Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Права, свободы и законные интересы человека. Права человека как исторический феномен. Поколение прав и свобод человека. Права человека и гражданина. Ограничение прав и свобод




В настоящее время можно выделить четыре поколения прав. Первым поколением прав человека традиционно признаются гражданские и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств.. Второе поколение — социально-экономические права человека — сформировалось в XIX столетии. Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны Основы прав третьего поколения заложены в таких международных документах как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др. Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х годах XX столетия. Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях. Права человека и права Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданств Основные права и свободы человека — это объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых он не может свободно существовать и развиваться. Представления о естественных правах человека впервые стали получать свое законодательное закрепление в эпоху буржуазных революций — в Декларации независимости и Конституции США (1776, 1787 гг.), во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституционно-правовых документах Англии. Впоследствии данные правовые акты оказали огромное влияние на политическое и правовое развитие многих стран мира. В этих документах впервые были разграничены естественные права человека, присущие ему от рождения, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и позитивные права гражданина, устанавливаемые государством, содержание которых зависит от законодателя. Разграничение прав человека и гражданина и сегодня наблюдается в большинстве государств конституционной формы правления. Присуще оно и Конституции Республики Беларусь. Например, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 46); граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38).
Вместе с тем, в современной теории государства и права высказывалось мнение, что в современных условиях такое разграничение теряет свое юридическое значение, поскольку «естественные» права и свободы, будучи закреплены в конституции, обеспечиваются теми же юридическими способами, что и «позитивные», в связи с чем происходит сращивание всех прав и свобод в единый комплекс правообеспечения нормальной жизни человека. Традиционно выделяют 4 группы прав и свобод: личн., полит., соц.-эк. и соц.-культ.

40. Естественное право – это права которыми человек наделен от рождения.
Позитивное право - продукт человеческой цивилизации, права закрепленные документално.

Основные различия естественного и позитивного права:

1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.

3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расши­ряют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

41.Классификация прав человека. Личные (гражданские) права и свободы. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать так: Гражданские (личные) права - это совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность лич­ности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - это правомочия, отражаю­щие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие экономическую самостоятельность: право частной собственности, право на владение, пользо­вание и распоряжение своим имуществом как единолич­но, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государ­ственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профес­сию и т. д.

Политические права определяют возможность уча­стия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управле­нии делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права связаны с уровнем материально­го развития конкретного государства и его способностью обеспечить достойный уровень жизни и социальную за­щищенность человека: право на труд, социальное обеспе­чение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права обусловливают независимость духовного мира личности: на пользование родным язы­ком, на свободный выбор языка общения, свободу сове­сти и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права гарантируют нормальные и безопасные условия жизни: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонаруше­ниями.

Информационные права позволяют реализовать пра­вовой статус личности: свобода мысли и слова, право ис­кать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массо­вой информации.

42. Государство гарантирует личные права и свободы человека и гражданина, а именно: невмешательство в частную жизнь, право на личную и семейную тайну, личную свободу, неприкосновенность жилища, свободное определение национальности, свободу передвижения, свободу выезда за рубеж и возвращения на Родину, свободу вероисповедания, телефонных переговоров, тайну переписки, телеграфных сообщении. Ограничение этих нрав и свобод допускается только на основании судебного решения, а также в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 63 Конституции Беларуси; ст. 64 Конституции Украины и др.), в порядке и пределах, установленных конституцией и законом.
Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению такие абсолютные права человека, как право на жизнь; гражданство; защиту и покровительство гражданину за пределами государства; судебную защиту своих прав и свобод; запрет дискриминации; на личную свободу, честь и достоинство; пользование родным языком и культурой; право определять и указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность; свобода совести; право частной собственности и наследования.

Президент является гарантом конституции

43. Происхождение государства: общая характеристика основных теорий.

Теория элит. Появилась в XX в. Сторонники теории считают, что народ не способен самостоятельно осуществлять власть, поэтому она должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую эли­ту не сменит другая.

Технократическая теория. Согласно этой теории, вла­ствовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять потребности общества и находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина. Ее сторонники считают, что первоисточником и первоносителем власти является народ, а государственная власть должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская доктрина появилась в XIX в. Ее осно­ватели исходили из постулата, что государство существует, пока существуют классы. Поэтому политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах: экономически господствую­щий класс становится политически господствующим, осу­ществляющим свою диктатуру, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.

Теория примирения классов. По этой теории деятель­ность государства, обусловленная классовыми противоре­чиями, доминирует лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной ча­сти общества другой. Но когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество - от разрушения. Так оно выпол­няет определенные функции в интересах всего общества.

На современном этапе в демократических странах го­сударство постепенно становится эффективным механиз­мом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественно­го компромисса. На первый план в развитом демократиче­ском обществе выходит социальная сторона государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2240 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.