Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государстваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:
- Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
- Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
- Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- п росветител и;
- А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
· первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
· каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
· в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
· чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
· в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договора имела прогрессивное значение:
· сделан шаг к созданию гражданского общества;
· фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;
· государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
· согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
· в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Органическая теория возникновения государства.
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
• люди образуют государство, как клетки - живой организм;
• государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;
• между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
Психологическая теория.
Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:
· желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
· желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;
· желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Теория насилия.
Насилие как главный фактор возникновения государствавыдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:
· одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
· одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
· сбор дани дружинниками;
· расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
· огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
· иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.