мировоззрением, построенном на основе определ. отношения субъекта к ценности. Наряду с бытием Р. вычленяет 6 сфер (ло­гика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и со­ответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, лич­ная святость).

В работах последнего периода Р., критикуя онтоло­гию Н. Гартмана и Хайдеггера, обосновывал возмож­ность построения рационалистич. онтологии как учения о видах мирового целого, проявлял интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.

* System der Philosophie, Bd l,Tub., 1921; Die Logik des Prä­dikates und das Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprob-leine der Philosophie, Tüb., 1934; в рус. пер.— Границы естеств.-науч. образования понятий, СПБ, 1903; Введение в трансцен­дентальную философию. Предмет познания, К., 19042; Филосо­фия истории, СПБ, 1908; Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей,«Логос», 1914, т. 1, в. 1; Филосо­фия жизни, П., 1922.

• Яковенко Б., Учение Р. о сущности философии, «Воп­росы философии и психологии», 1913, кн. 119; Б а к p а д-

РИККЕРТ

з е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 5; Богомолов А. С., Нем. бурж. философия после 1865 г., М., 1969; Бурда, философия кануна и начала импе­риализма, М., 1977, гл. 2; Faust Α., Η. Rickert und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophie der Gegenwart Tüb., 1927; Miller-Rostowska A., Das Individuelle als Gegenstand der Erkenntnis. Eine Studie zur Gesehichtsmetho-dologie H. Rickerts, Winterthur, 1955.

РИМСКИЙ КЛУБ, междуяар. обществ. орг-ция, соз­данная с целью «углублять понимание особенностей раз­вития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в 1968, пред.— итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, обществ. деятелей, биз­несменов из более чем 30 стран, преим. развитых капи-талистич. гос-в. Осн. направления деятельности: обсуж­дение и стимулирование исследований глобальных проб­лем, содействие формированию мирового обществ. мне­ния в отношении этих проблем, диалог с руководителя­ми гос-в. Осн. формы работы — поощрение спец. иссле-доват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются про­екты соответствующих науч. исследований, принима­ются решения о публикации их результатов, и т. д. Р. к. не финансирует проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие ассигнования служат рекламой.

В 1968—81 при поддержке Р. к. были проведены ис­следования: «Пределы роста» [«The limits to growth», 1972, под рук. Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в кн. Дж. Форрестера (США) «Мировая ди­намика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на пово­ротном пункте» [«Mankind at the turning point», 1974., под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)]; «Пересмотр междунар. порядка» [1976, под рук. Я. Тинбергена (Нидерланды), рус. пер. 1980]; «Цели человечества» [«Goals for mankind», 1977, под рук. Э. Ласло (США)]; «За пределами века расточительства» [«Beyond the age of waste», 1978, под рук. Д. Габора (Великобритания) и У. Коломбо (Италия)]; «Нет пре­делов обучению: сужение разрыва в уровне образования людей» [«No limits to learning: bridging the human gap», 1979. под рук. М. Малицы (Румыния), Дж. Боткина (США) и М. аль-Манджры (Марокко)], «Диалог о бо­гатстве и благосостоянии» [«Dialogue on welth and wel­fare: an alternative view of world capital formation», 1980. под рук. О. Джарини (Италия)]; «Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» [«Boad maps to the future — towards more effective societies», 1981, под рук. Б. Гаврилишина (США)], и др. Члены Р. к. провели также несколько встреч с гос. деятелями ряда стран мира.

Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при сохранении существую­щих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития на протяжении 1-й пол. 21 в. ожи­дается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее — к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория).Эта работа под­верглась критике за игнорирование различий отд. ре­гионов мира и недостаточное внимание к нормативному прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при экстраполяции наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих ра­ботах был принят региональный подход и усилены нор­мативные разработки, но выводы получились не намно­го более оптимистичными. Дальнейшие работы в основ­ном касаются нормативных аспектов и направлены на выявление путей решения конкретных глобальных про­блем. Они также вызвали полемику в среде мировой об­щественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футуроло­гии. Политич. программа Р. к. носит характер либе-рально-бурж. реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомаль­тузианства, неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к. ориентируется на много-иац. финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.

Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р. к. выступают против гонки вооруже­ний, за разрядку междунар. напряжённости, за преодо­ление наиболее хищнич. черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако кон­цепции Р. к. сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов» науч.-технич. и социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление сохранить эти концепции, де­лая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы ро­ста», а на «внутренние» (социальные, психологич., куль­турные, политич. и др.).

Учёные-марксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретико-методологич. базы исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнори­рование необходимости коренных социальных преоб­разований для эффективного решения глобальных проблем.

* Федоров Ю., Р. к.: поиски бурж. реформизма, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1977, № 12; А р а б - О г-л ы Э. А., Демографич. и экологич. прогнозы. Критика совр. бурж. концепций, М., 1978; Бестужев-Лада И. В., Кризис бурж. концепций будущего человечества, M., 1979); Π е ч ч е и А., Человеч. качества, пер. с англ., М., 1980; Л е й-б и и В. М., « Модели мира » и образ человека (критич. анализ идей Р. к.), М., 1982. И. В. Бестужев-Лада.

РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9.1909, Филадель­фия), амер. социолог. Приобрёл известность исследо­ваниями социальной психологии и культуры в США в 20 в. [«Одинокая толпа» — «The lonely crowd», 1950 (совм. с N. Glazer, R. Denney); «Лица в толпе» — «Faces in the crowd», 1952]. По Р., произошёл переход от типа личности, «ориентированной изнутри», т. е. от активного субъекта конкурентной борьбы эпохи свободного пред­принимательства, к личности, «ориентированной извне», т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция «социального характера», по Р., сопро­вождается возникновением апатии, пессимизма, ци­низма, ощущения духовной опустошённости. Р. опи­сывает кризис «амер. деловитости» и распространение «потребит. психологии», поклонения идолам потребле­ния и развлечения. Резко критикуя гос.-монополистич. бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы связанные с услож­нением пром. произ-ва и урбанизацией. Он не видит их обусловленности социально-классовой структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. С позиций бурж. демократизма и абстрактного гуманизма подвер­гает критике милитаризм и антикоммунизм. В Thorstein Veblen, N. Y,—L., 1960; Individualism reconside­red, Glencoe, [1954]; Abundance for what?, Garden City, 1965; The academic revolution, Garden city, 1968 (совм. с С. Jencks). • Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирия, социология, М., 1965; 3 а м о ш к и н Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966.

РИТА (санскр.), в др.-инд. мысли обозначение универс. космич. закона, одно из ключевых понятий др.-инд. культуры ведийской эпохи. Р. определяет преобразова­ние неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение осн. условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира ма­териального и духовного. То, что устроено в соответст­вии с Р., характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» — состоянию, причаст­ному хаосу и связанному со страхом), направленный из­нутри, из некоего центра, вовне. Р. определяет и члене­ние этого пространства на части, к-рые, соединяясь, об­разуют целокупный, контролируемый и законосообраз­ный космос. Посредством Р. достигается порядок круго­вращения Вселенной; поскольку он существует, он благ и истинен. Поэтому и Р. толковалась как истина в самом широком смысле слова (и в этом отношении она сближается, а иногда и совпадает с сатьей). Противопо­ложностью Р, выступает анрита — неупорядоченность как лишённость Р. Р. определяет физич. и нравств. ас­пекты жизни: движение светил, дождь, рост растений,

жизнь животных, людей, деяния богов и т. п. Считалось, что Р. была установлена древнейшими инд. божествами Адитьями, к-рые продолжают охранять её. В послеве-дийскую эпоху усиливается этич. интерпретация Р. Понятие Р. имеет многочисл. типологич. параллели (др.-греч. Дике и др.).

• Ригведа. Избр. гимны, М., 1972, с. 141—42, 146 — 47, 304, 309; L ü d е r s H., Varuna, Bd 1—2, Gott., 1951—59; R a m a k r i-s n a G., The concept of Hta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta Kesari», 1967, v. 54, p. 154—60.

РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с сис­темой социальных отношений и ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения.

Исторически Р. как тип действия сложился в культо­вых системах; в совр. обществах различные, типы Р. действуют также в сферах политич. и социальной органи­зации общества (гражд. обрядность, офиц. торжества, дипломатич. церемониал и пр.). Структуру Р. состав­ляет строго регламентируемая последовательность ак­тов (действий), в т. ч. вербальных (песнопения и т. п.), связанных со спец. предметами, изображениями, текста­ми и осуществляемых в условиях соответствующей мо­билизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы Р. первичны по отношению к индивидуальным; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые психологич. состояния личности в определ. социокультурные рамки. Симво­лич. значение Р., его обособленность от повседневно-практич. жизни подчёркивается атмосферой торжест­венности.

Древнейшая и глубинная основа Р.— символич. пе­реход между различными формами космич. и социаль-го бытия (живое — неживое, человеческое — сверхче­ловеческое, природное — социальное и т. п.). В религ. Р. выражается фантастич. символич. преодоление пре­дельных для соответствующего сознания противополож­ностей (ритуальное изображение воскресения природы и человека, перехода в иную социальную категорию и пр.). В структуре Р. важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва, герой, словес­ная формула. Эта структура составила ядро мифологич. сознания, а в дальнейшем повлияла на различные фи-лос. и художеств. формы.

Секуляризация обществ. отношений и норм лишает Р. ореола священности и таинственности, превращает его в социальную условность, символ признания опре­дел. норм и ценностей. См. также Обычай.

РИХТА (Richta) Радован (р. 6.6.1924, Прага), чехосл. философ-марксист, акад. ЧСАН (1977). Чл. КПЧ с 1945. Директор Ин-та философии и социологии ЧСАН с 1968. В 50-х гг. Р. способствовал утверждению в Че­хословакии марксистской философии. Осн. работы Р. посвящены проблемам науч.-технич. революции, в осо­бенности её социальных последствий, и её влиянию на развитие личности. Р.— один из руководителей автор­ского коллектива совместных сов.-чехосл. работ «Че­ловек — наука — техника» (1973) и «Научно-технич. революция и социализм» (1973).

• Civilizace na rozcesti. Spolecenske a lidske souvislosti vädec-kotechnieke revoluce, Praha, 1969s (соавтор); в рус. пер.— Сво­бода, о к-рой идет речь!, Прага, 1977 (совм. с В. Румлом).

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство Суффолк,— 9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235 епископ Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элемен­тами греко-араб. естеств. наук, в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими рас­пространение на Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о свете как тон-

РОБЕРТ 585

чайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для воз­никновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой к-рой является свет и самораспространение к-рой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной — крайний пре­дел возможного распространения этой точки; эта грани­ца, твердь, отражает свет, и отражённый свет в обрат­ном движении организует всю Вселенную, образуя не­бесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются в Земле.

Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении мате­матики (прежде всего геометрии) для изучения природы.

Первый свет — это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходя­щее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.

Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телес­ными проявлениями, первый свет и заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. позна­ние может осуществляться и менее совершенным об­разом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении ус­матриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и сос­тоит в последоват. отделении (абстрагировании) ак­циденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математи­ки в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.

• The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.

• B a u r L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Münster, 1917; С r o m h i е А. С., Robert Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.

РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене (23.6.1735, Ренн,— 24.1.1820, там же), франц. философ-материа­лист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуи­тами, Р. издал осн. произв. «О природе» (1761—66, рус. пер. 1935), к-рое ввело его в среду деятелей Просве­щения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь П. Бей-ля, 5 тт. дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Р. при­ветствовал Великую франц. революцию и в начальный её период участвовал в политич. борьбе. Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. Материю считал одушевлённой (гилозоизм): все тела природы обладают животными функциями — питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ. на вершине к-рой находится чело­век, Р. в нек-рой мере предвосхитил эволюц. теорию. Стремление построить законченную филос. систему, умозрительность рассуждений, использование схолас-тич. определений и понятий сближает Р., к-рый, по сло­вам Маркса и Энгельса, «... сохранил ещё связь с мета­физикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 в. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро

РОБИНЕ

и др.). Органистич. идеи Р. оказали влияние па натур­философию Шеллинга и частично Гегеля.

• В рус. пер.— Филос. рассуждение о человеке и его превос­ходствах..., Воронеж, 1800.

* В а с и л ь е в С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.—Л., 1935; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.— Л., 1935, с. 136—65; С и т к о в-ский Е., Философия Ж.. Б. Р., М., 1936; А l b er t R., Die Philosophie Kobinets, [Lpz.J, 1903.

РОД, см. в ст. Вид и род,

РОД, группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или от­цовской), но большей части осознающих себя потомка­ми общего предка (реального или мифического), нося­щих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероят­нее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу за­кона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделе­ния последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии.

Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особен­ности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущ­ность родового строя с такими характерными его черта­ми, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.

Согласно одной из распространённых в сов. науке т. зр. родовое общество проходит последовательно два этапа развития — эпоху материнского и эпоху отцов­ского Р. В материнском Р. производств. отношения лю­дей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Р. в это время был эконо-мич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко второму этапу родового строя — эпохе от­цовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой обще­ства становится большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-об­рядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархаль­ные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Скла­дывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти изменения постепенно приводят к окончатель­ному распаду родовых отношений, к-рые сменяются классовыми.

Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был производств. ячейкой, а имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или отцовской форме в за­висимости от конкретных условий, а не от этапа разви­тия. Экономич. ячейкой общества и важнейшим социаль­ным организмом была община, включавшая в силу зако­на экзогамии представителей разных Р.

• Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее об­щество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941;Эн-гельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., Л., 19352; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М, 19742; Первобытное общество, М., 1975; Б о p и с к о в-ский П. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792 Файнберг Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980.

РОДЖЕРС (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Ил­линойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при к-рой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», бе­рущего на себя ответственность за решение собств. проблем путём активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две системы ре­гуляции поведения: организм, стремящийся сохранить

и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, к-рая складывается из системы воспри­ятий и оценок личностью своих черт и отношений к ми­ру. При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споём осознании либо подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гу-манистич.», психологич. сложившаяся под влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, при­обрела в 1950—60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдиз­мом и бихевиоризмом) в исследовании человеч. пове­дения.

• Psychotherapy and personality change, Сhi., 1954; A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of per­sonality, N. Υ., 19722.

• Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Hall С. S., L i n d z eу G., Theories of personality, N. Υ., 19702.

РОЗЕНТАЛЬ Марк Моисеевич [6(19).2.1906, с. Устье Подольской губ., ныне Винницкой обл.,— 2.2.1975, Мо­сква], сов. философ, засл. деят. науки РСФСР (1966), проф. (1940). Чл. КПСС с 1925. Окончил Ин-т красной профессуры (1933). С 1933 вёл науч.-исследоват. и пре-подават. деятельность. В 1933—41 зам. ответств. ред. журн. «Лит. критик». С 1946 работал в Академии обществ.

наук при ЦК КПСС. Осн. работы в области диа­лектического материализма, эстетики, истории фи­лософии.

* Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич. диалектика, [М.], 1937;. Филос. взгляды Н. Г. Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы диалектич. логики, М., 1960; Ленин и ди­алектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. раз­витие, М., 1965; Диалектика «Капитала» Маркса, М., 1967; Диалектика ленинского исследования империализма и револю­ции, М., 1976.

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855, Стреза), итал. философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della santo Chiesa», 1848, переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в1849 в папский «Индекс запрещённых книг». В фи­лософии Р.-С. принадлежит одна из наиболее влия­тельных в католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ. философии — осо­бенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и августинианства. Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой идее потенциального бытия бога («Но­вый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull' origine delle idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. яви­лись одним из истоков т. н. христ. спиритуализма — идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (Μ. Ф. Шакка и др.).

* Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario filosofico, Trapani, 1968. * Э p н В. Ф., Розмини и его теория знания, M., 1914; S с i-acca M. F., Interpretazioni rosmmiane, Mil., 19632; B e r-g a m a s с h i C., Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.

POЙC (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Ка­лифорния,— 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а также англ. неогегельянца Т. Грина. Р. раз­вивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-рой отд. личности в совокупности составляют «универс. со­общество», выполняющее волю «абс. личности», влеку­щей людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в политич., экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-во Р. считал воплощением воли «аб­солюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по от-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.