Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетоды теоретического познани€.




“еоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. ћышление Ц это процесс обобщенного и опосредованного отражени€ действительности, осуществл€ющейс€ в ходе практической де€тельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных св€зей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

–азличают два уровн€ мышлени€

1.рассудок - исходный уровень мышлени€, на котором оперирование абстракци€ми происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и €сно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

2. –азум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познани€, творческое оперирование абстракци€ми и сознательное исследование их собственной природы.

–ассудок Ц это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обраща€ основное внимание на форму знани€, а не на его содержание. — помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречи€. √лавна€ задача разума Ц объединить многообразное, вы€вить коренные причины и движущие силы изучаемых €влений. Ћогика разума Ц диалектика, представленна€ как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержани€ и формы. ѕроцесс развити€ включает в себ€ взаимосв€зь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. –азум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровн€х научного познани€.

Ќо процесс мышлени€ не всегда осуществл€етс€ в развернутом и логическом виде. ¬ажное место в познании занимает интуици€ (догадка). »нтуицию издавна дел€т на чувственную и интеллектуальную. “акже интуици€ бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики де€тельности субъекта. »нтуици€ - это непосредственное знание, которое не опираетс€ на логическое доказательство.

ѕознание св€зано с практикой - материальным освоением общественным человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. ¬ практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализаци€ намерений людей. ѕрактика имеет две взаимосв€занные сферы: производство предметов потреблени€ и производство орудий труда.

ѕрактика и познание, практика и теори€ взаимосв€заны и воздействуют друг на друга. ¬ их взаимоотношени€х содержитс€ противоречие. —тороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доход€щие до конфликта. ѕреодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.

1. ‘ормализаци€ - отображение содержательного знани€ в знаково-символическом виде (формализованном €зыке). ѕоследний создаетс€ дл€ точного выражени€ мыслей с целью исключени€ возможности дл€ неоднозначного понимани€. ѕри формализации рассуждени€ об объектах перенос€тс€ в плоскость оперировани€ со знаками (формулами), что св€зано с построением искусственных €зыков (€зык математики, логики, химии и т.п.). »менно использование специальной символики позвол€ет устранить многозначность слов обычного, естественного €зыка. ¬ формализованных рассуждени€х каждый символ строго однозначен. ‘ормализаци€ служит основой дл€ процессов алгоритмизации и программировани€ вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знани€.

√лавное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных €зыков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношени€. “ем самым операции с мысл€ми о предметах замен€ютс€ действи€ми со знаками и символами. ‘ормализаци€, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержани€. ќна уточн€ет содержание путем вы€влени€ его формы и может осуществл€тьс€ с
различной степенью полноты. Ќо, как показал австрийский логик и математик XX в.  . √едель, в содержательной теории всегда остаетс€ невы€вленный неформализуемый остаток. ¬се более углубл€юща€с€ формализаци€ содержани€ знани€ никогда не достигает абсолютной полноты, ибо никогда не прекращаетс€ развитие (изменение) предмета познани€ и знаний о нем. Ёто означает, что формализаци€ внутренне ограничена в своих возможност€х. ƒоказано, что всеобщего метода, позвол€ющего любое рассуждение заменить вычислением ("сосчитаем!" - мечтал Ћейбниц), не существует. “еоремы √едел€ дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знани€ в целом.


2. јксиоматический метод
- способ построени€ научной теории, при котором в ее основу кладутс€ некоторые исходные положени€ - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждени€ этой теории вывод€тс€ из них чисто логическим путем, посредством доказательства. ƒл€ вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируютс€ специальные правила вывода. —ледовательно, доказательство в аксиоматическом методе - это некотора€ последовательность формул, кажда€ из которых есть либо аксиома, либо получаетс€ из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

јксиоматический метод - лишь один из методов построени€ уже добытого научного знани€. ќн имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровн€ развити€ аксиоматизированной содержательной теории. »звестный французский физик Ћуи де Ѕройль обращал внимание на то, что "аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавани€, но он не €вл€етс€ методом открыти€".

3. √ипотетико-дедуктивный метод - метод научного познани€, сущность которого заключаетс€ в создании системы дедуктивно св€занных между собой гипотез, из которых в конечном счете вывод€тс€ утверждени€ об эмпирических фактах. “ем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. ј это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь веро€тностный характер.

ќбща€ структура гипотетико-дедуктивного метода:


а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объ€снени€ и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. ≈сли нет, то:

б) выдвижение догадки (гипотезы, предположени€) о причинах и закономерност€х данных €влений с помощью разнообразных логических приемов;

в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее веро€тного;

г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержани€;

д) экспериментальна€ проверка выведенных из гипотезы следствий. “ут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергаетс€. ќднако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Ћучша€ по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

–азновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнени€, предоставл€ющие модификацию ранее известных и проверенных состо€ний. »змен€€ последние, составл€ют новое уравнение, выражающее гипотезу, котора€ относитс€ к новым €влени€м. √ипотетико-дедуктивный метод (как и аксиоматический) €вл€етс€ не столько методом открыти€, сколько способом построени€ и обосновани€ научного знани€, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

4. ¬осхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследовани€ и изложени€, состо€щий в движении научной мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углублени€ и расширени€ познани€ к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. ¬ качестве своей предпосылки данный метод включает в себ€ восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их "закреплению" в соответствующих абстрактных определени€х. ƒвижение познани€ от чувственно-конкретного к абстрактному - это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукци€. ¬осхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - это процесс движени€ от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. “акое движение познани€ - не кака€-то формальна€, техническа€ процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровн€ к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 611 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1404 - | 1375 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.