Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурно-мировоззренческая функция




Это достаточно древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. В дальнейшем с возникновением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.

В эпоху Возрождения и большую часть периода Нового времени влияние науки в обществе обнаруживается почти исключительно в сфере мировоззрения. Именно в этой сфере шла острая борьба между теологией (богословием) и наукой.

В эпоху средних веков теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать коренные мировоззренческие проблемы. К ним относились вопросы о строении Вселенной, о месте в ней человека, о смысле и высших ценностях жизни. Наука же в этот период решала частные проблемы земного порядка.

Вплоть до эпохи Возрождения религиозное мировоззрение было господствующим. Религия представлялась носительницей единственной и всеобъемлющей истины.

И только переворот в миропонимании, совершенный Николаем Коперником (середина XVI века), позволил науке впервые оспорить у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было отказаться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией. Одновременно надо было согласиться и с представлениями, которые резко противоречили обыденному миропониманию.

Таким образом, только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Но это участие давалось с трудом из-за мощного сопротивления церковной власти, с точки зрения которой каждое научное утверждение должно было проходить испытание на соответствие религиозным текстам. В этой связи уместно вспомнить сугубо негативную оценку учения Коперника одним из основоположников протестантизма Лютером. С его точки зрения, «дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». Гонения на науку (запрет учения Коперника, сожжение инквизиторами Джордано Бруно, суд над Галилеем и т.д.) составляют позорную страницу истории и олицетворяют собой борьбу религиозного догматизма против передовых научных идей.

Лишь после Ньютона, с развитием опытного естествознания наука стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. С возрастанием количества крупных научных открытий ослаблялись связи научного сообщества с религией, наука отвоёвывала у неё все новые и новые рубежи.

Прошло немало времени, прежде чем наука, уже в XIX веке, стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, т.е. в вопросах, касающихся строения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.

Еще большее время потребовалось, чтобы предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования. Поэтому образовательная функция науки, близкая к мировоззренческой, проявилась главным образом уже в ХХ столетии. В наше время нельзя стать образованным человеком без знания основ фундаментальных наук.

Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

В результате осуществления культурно-мировоззренческой функции научные представления превратились в составную часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.