Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Византийское влияние на развитие архитектуры средневековой Таврии




Влияние Византии (а затем и Константинополя) особенно проявилось в строительстве храмов. Основным видом внутреннего пространства в культовых зданиях стал купольный или центрический вид. Купол с барабаном — один из характерных признаков византийской архитектуры и ее существенное конструктивное достижение. Между куполом и опорой устраивался цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы. Эта конструкция позволила расширить внутреннее пространство зданий, убрав громоздкие стены. Декоративно-орнаментальные элементы на фасадах вводились ограничено (например, чередование горизонтальных полос красного кирпича с каменными плитами). Интерес к декорированию фасадов возрастает при использовании узорчатой кирпичной кладки. Внутренние поверхности византийских храмов облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

38.Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник средневекового Крыма

   

Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе. Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма. Древняя (восточная) часть храма сложена из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую бело-розовую кладку. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмическое.

Предполагают (т.к. до сих пор идут споры о точной дате), что храм был построен в VIII-IX веке. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века, которые использовали в качестве голосников.

О храме Иоанна Предтечи говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», хранящегося в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.

Во время существования Крымского ханства XV-XVIII века многие христианские храмы были обращены в мечети. Сия участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, и церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется «греческой церковью» без посвящения святому. В начале XIX века появилось нынешнее название храма: «Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи».

Древний храм был небольшой, поэтому в 1834 году разобрали нартекс и западную стену и пристроили трехнефный притвор, сделанный в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах XIX века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. В начале 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли из-за отсутствия прихода. Вновь вспомнили о храме в 1957 году. Он привлек внимание исследователей как памятник византийской архитектуры. В 60-е годы вокруг храма возник рынок, на котором торговали рыбой. Запах свежей рыбы, крики продавцов, расхваливающих свой товар – черноморскую кильку, жирных бычков, нежную барабульку и осетров, и над всем этим – храм. С выбитыми окнами, с кустарником, выросшим на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище.

В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Наконец, в 70-х годах храм Иоанна Предтечи решили реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская. Восстановление древней церкви оказалось делом нелегким и долгим. Чтобы не рухнули остатки купола и барабан, сделали поддерживающий их металлический каркас. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни.

А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Не обошлось без трудностей – реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы (плоского и широкого кирпича) и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм Иоанна Предтечи. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма до первоначального уровня понизили поверхность земли. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После реставрации в храме Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея.В июне 1990 году церковь Иоанна Предтечи передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время церковь действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.


39.Памятники армянской литературы средневекового Крыма

Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.).
Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII век) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции армян из собственной страны.
Следующий наплыв переселенцев приходится на XI век: он был вызван нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — время монгольских нашествий.
Приморская Армения
С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.
Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Важную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный ученый, академик Вардгес Микаелян, известный своими трудами по истории крымских армян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется «Приморской Арменией». Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения) монастыря Сурб-Хач в окрестностях г.Старый Крым. Фото А.Михальянца
В живописных уголках юго-востока полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений — церквей, монастырей, крепостных стен, мостов, родников (фонтанов). Большинство из них относится к XIV-XV векам, когда армянская колония Крыма переживала пору наивысшего расцвета. Основная часть из 300 сохранившихся армянских рукописей, написанных в Крыму, тоже создана в этот период. Большинство их украшено изумительными миниатюрами и ныне хранится в ереванском Матенадаране (Институте древних рукописей).
Вспоминая о временах расцвета колонии, армянский летописец XVII века отмечал: «В то время (XIV-XV века. — Авт.) усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Как сообщают армянские источники, лишь в Кафе насчитывалось 45 армянских церквей. В XVII веке там еще действовали 32 армянские церкви, в конце XIX века их оставалось 17, а в настоящее время — всего семь. Согласно средневековым источникам, а также записям путешественников, в Феодосии армяне имели отдельный квартал, участок нынешнего «Карантина», который в русской официальной документации конца XVIII века именовался «армянской слободою». Именно здесь находятся четыре из вышеназванных семи церквей, в том числе и венец армянского зодчества Крыма — храм Иоанна Крестителя, или Предтечи.
Сурхат, Сурб-Хач, Сурб-Саргис...
Армянские постройки сохранились и в других городах Крыма. Исследования последних лет показывают, что в средневековом Сурхате существовал армянский квартал «Верхние землянки», располагавшийся рядом с татарским участком города. Там находилось более шести армянских церквей, из которых к настоящему времени сохранилась лишь одна полуразрушенная часовня. Сурхатские армяне поддерживали добрососедские отношения с местными татарами. Армянские церкви стояли рядом с татарскими мечетями. И в тех, и в других богослужение велось по соответствующим обрядам, проводились занятия на родном языке. В Бахчисарае армянский квартал располагался близ ханского дворца. Две церкви этого квартала, судя по источникам XVII века, тоже вели активную деятельность, в том числе просветительскую.
Остатки армянских памятников сохранились и в далеких от городов местностях. В трех километрах от Старого Крыма (Сурхата), в лесу до сих пор стоит великолепный монастырь Сурб Хач, престол армяно-апостольской церкви в Крыму, где восседали местные армянские духовные предводители, управлявшие делами колонии. На барабане купола монастырской церкви сохранилась строительная надпись 1358 года. Кстати, с названием монастыря Сурб Хач некоторые авторы связывают и название города Сурхат.
Жемчужиной крымского зодчества XIV века является находящийся, увы, на грани полного разрушения армянский храм Спасителя монастыря Св.Ильи, расположенного близ села Бахчэли. В середине XIX века весь монастырь и в том числе храм, интерьер которого украшен интереснейшими древними барельефами, был полностью восстановлен и играл активную роль в жизни колонии. Привлекают внимание и армянские церкви Сурб Саргис (Св.Сергия) и Сурб Урпат (Св.Пятницы) в селе Тополевка.
При церквях функционировали школы. Записи армянских рукописей свидетельствуют о том, что еще в начале XIV века усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ села Щебетовка), куда учиться приезжали даже из Армении. В XV веке особой славой пользовалась духовная семинария монастыря Св.Антона в Кафе. Настоятель монастыря архимандрит Саргис знакомил студентов с трудами Порфирия и Бонавентуры, был безмерно уважаем жителями Кафы.
В монастырских кельях и скрипториях корпели каллиграфы и миниатюристы, переписывая и украшая рукописные книги, обновляя древние образцы. В создании и оформлении книг крымские армяне достигли редких успехов: их произведения представляют отдельную своеобразную школу средневекового книжного искусства. Книги писцов Натера, его сыновей Аветиса и Степаноса, а также Кристосатура, Григора и других содержат ценнейшие миниатюры и важные сведения, относящиеся не только к истории крымских армян, но и Крыма в целом

Литература и поэзия в Крымском ханстве

Татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., охватывающее более трёх столетий, представляет собою очень сложный, противоречивый, трагичный периоды истории татарского народа. Это - время распада Золотой Орды и образования на ее огромной территории Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского,Ногайского, а также Касимовского ханств; это время существования, расцвета и завоевания татарских государств; это - время жесточайшего колониального гнета, утери значительной части накопленных веками духовных и материальных ценностей. Кроме того, на этом этапе истории, особенно после ликвидации Казанского. Астраханского государств, в относительно едином языковом, культурном и этническом пространстве татар начинает постепенно обособляться, османизироватъся население, проживающее в Крымском ханстве. Поэтому словесное искусство данной эпохи целесообразно рассмотреть в трёх аспектах, под гремя пунктами: татарская литература 1) периода Казанского ханства (середина XV в. - середина XVIв.); 2) Крымско-татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., т.е. Крымского государства; 3) ХУП-ХУШвв. Конечно, такое разделение более чем трёхвекового литературного процесса носит в известной степени условный характер. В то же время оно способствует созданию определенного представления о татарском словесном искусстве указанных столетий. Значительную часть письменной литературы, относящейся к Крымскому ханству, составляет так называемая «историческая проза» [О ней подробнее! ())]. представленная следующими сочинениями:«История хана Сахиб-Гирея» («Тарихе Сэхибгэрэй хан») Бадр ад-Дина Мухаммеда б. Мухаммед Кайсунизаде Нидаи-эфенди, известного под именем Реммала-ходжи (Рэммэл Хужа) (умер в 1569 году в Стамбуле); «Летописи Дешт-и Кипчака» («Тэварихе Дэште-Кыпчак») Абдуллы б. Ризвана (Абди) (составленного около 30-х годов XVII в.); «Тарихи Ислам-Гирей хан» (завершено в 1651 году) Ходжи Мухаммеда («Сенаи»,«Кырымлы»); «История татарских ханов Дагестана, Москвы и народов Дешт-и Кипчака» (середина XVI II в.).Ибрахимаб. Али Кефеви (личный секретарь Крымского хана Фатх-Гирея 11 (1736-1737); «Розовый куст ханов»(«Голбуне-ханан») Халим-Гирея (в 1756-1758 гг. правил Крымом) и др. Хотя такие произведения называют историческими, но они в той или иной степени являются и художественными. Их язык, манера изложения часто приближаются к литературному, образному стилю; есть образцы рифмованной, ритмической прозы. В таких сочинениях встречаются поэтические строки. Наряду с изложением реальных событий и деяний, в них находит место и описание вымышленных обстоятельств, легенд. Некоторые истории ханов воспринимаются как панегирические жанры. Поэтому такие произведения с определенной условностью можно называть историко-литературными сочинениями. По структуре и по содержанию они напоминают хорошо известные татарскому читателю книги «Джамиг ат-таварих» (1602) Кадир Алибека, «Дафтари Чингизнаме» (около 1679 г.) неизвестного автора, а также «Таварихе Болгария» Хнсамеддина Муслими [2]. Таким сочинениям и крымских, и поволжских авторов присущи интертекстуальный, в определенной степени и эклектичный способ составления своих книг. В них обильно использованы тексты из сочинений предшествовавших авторов, особенно Закарии Казвини (1203-1283), Рашид ад-Дина (1247-1318). Следует отметить, что в Крымском ханстве «сочинительство», «письменное занятие» высоко оценивались, ими занимались даже ханы, чиновники высокого ранга.

Сохранившаяся часть письменной литературы Крымского государства представлена поэтическими и прозаическими произведениями различного жанра, такими, как дастан, газель, рубай, касыда, мадхия. марсия. наме мунаджат, хикаят, саяхатнаме (сефернаме), шаджара, ярлыки и др. В ней отображены различные аспекты человеческой жизни и бытия, в том числе нравственные, философские, социально-политические, бытовые вопросы, конечно же и тема любви. Как и в других регионах Мусульманского Востока, так и в духовной жизни

Крымского ханства значительную роль сыграли суфизм, особенно «Месневи» (своего рода «поэтическая энциклопедия суфизма»), автором которого является великий Джалаледдин Руми (1207-1273). Наряду с классиками арабо-персидской литературы, в Крыму были очень популярны сочинения османских авторов, как таких, «Мухаммадия» (1449) Языджоглу (Челеби), «Искандернаме» (1390) Ахмеди Гирмияни. «Рождение пророка» («Мавлюден-нзби») Сулеймана Челеби (умер в 1422 г.), путевые записи Эвлия Челеби (1611-1670)

Среди читателей и слушателей Крыма широко распространялись версии и варианты общих тюрко- татарских дастанов, таких, как «Идегей». «Тагир-Зухра». «Чура батыр». Наряду с вышеупомянутыми авторамп письменной литературы Крымского ханства, творили и другие мастера пера, такие, как Джанмухаммед (XV в.), Менгли-Гирей (XVв.), Мудами (умер в 1540 г.). Бакайи (умер в 1591 г.), Лейля Бикеч, Ашык Ариф и др. Авторы XVII века Джанмухаммед и Эдип эфэнде создают свои известные сочинения «Тогай бей» и «Сефернамэ». По мнению крымско-татарского литератора Эшрефе Шемаизаде, «в этих реалистических поэмах отображены исторические события, в которых авторы сами принимали участие» Самым крупным и известным поэтом Крымского ханства является Ашык Умер (Гашыйк Гомэр, 1621-1707). [К сожалению, в «Краткой литературной энциклопедии» (Т.1. - М., 1962. - С. 381), видимо, исходя из османизированного языка, он представлен как «турецкий поэт-ашуг»]. Родом он из города Гёзлева (нынег.Евпатория). Много путешествовал, побывал во многих уголках Османской империи. По преданию, этотвыдающийся представитель «бардовской» - «ашыкской» поэзии умер в родном городе





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1203 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2240 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.