Свинецсодержащие соединения являются высокотоксичными веществами. Это тяжелый металл, широко распространенный в природе в результате выбросов металлургической промышленности, автомобильного транспорта, в бензин которого в качестве антидетонатора добавляют тетраэтилсвинец, рудных разработок. Зарегистрированы случаи отравления крупного рогатого скота при поедании травы в местах выбросов свинцовых пластин от старых аккумуляторов, при окраске свинцовыми белилами внутренних стен животноводческих помещений.
Н. И. Жаворонков с соавт. (1972) сообщает о случаях острого отравления свинцом крупного рогатого скота в колхозе им. Крупской Липецкой области в 1967 г. 200 коров прогоняли через площадку, где находились поврежденные аккумуляторы. 16 животных при кратковременном выпасе на этом месте заболели, 13 пали и 3 коровы были убиты. Аналогичный случай был зарегистрирован в совхозе «Тульский» Липецкой области в 1970 г. Из 180 голов крупного рогатого скота у 16 были отмечены клинические признаки интоксикации, 9 животных пали, 4 вынужденно убиты. В рубце, сетке и сычуге были найдены остатки аккумуляторных пластин массой до 200 г, в паренхиматозных органах обнаружен свинец в количестве до 2 г/кг. Описан случай массового отравления коров и молодняка крупного рогатого скота в колхозе им. Калинина Доб-ринского района Липецкой области при скармливании животным свекловичного жома, содержащего свинец от 1 до 10 г/кг.
Фоновое содержание свинца в объектах окружающей среды вне зон выбросов промышленных предприятий, где используют этот металл в технологических процессах, невелико. В пробах почвы и растений, отобранных на удалении 5 м от полотна Московской кольцевой автодороги, Ленинградского и Симферопольского шоссе, где с выхлопными газами в почву поступает большое количество органического соединения — тетраэтилсвинца, свинец обнаружен в количествах соответственно 22,7 и 1,8 мг/кг, на удалении 30 м — 10, 9 и 1 мг/кг.
Высокое загрязнение почвы и растений свинцом установлено в зонах выбросов свинцового завода. Максимальный уровень элемента в почве на расстоянии 0,5—3,0 км от завода был равен 4300 мг/кг, в кормах — 1360, в мышечной ткани крупного рогатого скота — 0,097 мг/кг; на удалении 3—5 км — 160, 27 и 0,069 мг/кг и на расстоянии 5—15 км — 90, 17 и 0,016 мг/кг соответственно. Содержание свинца в кормах, почве и мышцах животных на удалении 30 км от источника загрязнения соответствовало фону (В. В. Устенко, 1981).
Свинец в природе встречается в виде минералов: галенита (свинцовый блеск) — PbS, англезита — PbSO4, церусита — РЬСО2, пироморфита — РЬ3(РО4)зС1. Свинец хорошо растворяется в азотной и уксусной кислотах, растворах щелочей, не растворяется в хлористо-водородной и серной кислотах.
Выпускают в виде солей кислот, красок, антидетонатора бензина (тетраэтилсвинец). Из соединений свинца наибольшую опасность для животных представляют свинцовый глет (РЬО), сурик — известная красная краска (соединения оксида и перок-сида свинца), свинцовый сахар [нейтральный свинца ацетат — РЬ(СН3СООН)2], свинцовые белила [основной свинца карбамат — РЬ(СО3)2 • РЬ(ОН)2] (С. В. Баженов, 1970).
Токсикодинамика. Наиболее часто отравления животных соединениями свинца возникают при поступлении их внутрь вместе с кормами, реже через легкие. Из желудочно-кишечного тракта в кровь всасывается лишь незначительная часть (не более 5—15 %) от попавшего в организм количества; при аэрогенном поступлении свинца процент всасывания достигает 40. В организме основная часть соединений свинца откладывается в костной ткани, в значительно меньших количествах задерживается в печени и почках и очень мало — в мышечной ткани. При ежедневном в течение 90 дней введении свинца с кормом молодняку крупного рогатого скота в дозе 100 мг/кг корма методом атомно-абсорбционной спектрометрии (ААС) в конце опыта содержание элемента было обнаружено: в костях 12,79—26,03 мг/кг, в шерсти 4,76, в печени 1,94, в почках 1,10 и в мышечной ткани 0,03 мг/кг (В. В. Устенко, 1981).
Несколько иные результаты были получены в опытах на овцах В. А. Колесниковым (1987). При даче с кормом свинца ацетата в течение трех месяцев в дозе 1,5 мг/кг массы животного содержание металла в печени составляло 5,0 мг/кг, в почках — 6,3, в костях — до 2,0 и в мышечной ткани — 0,06 мг/кг сырого про-. дукта. При оральном поступлении свинецсодержащие соединения оказывают раздражающее действие в желудочно-кишечном тракте.
Циркулируя в крови, они вызывают базофильную зернистость эритроцитов и эндоартерииты. Характер клинических признаков интоксикации при попадании в организм больших доз свинца свидетельствует о том, что металл непосредственно воздействует на ЦНС и кроветворные органы. При хронической интоксикации наиболее ранним признаком отрицательного влияния свинца на организм является угнетение активности в сыворотке крови де-гидратазы дельта-аминолевулиновой кислоты. При ежедневном в течение 90 дней введении с кормом молодняку крупного рогатого скота свинца ацетата в дозах от 10 до 250 мг/кг корма не наблюдалось видимых изменений в состоянии здоровья подопытных животных и снижения прироста живой массы. Однако при этом отмечены дозозависимое снижение в крови гемоглобина, понижение активности дегидратазы дельта-аминолевулиновой кислоты, увеличение концентрации элемента в крови и повышенное выделение копропорфирина с мочой.
Свинецсодержащие соединения являются высокотоксичными веществами. Они в основном вызывают хроническую интоксикацию, связанную с высоким уровнем кумуляции элемента в костной ткани, где он задерживается длительное время, оказывая отрицательное действие на костный мозг. Не исключена вероятность его аддитивного действия с другими токсичными элементами, которые также накапливаются в костях (фтор, стронций).
Клиника. Наиболее чувствителен к свинцу и его соединениям крупный рогатый скот, поэтому случаи свинцовых отравлений в основном регистрируют у животных этого вида. Признаки острого отравления развиваются в зависимости от дозы и путей поступления от 2 ч до 5—6 сут. При аэрогенном поступлении соединений свинца в организм клинические симптомы отравления развиваются значительно быстрее, чем при поступлении внутрь. Клиника острого отравления свинцом чаще всего проявляется расстройством функций ЦНС: беспокойство, судороги, главным образом жевательных мышц, конвульсии, атаксия; такие животные двигаются по кругу, мычат или стонут. Поражаются также органы пищеварения, что приводит к обильному слюнотечению, диарее. Признаки возбуждения сменяются периодами угнетения, депрессии. Животные принимают неестественные позы. Отмечают затрудненное дыхание, учащенный нитевидный пульс. Температура тела не повышается.
Однако острые отравления свинцом и его соединениями встречаются довольно редко. Чаще бывают хронические интоксикации, связанные с длительным поступлением в организм свинецсодер-жащих веществ с кормами. При хронической интоксикации клинические признаки отравления не выражены. Наблюдаются снижение мясной и молочной продуктивности, поедаемости кормов, общая слабость, исхудание. В отдельных случаях появляются пас-тулезная экзантема, опухание суставов и расстройство функций движения, синяя кайма на деснах. Смерти предшествуют коматозное состояние и паралич. В большинстве случаев хроническая интоксикация свинцом протекает бессимптомно.
Диагностируют отравления соединениями свинца на основании анализа экологической ситуации в регионе, результатов исследования содержания свинца в объектах окружающей среды, кормах и тканях животных, клинической картины интоксикации, патологоанатомического исследования павших и убитых животных. Размещение в регионе предприятий по добыче и переработке свинца, обнаружение элемента в кормах в количествах, превышающих 50 мг/кг, служат основанием для глубоких исследований с целью постановки диагноза на хроническую свинцовую интоксикацию. Наиболее характерными доклиническими признаками свинцового отравления являются снижение активности дегидрата-зы дельта-аминолевулиновой кислоты, снижение в крови уровня гемоглобина и появление в моче копропорфирина. Снижение активности фермента в сыворотке крови на 20—30 % по отношению к норме, обнаружение копропорфирина в моче служат основанием для постановки диагноза на отравление соединениями свинца. Дополнительный признак, подтверждающий диагноз на свинцовое отравление, — обнаружение свинца в печени и почках в количестве, превышающем 10 мг/кг, катаральное поражение слизистой оболочки сычуга и кишечника, черно-серое окрашивание содержимого кишечника.
Лечение. При остром отравлении крупного рогатого скота эффективен тетацин-кальций или пентацин (10%-ный раствор в ампулах). Их вводят в/в, в/м или п/к препарата на 1 кг массы животного в течение 3 дней. Наиболее показано введение внутрь 10— 20%-ных водных растворов натрия сульфата или натрия тиосульфата в дозе 2—4 л на 1 голову в зависимости от массы животного.»При хронической интоксикации, которая чаще всего наблюдается в практических условиях, показано введение вместе с комбикормом элементарной серы или натрия тиосульфата — 3—5 г в сутки Знолодняку крупного рогатого скота и 5—10 г коровам.
Патологоанатомические изменения. При остром отравлении соединениями свинца характерных патологоанатомических изменений не наблюдают. Находят катаральное или катарально-геморра-тическое воспаление слизистой оболочки сычуга и кишечника. Иногда содержимое рубца и сычуга окрашено в темно-серый цвет, который наиболее ярко выражен у животных с продолжительной клиникой интоксикации. Отмечают обширные кровоизлияния на эпикарде и под эпикардом, гиперемию и отечность головного мозга. Почки и печень бледные, размягченной консистенции, иногда с множественными кровоизлияниями.
При хронической интоксикации крупного рогатого скота и овец отмечают катаральное воспаление слизистой оболочки сычуга и тонкого кишечника. Наиболее характерный морфологический признак при хронической свинцовой интоксикации — серо-черная окраска слизистой оболочки и содержимого кишечника в результате образования свинца сульфида. В отдельных случаях находят эрозионный и язвенный стоматит, отек, гиперемию и некротические изменения в головном мозге и гипоталамусе (С. Димитров с соавт., 1986).
Ветсанэкспертиза. МДУ свинца в сырых продуктах установлен СанПиН 2.3.2.560—96 для мяса, в том числе полуфабрикатов, свежих, охлажденных, замороженных (всех видов животных, в том числе промысловых и диких), равным 0,5 мг/кг, для субпродуктов — 0,6, для почек — 1,0, для яиц — 0,3, для рыбы — 1,0 (для тунца, меч-рыбы и белуги — 2,0), для молока — 0,1 мг/кг.
В случаях невозможности лабораторных исследований тканей вынужденно убитых животных на содержание свинца внутренние органы направляют на техническую утилизацию, тушу используют для подсортировки к мясу от здоровых животных и из фарша готовят вареные колбасы или консервы.
Для определения свинца в кормах и тканях животных используют методы, рекомендованные ГОСТ 26932—96 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения свинца» и МУ 01-19/47-11—92 «Методические указания по атомно-абсорбционным методам определения токсических элементов в пищевых продуктах».
Профилактика. Необходимо проводить мониторинговые исследования почвы, кормов, воды, волос животных на содержание свинца, особенно в регионах, где расположены предприятия по добыче и переработке этого металла. При повышенной контаминации кормов и воды соединениями свинца необходимо определять в крови содержание гемоглобина, активность дегидратазы аминолевулиновой кислоты, в моче количество копропорфирина. При изменении этих показателей, свидетельствующем о свинцовой интоксикации, целесообразно для профилактики отравлений добавлять в корм, особенно крупному рогатому скоту, элементарную серу (3—Юг) или натрия тиосульфат — 2—4 л (10%-ный раствор) в зависимости от массы животного. МДУ в кормах указаны в приложении 3.