Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ретроспектива самопознания человека и человечества. 1. Духовная революция библейского послания.




ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Занятие 4

1. Духовная революция библейского послания.

2. Патристика – разработка библейского послания и философствование в вере.

 

Занятие 5

1. Теоретизация «рацио» в модусе веры: от Эриугены до Абеляра.

2. Великие равновесия между разумом и верой: Уильям Оккам.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с.

Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до начала XIV века. М.: Республика. 2003.

 

Аквинский Фома О сущем и сущностному/Историко-философский ежегодник - М,1988.

Боргош В. Фома Аквинский. – М.,1975.

Введение в философию. М., 1989.

Гайденко В.П., Смирнов В.А. Западноевропейская наука в Средние века – М., 1989.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры – М.,1984.

Джохадзе Д.Ф., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии – Тбилиси, 1981.

История философии Запад - Россия – Восток. Т. 1. – М.,1995.

История философии в кратком изложении – М.,1991.

Койре Н. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979.

Рассел Б. История западноевропейской философии. – М., 1957.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1994, т. 2.

Сагадеева А.В. Ибн-Сина. – М., 1980.

Соколов В.В. Европейская философия 11 - 17 веков. М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии -Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. – М., 1992.

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. – Саранск, 1991.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию. - Ростов-на-Дону, 1999.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философии относится к первым векам новой эры и связано с появлением библейского Нового Завета. Библия ознаменовала собой новую ступень гуманизма, духовную революцию, суть которой - в открытии и создании личностного горизонта человечества Он определяется новой монотеистической формой религиозного мировоззрения. Согласно Библии, Бог через Христа дал людям дар любви, не требующий возврата. Бог – это любовь, человек способен к любви только посредством радикальной внутренней перемены, уподобляясь Богу в поступках. Такая любовь беспредельна и бесконечна. Главное в ней смирение, основная добродетель, открывающая путь в Царство Небесное.

Христианин должен отречься от себя и принять на себя все беды мира, Человек без Бога ничего не может, он отмечен печатью первородного греха и должен его искупить. Жизнь Христа, посланного Отцом, Богом, и Его смерть показали человечеству путь к спасению от греха – участие в его страданиях. Вера во Христа – это путь к спасению. Верить в Христа – значит жить по Его заповедям. Через любовь человек может быть причастен к Богу, открыт божественному Слову, мудрости, которая наполнит его новой силой. Эту силу нельзя получить через познание, а только посредством веры. Вера отлична от разума, это принадлежность духовного человека. Награда за веру – бессмертие души и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.

Кратко суть нового мировоззрения, сформировавшегося в средние века на основе Библии (боговдохновенной книги) можно выразить в следующих принципах.

1. Монотеизм и теоцентризм:Существует только один Бог, и он — основа бытия мира.

2. Креационизм:Бог создал мир из ничего, свободно, дал начало всему актом своей воли, желая блага. Бог по своей сути бытие, суверенное, вещи получают бытие от Бога.

3. Антропоцентризм:Человек создан по образу и подобию бога, он повелитель всего, что создано.

4. Закон жизни как повеление Бога:Добродетель человека – повиновение заповедям Бога, высшая цель жизни – любовь к Нему, желание Бога в душе. Этим обретается благая воля, чистое сердце.

5. Личностное провидение:Безопасность человеческой жизни – в подчинении Богу, который все предвидит в будущем и ведет к спасению.

6. Ревеляционизм (принцип Откровения):Бог свидетельствует о Себе различными способами. Например, через исполнение пророчеств или совершение чудес.

Принципы христианского монотеистического мировоззрения получили обоснование в средневековой теологической философии. В ее истории выделяют два периода: 1) патристика, 1-5 вв. н.э., 2) схоластика, 6- 15-16 вв. н.э. Представители патристики занимались философской разработкой христианства. Философское толкование Библии этого периода связано со следующими этапами понимания: 1) трактовка мужей апостольских 1 века н.э. 2) апологеты 2 века н.э. 3) собственно патристика, начиная с 3 века н.э.

Главные теологические проблемы этого этапа, нуждавшиеся в философском обосновании – это проблема троичности, проблема Воплощения и Богочеловечества Христа, отношение свободы и благодати, отношение веры и разума. Ключом к решению этих проблем стали положения Библии: 1) В начале было слово (Логос) и слово было Бог; 2) закон дан через Моисея, благодать и истина произошли через Иисуса Христа.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.(I в. н.э.). Впервые попытался внедрить греческую философию в теологию на основе метода аллегорий. Он предложил интерпретировать положения Библии, а не читать ее буквально. Бог создал материю из ничего, придал ей форму Но до этого он создал мир идей, интеллигибельный космос. Логос – мысли Бога, его ипостась, посредник между творцом и творением. Логос – бестелесная реальность, сверхчувственная, высшая мудрость, указатель блага, собиратель мира в единое целое. У Бога – бесчисленное количество потенций, но две главные – творческая и правящая.

Человек – единство тела, души и духа. Душа смертна, но может обрести бессмертие, если Бог дарует ей свой дух От познания космоса надо перейти к познанию себя и таким путем прийти к Богу.

АПОЛОГЕТЫ представлены творчеством – Юстина, Татиана, Климента Александрийского. Основные представители греческой патристики: Ориген, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин. Согласно богословам этого периода – начало и основание философии – вера, Бог - источник любого разума. Душа Христа – посредник между божественным Логосом и человеческим телом. Обладая свободной волей, люди по пути соединения с Богом, сами выбирают праведный или неправедный путь жизни. Разум может функционировать только в контексте. Интеллигибельный мир существует отдельно от чувственного и темного мира материи. Человек восходит к Богу, очищаясь от страстей. Греческая патристика завершается творчеством Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина.

ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА и апологетика – Тертуллиан, Григорий Великий, Августин. Тертуллиан противопоставляет христианство философии. Вера в Христа и человеческая мудрость –несовместимы. Чтобы придти к Богу, надо быть простодушным, а не мудрым. Вершиной патристики является Аврелий Августин (354-430 гг.) Его самые известные работы - «О граде Божьем», «Бессмертие души», «О порядке», «Исповедь» и т.д.Эти труды – выражение зрелой христианской философии, философствования в вере, опирающиеся на идеи Платона. Вера – это страстное влечение души к Богу, достижение внутреннего света. Но без мысли не может быть веры, они взаимно дополняют друг друга. Понимание вознаграждается верой.

Проблема всех проблем - не космос, а человек, его внутренний мир, его способность противостоять воле Бога. Эта способность, внутренний человек, «Я», есть образ и подобие Бога и Троицы. Душу человека и Бога соединяет Истина. Условие истины – пламенная вера. Истина возникает, если к ощущениям душа добавляет неизменное и совершенное – идеи, т.е. фундаментальные формы вещей, постоянное и неизменное в вещах. Идеи даны Богом, и душа прозревает их. Будучи бытием Бог творит, будучи Истиной, Он все освещает будучи Любовью, Он все притягивает и умиротворяет. Это сущностные атрибуты бога. Его существование доказывается совершенством мира, всеобщее согласие людей относительно бога, наличие различных степеней блага. Единая сущность Бога наличествует в трех субстанциях –Троице. Человеческий Ум – образ Троицы. Мир сотворен по идеям Бога, в мир вложены все возможные семена будущего. Вместе с миром Бог сотворил пространство и время До этого была вечность. Время существует лишь в духовном мире человека, это протяженность души. Зло в мире связано с иррациональным выбором свободной воли человека. Это прежде всего – грех высокомерия, впадение в рабство телу. Это не свобода, истинная свобода – служение Христу. Зло – это любовь к себе, надменность и спесь, презрение к Богу – отличительные черты града земного. Желание и любовь к Богу, истинному благу, - самозабвение, углубление в себя – качества людей, принадлежащих граду божьему. Оба града имеют своих посланников на небе – восставших ангелов (демонов) и ангелов, верных богу. Ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств – земного и божественного. Церковь – единственная сила, способная объединить мир. История человека – это история любящего индивида.

СХОЛАСТИКАполучила свое название от латинского слова «schola», т.е. школа. Характерным признаком схоластики является осмысление истин божественного Откровения в понятиях аристотелевской философии. Схоластика прошла в своем развитии четыре фазы:

1) 6 – 9 вв. н.э. ПредсхослатикаБоэций, Эриугена.

2) 9-12 вв. - Ранняя схоластика – Ансельм Кентерберийский, Абеляр.

3) Высокая схоластикаФома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скот.

4) Поздняя схоластикаУильям Оккам.

Схоластика своей разработкой в значительной мере обязана университетам, появившимся в 13 веке в Париже, Болонье. Основные проблемы схоластики -соотношение между верой и разумом, проблема существования Бога, проблема универсалий.

Эриугена считал неправильным разделение философии и религии - истинная философия ничто иное как религия и наоборот. Ансельм Кентерберийский выдвинул четыре доказательства бытия бога. Но откровение не может опираться только на авторитет. Надо пролить свет разума на то, что есть в вере. Пьер Абеляр (1079-1142) утверждал, что сомнение и научный поиск укрепляет веру. Между Логосом и разумом человека есть место для критического разума. Цель разума – стать подобным Логосу. Вера включает в себя разум. Между миром мысли и миром бытия находятся универсалии - всеобщие понятия – подлинное существование. Эта точка зрения реализма - одного из важных направлений в средневековой философии. Крупнейшим схоластом является Фома Аквинский (1221 – 1274). Он прославил себя такими работами как «Сумма теологии », «Сумма против язычников » и др. Он обосновал положение, что существование Бога можно обосновать с помощью разума. Это доказательство опирается на философию Аристотеля, из которой почерпнута идея невозможности бесконечного продолжения причинного ряда, восхождения от следствия к причине. В этом случае необходимо предположить наличие причины, существование которой более ничем не обосновано и которая не является следствием. Рассуждая аналогичным образом, можно строить не ряд действующих причин, а целевой ряд, предположив наличие конечной цели, цели в себе. Согласно Фоме, мировая сущность – это Бог, эссенция, Фома разделяет сущность и существование (экзистенция). В Боге бытие совпадает с сущностью. Вещи возникают в акте, реализующем сущность, обещанное бытие в Боге. Вещи открываются навстречу сущностям, давая им возможность воплотиться. Это их конечная цель. Вещь, воплощающая сущность, переходит из логического бытия в реальное. В метафизике Фомы акцент с умопостигаемого мира (сущность) переносится на бытие – что оно есть, почему оно больше, чем ничто. Бытие – это действие, акт, в котором сущность есть фактически. Бытие нераздельно с единым, истинным и благим. Без единства бытие рассыплется. Все сущее постижимо разумом, истинно как результат мышления Бога. Но разные вещи по-разному участвуя в боге, по-разному истинны. Все сущее благословенно, все сущее стремится к совершенству, благое – объект желания, цель. Вещи принадлежат Богу с разной степенью интенсивности, и это различие свидетельствует о существовании Бога. Фома выдвинул пять доказательств существования Бога. Доказательство от движения — все, что движется, необходимо должно иметь первопричину своего движения и эта первопричина есть Бог. 2) Доказательство от причины – все, что существует, необходимо должно иметь причину своего существования, и эта причина есть Бог. 3) Доказательство от необходимости – существование случайных сущностей предполагает существование необходимой сущности, которая есть Бог. 4) Доказательство от степени качества – существуютболее совершенные и менее совершенные существа, следовательно, необходимым образом должно существовать и совершеннейшее существо, т.е. Бог. 5) Целевое доказательство – все в мире имеет цель, смысл, поэтому необходимо, чтобы существовала и высшая цель всех вещей, т.е. Бог.

Согласно Фоме Аквинскому, все вещи состоят из материи и формы (идеи). Любая вещь – единство формы и материи. Форма (идея) является определяющими началом, а материя – это вместилище различных форм. Форма - это одновременно и цель возникающей вещи. Форма (универсалия) вещи существует трояким образом: в божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека. Разум – природа человека. Человек постигает цели вещей, но человеческое знание – несовершенно, не философия, а теология ведет к спасению, совершенному знанию. Вера ориентирует разум, но теология не подчиняется философии.

Бонавентура (1217—1274) – автор «Шестоднева», утверждал, что мир – система символов, за которыми стоит Бог. Разум только распознает зерна истины, а созревают они в мистике и теологии. Бонавентура – последователь Августина. К природе надо относиться с точки зрения выявления духа, стоящего за ней, не взламывая природу. Бог разбросал семена разума, которые произрастают внутри материи. Задача человека – сделать очевидной рациональную структуру мира. Христос – начало и конец философии. Разум читает то, что вера освещает, разум записывает то, что вера предписывает.

Иоанн Дунс Скотт (1266-1308) выступил за размежевание философии и теологии. У философии – свой объект, своя методология. Она занята бытием как сущим, всем, что к нему сводится. Предмет теологии – вера. Чтобы не путать философское и религиозное, их элементы надо подвергнуть анализу, получить ясные понятия. Все существующее можно понять на основе доктрины разделения понятий – реальных, формальных, модальных – путь от сложного к простому сущему. Первый объект интеллекта – однозначно сущее. Индивидуальное первично по отношению к универсальному. Иоанн Дунс Скотт данным утверждением укрепил позиции номинализма, доказывавшего первичность и единственность индивидуальных вещей. В рефлексии природы и человека философия самодостаточна, теология беспомощна. Равновесие между разумом и верой нарушается.

Уильям Oккам (1280-1149) продолжил линию Дунса Скотта, приняв вывод об ассимметрии разума и веры и полной их независимости. Разумное основано на логической очевидности, вера принципиально избегает рационального, ее положения не самоочевидны. Владения разума и веры не пересекаются. Если мир и множество вещей – следствие чистой воли Творца, то она – единственная связь между миром и Богом. Раз дело обстоит так, то мир состоит из множества индивидуальных элементов. Различие формы и материи в отдельном отсутствует. Именно отдельные элементы – объект науки. Универсалии, упорядочивающие причины, абсолютно не нужны. Индивидуальное можно познать только в опыте. Опыт представлен отдельными терминами и предложениями. Познание простого может быть интуитивным и абстрактным. Так называемые универсалии – просто имена, за которыми ничего нет. В познании не следует умножать сущности сверх необходимого. Это положение получило название «бритвы Оккама». Познание должно опираться на такую логику, где порядок мысли гарантирует ясность языка и объективность познавательных устремлений, их доказательность. Единственный фундамент научного познания – эксперимент. Существуют только движущиеся тела Изучая объект, достаточно знать, как он функционирует. Тезисы номиналистов сыграли важною роль для формирования современной науки. Философия Средних веков стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.


Тема 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 694 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.