Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XIX. О посадских людех




А в ней 40 статей

1. Которые слободы на Москве Патриарши, и Митрополичьи, и владычни, и монастырские и Бояр и Окольничих и Думных, и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а Государевых податей не платят, и служб не служат: и те все слободы, со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за Государя в тягло, и в службы безлестно и безповоротно, опричь кабальных людей; а. кабальных людей, по роспросу, будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадские люди, или из Государевых волостей: и тех имати в посады жити. А впредь, опричь Государевых слобод, ни чьим слободам на Москве и в городех не быти. А у Патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними Патриархи живали в их Патриарших чинех дети Боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи, и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб.

2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов люди с земель с тех, которые построены были близко Московских посадов, торговые и ремесленные люди, и розданы в тяглые сотни: и тем людем быть впредь безповоротно за Государем, где кто в тягло отдан.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют Государево денежное и хлебное жалованье и лавки за собою держат, и най-муют, и всякими промыслы промышляют, опричь стрельцов: и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служити Государевы службы с Государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах и в ряд с черными людьми подати давати, а службы на какой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быти, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем.

5. А которые слободы Патриарши и властелинские, и монастырские, и Боярские и Думных и всяких чинов людей около Москвы: и те слободы со всякими промышленными людьми, опричь кабальных людей, по тому же по сыску, взяти за Государя. А пашенных крестьян, будет которые объявятся по роспросу их поыестей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки, и погребы, и соляные варницы: и им те лавки и погребы, и варницы продать Государевым тяглым людем, а впредь лавок, и погребов и варниц, опричь Государевых тяглых людей, никому не держати.

9. Которые в городех Патриарши и Митрополичьи, властелинские и монастырские вотчины, села и деревни, и Боярские и Околь­ничих и Думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд с посады, и которые около посадов: и те села и деревни указал Государь взяти за себя Государя, и устроити их с посады, в ряд с своими Государевыми тяглыми людьми, всякими податьми и службами. А в которых их в тех селах и в деревнях объявятся пашенные крестьяне: и тех крестьян указал Государь описать себе статьею. А которые Патриарши и Митрополичьи, и властелинские и монастырские вотчинные слободы и села и деревни, Боярские и Окольничих и Думных и ближних, и всяких чинов людей вотчинные и по­местные слободы, села и деревни от посадов неблизко, а в них живут торговые люди, а изстари они бывали посадские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торговые промыслы: и по сыску, тех торговых и промышленных людей указал Государь взяти в те же городы, в посад, на старые их тяглые места, и устроити с тяг­лыми с посадскими людьми. А будет в тех селех и в деревнях, которые крестьяне объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они напередь сего в посадских людех не бывали, и тягла не платили: и тех крестьян указал Государь дати на крепкие поруки, что им впредь в лавках и в погребах не сидети и не торговати, и варниц и кабаков не откупати, а те лавки и погребы и варницы поодати тяглым людем,

11. А которые в городех стрельцы, и казаки, и драгуны вся­кими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом, и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют: и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити Государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякие Государевы подати платити и службы служити с посадскими людьми в.ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем.

13. А которые Московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за Патриархом же и за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, и за мо­настыри, и за Бояры, и за Окольничими, и за Думными, и за ближними и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и на церковных землях: и тех всех сыскивати, и свозити на старые их посадские места, где кто живал напредь сего, бездетно же и безповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за Государя, ни за ково в закладчики не записыватися и ничьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя приимати в закладчики, по тому же быти от Государя в великой опале, и земли, где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на Государя.

15. А которые Боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве и по городом покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем Боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владеть, и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь Государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяты на Государя безденежно; да им же за то быти от Государя в великой опале и в торговой казни.

19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных городех: и тем тяглым посадским людем и впредь жити в тех местех, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводити.

20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в городех за Патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за Бояры, за Окольничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах: и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А которые розвезены в уезды, в села и в деревни с посадов: и тех всех сыскивая, свозити на посады тех городов где кто сыскан будет.

24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с тяглых жеребьев и живут на Москве и в ружничье палате, и в иных розных Приказех, а на тягле они сами были и тяглых отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут Государю бити челом сотенные люди, что бы их взяти по прежнему в тягло: и о тех мастеровых людех докладывати Государя имянно, как о тех мастеровых людех Государь укажет, а без докладу их в сотни не отдавати.

39. А которые тяглые люди продают беломестцом тяглые свои дворы, а пишут вместо купчих закладныя, и те свои дворы про­срочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат, обеливают: и черным людем в чёрных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест не тяглым людем не закладывати и не продавати. А кто продаст, или заложит беглым людем тяглый двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным, у кого те дворы были заложены, в деньгах отказывати. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат: и тех черных людей за воровство бити кнутом.

ГЛАВА XX. СУД О ХОЛОПЕХ

А в ней 119 статей

1. Которые дети Боярские наверстаны, и у разбору и в служилых списках и ни в какой Государево службе нигде не объявили-ся, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в Боярских дворех, а били челом они в Боярские дворы в прошлых годех, до нынешняго Государева указу: и тем детем Боярским неверстанным и впередь быти в Боярских дворех по прежнему.

2. А впередь детей Боярских верстаных и неверстанных никому в холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без Государева имянного указу, кабал не давати.

7. А будет к кому придут какие люди, и учнут бити челом в хо­лопство, а скажутся, что они вольные люди: и тем людем, к кому они придут, распрашивати их, какие они вольные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в Государево службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в Государево службе и в тягле нигде, и в холопех, и во крестьянех, и в бобылях ни у кого не бывали: и тем людем, к кому такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людем, которые их в Холопей приказ приведут: и те их речи записав, велети на них давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем велети к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати.

20. А давати служилыя кабалы на холопей, который будут в пятнатцать лет; а которыя будут меньше пятнатцати лет: и на тех служилых кабал не давати. А кто служилую кабалу оболжи-вит: и та кабала вершити по суду.

21. А кто возмет на полнаго, или на докладнаго, или на ста-риннаго холопа кабалу, не опытав без отпускныя: и того холопа по сыску отдати тому, чья крепость старее.

22. А что холоп, бегаючи от стараго своего Боярина, бил челом во двор иному и тем учинил ссору: и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря, иным не повадно было так воровать.

30. А у которых людей холопи породилися от кабальных их людей, а живут они у них многие годы без кабально: и на таких холопей тем людем, у кого они живут безкабально, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят: и на них кабалы дати и в неволю, потому, что они живут у них безкабально многие.годы.

31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан: и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи написаны кому в духовной и по рядной в приданых: и те люди, по духовной и по рядной записи, по рабе холоп и по холопе раба.

32. А будет положат на одного холопа две полныя, или две докладныя, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

34. А будет чьего холопа возмут в полон в иную в которую землю, а после того, тот холоп из полону выдет: и он старому Боярину не холоп, и жену его и дети для Полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему Боярину, и того холопа старому Боярину привести к записке в Холопий приказ, и роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати с головы по алтыну.

35. А которой холоп изменит, побежит в иное господарство, а после того выдет он из того господарства в Московское госу­дарство собою: и он старому Боярину холоп по старому холопству по тому, что он в иной земле был в бегах, а не полоном взят.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 695 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.