Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Архитектор Алевиз Новый и его твлрчество в Крыму




   

Алевиз Новый и его творчество в Крыму Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый – это итальянский архитектор, живший в конце 15-начале 16 веков. Алевиз Новый известен как автор Архангельского собора в Кремле, собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а также храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что, отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера.

В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской усыпальницы – Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении этого здания.

Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно фортификационными сооружениями.

В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным именно по проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.

ФАКТЫ

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии. По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем, где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца. Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь». То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы — Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собБольше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой. Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».

ПОСТРОЙКИ

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлевский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти ученые отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.

С. В. Заграевский показал, что аргументы С. С. Подъяпольского и В. П. Выголова в пользу отнесения кремлевского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.

В XIX—XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе, а с 1514 года — 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Крым при Шагин - Гирее

Шагин-Гирей родился около 1745 года (по другим источникам около 1755) в Адрианополе. Рано потерял отца и его воспитанием занимался дядя – Керим-Гирей, крымский султан. Рос весьма любознательным молодым человеком, получил хорошее образование и при случае не упустил шанса проехать в Европу, чтобы изучить другую культуру. В Венеции изучал итальянский язык, а в Фессалониках – греческий. Европейская атмосфера пленяет разум молодого человека. Он считал себя последователем Петра I и мечтал о грандиозных переменах для своего народа, который, впрочем, был от этих идей не в восторге. Но кто и когда спрашивает у народа? Шагин перенял европейский стиль: манеры, одежда, стрижка. Он изучал историю, географию, точные и естественные науки, знакомился с памятниками старины и с предметами высокого искусства — горизонты его познаний постоянно расширялись.

Около 1770 года Шагин был вызван Керим-Гиреем в Ногайскую орду, чтобы занять место сераскера (сераскеры — это князья трех ханских орд, кочевавших вне полуострова). Шагин, воодушевленный полученными знаниями, строящий далеко идущие вперед планы вернулся в Орду. Однако на этой высокопоставленной должности Шагину долго находиться не пришлось. Начались военные действия между Турцией и Россией, причем Россия явно шла к цели создания в Крыму независимого государства, «дабы лишить тем Турцию ея правой руки».

Смерть дяди и назначение на ханский престол Селим-Гирея заставили Шагина переселиться в Бахчисарай. Послов Екатерины II едва не казнили (спасло вмешательство Шагина), а предложение императрицы Селим-Гирей категорически отверг, что вызвало решительные действия со стороны России: все города полуострова были заняты войсками, пала Керчь, турки отбиты были и отКафы (Феодосии). В итоге Турция все же вступила в предложенный союз с Россией, а Салим бежал. Шагин-Гирей, назначенный пашой, прибыл в Санкт-Петербург осенью 1771 года с дружеским визитом. Образованный и ведущий себя по-европейски молодой татарин был сразу же замечен в свете. Екатерина II в письме Вольтеру писала: «У нас здесь в настоящее время паша султан, брат независимого хана крымского; это молодой человек 25 лет, умный и желающий себя образовать... Это самый любезный татарин: он хорош собою, умен, образован не по-татарски, пишет стихи, хочет все видеть и все знать. Все полюбили его...»

Шагин, окрыленный таким приемом, уже грезил о Великой Крымской черноморской империи Гиреев. Однако пока молодой человек посещал питерские спектакли и наносил визиты, война продолжалась, бахчисарайские стены обагрялись проливающейся кровью. О дальнейших путях развития ханства единого согласия не было. В 1776 году после ряда побед Шагин-Гирея удалось утвердить ханом на Кубани, а после и на крымском престоле.

Шагин ввел новое административное управление и провел финансовую реформу, одним из результатов которой было появление двух параллельных монетных систем: на русском и турецком стандартах. Наименования – полушка, деньга, копейка, кырмыз (= 5 копеек), чхал (= 10 копеек). Монеты чеканились в Бахчисарае и Каффе. Была введена воинская повинность, создана регулярная армия, в которой велось обучение европейскому строю, и создан был особый полк ханской гвардии. Ханский дворец был перемещен из Бахчисарая в Кафу и переоборудован на европейский манер. В Кафе же были построены и приступили к работе литейный завод, пороховой завод, модернизировали и укрепили порт, монетный двор стал чеканить собственные деньги. В народе начались волнения: «Платье, изысканная речь на нескольких языках, ездит не верхом, как все султаны прежде, а в специально выписанной карете, ест за парадным столом, сервированным по-европейски и, если не решается бриться, то по крайней мере прячет концы своей бороды под широкий галстук».

Начались восстания, которые жестоко подавлялись кровавыми расправами. Шагин-Гирей трижды терял власть, потом снова назначался ханом. Турция тоже не хотела отказаться от Крыма. После очередных побед Суворова и Потемкина заговорили о присоединении Крыма к России, а Шагин-Гирею был обещан престол в Персии. Недовольство мусульманского народа приобретало размах, а Шагин чувствовал, что теряет управление. В конце февраля 1783 года он отрекся от престола, заявив, что «не хочет быть ханом такого коварного народа». А 8 апреля того же года манифест Екатерины II объявил Европе, что «полуостров Крымский, остров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под Российскую державу».Весною 1784 года Шагин-Гирей выехал в Тамань, а оттуда – в Воронеж, потом — в Калугу. Всю жизнь он мечтал о Европе, но мечтал не жить в ней, а построить свое государство. Шагин настаивает на выезде в Османскую империю – поступок, преисполненный разочарования и безысходности. 27 января 1787 года бывший крымский хан оставил Россию навсегда. Вскоре Шагин, любезно принятый турецким султаном, был вывезен для отдыха на остров Родос, где его и удавили шелковым шнуром. В Анкаре министерством культуры было издано 5 томов издания «Исламские государства и династии». О Шагин-Гирее там было сказано коротко: «Шагин Гирей хан - четвертый сын Ахмед-Гирея, 49-й правитель Крымского ханства, пораженный и изумленный Европой и Россией знаменитый щеголь. Изменник Родины, казнен на острове Родос, достоин презрения».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1130 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.