Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей - условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков - крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов - во Франции; парламента - в Англии; имперского сейма - в Германии.
В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).
Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.
С возникновением обширной империи сословия и чиновная иерархия стали подразделяться на два крупных разряда: имперские сословия и земские сословия (последние в пределах княжеств и королевств Священной Римской империи). К первым относились имперские князья, имперские рыцари и горожане имперских городов, ко вторым - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Военные силы также подразделялись на две категории - имперские и княжеские.
Высшие сановники времен Каролингов (канцлер, маршал - начальник конницы, марграфы - начальники пограничных округов и графы) постепенно превращались в наследственных держателей должности, иногда эти должности включались в состав привилегий других сановников - герцогов (воевод), архиепископов. С XI в. феодальные светские и духовные магнаты стали заседать в королевском совете - Гофтаге, однако многие важные решения император и его советники были вынуждены выносить на съезд феодалов, на котором решающий перевес голосов был на стороне князей.
Первым сословием было духовенство. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.
Дворянство - это слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство было неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.
Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.
Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.
В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.
Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.
Серв не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.
Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Виллианы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.
Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать баналитеты: печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.
XII век - век появления и развития новой социальной группы - городское население, правовой статус которого был универсальный.
Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.
По мере укрепления королевской власти централизованная система местного управления приобрела следующий вид: крупные округа на Севере назывались бальяжами (во главе с бальи), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.
38. Великая хартия вольностей и её значение для «конституционного» развития английского государства.
Реформы Генриха II и упорядоченная ими система управления и правосудия достаточно быстро укоренились в Англии. Однако при нем и особенно при его преемниках, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливаются административный и финансовый произвол королевских чиновников, происходит ущемление прав церкви. Столкновение короля с римским папой по поводу назначения кандидата на пост архиепископа Кентерберийского привело к наложению на Англию интердикта (запрещения совершать все богослужения и церковные обряды).
Действия администрации короля Иоанна Безземельного были восприняты как выход за установленные обычаем и хартиями королей пределы вмешательства власти в "права и вольности" подданных, требующие восстановления и защиты. Движение за ограничение произвола королевской администрации возглавляли, при участии церкви, непосредственные вассалы короны - бароны, к которым присоединились рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Широкая оппозиция свободных сословий королю была особенностью политического конфликта 1213-1215гг. и сопровождалась принятием документа, который приобрел большое историческое значение - Великой хартии вольностей 1215 г. Этот документ считается в Англии первым конституционным актом.
Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. Так, ст.2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст.44, 47, 48).
Интересы рыцарства в наиболее общем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. Хартия учитывала и интересы нового, быстро растущего свободного сословия - горожан, включая торговую прослойку (купцов). Статья 13 подтверждала за городами древние вольности и обычаи, ст.41 разрешала всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Статья 35 устанавливала единство мер и весов, важное для развития торговли.
Учитывая роль церкви в этом конфликте, король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы и привилегии. Особое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.18 - 20, 38-40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах.
Так, по ст.38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст.45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст.40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Определенные споры вызывало содержание ст.21 о суде равных для графов и баронов и ст.34 о запрете применения одного из видов королевских приказов, однако считается, что они также имели "восстановительный характер" и не являются отходом от сложившихся к тому времени принципов правосудия.
Особую известность получила ст.39 Хартии. Она гласила: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны"[4]. Таким образом, она запрещала арест-, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. В XIV в. ст.39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.
В Хартии сделана попытка установить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли бы воспрепятствовать ее нарушению в дальнейшем и возвращению к прежней политике королевской администрации. Иногда эти гарантии именуются "конституционными статьями" Хартии. В ст.61 предусматривается учреждение комитета из 25 баронов с определенными контрольными функциями 'в отношении короля. С учетом ссылок на необходимость действий баронов совместно с "общиной всей земли" можно сказать, что эта статья санкционировала как идею, так и осуществленную попытку сопротивления центральной власти, посягнувшей на права и свободы подданных. Произвольное и бесконтрольное взимание королем "щитовых денег" и иных сборов привело к регламентации процедуры взимания денежных поборов, установленной в ст.12 и 14. В них предусматривалось создание "общего совета" королевства, с согласия которого могли взиматься "щитовые деньги" и феодальное вспомоществование, предусмотренное вассально-ленным обычаем. Соответственно определялся и состав этого "общего" совета, состоявшего пока только из непосредственных вассалов короля (ст.14). Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог по-прежнему взимать единолично.
Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала необратимость процесса усиления королевской власти в Англии и ее нежелание искать политические компромиссы. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, помирившись с папой, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст.12, 14 и 61.
Из политических институтов, предусмотренных Хартией, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" пока не мог считаться сословным представительным учреждением.
Однако в историю Великая хартия вольностей вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.