Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 117 страница




* Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; е г о ж е, Диалектика природы, там же; Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., Соч, т. 2, М., 1978; К о т a p б и н ь с к и й Т., Избр. произв., пер спольск., М., 1963, с. 559—64, 627—37; Горский Д. П., О., М., 1974; Попа К., Теория О., пер. с рум., M., 197B.

Д. П. Горский.

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ, одно из осн. понятий методо­логии дедуктивных наук, связанное с особенностями и возможностями языковых средств описания и форма­лизации, а также с аксиоматич. построением теорий. Различают О. синтаксическую и семантическую (см. Синтаксис и Семантика). Понятие синтаксически оп­ределимо в данной теорий, если на её языке можно записать явное (номинальное) определение этого по­нятия через др. понятия той же теории, причём такое, что его (определения) замыкание доказуемо в данной теории. Т. е. понятие синтаксически определимо, если возложен перевод содержащих это понятие вы­ражений (аксиом, теорем) теории в дедуктивно экви-валентные выражения той же теории, в к-рых опреде­лимое понятие всюду замещено понятиями, его опре­деляющими. Синтаксич. О. — это вопрос о связи понятий (терминов) теории, подобный вопросу о связи её утверждений по отношению выводимости. Поэтому теоретически важно иметь общий метод доказательст­ва О. или её отрицания. Именно такой метод дают тео­ремы об О. Э. Бэта и В. Крейга, устанавливающие эк­вивалентность синтаксич. О. и нек-рых ограничит. условий на характер моделей теории. Обе эти теоремы апеллируют к понятию семантич. О. (введено А. Тар-ским, 1933), к-рая относится к выразит. возможностям языка теории, к связи понятий (терминов) теории

с действительностью. Семантич. О, означает «ото-бразимость» в теории объектов действительности (в т.ч. и абстракций — свойств, множеств, отношений и т. п.), свидетельствуя о наличии их «языковой моде­ли». Понятие к.-л. содержательной области семанти­чески определимо в теории, если найдётся формула (выражение), переводящая это понятие на язык тео­рии (причём такая, что её замыкание выполнимо в ука­занной содержательной области). Про объекты об­ласти, семантически определимые в теории, говорят, что они определимы в этой области. Хотя синтаксич. и семантич. О. различны, их можно поставить в связь в метаязыке, полагая зависимость семантич. О. объек­та в области от истинности синтаксич. определения этого объекта в той же области.

• Л и н д о н Р., Заметки по логике, пер. с англ., М., 1968, с. 113—16; Клини С. К., Математич. логика, пер. с англ., М., 1973, с. 432—40; Садовский В. Н., С ми p н о в В. А., Полная и неполная О. в теориях первого порядка, в кн.: Мето­ды логич. анализа, М., 1977.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ,

категории марксистской философии, выражающие со­бой противоположности, единством и взаимопроникно­вением к-рых является человеч. предметная деятель­ность. Опредмечивание — это процесс, в к-ром человеч. способности переходят в предмет и во­площаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). Деятельность опредмечивается не только во внеш. результате, но и в качествах само­го субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Распредмечивание — это процесс, в к-ром свойства, сущность, «логика предмета» становят­ся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются пред­метным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, к-рые он тем самым включает в свой обществ. мир. О. и р. раскрывают внутр. динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеч. деятельностью.

О. и р. заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из не­го такие изменения, к-рые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит её ценнос­ти; в-третьих, совершается О. и р. самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в меж­человеческие отношения, в историческую связь с об­ществом.

Открытие К. Марксом категорий О. и р. имеет фунда­ментальное значение для исследований в области филос. проблемы человека, для осмысления принципов и перспектив коммунистич. воспитания.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ, доказательство ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предполо­жений или доказательств. Логику преим. интересует О. доказательства — наиболее важный вид О. По­добное О. можно осуществлять, 1) опровергая тезис доказательства, 2) опровергая аргументы доказатель­ства, 3) опровергая способ доказательства. При О. тезиса либо устанавливают его ложность (посредст­вом указания противоречащих ему фактич. обстоя­тельств или вывода из него ложных следствий), либо строят самостоят. доказательство антитезиса — суж­дения, противоречащего тезису. При О. оснований до­казательства или его аргументов используют те же приёмы, что и при О. тезиса. При О. формы доказа­тельства выясняют, что тезис логически не следует из аргументов. Наиболее сильным является О. тезиса

ОПРОВЕРЖЕНИЕ 461

доказательства. О. аргументов или способа доказа-тельАва сами по себе не устанавливают ошибочности доказываемого тезиса и могут способствовать поиску его корректного доказательства. Процедура О. ши­роко используется во всех областях познават. деятель­ности человека, являясь её рациональным критич. элементом.

* А с м у с В. Ф., Учение логики о доказательстве и О., М., 1954; Л а к а т о с И., Доказательства и О., пер. с англ., М., 1967.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, ха­рактеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или не­гативного отношения к сущему и ожиданий от буду­щего. В этом отношении проявляются общая духов­ная атмосфера эпохи, особенно в периоды социальных сдвигов, а также умонастроения обществ. групп и классов, идеология к-рых выражает их восхождение к господству и стремление переустроить общество на более справедливых началах или, наоборот, — упа­дочные настроения классов, сходящих с историч. аре­ны (напр., совр. буржуазия). О. и п. — это ценностная (см. Ценность) сторона мировосприятия, в ней мир ос­мысливается лишь с т. зр. соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Это общий тон и настрой, пронизывающий конкретное содержание представлений, но не обуслов­ливающий его строго однозначно. О. и п. могут быть присущи как непосредственно-чувств. мироощущению, так и мировоззрению в целом. В первом случае это светлый или мрачный эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего, радостное приятие су­ществующего или настроение безысходности. Во вто­ром — это учение о «сущности» мира, где добро и зло часто онтологизируются, изображаются как незави­симые друг от друга начала мира, а борьба между ними — как внутренняя пружина или смысл налич­ных явлений, происходящих событий, истории в це­лом.

Марксистское мировоззрение не имеет ничего общего с идеалистич. и метафизич. концепциями О. и п. Науч. взгляд на историю не допускает истолкования развития человечества, в к-ром историч. восхождение изобража­ется лишь как внеш. проявление борьбы двух изначаль­но существующих абс. начал — добра и зла. Представ­ление о том, что мир в целом «идёт к лучшему», харак­терно для обыденного сознания. Предел этого движе­ния (окончат. победа добра над злом) заключает в себе логич. противоречие, т. к. добро и зло — понятия со­относительные и такое идеальное совершенство мира означало бы конец истории. В действительности мысль о борьбе добра со злом имеет смысл только применитель­но к конкретному историч. моменту, и победа добра реально может означать только решение к.-л. социаль­ной проблемы, переход от не удовлетворяющего че­ловека состояния к лучшему будущему, к-рое вы­ступает как цель социального действия. По словам В. И. Ленина, «... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (ПСС, т. 29, с. 195). Понятие обществ. прогресса в марксист­ской науке имеет в виду историч. восхождение обществ.

жизни, человеч. жизнедеятельности ко всё более высоким (усложняющимся, более универсаль­ным, свободным, сознательным и т. п.) формам, изме­ряющееся не степенью осуществления раз и навсегда данных понятий справедливости, счастья, благоденст­вия или извечной сущности человека, а практич. ре­шением задач, стоящих перед обществом в каждый ис­торич. момент (напр., социалистич. революция, строи­тельство нового общества). Это движение бесконечно (коммунизм есть начало подлинной истории), и каж-

ОПТИМИЗМ

дая его новая ступень относится к прошлой как раз­решение её противоречий и коллизий, т. е. как более совершенная. Поэтому оптимистическим является марксистское мировоззрение, выдвигающее идеал ком­мунизма и пути его осуществления.

ОПЫТ, основанное на практике чувств.-эмпирич. по­знание действительности; в широком смысле — един­ство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сен­суализма, согласно к-рым чувств. данные являются единственно надёжным источником знания, и поэто­му в знании нет ничего такого, чего раньше не было в чувствах. Представители идеалистич. эмпиризма (Беркли, Юм) ограничивали О. совокупностью ощу­щений, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистич. эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гельвеции) исходил из того, что ис­точником О. является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия „опыт" разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. П., ПСС, т. 18, с. 153). В противопо­ложность эмпиризму, представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что логич. мыш­ление не может базироваться на О., т. к. он даёт не­ясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум обладает способностью к интел­лектуальной интуиции — постижению истины непо­средственно, минуя чувств.-эмпирич. уровень позна­ния.

В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в нем. классич. фило­софии. Кант подверг критике как положение рацио­налистов об интеллектуальной интуиции, так и по­пытки сенсуалистов вывести общие понятия из прос­той совокупности чувств. данных. Согласно Канту, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря к-рым осуществляется синтез ощущений, их категориальное упорядочение по схеме, производимой продуктивным воображением. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуров­невый процесс. Однако у Гегеля О. идеалистически выводится из движения сознания, к-рое ставит перед собой цель. Он считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с по­ставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете; этот процесс и составляет О.

В бурж. философии 20 в. получили распростране­ние субъективно-идеалистич. концепции, нередко вы­двигающие понятие О. в гносеологич. отношении на первый план. При этом утверждается, что монистич. воззрения как материалистов, так и идеалистов долж­ны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, к-рый устраняет из филос. оборота кате­гории материи и сознания, заменяя их категорией «чис­того опыта» (махизм). В. И. Ленин в работе «Мате­риализм и эмпириокритицизм» показал несостоятель­ность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма.

Разновидностями субъективно-идеалистич. трактов­ки О. являются прагматизм и инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), эк­зистенциализм (О. как внутренний мир непосредствен­ных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективном содержании знания как псев­довопроса).

В противоположность идеализму и в отличие от со-зерцат. метафизич. материализма, диалектич. материа­лизм исходит из того, что О. обладает объективным со­держанием, зависящим от развития практич. и позна­ват. деятельности людей в ходе преобразования ими внеш. мира и самих себя. Понятие О. соотносится, т. о., с категорией практики как результат деятельно-

сти людей, включающий совокупность исторически сложившихся умений и знаний.

Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существ. характеристику обществ. разви­тия. Он объективируется в предметной и языковой фор­мах, в ценностях культуры. О. как результат прак-тич. и познават. деятельности человека отражает уро­вень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их историч. развития. Марксизм-ленинизм яв­ляется науч. обобщением и обоснованием О. революц. борьбы рабочего класса и всех трудящихся за соци­альное освобождение, строительства социализма и коммунизма.

Термин «О.» употребляется также в узком смысле для обозначения таких методов науч. исследования, как наблюдение я эксперимент.

• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; К оп н и н П. В., Гносеологич. и логич. основы науки, М., 1974; Панов В. Г., Чувственное, рациональное, О., Μ., 1976; Ш в ы p e в B.C., Теоретическое и эмпирическое в яауч. познании, М., 1978; Лекторский В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980; см. также лит. к ст. Теория позна­ния. В. Г. Панов.

«ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ» («An essay concerning human understanding»), осн. филос. соч. Локка, над которым он работал почти 20 лет (преим. в Голландии). Первое изд. было опубл. в 1690 в Лон­доне. В «Опыте» содержатся гл. идеи Локка по вопро­сам теории познания, философии языка, логики и пси­хологии. В 1-й кн. даётся развёрнутая критика идеа-листич. учения о врождённых идеях. Во 2-й кн. с по­зиции материалистич. сенсуализма Локк анализи­рует человеч. опыт, развивает учение о простых и сложных идеях, в духе механистич. материализма решает проблему первичных и вторичных качеств. В 3-й кн. разрабатывается концептуалистское учение о природе языка. 4-я кн. посвящена анализу познават. процесса и проблеме истины; в ней рассматриваются учение о степенях достоверности нашего знания (зна­ние интуитивное, демонстративное, чувственное) и понятие вероятности.

Лучшее совр. издание «Опыта» подготовлено W.Yol-ton (1961). Франц. и лат. пер. вышли в свет соответст­венно в 1700 и 1701, нем. пер. в 1755. На рус. яз. «Опыт» был впервые издан в 1898; он вошёл в кн.: Локк Дж., Избр. филос. произв., т. 1, I960.

ОРГАНИЗАЦИЯ (франц. organisation, от позднелат. organize — сообщаю стройный вид, устраиваю), 1) внутр. упорядоченность, согласованность взаимо­действия более или менее дифференцированных и ав­тономных частей целого, обусловленная его строением.

2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3) Объединение людей, совмест­но реализующих нек-рую программу или цель и дейст­вующих на основе определ. процедур и правил.

Понятие О. употребляется применительно к биоло-гич., социальным и нек-рым технич. объектам (обычно в общем контексте с понятиями структуры и системы). В понятии О., как правило, фиксируются динамич. закономерности системы, т. е. относящиеся к функ­ционированию, поведению и взаимодействию её частей. Различают два аспекта О.: упорядоченность и направ­ленность. Упорядоченность определяется количест­венно как величина, обратная энтропии системы. На­правленность О. характеризует соответствие (или не­соответствие) системы условиям окружающей среды, целесообразность данного тина О. ст. зр. поддержания нормального функционирования системы и т. п.

Хотя проблематика О. издавна рассматривалась в науч. знании, но только к нач. 20 в. в биологии и психологии было показано, что объекты, существенно различные по составу, могут демонстрировать сход­ные свойства благодаря общности в способах О. Ши­рокое разнообразие процессов и форм О. стимулировало попытки построить общее учение об О. Одной из пер­вых концепций такого рода явилась тектология (все­общая организационная наука), сформулированная (в 1913) и разработанная А. А. Богдановым, к-рый дал общее описание весьма разнообразных процессов возникновения и распада О. Позднее обобщённый подход к проблемам О. нашёл выражение в кибернети­ке и в общей теории систем.

В биологии обращение к проблемам О. позволило сделать важный шаг к преодолению антитезы вита­лизма и механицизма. Понятие О. дало возможность рационально объяснить целостность и качеств. своеоб­разие биологич. объектов. Осознание важной роли О. в живых системах привело к тому, что изучение тех взаимосвязей и взаимодействий между частями, к-рые обеспечивают динамич. устойчивость биологич. объек­тов в условиях изменчивой среды, превратилось в одно из осн. направлений познания живого. Другая линия развития представлений о биологич. О. связана с рас­ширением границ биологич. познания, с проблемой О. всей живой природы как целого. Непосредств. выра­жением такой постановки проблемы явилось представ­ление об иерархии уровней О. живой материи, в связи с чем особую актуальность приобрёл вопрос о соотно­шении общих и особенных закономерностей эволюции жизни на разных уровнях её О. (одноклеточные орга­низмы, многоклеточные и надорганизменные).

Понятие социальной О. в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отд. индивидов и социальных групп. Разно­образные механизмы социальной О., охватывающие все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны соци­альной системы. Эти механизмы, во-первых, через со­циализацию и усвоение индивидами норм и ценностей, господствующих в данной социальной системе, созда­ют условия и предпосылки участия людей в обществ. отношениях и, во-вторых, через социальный контроль и систему санкций призваны влиять на индивида таким образом, чтобы направленность и характер выбирае­мых им действий не выходили за рамки допустимого в данной системе.

В более узком смысле социальная О. — это относи­тельно автономная группа людей, ориентированная на достижение нек-рой заранее фиксированной цели, реализация к-рой требует совместных и координиро­ванных действий. Характерной особенностью таких развитых О. является наличие в них специаяизиров. персонала, прошедшего соответств. подготовку и выпол­няющего функцию управления.

Развитие крупных О. — объективная потребность совр. обществ. произ-ва. Однако она вступает в проти­воречие со стихией бурж. общества, построенного на частнособственнич. основе. Конкурентная борьба, происходящая на уровне гигантских О. (монополий), вызывает особенно разрушительные социальные и экономич. последствия. Прогрессирующее разделение труда, усложнение технологич. процессов, концентра­ция произ-ва и образование крупных О., а также уси­ливающаяся и принимающая всё более изощрённые формы эксплуатация трудящихся сопровождаются значит. ростом адм.-управленч. персонала, появле­нием у него множества новых функций и резким повы­шением требований к эффективности его организатор­ской деятельности.

Первые исследования в области социальной О. в бурж. обществоведении носили сугубо прикладной и нормативный характер и имели целью рационализацию организац. и управленч. деятельности. Ф. Тейлор (США, 1911) положил начало изучению оптим. способов распределения адм. функций и ответственности между

ОРГАНИЗАЦИЯ 463

звеньями управленч. аппарата. Высоко оценив рацио­нальные стороны концепции Тейлора, В. И. Ленин показал, что она вместе с тем служит средством уси­ления капиталистич. потогонной системы извлечения прибыли (см. ПСС, т. 23, с. 18—19, и т. 36, с. 189—90). Нем. социолог М. Вебер предложил идеальную модель бюрократии — предельно рационализиров. системы управления и руководства — и сформулировал прин­ципы, на к-рых должны строиться отношения в такой системе. В этих исследованиях акцентировалась фор­мальная сторона социальной О.: необходимость строгой регламентации отношений между работниками и фик­сации их в спец. предписаниях. В кон. 30-х гг. рядом исследователей (Ч. Бернард, Ф. Рётлисбергер и У. Дик­сон) было установлено влияние неформальных, лич­ностных отношений между работниками на эффектив­ность и производительность труда. Складывающаяся спонтанно неформальная О., основанная на прямых контактах между работниками, является неизбежным и существ. дополнением формальной.

В сер. 20 в. круг проблем, затрагиваемых в исследо­ваниях социальной О., непрерывно расширяется: изу­чаются потоки информации, используемой для выработ­ки решений, механизм выдвижения, принятия и изме­нения целей, а также расхождения между действитель­ными и декларируемыми целями О., критерии эффектив­ности неприбыльных О., проблемы внутриорганизац. конфликта и изменения О., мотивация деятельности управленч. персонала и т. д. Новейшие тенденции в об­ласти социальной О. в капиталистич. странах связаны с широким внедрением вычислит, техники и новых методов обработки информации и принятия решений (моделирование, линейное и динамич. программиро­вание, теория игр и решений, системный анализ и т. п.), а также с конструированием целевых О. для выпол­нения специализиров. социальных, науч.-технич. и воен. программ.

Принципиально новое значение проблемы соци­альной О. приобрели в теории марксизма-ленинизма, в практике социалистич. революции и социалистич. и коммунистич. строительства. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что социализм неизбежно приходит на смену капитализму именно в силу своего превос­ходства в уровне О. обществ. произ-ва. Ленин обосно­вал учение о пролет. партии как высшей форме поли-тич. О. трудящихся. В трудах Ленина всесторонне освещены такие принципиальные теоретич. проблемы О. и управления, как принципы демократич. центра­лизма, контроль за деятельностью аппарата управления и борьба с бюрократич. тенденциями. Ленинские идеи получили дальнейшее развитие в теоретич. и лрактич. деятельности КПСС, к-рая постоянно исходит из то­го, что сама природа социалистич. строя требует мак­симальной О. всех сторон обществ. жизни, подчинения их сознательно планируемым преобразованиям. Этой цели служат широкие мероприятия по совершенство­ванию управления экономикой и социальным разви­тием, а также деятельность массовых обществ. О. и производств. коллективов.

* Ленин В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; его же, Лучше меньше, да лучше, там же; Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление, M., 19722; Т а х т а д ж я н А. Л., Тектология: история и проблемы, в кн.: Системные исследования. Ежегод­ник 1971, М., 1972; Хайлов К. М., К эволюции теоретич. мышления в биологии: от моноцентризма к полицентризму, там же, М., 1973; Афанасьев В. Г., Системность и общество. М., 1980; E t ·/. i о n i Α.. A comparative analysis oi complex organizations, Ν. Υ., 1975; Aldrich Η. Ε., Organizations and environments, Englewood Cliffs (N. J.), 1979; Handbook of organizations, ed. J. G.March, Chi., 1965; Likert R., The human organization, N. Y., 1967. Б. Г. Юдин.

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, группа концепций в области философии естествознания и методологии

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ

науч. познания, использующих понятия организма и организации (и связанный с ними понятийный аппа­рат) для решения проблем структурных уровней и возникновения новых качеств.О. т. в той или иной сте­пени близки к организмич. установкам, разработанным в органицизме, однако различные организмич. концеп­ции выдвигались задолго до того, как органицизм был сформулирован и нашёл последоват. выражение в тео­ретич. биологии и общей теории систем. К числу О. т. могут быть причислены биологич. воззрения Аристо­теля, ряда ср.-век. учёных, а также Шеллинга и Ге­геля. В сер. 19 — нач. 20 вв. под влиянием успехов эволюц. теории и кризиса механистич. установок в нау­ке возникла тенденция к истолкованию в качестве организма объектов гуманитарных наук: языка (А. Шлейхер), произведения иск-ва («органич. критика» А. А. Григорьева), общества (Спенсер; органич. школа в социологии). В 20 в. появились новые О. т., носящие специально-науч. характер (гештальтпсихология; «ор-ганизмальная биология» У. Риттера, 1919; организ­мич. интерпретация зоопсихологии К. Л. Морганом, 1921—22), а также неправомерно претендующие на не­кую универсальность (холизм, органич. индетерминизм, эмерджентная эволюция).

• см. к ст. Органицизм.

ОРГАНИЦИЗМ, филос.-методологич. и общенауч. концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия, организации и организма.

Термин «О.» ввёл в 1918 англ. физиолог Дж. С. Холдейн, создавший материалистич. в своей основе концепцию, направленную против господствовавших в теоретич. биологии 20 в. механистич. и неовиталист-ских взглядов. Однако концепции, лежащие в русле органицистских идей, выдвигались задолго до фор­мулирования О. (см. Организмические теории). В сход­ном, но несколько более широком плане (не только для физиологии, но и для др. биологич. дисциплин, включая таксономию, экологию и т. н.) идеи 0. в 1920— 1930-х гг. были конкретизированы Дж. Вуджером, дав­шим им формально-логич. интерпретацию. Органи-цистский принцип был развит Берталанфи в предло­женной им общей теории систем. Начиная с 50-х гг. как организмич. логика, так и теория систем под влия­нием кибернетики выросли в самостоят. специально-науч. направления. Вместе с тем др. течения в рамках О. испытали сильное влияние гештальтпсихологии, «ор­ганич. философии» А. Уайтхеда, эмерджентной эво­люции С. Александера и К. Л. Моргана и холизма Я. Смэтса и А. Мейер-Абиха. Выступая против редук-ционизма и механистич. подхода к феноменам биоло­гич. и социальной организованности, сторонники О. нередко выдвигают ряд принципов, находящих приме­нение в диалектич. объяснении нек-рых сторон дейст­вительности. Заслуги О. связаны с последоват. разра­боткой концепции уровней организации и анализом нек-рых аспектов диалектики части и целого (в особен­ности — обоснование примата целого перед частями и иерархии частей в органич. целых). Вместе с тем аб­солютизация О. приводит к преувеличению роли фак­тора организованности и целостности в структуре объективной реальности, а гносеологич. О. приобре­тает формы, родственные интуитивизму. В последние десятилетия термин «О.» постепенно выходит из упот­ребления, а концепции, развивавшие идеи О., практи­чески прекратили существование.

Проблематика, связанная с диалектикой части и целого, уровней организации, интегрированностью и относит. целесообразностью устройства организма, разрабатывается на основе методологии диалектич. материализма.

• Афанасьев В. Г., Проблема целостности в философии и биологии, М., 1964; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969; Мамзин A.C., Очерки по методологии эволюц. теории, Л., 1974; Проблема взаимосвя­зи организации и эволюции в биологии, М., 1978; R it t е г W.E.,

Unity of the organism, or the organismal conception of life, v. 1—2, Boston, 1919; Glad D.D., «Mind» as an organismic integration, в кн.: Theories of the mind, L.— N. Y., 1962.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 — нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшее­ся объяснить социальную жизнь биологич. законо­мерностями. Сравнение общества с организмом про­водилось мн. авторами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер).

В отличие от своих предшественников, представители О. ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Герма­ния), Р. Вормс, А. Эснинас (Франция)] утверждали, что «общество и есть организм». Они подыскивали всё но­вые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд при­писывал обществу все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кро­вообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга — правительство. Шеффле рассмат­ривал экономич. жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях обществ. организмов, об их органах выделения и т. д. В нач. 20 в. концепции О. ш. утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-ис-торич. изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подме­нялись биологическими, целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба и т. д.) совер­шенно игнорировался или объявлялся «болезнями ор­ганизма». Обществ. развитие должно, по мнению сто­ронников О. ш., происходить путём эволюции. Ссыл­ка на организмич. природу общества часто служила апологии капитализма.

Марксисты употребляют термин «социальный орга­низм». Однако в марксизме эти аналогии не подме­няют конкретного изучения специфики и объективных законов обществ. жизни.

* Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, Экономич. со­держание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.

«ОРГАНОН» (греч. όργανον, лат. organum — орудие, инструмент), позднее название свода логич. соч. Арис­тотеля, к-рые греч. аристотелики называли «инстру­ментальными» (οργανικά), опираясь на такие места Аристотеля, как «Топика» 108b 32, 163b 9. Логику Аристотель называет «аналитикой»; она — не наука, а «пропедевтика» науч. исследования («Метафизика» 1005Ь 4—5) — см. Логика. Известно ок. 250 ср.-век. греч. рукописей «О.» (полных или частичных), а также лат., араб., сирийские и арм. переводы. Древнейшие из сохранившихся рукописей восходят к неоплатонич. изданию соч. Аристотеля, начинаются с «Жизнеопи­сания» Аристотеля, «Введения» Порфирия и помеща­ют «Топику» после «Аналитик». В издании Андроника Родосского (1 в. до н. э.) «Топика» предшествовала «Аналитикам». 1-е печатное изд. — Альда Мануция, Венеция, 1495.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 244 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.061 с.