Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура общественного производства




В процессе социальной жизни производится  
Человек   Общественные отношения Продукт
1-е подразделение общественного производства   а) производство человека путем деторождения   б) производство человека как общественного существа (присвоение им его социальной сущности) путем социализации 2-е подразделение   а) экономические     б) социальные     в) политические     г) духовные отношения материальные ценности   материальное производство     3-е подразделение духовные ценности   духовное производство     4-е подразделение

 

Вернемся к исходному определению: “Общество - это не природа” и зададимся вопросами:

1. Чем общество отличается от природы?

2. Как они взаимосвязаны?

 

Главным отличительным признаком общества является специфическая человеческая деятельность - труд. Чем же труд человека отличается от деятельности животных?

· Во-первых, животные пользуются внешней природой, в то время как человек вносит изменения во внешнюю среду, преобразует природу, заставляя ее в новом виде служить человеку.

· Во-вторых, животные, используя внешнюю природу, пускают в ход зубы, рога, копыта и другие органы своего тела. Человек, преобразуя природу, помимо энергии ног, рук, головы приводит в движение орудия труда, дополняющие, усиливающие его естественные органы.

· В-третьих, некоторые животные тоже применяют различные предметы в качестве оружия или орудия, но спорадически. Человек применяет их постоянно, систематически, а главное, что недоступно животным, он создает эти орудия.

· В-четвертых, человеческий труд в отличие от животно-инстинктивной деятельности носит общественный характер.

 

Исторически во взаимосвязи общества и природы труд играет двоякую роль: с одной стороны он соединяет человека с природой, являясь основой обмена веществ между ними, с другой - выделяет общество из природы, порождая специфические законы общественного развития.

В решении проблемы взаимосвязи, взаимодействия общества и природы выделяется три основных методологических подхода или три модели (см. схему 24).

Схема 24

Модели взаимодействия общества и природы

 
 
Натуралистическая Диалектно-материалистическая Идеологическая
Общество - природа. Общество ничем принципиально от природных ресурсов не отличается; в нем действуют те же закономерности, что и в природе. Примеры натуралистических концепций: социал-дарвинизм; географический детерминизм (подробнее см.: далее по тексту) Общество - относительно обособившаяся от природы часть мира. Общественные процессы имеют свою специфику, но всегда связаны с природой. Природа и общество - это две стороны диалектического противоречия. Опосредованность, многоступенчатость связей общества и природы представлена в схеме Природа и общество - две разные сущности - материальная и духовная. Общество развивается по абсолютно другим законам, нежели чем природа. Главный источник развития общества - дух (сознание, идеальные мотивы деятельности).

 

Подробнее о натуралистических социологических концепциях.

Социальный дарвинизм - течение в обществоведении конца XIX-начала XX века, которому свойственно сведение закономерностей развития общества к законам биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Наиболее ранним предшественником социал-дарвинизма был Т.Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем - Г.Спенсер (1820-1903).

В эпоху великих географических открытий возникает географическое направление в социологии, получившее наименование географический детерминизм. Сторонники этого направления признают географическую среду главным, определяющим фактором развития общества. Видными представителями географического детерминизма были Ш.Л.Монтескье (1689-1775) во Франции, который в своей книге “О духе законов” утверждал, что судьбу человечества определяют четыре фактора: климат, пища, почва, ландшафт и что свойства географической среды делят общество на богатых и бедных. В России представителями географического детерминизма были С.М.Соловьев и Л.И.Мечников. К географическому направлению в социологии примыкал и Г.В.Плеханов, утверждавший, что развитие производительных сил само определяется свойствами окружающей людей географической среды. По мнению представителей этой теории, географическая среда является определяющим фактором во всех сферах жизни общества - экономической, политической, духовной.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции географическая среда играет важную роль в жизни общества, но не решающую, так как является внешним фактором (см. схему - 25).

Схема - 25





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.